Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Исследование Околотаможенного рынка и организации процессов таможенного оформления.

Исследование  Околотаможенного рынка и организации процессов таможенного оформления.



СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1 Внешняя торговля 3
1.1 Выводы 6
2 Анализ концепции развития таможенных органов. 6
2.1 Таможенно - тарифные меры 7
2.2 Основные направления работы по оптимизации таможенного тарифа 7
2.3 Таможенная политика в части таможенных платежей 10
2.4 Таможенное администрирование 12
2.5 Выводы 18
3 Цели и стратегия основных направлений деятельности Минтранса 21
3.1 Задачи Министерства транспорта на 2006-2008 23
3.2 Приоритетные проекты развития транспортной отрасли 24
3.3 Выводы 29
4 Анализ участников околотаможенного рынка 31
4.1 Выводы 39
Цель и методология исследования 40


 

1.Внешняя торговля

Объемы международной торговли на протяжении 2005 г. увеличивались высокими темпами. Положение на мировых рынках товаров, составляющих основу российского экспорта, на протяжении практически всего 2005 г. постепенно улучшалось, рост цен на мировых рынках на многие товары возобновился. Внешнеэкономическая конъюнктура в 2005 г. была благоприятной для России, хотя мировые цены на энергоносители росли, что влияло на увеличение объема экспорта.

По данным таможенной статистики в январе 2ё006 года внешнеторговый оборот России составил 26,7 млрд.долларов США и по сравнению с январем 2005 года увеличился на 42,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 23,0 млрд.долларов США (рост на 43,8%), со странами СНГ – 3,7 млрд.долларов США (рост на 32,9%).
Сальдо торгового баланса в январе 2006 года сложилось положительное и составило 14,3 млрд.долларов США против 9,3 млрд.долларов США в январе 2005 года.
Экспорт России в январе 2006 года составил 20,5 млрд.долларов США и по сравнению с январем 2005 года увеличился на 45,8%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 18,0 млрд.долларов США (рост на 45,9%), в страны СНГ – 2,5 млрд.долларов США (рост на 45,2%).

 

В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетических товаров в январе 2006 года составил 73,0% от всего объема экспорта в эти страны (в январе прошлого года – 64,3%), металлов и изделий из них – 11,8% (19,0%), продукции химической промышленности – 5,4% (6,0%), машин и оборудования – 3,7% (2,9%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 2,8% (3,7%).

 

В январе 2006 года экспорт нефти сырой составил 16,4 млн.тонн. Поставки нефтепродуктов в январе 2006 года по сравнению с январем 2005 года увеличились на 15,0%, природного газа – на 5,9%. Выросли физические объемы экспорта каменного угля на 56,2%, мазута – на 27,5%, азотных удобрений – на 57,6%, калийных удобрений – на 61,3%, алюминия необработанного – на 42,8%, синтетического каучука – на 9,4%, круглого леса – на 8,7%, чугуна – на 13,9%.
В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе 2006 года доля продукции топливно-энергетического комплекса составила 57,1% от всего объема экспорта в эти страны (в январе прошлого года – 52,8%), металлов и изделий из них – 9,7% (10,5%), машин и оборудования – 13,4% (14,3%).

 

По сравнению с январем 2005 года выросли поставки угля каменного (физические объемы) – на 31,4%, топлива реактивного – в 2,4 раза. Поставки нефти сырой в январе 2006 года на Украину сократились в 2 раза.
По сравнению с январем 2005 года стоимостные объемы экспорта машин и оборудования выросли на 32,6%, металлов и изделий из них – на 30,3%. Экспорт проката плоского из железа и нелегированной стали (физические объемы) увеличился на 63,8%, черных металлов – на 37,9%

 

Импорт России в январе 2006 года составил 6,2 млрд.долларов США и по сравнению с январем 2005 года вырос на 31,4%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 5,0 млрд.долларов США (рост на 36,8%), из стран СНГ – 1,2 млрд.долларов США (рост на 12,7%).
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля машин и оборудования составила 47,6% (в январе 2005 года – 44,4%), продукции химической промышленности – 18,0% (17,4%), продовольственных товаров и сырья для их производства – 15,9% (19,2%).

 

В январе 2006 года по сравнению с январем 2005 года увеличились закупки в странах дальнего зарубежья (физические объемы) мяса свежего и мороженного – на 39,6%, цитрусовых – на 4,5%, медикаментов – на 7,3%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – на 31,0%, автомобилей легковых – на 20,5%.
В импорте из стран СНГ выросли закупки (физические объемы) древесины и целлюлозо-бумажных изделий – на 26,4%, черных металлов – на 11,1%, труб – в 8,6 раза, автомобилей легковых – на 69,1%.

  

В страновой структуре внешней торговли России особое место, как крупнейший экономический партнер страны, занимает Европейский Союз. На его долю в январе 2006 года приходилось 56,2% российского товарооборота (в январе 2005 года – 53,6%). На страны СНГ в январе 2006 года приходилось 13,9% российского товарооборота (в январе 2005 года – 14,9%), на страны ЕврАзЭС - 7,1% (7,9%), на страны АТЭС – 15,5% (15,7%).
Основными торговыми партнерами России в январе 2006 года среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил 2,9 млрд.долларов США (134,5% к январю 2005 года), Нидерланды – 2,3 млрд.долл.США (187,8%), Италия – 2,3 млрд.долл.США (148,0%), Китай – 1,8 млрд.долл.США (180,5%), Турция – 1,1 млрд.долл.США (125,9%), Польша – 1,0 млрд.долл.США (146,1%), Соединенное Королевство – 0,9 млрд.долл.США (189,7%), Швейцария – 0,8 млрд.долл.США (200,2%), Франция – 0,8 млрд.долл.США (152,9%), США – 0,7 млрд.долл.США (103,5%).

 

Если рассмотреть в совокупности изменения в статистике январь –февраль 2006 года , то можно сделать следующие выводы :
По предварительным данным таможенной статистики за январь-февраль 2006 года импорт из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении составил 11 484,6,3 млн. долл. США и по сравнению с аналогичным периодом 2005 года увеличился на 32,6 процента.
В феврале 2006 года стоимостной объем импорта товаров из стран дальнего зарубежья составил 6 450,0 млн. долл. США и по сравнению с январем 2006 года увеличился на 28,1 процента или на 1 415,4 млн. долл. США.

