Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Выбор TMS-системы: на что обратить внимание?

Выбор TMS-системы: на что обратить внимание?

Советы по поиску правильного решения для вашего бизнеса


Логистическая отрасль постоянно развивается, и все более актуальными становятся системы управления перевозками (TMS). Их внедрение позволяет предприятиям лучше управлять операциями в цепи поставок, обеспечивать качественный клиентский сервис и экономить затраты на логистику.


Выбор TMS-системы – ответственное решение для менеджмента компании. Важно определиться с требованиями к решению и путями модернизации выбранной TMS. Переключаться от одной программы к другой – всегда дополнительные расходы для бизнеса.


Команда TMS Маппа выпускает второй материал в партнерстве с компанией Лобанов-Логист. Из статьи вы узнаете о факторах, которые необходимо учитывать при выборе системы управления транспортом.


В конце материала вы найдете сравнительную таблицу для выбора лучшей TMS-системы.


1/ Необходимость автоматизации транспортных процессов

2/ Региональная и внутригородская доставка в TMS-системе

3/ Интеграции TMS-системы

4/ Работа с наемными и внештатными сотрудниками в TMS-системе

5/ Работа TMS-системы в труднодоступных регионах

6/ Работа TMS-системы с маршрутизацией

7/ Сертификация TMS-системы

8/ Ценовая политика приобретения TMS-системы

9/ IT-инфраструктура TMS-системы: On-Premise или Cloud-based

10/ Советы по выбору TMS-системы

11/ Таблица выбора TMS-системы


Мои партнёры из команды «Маппа» смотрят на вопрос выбора TMS-системы как ИТ-специалисты, я же вижу в TMS-системе управления транспортом - инструмент автоматизации практической работы логиста. Поэтому взгляд с двух сторон на один объект (TMS) может быть очень полезен и эффективен

Николай Лобанов, эксперт по логистике


1/ Необходимость автоматизации транспортных процессов в TMS-системе


Ещё в 2007 году Николай Лобанов написал статью «Логистическое управление внутригородскими поставками в мегаполисе» , в которой описал необходимость автоматизации транспортных процессов и пожелания логистов к TMS – системе управления транспортом.


15 лет назад о TMS мало кто слышал и мало, кто задумывался о том, чтобы тратить на неё деньги. Но уже тогда TMS считали основные расходы на транспорт: ГСМ, ЗП водителя, ремонты, штрафы, резину, амортизацию ОС (основных средств).

Николай Лобанов, эксперт по логистике


Транспортные затраты - статья бюджета, особенно актуальная при работе с крупными розничными сетями. Поставки товара в их точки идут очень маленькими партиями, а очереди, чтобы сдать привезённый товар измеряются часами, а то и сутками. Отношение «сетей» к поставщикам зачастую диктаторское. Крайним в цепочке поставок оказывается водитель.


Затраты компаний в бюджетных статьях на транспорт по поставке товара клиенту составляют 3–6% от цены товара. При поставках в «сети» эти затраты значительно превышают средние показатели. Как этот ущерб можно минимизировать?


Привести транспортную логистику к «правилу шести». Оно в полной мере определяет основные задачи:

«Getting the right product, to the right place, at the right time, in the right quantity, with the right quality, for the right cost».


На русском языке это буквально будет звучать так:

«Получить правильный продукт, в правильном месте, в правильное время, в правильном количестве, правильного качества и с правильными затратами».


Иногда, правда, добавляют седьмой пункт «for the right customer» – «для правильного покупателя», что тождественно пункту «правильное место», но это не более, чем вариант трактовки, суть от этого не меняется.


Логистика – это мировоззрение под определённым ракурсом. Это взгляд на бизнес через «призму издержек». Это Система, которая связывает, организует, контролирует, координирует и оптимизирует все элементы бизнес-структуры, с целью получения максимальной эффективности предприятия в целом.


Что из функционала TMS-систем важно, а что нет и без чего можно обойтись в 2023 году? Разбираемся в следующих пунктах.


2/ Региональная и внутригородская доставка в TMS-системе


Рейтинг TAdviser насчитывает более 170 TMS-решений, представленных в России. Все они отличаются логистической сложностью, масштабом и пулом решаемых задач. Часть TMS-систем закрывает вопросы доставки внутри города, часть имеет функционал управления перевозками между городами и регионами.