 

Рост импорта из стран дальнего зарубежья наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Так, импорт машиностроительной продукции увеличился на 24,8 процента и составил 2 990,0 млн. долл. США, химической продукции – на 33,5 процента (1 210,7 млн. долл. США), продовольственных товаров и сырья для их производства – на 37,4 процента (1 100,0 млн. долл. США), текстильных изделий и обуви – на 31,2 процента (266,5 млн. долл. США).
В группе продовольственных товаров и сырья для их производства в 2 раза возрос импорт табака, зерновых культур – в 1,8 раза, сахара – в 1,7 раза, рыбы – в 1,6 раза, мяса и субпродуктов – на 42,8 процента, овощей – на 36,7 процента, молочных продуктов – на 31,8 процента, алкогольной и безалкогольной продукции – на 29,6 процента, фруктов – на 25,9 процента, масла растительного – на 17,9 процента.

 

Среди товаров химической промышленности ввоз фармацевтической продукции увеличился на 47,6 процента, мыла и синтетических моющих средств – на 34,7 процента, парфюмерно-косметических товаров – на 27,7 процента, полимеров и каучука – на 27,5 процента, продуктов органической и неорганической химии – на 6,9процента.
Импорт текстильных изделий и обуви увеличился за счет роста в 1,8 раза закупок текстильной одежды, трикотажной одежды – в 1,7 раза, хлопка – на 49,9 процента, готовых текстильных изделий – на 49,4 процента, трикотажного полотна – на 26,9 процента, химических волокон – на 21,3 процента, текстильных материалов – на 12,5 процента, обуви – на 7,5 процента, вместе с тем закупки химических нитей сократились на 20,0 процентов.

 

В импорте машиностроительной продукции на 47,5 процента возросли закупки средств наземного транспорта, инструментов и аппаратов оптических – на 44,7 процента, электрооборудования – на 25,4 процента, механического оборудования – на 7,5 процента.
В феврале 2006 года относительно февраля 2005 года импорт из стран дальнего зарубежья увеличился на 29,5 процента.
В феврале 2006 года по сравнению с февралем 2005 года наблюдался рост закупок текстильных изделий и обуви на 51,2 процента, продукции машиностроения – на 34,8 процента, химической продукции – на 28,9 процента, продовольственных товаров – на 23,1 процента.

 

В импорте продовольственных товаров в 2 раза возросли закупки сахара, овощей – на 42,9 процента, мяса и субпродуктов – на 39,9 процента, фруктов – на 38,5 процента, табака – на 34,1 процента, молочных продуктов – на 33,0 процентов, алкогольной и безалкогольной продукции – на 14,8 процента, тогда как стоимостной объем ввоза в феврале 2006 года рыбы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменился, а закупки масла растительного сократились на 22,1 процента, зерновых культур – на 7,4 процента.

 

Среди товаров химической промышленности в 1,5 раза увеличился импорт фармацевтической продукции, мыла и синтетических моющих средств – на 33,8 процента, полимеров и каучука – на 28,6 процента, парфюмерно-косметических товаров – на 15,8 процента, при этом закупки продуктов органической и неорганической химии остались практически на уровне февраля прошлого года.

 

В группе текстильных изделий и обуви в 1,8 раза возросли закупки обуви, текстильной одежды и текстильных материалов – в 1,7 раза, трикотажной одежды и готовых текстильных изделий – в 1,6 раза, трикотажного полотна – на 49,4 процента, химических волокон и хлопка – на 20,0 процентов, при этом закупки химических нитей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменились.
Импорт машиностроительной продукции увеличился за счет роста в 1,6 раза закупок средств наземного транспорта, электрооборудования – на 45,0 процентов, инструментов и аппаратов оптических – на 28,4 процента, механического оборудования – на 12,1 процента.


 

1.1 Выводы:

 
1.Наиболее значительный рост импорта наблюдался в сравнении с 2005 годом на некоторые группы продовольственных товаров (сахар, зерновых культур, табака ), что объясняется развитием пищевой промышленности на территории Россия, инвестирование средств в производство на территории РФ известных брендов продуктов питания это в свою очередь спровоцировало дефицит сырья и рост цен на сырье пищевой промышленности.

 
2.Одновременно с этим импорт мяса и субпродуктов а также овощей сдерживается введением Минсельхозом и ветеринарной службой РФ ограничений на ввоз этих групп товаров на территорию РФ из многих стран, которое объясняется как политическими причинами так и несоблюдением некоторыми странами требований фитосанитарных и ветеринарных служб нашей страны, организованной фальсификацией стран происхождения товаров.

 
3.По причине введения новых правил ввоза товаров физическими лицами товаров для личного пользования (уменьшения веса недекларируемой ручной клади и уменьшение стоимости ввозимых недекларируемых товаров) увеличилась доля официально ввозимых и декларируемых текстильных и трикотажных товаров –одежды , тканей , а также обуви. Эти группы товаров ранее ввозились в основном «челноками» , чей бизнес после принятия таможенными органами новых нормативных актов стал невыгоден. Следовательно производители и импортеры одежды и обуви вынуждены были переводить часть бизнеса в «белое» поле.


 
Общий рост импорта по сравнению с началом 2005 года во многом объясняется не ростом именно международной торговли , а выведением участниками внешнеэкономической деятельности своего бизнеса в «белый» сегмент в связи с ужесточением контроля таможенными органами , обменом информацией о торговой деятельности между странами, объявленной Минэкономразвития борьбой с коррупцией в таможенных органах . Все эти причины сделали «серый» импорт и особенно контрабанду рискованным и дорогостоящим процессом.

 
Необходимо обратить внимание на привлечение на обслуживание компаний ,занимающиеся торговлей импортной одежды , обуви , т.к. в ближайшее время они будут поставлены в условия при которых будут вынуждены переводить свой импорт в «белое» поле.

В такие же условия будут поставлены компании торгующие стройматериалами ( обои, ковролин , линолиум).

 
2. Анализ концепции развития таможенных органов.
Основные задачи таможенной службы, которые они определили для себя на 2006 год ,включают :
- Обустройство и интегрированное управление на границе.
- Борьба с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости ,заявлением недостоверных данных о стране происхождения.
- Поэтапное сближение таможенного законодательства России и Евросоюза
- Внедрение новых информационных технологий таможенного администрирования и предварительного информирования.
- Изменение подходов к работе с кадрами, повышение профессионализма должностных лиц и борьба с коррупцией.


Об основных направлениях таможенной политики на 2007-2009 годы:

Главной особенностью таможенной политики государства является ее многофункциональность, в рамках которой рассматриваются такие основные задачи, как поддержка рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, защита экономических интересов отдельных отраслей промышленности, рационализация товарной структуры ввоза, пополнение доходной части бюджета, обеспечение равных условий конкуренции.

Основными направлениями таможенной политики на 2007-2009 года являются совершенствование:

- таможенно-тарифных мер;
- таможенной политики в части таможенных платежей;
- таможенного администрирования.




2.1 Таможенно-тарифные меры

Основная работа в части совершенствования таможенно-тарифной политики будет направлена на оптимизацию таможенного тарифа, имея в виду снижение налоговой нагрузки по широкой номенклатуре товаров, не чувствительных к импорту, при одновременной селективной защите конкурентоспособных отечественных предприятий путем относительно высоких ставок тарифа.
В 2005 году была продолжена работа по установлению режима беспошлинного ввоза на оборудование для металлургической, пищевой, легкой и текстильной, целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей и автомобильной промышленности.



2.2 Основные направления работы по оптимизации таможенного тарифа:

1. Снижение абсолютного размера ставок ввозных пошлин на большую часть номенклатуры технологического оборудования при одновременном точечном сохранении высоких ставок пошлин по тем товарам, где необходим уровень защиты.

Данная мера будет способствовать активному ввозу в Российскую Федерацию технологического оборудования, что является на сегодняшний день крайне актуальным вопросом ввиду высокого износа основных производственных фондов на большинстве российских предприятий. Ввоз современного специального технологического оборудования, предназначенного как для производства средств производства, так и для некоторых предметов потребления (особенно это касается изделий легкой и пищевой промышленности), окажет положительное влияние на развитие промышленного потенциала Российской Федерации.

Кроме того, проведена работа по подготовке решения Правительства Российской Федерации по отмене ставок ввозных таможенных пошлин в отношении широкого перечня оборудования для нефтегазовой, деревообрабатывающей, медицинской, металлургической, авиационной, судостроительной, электронной отраслей промышленности, средств связи и сельского хозяйства. Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации будет внесен в Правительство Российской Федерации до 1 марта 2006 года.

Отмена ставок ввозных таможенных пошлин на указанное оборудование позволит перевооружить и модернизировать ряд крупнейших предприятий промышленности, увеличить объемы производства и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. При подготовке предложений о снижении ставок ввозных таможенных пошлин отдается приоритет предложениям, связанным с импортом высокотехнологичного оборудования, поставка которого способна заметно повысить конкурентоспособность российской продукции и одновременно минимизировать негативные последствия от роста импорта для отечественного станкостроения.


 
2. Установление дифференцированных по своему уровню ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении целого ряда комплектующих элементов, предназначенных, в одном случае, для промышленного производства, а в другом случае - не предназначенных для изготовления данных товаров.

В 2005 году было принято постановление Правительства Российской Федерации \"О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки\". В данном документе были максимально учтены интересы как потенциальных инвесторов, так и российских производителей автокомпонентов. В настоящее время прорабатывается возможность расширения перечня автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки, предназначенных для производства узлов и агрегатов.

Представляется, что принятие таких предложений позволяет, с одной стороны, обеспечить благоприятные условия для увеличения ввоза товаров, имеющих инвестиционный характер, как новыми предприятиями, так и работающими в этой области, а с другой стороны - в значительной степени снижает количество нарушений таможенных правил, имеющих место при ввозе компьютерной техники и телевизоров.


 
3. Расширение практики применения дифференцированных по уровню абсолютных значений ставок таможенных пошлин в зависимости от уровня заявленной стоимости за единицу товара, когда налогообложение тем меньше, чем выше цена единицы продукции.

Особенно эффективен такой подход в случаях, когда требуется тарифная защита в отношении отечественных относительно недорогих товаров, производимых в достаточных количествах российскими предприятиями и обеспечивающих необходимый спрос внутри страны. При этом по дорогим видам рассматриваемого ассортиментного ряда таких товаров при импорте ставки сохраняются невысокими, что позволяет сохранить импорт и обеспечить определенные конкурентные условия. В 2005 году такие решения коснулись дифференцированных ставок пошлин в отношении защитных очков и кожаной обуви.


 
4. Рассмотрение целесообразности увеличения в Таможенном тарифе Российской Федерации доли специфических и комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин и перевода, в дальнейшем, специфических составляющих комбинированных ставок на \"плюсовые\".

Реализация такого предложения, как представляется, позволит на первом этапе (увеличение доли специфических и комбинированных ставок) сократить \"поле\" возможностей для недостоверного декларирования таможенной стоимости, а на втором (переход на \"плюсовые\" составляющие ставок), при одновременном сохранении эффекта первого этапа, поможет оптимизировать порядок расчета размеров комбинированных ставок пошлин в части отсутствия обязательной согласованности величины адвалорных и специфических составляющих этих ставок.

Практический опыт применения такого подхода к формированию таможенных тарифов в США и ЕС показал его достаточно высокую эффективность в части реализации регулятивной и протекционистской функций таможенного тарифа.

Отдельным направлением таможенно-тарифной политики является изменение подходов к налогообложению товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и произведенных на территориях свободных экономических зон, расположенных на территории стран СНГ.

Необходимость решения этого вопроса связана с тем, что товары, произведенные в данных зонах, изготавливаются из иностранных материалов и компонентов, ввезенных на их территорию беспошлинно, и затем поставляются в Россию также без уплаты ввозной таможенной пошлины.


 
Данное обстоятельство ставит отечественных производителей аналогичных товаров в заведомо неравные конкурентные условия.