TMS стала обычным инструментом логиста. Количество предлагаемого ПО класса TMS перевалило за 150 и стало очень сложно разобраться в этом многообразии и какие требования предъявлять к TMS.

Николай Лобанов, эксперт по логистике


Автоматизация востребованного звена перевозок повышает эффективность использования TMS. Затраты на приобретение и разворачивание системы снизятся, если вы ориентируетесь только на последнюю милю логистики и подберете решение, которое ограничено операциями внутри города.


TMS-системы на рынке России



При выборе TMS-системы важно учитывать перспективу развития транспортного отдела. Если в будущем вы планируете расширять функционал, например, подключать к системе магистральные перевозки и организовывать доставку день в день, то TMS-система должна иметь возможность интеграции с дополнительными модулями.


Если раньше было нормально делать доставку через два дня, а доставка на следующий день считалась верхом логистического искусства, то сейчас иные требования к логистике, к точности и качеству доставки товара клиенту. Часто требуется доставка уже не за часы, а за минуты:   «Самокат» доставляет заказ за 15-20 минут! «Петрович» стройматериалы и инструмент доставляет за пару часов!

Николай Лобанов, эксперт по логистике


Разрозненная интеграция систем становится большой проблемой обслуживания TMS в стадии активного роста компании.


3/ Интеграции TMS-системы


Системные интеграции — это комплексы решений, объединяющие различные ИТ-системы, в том числе TMS. Интеграции расширяют возможности программы, а логист получает более эффективный инструмент управления транспортными процессами.


Существует два основных метода, используемых для интеграций приложений и баз данных – API и прямое подключение. API позволяет двум приложениям взаимодействовать друг с другом: одно приложение просит другое выполнить определенное действие. API-интерфейсы, как правило, обеспечивают плавную интеграцию TMS-систем.


Прямое подключение предполагает, что два приложения напрямую взаимодействуют друг с другом. Обычно оно используется, когда одному приложению требуется получить доступ к данным другого приложения. Например, когда необходимо синхронизировать две базы данных или пользователю необходимо войти в приложение.


Интеграции TMS-систем


Современные TMS-системы интегрируются с программным обеспечением разного характера: от соединений с WMS до менее масштабных подключений. Например, геокодеры или системы спутникового мониторинга. 


О геокодерах мы рассказывали в статье «Сравнение геокодеров: какой лучше выбрать?».


Возможность TMS-системы интегрироваться дает несколько преимуществ в использовании:

●       Повышение эффективности и экономия затрат;

●       Улучшенная видимость бизнес-операций.


С другой стороны, системная интеграция имеет свои недостатки:

●       Высокие первоначальные инвестиционные затраты на интеграции;

●       Сложность в обслуживании и обновлении;

●       Риск недоступности серверов интегрируемых сервисов;

●       Безопасность.


При выборе TMS имейте в виду, что прямое подключение более безопасно, чем API, поскольку данные в этом соединении не являются общедоступными. Однако это требует больше работы по настройке и сложнее в обслуживании.


4/ Работа с наемными и внештатными сотрудниками в TMS-системе


В организации доставки последней мили логисты часто сочетают использование собственного автопарка и работу с наемным транспортом. Внештатных водителей и курьеров подключают в периоды пиковой нагрузки службы доставки, когда собственного ресурса не хватает.


Гибкая структура транспортного отдела позволяет быстро реагировать на изменения спроса. Она эффективна в части экономии затрат на поддержание постоянного штата.


Выбирая TMS-систему, принимайте во внимание возможность программы обеспечить работу наемного персонала: их быстрое включение в процесс и контроль результативности. Важно учитывать легкость в освоении незнакомой системы «новым водителем» - потребуется ли ему доступ к специализированным знаниям?


5/ Работа TMS-системы в труднодоступных регионах


Внедрение TMS-системы в труднодоступных регионах - сложная задача. Инфраструктура и возможности подключения, доступные в таких регионах, часто ограничены. Пересеченная местность и прочие географические условия затрудняют развертывание системы и подключение мобильного персонала.


При выборе TMS-системы постарайтесь узнать, насколько эффективно она работает у представителей вашего региона, с какими проблемами они сталкиваются, как их решают (или не решают) разработчики.


При наличии правильной стратегии, включающей анализ имеющейся инфраструктуры, дорожных сетей и телекоммуникаций, система TMS может быть успешно внедрена даже в самых труднодоступных регионах.


Конечно, стоимость внедрения может оказаться выше из-за ограниченности ресурсов региона. Но повсеместное развитие цифровых технологий и привлечение альтернативных источников финансирования (гранты, государственные программы) помогут снизить затраты на обеспечение системы после ее запуска.


TMS система в труднодоступных регионах



Сейчас TMS-системы обладают элементами искусственного интеллекта, заменяя логиста, диспетчера на 80–90%. Это дает понимание эффективности начальных инвестиций на внедрение TMS-системы

Николай Лобанов, эксперт по логистике


6/ Работа TMS-системы с маршрутизацией


Внедрение системы управления перевозками с возможностями маршрутизации может значительно повысить эффективность бизнес-операций. Сейчас никого не удивишь маршрутом из 20-30 торговых точек за одну смену: каждая минута дорога.


Используя новейшие технологии, TMS с маршрутизацией обеспечивает интеллектуальное планирование маршрута, отслеживание ситуации на дорогах в режиме реального времени, автоматическое составление маршрутных листов и другие функции, которые упрощают и оптимизируют «последнюю милю».


TMS должна уметь планировать и перепланировать маршрут доставки, если произошли отклонения по времени в контрольных точках. Водитель задержался в пробке или на складе клиента по доставке на полчаса, что естественно для больших городов. Тогда TMS должна пересчитать и перепланировать доставку.

Николай Лобанов, эксперт по логистике


Об алгоритме маршрутизации мы рассказывали в статье «Планирование маршрутов доставки. Алгоритм автоматической маршрутизации».


Выбирая TMS-систему, оцените, насколько востребована функция автоматического планирования маршрутов в вашей компании. Может случиться так, что на данный момент «умный планировщик» избыточен, и стоимость интеграции непомерна высока. Необходимость компании в планировщике должна рассчитываться по количеству единиц автопарка и темпам роста доставок.


TMS с маршрутизацией повышает эффективность операций по распределению и логистике, снижает транспортные расходы и сроки доставки. Для корректной работы вам потребуется первоначальная настройка в соответствии с целью оптимизации – минимум пробега, минимум транспорта или минимум временных затрат на доставку.


Логисту нужна система TMS, которая будет работать в режиме онлайн, в реальном времени.

Статические маршруты – это уже неактуальное ретро для «дальнобойщиков». В «городской» доставке водителю нужны динамические маршруты, которые меняются в зависимости от реальной обстановки на дороге.

Николай Лобанов, эксперт по логистике


7/ Сертификация TMS-системы


Сертификация программного обеспечения - процесс, который гарантирует, что система правильно настроена и отвечает требованиям автоматизации. Сертификация системы позволяет оценить меры безопасности системы и защиты данных. В конечном счете, целью сертификации является гарантия того, что система эффективна, надежна и соответствует применимым нормативным актам.


Преимущества сертифицированной TMS системы



Для получения профильных сертификатов разработчики выполняют несколько шагов:

●       Идентификация применимого стандарта/ов

●       Сбор необходимой документации и информации

●       Оценка ПО органами по сертификации


Если разработчик TMS-системы имеет соответствующие сертификаты, значит он инвестировал немалые средства для их получения, и вы можете рассчитывать, что работа в программе происходит с соблюдением стандартов, установленных сертифицирующими органами.


8/ Ценовая политика приобретения TMS-системы


Стоимость TMS-системы – один из ключевых параметров выбора в пользу того или иного решения. 


В общем понимании, на стоимость TMS-системы влияют:

●       Размер и сложность системы;

●       Характеристики и функциональность, включенные в систему;

●       Интеграция с другими системами/платформами.


При оценке стоимости TMS-систем следует понимать, насколько инвестиции будут отвечать бизнес-целям компании. Полезно рассмотреть нескольких поставщиков и включить в расчет эксплуатационные расходы в долгосрочной перспективе.


Сравнение TMS-систем конкурентов


9/ IT-инфраструктура TMS-системы: On-Premise или Cloud-based


Традиционно предприятия полагались на локальные системы управления транспортом (on-premise/серверные решения), которые управляются локально в рамках организации. Однако облачные системы набирают популярность, поскольку они обеспечивают большую гибкость и масштабируемость.