В целях повышения эффективности работы таможенных органов по определению страны происхождения товаров было бы целесообразным определение на уровне Правительства Российской Федерации критериев происхождения для отдельных видов товаров в виде перечня технологических операций, осуществление которых позволит признать или наоборот не признаешь товар происходящим из той страны, в которой они были произведены. Именно такой подход в определении критериев происхождения наиболее понятен и прозрачен как для таможенных органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности.


 
Как самостоятельное направление таможенно-тарифного регулирования рассматривается применение тарифных квот.

В целях законодательного закрепления тарифных квот в том числе в отношении некоторых видов мяса, импортируемого на территорию Российской Федерации из развитых стран принят Федеральный закон от \"О внесении изменений в Закон Российской Федерации \"О таможенном тарифе\" в соответствии с которым расширяется сфера применения тарифных квот, в частности по сельскохозяйственным товарам, независимо от страны происхождения. Данная поправка, позволяющая Правительству Российской Федерации принимать решения о квотировании независимо от страны происхождения товара, является существенной и необходимой.

В 2006 году рабочей группой Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике по товарам агропромышленного комплекса и рыболовства рассматривается вопрос о введении тарифных квот.


 
Кроме того, с целью более гибкого реагирования на изменение конъюнктуры цен в отношении ряда сельскохозяйственных продуктов следую активизировать применение сезонных пошлин. Такие пошлины, как мера поддержки национальных производителей достаточно активно используются многими зарубежными странами. Для того чтобы избежать \"закрытия\" рынка отдельных товаров для импорта и вследствие этого возможного ущерба для потребителей таких товаров, можно было бы расширить практику применения сезонных пошлин на сельскохозяйственные товары с короткими сроками хранения.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации \"О Таможенном тарифе\" ставки вывозных таможенных пошлин являются оперативной мерой регулирования внешнеэкономической деятельности.

В течение 2007-2009 гг. предполагается поэтапная отмена вывозных таможенных пошлин в отношении товаров с высокой степенью добавленной стоимости. А также в отношении товаров, экспорт которых не дает значительных поступлений в доходную часть федерального бюджета.



2.3 Таможенная политика в части таможенных платежей

За 2005 год таможенными органами фактически в федеральный бюджет было перечислено 2 102,22 млрд.руб., что превышает объем собранных таможенных платежей в 2004 году на 882,68 млрд.руб. (72,4%) (в 2004 году сумма перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет составила 1 219, 54 млрд.руб.

Динамика взимания таможенных платежей за 2004-2005 г.г. показывает ежемесячное увеличение поступлений таможенных платежей.

Объем собранных таможенных платежей при импорте в 2005 году составил 750,31 млрд.руб., что превышает сумму перечислений импортных платежей в 2004 году на 186,35 млрд.руб. (33,0%) (сумма перечислений в 2004 году составила 563,96 млрд.руб.).

Объем собранных таможенных платежей при экспорте в 2005 году составил 1 351,91 млрд.руб., что превышает сумму перечислений платежей при экспорте в 2004 году на 696,33 млрд.руб. (106,2%) (сумма перечислений в 2004 году составила 655,58 млрд.руб.). Данный факт обусловлен в первую очередь высокой ценой нефти на мировых рынках нефтяного сырья, в зависимости от которой устанавливаются ставки вывозной таможенной пошлины в отношении указанного товара.

Таможенные органы на постоянной основе проводят анализ эффективности применяемых льгот по уплате таможенных платежей при таможенном оформлении товаров.

Общая сумма льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, предоставленных в 2005 году, составила 122 098,2 млн.руб., что на 52 358 млн.руб. больше аналогичного показателя 2004 года (69 740,2 млн.руб.). Несмотря на то, что абсолютное значение данного показателя увеличилось, относительная величина, а именно - доля льгот по уплате таможенных платежей в общем объеме поступлений в федеральный бюджет в 2004 (5,72%) и 2005 (5,81%) годах, увеличилась незначительно на 0,09%.

В 2005 году по сравнению с 2004 годом изменились объемы льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в зависимости от их видов. Если в 2004 году наибольшая доля предоставленных льгот приходилась на товары, ввозимые/вывозимые в Калининградскую область (41,7%), то в 2005 году наибольшая доля предоставленных льгот приходилась на товары, перемещаемые в рамках СРП (33,6%).


 
В общей структуре льгот наибольший объем занимают также льготы, предоставленные в отношении:

- товаров, перемещаемых в рамках отдельных международных договоров (2004 г. - 11%, 2005 г. - 10,5%),

- товаров, ввозимых в качестве вкладов в уставные (складочные) капиталы организаций (2004 г. - 8,9%, 2005 г. - 10,5%).

Рост льгот по уплате таможенных платежей в 2005 году в 3 раза по сравнению с 2004 годом в отношении товаров, перемещаемых в рамках соглашений о разделе продукции обусловлен тем, что осуществление проекта \"Сахалин-1\" предусматривает ввод в эксплуатацию сооружений по экспорту нефти в первом квартале 2006 года. Для строительства в 2005 году морского отгрузочного терминала Де-Кастри и магистрального трубопровода от места добычи до терминала было ввезено в 2005 году значительное количество стройматериалов и оборудования. Кроме того, в 2005 году неоднократно увеличивалась ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, в результате чего выросли показатели суммы льгот по уплате вывозных таможенных пошлин при вывозе нефти инвесторами СРП \"Сахалин-2\" и СРП по Харьягинскому месторождению.

В целях проведения анализа применения льгот по уплате таможенных платежей и их влияния на доходы федерального бюджета требуется совершенствование системы учета данных льгот и проведения ежемесячного мониторинга их применения.

Кроме того, таможенное администрирование в части усиления контроля за обоснованностью применения льгот по уплате таможенных платежей при таможенном оформлении товаров, а также контроля за использованием товаров в целях, в связи с которыми такие льготы предоставлены, являясь фактором усиления финансовой дисциплины, также будет способствовать увеличению собираемости таможенных платежей в федеральный бюджет.

В части таможенных сборов за таможенное оформление в настоящее время во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в соответствии с решениями Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО и взаимодействия с ОЭСР Минфином России совместно с Минэкономразвития России и ФТС России проводится работа по дальнейшему совершенствованию порядка определения ставок таможенных сборов за таможенное оформление с учетом норм и правил ВТО. В частности, предполагается перейти к фиксированным ставкам таможенных сборов за таможенное оформление, определенным, исходя из уровня затрат на предоставление услуг по таможенному оформлению товаров с учетом их общей финансовой оценки.

Таможенная политика в части, касающейся определения таможенной стоимости, на период 2007-2009 гг. будет формироваться на основе положений вступающего в силу с 1 июля 2006 года Федерального закона \"О внесении изменений в Закон Российской Федерации \"О таможенном тарифе\" .
Во исполнение данного Закона приоритетными являются мероприятия по обеспечению реализации решений Правительства Российской Федерации об утверждении:

- порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

- порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.


 

В целях обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации и обеспечения единообразия правоприменительной практики одной из важных задач является подготовка решений Правительства Российской Федерации о правилах применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров.

В части правоприменительной практики приоритетной задачей является переход к построению эффективно функционирующей системы контроля таможенной стоимости товаров, предусматривающей:

- совершенствование использования ценовой информации при контроле таможенной стоимости товаров;

- совершенствование системы анализа и управления рисками при контроле таможенной стоимости товаров, в том числе путем установления требований к профилям рисков;

- разработка и реализация во взаимосвязанных сферах деятельности (государственного управления) мер, создающих предпосылки для повышения эффективности контроля таможенной стоимости, имея в виду формирование соответствующих принципов и порядка бухгалтерского учета; обеспечение преемственности и согласованности таможенного и налогового контроля, повышение прозрачности для контролирующих органов платежно-расчетных отношений по внешнеторговым сделкам, в том числе создание законодательных ограничений по использованию оффшоров в целях уклонения от налогов и искажения стоимостных характеристик внешнеторговых сделок.



2.4 Таможенное администрирование

Одобренная Правительством Российской Федерации Концепция развития таможенных органов Российской Федерации определила систему мер, направленных на решение указанных проблем.

Основной смысл предусмотренных Концепцией преобразований заключается в создании таможенной службы, равно эффективной и прозрачной как для государства, так и для участников внешнеторговой деятельности.

Достижение указанной цели возможно за счет решения главной задачи -создание принципиально новой системы организации таможенного контроля и таможенного оформления, основанной на международных стандартах, а также других задач, предусмотренных Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации.

В частности:


 
1. Оснащение таможенных органов современными техническими средствами таможенного контроля.

В течение 2006-2010 годов предполагается обеспечить таможенные органы инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК), в том числе:

- стационарными - 50, из них:
для автомобильных пунктов пропуска - 30;
для пунктов пропуска, расположенных в аэропортах - 10,
в морских портах - 4,
в железнодорожных - 6;
- мобильными - 22.

Работа инспекционно-досмотровых комплексов потребует формирования и подготовки специалистов по их обслуживанию и эксплуатации.

Кроме инспекционно-досмотровых комплексов предусмотрено также обеспечение таможенных органов средствами таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, средствами связи, оснащение и дооснащение таможенных органов сканирующими (считывающими) устройствами.


 
2. Обустройство таможенной границы, развитие приграничной инфраструктуры, создание единой структуры, отвечающей за строительство, эксплуатацию и содержание пунктов пропуска.

Предполагается строительство 149 новых и реконструкция 37 существующих автомобильных пунктов пропуска под цели создания условий для организации государственного контроля по новой схеме с размещением в режимной зоне пунктов пропуска только двух служб - таможенной и пограничной, а также закрытие малоэффективных пунктов пропуска через государственную границу.


 
3. Введение системы интегрированного контроля на государственной границе Российской Федерации.

Предполагается, что начиная с 2006 года будут проводиться мероприятия по внедрению современных технологий государственного контроля на основе межведомственного взаимодействия в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, сокращению количества государственных контрольных органов, действующих непосредственно в режимной зоне в пунктах пропуска, до двух (пограничной и таможенной служб), созданию необходимых условий для работы других контролирующих органов.

В течение 2006-2010 годов будут проведены работы по специализации пунктов пропуска для перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров.

Ожидаемая эффективность - это:
- упрощение процедур таможенного оформления;
- сокращение финансовых затрат участников внешнеторговой деятельности на прохождение таможенных процедур (один час простоя на границе дополнительно около 0,04% к стоимости товара);
- обеспечение увеличения пропускной способности пунктов пропуска к 2010 году на 18 500 автомобилей в сутки.


 
4. Создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой при осуществлении контроля внешнеторговой деятельности.

Создание принципиально новой системы организации таможенного контроля и таможенного оформления предполагает реализацию принципов \"одного окна\" (однократное представление информации) и \"одной остановки\" (интегрированный таможенный контроль).

Создание единой автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации обеспечит возможность реализации указанных принципов, а также позволит повысить эффективность взаимодействия контролирующих органов, в том числе, в части взаимодействия таможенных и налоговых органов.

В 2006 году планируется внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации соответствующего проекта постановления о создании единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой при осуществлении контроля внешнеторговой деятельности, и ее системном администраторе.

Данная система позволит в режиме реального времени отслеживать всю цепочку поставки товара, совместно с другими контрольными органами принимать своевременные, оперативные решения.

Эффектом реализации данного мероприятия является обеспечение деятельности новой системы организации контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.


 
5. Создание в структуре таможенных органов Российской Федерации операционного центра для обработки информации и принятия решений.

Предполагается создание в структуре таможенных органов Российской Федерации операционного центра для обработки и принятия решений, главной задачей которого будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с использованием системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам Российской Федерации для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации.
Организационное и правовое оформление операционного центра будет осуществлено в 2007 году, но в течение 2006 года планируется создать банк данных информации о стоимости товаров на мировом рынке на основе информации, предоставляемой производителями основных платеже емких товаров, а также единую базу данных справочных цен на товары и услуги, которые будут постоянно поддерживаться, и актуализироваться Федеральной таможенной службой .

Работа операционного центра позволит своевременно реагировать на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства, занижением таможенной стоимости, что в конечном итоге будет способствовать формированию равных условий конкуренции на российском рынке и повышению уровня собираемости таможенных платежей.

Также существует мировая практика, когда таможенные службы пользуются информационными базами данных по таможенной стоимости товаров, имеющихся в распоряжении специализированных компаний. Определенные наработки в этой области также имеются.