«Информационные технологии вышли на заоблачные вершины и большая часть ПО живёт в «облаках»

Николай Лобанов, эксперт по логистике


Преимущества локальных систем управления транспортом (On-Premise):

●       Значительный контроль над системой

Организация полностью контролирует систему управления транспортом и данные, связанные с ней.

●       Экономия затрат

On-Premise система дешевле в приобретении и обслуживании, чем облачная

●       Повышенная безопасность

Локальные системы, как правило, имеют лучшие меры безопасности, поскольку они управляются изнутри.

●       Возможность кастомизации

On-premise решения легче адаптировать под конкретные требования, внести уникальные изменения согласно бизнес-процессам организации.

Преимущества облачных систем управления транспортом (cloud-based):

●       Легкая масштабируемость

Облачные системы легко масштабируются в зависимости от потребностей организации.

●       Быстрое внедрение.

Облачные системы быстро разворачиваются, поскольку они размещаются на внешних серверах.

●       Меньшие требования к аппаратному обеспечению


Облачные решения не требуют от организации значительных вычислительных мощностей оборудования.


Как локальные, так и облачные системы управления транспортом имеют свои преимущества. При выборе TMS-системы необходимо отталкиваться от конкретных требований. Главным образом, выбор между двумя подходами зависит от бюджета, масштабируемости, безопасности и времени, отводимого на внедрение.


10/ Советы по выбору TMS-системы


Как вы понимаете, выбор системы управления транспортом (TMS) может оказаться непростой задачей. 


Совместно с Николаем Лобановым мы объединили все полезные советы, которые следует учитывать при принятии решения:


  1. Определите ваши потребности, а также цели и задачи перед программой


Прежде чем вы начнете поиск, важно определить конкретные потребности вашего бизнеса. Учитывайте размер вашей организации, количество транспортных средств, которые вам требуются, и типы услуг, в которых вы нуждаетесь.


«Учётные» функции TMS, конечно, остаются актуальными: нужно считать ГСМ, ЗП, следить за всем по факту событий, но этого уже мало, недостаточно только заниматься учётом на транспорте.

Николай Лобанов, эксперт по логистике


Проведите исследование


Как только вы определили свои потребности, изучите доступные системы управления транспортом. Ознакомьтесь с функциями и возможностями каждой системы, а также с их моделями ценообразования и вариантами обслуживания и развития.

Сравните функции


Сравните функции различных систем управления транспортом и определите, какая из них лучше всего соответствует потребностям вашего бизнеса. Учитывайте масштабируемость системы, простоту использования, доступные интеграции и качество обслуживания клиентов.



Попросите демонстрационную версию


Как только вы сузите круг потенциальных TMS-систем, попросите поставщиков предоставить демонстрационную версию. Это позволит вам лучше понять возможности программного обеспечения и то, как оно может помочь вашему бизнесу.



Оцените стоимость


При выборе системы управления транспортом важно учитывать конечную стоимость. Определите, какой из поставщиков предлагает наилучшую стоимость и во сколько будет обходиться система в обслуживании.



Получите обратную связь


Попросите ваших сотрудников, клиентов и поставщиков высказать свое мнение о различных системах управления транспортом. Это даст вам представление о том, как системы работают в реальных сценариях.



Примите решение


После того, как вы оценили функции, стоимость и отзывы, принимайте решение. Выберите систему управления транспортом, которая наилучшим образом соответствует вашим потребностям и бюджету!


Сегодня TMS должна быть умным помощником логиста, водителя, который берёт на себя большую часть их функций. Есть ли такие умные TMS? Есть, но их очень немного!

Николай Лобанов, эксперт по логистике


11/ Таблица выбора TMS-системы


Чтобы ваше решение по выбору TMS-системы оказалось правильным, мы подготовили сравнительную таблицу. Скачивайте ее копию и заполняйте данными решений, которые рассматриваете в качестве TMS для вашего бизнеса


Открыть

*Чтобы у вас появилась возможность редактирования таблицы, скачайте ее копию в свое хранилище и начинайте заполнение:

Файл → Создать копию → Скопировать


Александр Комиссаров

Николай Лобанов

дата: 07.02.2023 18:36:01    просмотров: 818

рейтинг: 
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.57)



Рекламный блок

Крупная транспортная компания "Деловые линии" открыла первый в ЛНР грузовой склад устав от борьбы с РЖД 10 признаков ММЛФ-2024 – бизнес-форум для логистов