В 2006 году планируется рассмотреть вопрос о привлечении к совместной работе общеизвестных мировых компании, имеющих опыт работы по таким направлениям как:

постоянное обновление справочной информации о ценах (товары, услуги, фрахт, страхование и т.д.), о регистрации компаний;

проверка сведений по конкретной сделке в соответствии с запросом другой стороны;

предоставление доказательств о достоверности или недостоверности по запрашиваемым сведениям.


 
6. Внедрение предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, обеспечение информационного обмена и проведения специальных операций с таможенными органами иностранных государств.

Реализация данной задачи потребует закупки и разработки программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования, серверов, организации каналов связи, а также осуществления двусторонних контактов и консультаций с зарубежными таможенными службами по участию в мероприятиях международных организаций и в специальных операциях в правоохранительной сфере.

Развитие практики внедрения предварительного информирования таможенных органов предполагает включение данных вопросов в межправительственные и межведомственные соглашения, заключаемые с государствами - основными торговыми партнерами Российской Федерации.

Применение системы предварительного информирования (информационный обмен между таможенными службами), предусмотренный Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли, будет способствовать сокращению расхождений статистических данных между Российской Федерацией и странами контрагентами на 10% ежегодно, повысит эффективность борьбы с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости.


 
7. Разработка и внедрение современных информационных таможенных технологий, в том числе электронного декларирования, методов таможенного аудита, таможенного контроля после выпуска (пост-аудит), защиты прав на интеллектуальную собственность.

Планируется разработка современных информационных автоматизированных систем таможенного оформления и таможенного контроля, на базе уже существующих, позволяющих таможенным органам перейти на новый качественный уровень работы, с учетом внедрения в практику работы системы управления рисками.

Создание условий для расширения применения предварительного информирования и электронного декларирования, расширение сферы применения системы управления рисками в сочетании с контролем на основе методов аудита потребует строительства дополнительных площадей, где будут размещены средства вычислительной техники, локальные вычислительные сети, обеспечивающие системы телекоммуникаций.

В этих целях необходимо создать в федеральных округах Российской Федерации 7 региональных вычислительных центров, а также дооснастить вычислительной техникой и телекоммуникационным оборудованием Главный научный информационно-вычислительный центр ФТС России.
Потребуется также закупка программных средств и обучение персонала, создание электронного архива таможенных документов, системы безопасности и обмена данными.

Также будет разработана и внедрена единая автоматизированная информационная система контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации совместно с налоговыми органами.
Реализация указанных мероприятий позволит сделать систему организации таможенного контроля и таможенного оформления одинаково прозрачной как для государства, так и для участников внешнеторговой деятельности. Контроль будет доступен через информационные системы, включая Интернет, будет сформирована система обезличенного прохождения таможенных процедур, когда участник внешнеторговой деятельности не будет иметь непосредственный контакт с должностными лицами таможенных органов.


 
8. Создание современных складских таможенно-логистических терминалов.
Планируется системная работа с бизнесом в рамках реализации механизма государственного и частного партнерства в области создания околотаможенной инфраструктуры современного международного уровня.(совпадает с намерениями Минтранса)

Данные подходы будут способствовать развитию рынка околотаможенных услуг через создание таможенно-логистических терминалов класса \"А\", что обоюдно выгодно как для таможни (сокращение складов, не отвечающих международным стандартам), так и для участников внешнеторговой деятельности (внедрение в практику международных принципов \"От двери к двери\", \"Точно в срок\", \"Под ключ\").

9. Размещение таможенных органов Российской Федерации только в помещениях, являющихся федеральной собственностью.

Для реализации данной задачи потребуется строительство или передача на баланс таможенных органов Российской Федерации 584 служебно-производственных зданий. Это позволит создать необходимые условия для работы таможенных органов и участников внешнеторговой деятельности, исключить влияние коммерческих структур на работу таможенных органов, что будет способствовать минимизации коррупционных проявлений.


 
10. Внедрение в таможенное дело международных норм и правил.

В 2006 году предполагается начать переход на применение Единого административного документа (ЕАД) Европейского союза для таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание автоматизированной системы контроля таможенного транзита, сопряженной с общеевропейской системой NCTS (новая компьютеризированная транзитная система). Данное нововведение позволит однократно заполнять таможенные документы, что сократит вероятность занесения неверных данных и уменьшит время на таможенные формальности.

Внедрение в таможенное дело международных норм и правил позволит перейти на применение единых стандартов в области таможенного дела и решить вопросы, связанные с присоединением к международным конвенциям по гармонизации и упрощению таможенных процедур (Киотская конвенция, редакция 1999 г.), об упрощении формальностей в торговле товарами, 1987 г.; о процедуре общего транзита, 1987 г. В результате предполагается, что объем дополнительных документов и сведений, не предусмотренных международными стандартами и требуемых для таможенного оформления и таможенного контроля товаров в соответствии с индивидуальными условиями перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, составит не более 10% от общего количества представляемых документов и сведений.


 
11. Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах.

Выполнение данной задачи невозможно без создания системы ротации кадров, проведения качественных изменений в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, повышения денежного содержания и уровня социальной защищенности должностных лиц таможенных органов.

Предполагается разработка аналитической программы ведомства \"Борьба с коррупцией и должностными преступлениями в таможенных органах\".

Реализация данного направления позволит усилить противодействие проявлениям коррупции, создать благоприятные условия для формирования высококвалифицированного кадрового состава таможенных органов Российской Федерации.

Планируется осуществлять мероприятия по унификации таможенных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела в Союзном государстве, в государствах-участниках СНГ, членах ЕврАзЭС и ЕЭП.

К 2010 году предполагается выйти на применение унифицированных таможенных технологий в области таможенного дела с учетом выработанных приоритетов, а также норм и правил в области таможенного дела в Российской Федерации.

Также в течение 2006-2007 гг. предусматривается дальнейшая гармонизация законодательства Российской Федерации с общепризнанными нормами в области таможенного дела. В 2006 году будет завершена работа по формированию позиции Российской Федерации по вопросу присоединения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (г. Киото, 1973г., в редакции Брюссельского протокола, 1999г.). Правоприменительная практика будет осуществляться на уровне международных стандартов.


 

Также планируется:

- обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства (контрабанда оружия, наркотиков, контрафактной продукции, некачественной продукции, недостоверные декларирование и занижение таможенной стоимости);

- международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств;

- проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска;

- расширение практики заключения соглашений о межведомственном информационном обмене и помощи в таможенных вопросах с таможенными органами других стран, прежде всего государств - членов Европейского союза, государств - участников СНГ, Китайской Народной Республики и Турецкой Республики, а также создание совместно с Республикой Беларусь единых информационных ресурсов.

Реализация указанных мероприятий позволит создать новую автоматизированную систему таможенного оформления и таможенного контроля, применять принципы обезличенного общения \"таможня - участник внешнеторговой деятельности\", и в целом обеспечить решение таких важных задач, как выявление коммерческого мошенничества, борьба с контрабандой, безопасность и упрощение таможенных процедур (содействие торговле).

Любые изменения таможенной политики, в том числе касательно снижения налоговой нагрузки при импорте, должны сопровождаться действенным таможенным администрированием. В целом проведение мероприятий по упрощению таможенных процедур не должно повлиять на глубину и качество таможенного контроля.


2.5 Выводы:
Усиление контроля за соблюдением законности остается приоритетным направлением деятельности таможенных органов 2006 году.
Задача года – сосредоточить усилия функциональных и правоохранительных подразделений таможенных органов всех уровней на борьбе с недостоверных декларированием, а оценку деятельности руководителя таможенного поста , персональную роль каждого таможенника и таможенного органа в целом давать по конкретным результатам работы на этом участке. Выработка единых подходов к организации таможенного контроля на принципах системы управления рисками.

 
В 2006 году следует ожидать дальнейшего увеличения:
-доли импорта высокотехнологичного производственного оборудования , и также оборудования, ввозимого в уставной капитал предприятий с иностранным капиталом.

 
В настоящий момент возникают сложности при классификации ввозимого оборудования как технологического с нулевой ставкой пошлины ( некоторые коды ТН ВЭД включают в себя и бытовую технику и запчасти и комплектующие, по логике эти товары не являются технологическим оборудованием, но подписанный Фрадковым указ весь код ТН ВЭД ставит под нулевую ставку пошлины). Необходимо подробное разъяснение для однозначного трактования и принятия решения таможенными органами.
-доли официального импорта одежды, обуви, текстильных товаров при принятии таможенными органами мер по упрощению и удешевлению таможенного оформления. Следует ожидать переводы грузопотока в «белый» сегмент и следовательно потребность у импортеров в оперативном и профессиональном таможенном оформлении этой группы товаров. Статистика по данной группе товара в ПРИЛОЖЕНИИ 1
- доли импорта автозапчастей и комплектующих для автопроизводителей известных марок, которые планируют разместить свои заводы на территории Р.Ф.
- перевод в «белый»сегмент стрительных материалов «тяжелых» позиций обои ,ковролин,линолиум

Производителям одежды и обуви нужна технология таможенного оформления совместимая с их системой заказов и бухгалтерской отчетностью. Учет товаров и таможенное оформление с указанием артикулов. Следовательно IT продукты совместимые с используемыми в компаниях производящих и продающих одежду , обувь и текстильные товары. Иностранные компании в настоящее время требуют от своих российских партнеров приведение отчетности в единую структуру.
Существует потребность в режиме таможенного склада и организации складской обработке в режиме таможенного склада для различного рода запчастей ( авто, бытовой техники ,оборудования), назрела потребность в системе «таможенного склада» для производителей обуви и одежды, по причине вытеснения с рынка «челноков» , работающих по Европе, после выхода некоторых законодательных актов. Эта система предусматривает ввоз партии (коллекции) под режим таможенного склада на определенный контракт и по мере поступления заказов от покупателей производится таможенное оформление. Если партия не раскуплена , то товар вывозится обратно.
Это удобно для мелких покупателей , которые не хотят заниматься внешнеторговой деятельностью и заключать контракты с иностранными продавцами.

Заинтересовывать в такой системе работы нужно иностранные компании , убеждая их в соблюдении законодательства ,уменьшения рисков по неоплате покупателем за товар. Ведение отчетности и системы заказов по требованию компании продавца.
Например :
Таможенное оформление товара, согласно заказа, производится только после поступления денежных средств на счет продавца по контракту.



                                              

Контракт купли - продажи

Таможенное оформление (ИМ74)

перевод внутренняя
денег на счет сделка купли -продажи
производителя (получение со склада после
(по поручению продавца таможенного оформления
по контракту №…….) и оплаты производителю)

Возможность организовать систему онлайн –заказов ( интернет) с последующей поставкой через контрактодержателя и режим таможенного склада .
Система поартикульного таможенного оформления будет применима для оформления обоев, ковролина , линолиума . При разъяснении крупным поставщикам дальнейшей недопустимости бесконтрольного «черного» и «серого» оформления российскими посредниками этих групп товара. Т.к. эти группы привлекают к себе внимание наличием в магазинах и отсутствием в соотносимом количестве в статистике таможенных органов


В настоящее время российская таможенная сфера является проблемной. Государство взяло курс на превращение таможенного бизнеса из «бизнеса» причем высоко прибыльного , в сферу услуг.
В этих целях проводится;
- Акция борьбы с коррупцией в таможенных органах.
- ФСБ и МВД совместно, кроме борьбы с коррупцией в таможенных органах ,ведет «разработку» структур бизнеса (торговых сетей , компаний занимающихся экспортом) на предмет контрабанды.
Проект «Электронная Россия» будет активизирован и взято под контроль выполнение обязательств по обмену базами данных между 13 ведомствами , которые подписали соглашение в рамках проекта. Что соответственно поставит участников ВЭД перед неизбежностью перевода своего бизнеса в «белый» сегмент.

В ряду мер ,направленных на борьбу с недостоверным декларированием, важное место займет решение таких вопросов , как создание единых стандартов и требований к обустройству границы, техническому оснащению пунктов пропуска современным весовым м сканерным оборудованием, инспекционно –досмотровыми комплексами. В этом году в морских портах Санкт –Петербурга, Новороссийска, «порт Восточный» должны быть установлены инспекционно –досмотровые комплексы. Однако до сих пор места их размещения не согласованы , работы по их строительству не начаты. Руководители региональных управлений должны предоставить проекты обустройства таможенной инфраструктуры. (Соответственно для закрепления позиций «НТБ» в регионах филиальную сеть располагать в договоренности с региональной администрацией при этих досмотровых комплексах).

 
Задача по созданию комплексной системы информационно –аналитического обеспечения работ по таможенной стоимости будет вестись с привлечением ,на конкурсной основе , независимых международных компаний по наполнению Единой базы данных справочных цен.

 
Главная задача – объединить информационные потоки , делать это через один сервер, иметь одного администратора и , таким образом, у участников ВЭД будет возможность работать через «одно окно» , под которым мы понимаем форму объединения информационных потоков для принятия скоростных решений при перемещении грузов через государственную границу. Особое внимание будет уделено получению предварительной информации. В этом случае совершенно логичным становится появление на «околотаможенном» рынке компаний, нейтральных к нему, имеющих соответствующее техническое оснащение, согласованное с таможенными органами программное обеспечение и осуществляющих «электронный обмен данными» с ними в интересах и по технологиям своих клиентов - участников ВЭД. Базовые системы таких инфокоммуникационных компаний - «операторов» должны быть построены по идеологии систем коллективного пользования, и иметь соответствующие юридические, технологические и технические атрибуты.

 
Именно нейтральность и высокая информационная оснащенность должны быть основными характеристиками оператора и отсутствие аффилированности этого «оператора» с рынком околотаможенных услуг.
- Необходимо обратить внимание на это напраление, при удачных технических разработках IT продуктов, которые будут работоспособны и смогут отвечать предъявляемым к ним требованиям, участие в тендерах ФТС может быть успешно. (смстема ИЛС, системы предварительного информирования, интернет порталы по приему информации для предварительного информирования и электронного декларирования,рабочие места операторов ИЛС и т.п. )


Некоторое время назад была информация, что правительство определилось со структурой, которая займется обустройством таможенных пунктов пропуска на государственной границе. Выбор сделан в пользу ФГУП \"Ростэк\", на базе которого будет создано специальное федеральное агентство. \"Ростэк\" \"будет выведен из-под таможенных органов и будет самостоятельным агентством под правительством. Но коммерческих функций «Ростэк» не лишается. Вероятность использования \"Ростэком\" своего нового статуса высока, если учитывать, что ранее антимонопольные органы уже обвиняли его в нарушении конкуренции на рынке. Помимо обустройства границы \"Ростэк\" займется и ее приватизацией , что может привести к злоупотреблением и нечестной конкуренции под прикрытием государственных задачи функций.

 
Но после увольнения Азарова с поста заместителя председателя ФТС, который во многих вопросах курировал «Ростэк» , «Ростэк» может потерять свои позиции.
Федеральное агентство будет приносить реальные результаты если будет абсолютно новой структурой с новыми людьми.
После показательной акции борьбы с коррупцией в таможенных органах поступает информация о грядущей реорганизации структуры таможенных органов и возложение функций борьбы с коррупцией в этой сфере на ФСБ. Акция исключительно показательная , т.к при организации каналов контрабанды участниками всегда являлись как сотрудники ФСБ так и ФТС и структуры бизнеса, успешность этих каналов основывалась на тесном взаимодействии.


 
3. Цели и стратегия основных направлений деятельности Минтранса
Таможенная структура и околотаможенная сфера взаимосвязана с процессами происходящими в экономике нашего государства и направлениями развития сегментов рынка.
Рассмотрим одну из важнейщих структур напрямую взаимодействующую с таможенной структурой - транспортную инфраструктуру.

 
Транспорт в настоящее время не функционирует ( и не рассматривается) как некая ,относительно автономная отрасль (совокупность отраслей, отдельных видов транспорта), а скорее , как составная часть механизма обеспечения движения товаров в рамках глобального торгового процесса. Его развитие основывается на способности предугадать и подстроиться под изменения этих торговых процессов.

 
Стратегические цели, перспектива направления деятельности Минтранса России в 2006-2008 годах:
Первая стратегическая цель - развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей снижение транспортных издержек, ускорение движения грузов и пассажиров.

 
Обеспечение эффективной работы и сбалансированного развития транспортной инфраструктуры рассматривается в качестве важнейшей сферы ответственности Министерства.
Вторая стратегическая цель – повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения.
Основными направлениями повышения транспортной доступности являются следующие:

 
Во-первых, это развитие сети дорог общего пользования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, в первую очередь сельских дорог, что позволит уменьшить затраты времени на поездки, повысить доступность услуг медицинских, культурных и образовательных учреждений;

 
Во-вторых - реализация комплекса локальных транспортных инфраструктурных проектов для качественного улучшения транспортного обеспечения отдельных регионов. Это, прежде всего, обеспечение перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах, в трудно доступных районах с низкой транспортной обеспеченностью;

 
В третьих - развитие воздушных и речных пассажирских перевозок в тех частях страны, где нет альтернативы этим видам транспорта;

 
В четвертых - развитие скоростных и высокоскоростных пассажирских железнодорожных перевозок также будет способствовать повышению деловой активности и транспортной подвижности населения России.

 
Следующая, третья, стратегическая цель - повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны.
Достижение цели означает формирование в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и создание, таким образом, прочной основы для успешной интеграции России в мировую транспортную систему, изменения роли транспортной отрасли в формировании валового национального продукта.

 
Первым направлением реализации этой цели является развитие транзитного потенциала страны. Россия должна последовать примеру соседей на евроазиатском континенте, которые провозглашают все более амбициозные задачи по развитию транспортных коммуникаций.
Реализация комплексных инфраструктурных проектов, направленных на повышение привлекательности российских транспортных коридоров, позволит увеличить объем транзитных перевозок к 2010 году на 25-30 млн. тонн, получить дополнительные доходы в размере более 6 млрд долл. США.

 
Внедрение современных логистических технологий позволит снизить долю транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции, которая сейчас составляет 15–20%, до уровня 9–12% (в странах с развитой экономикой он составляет 7-8%).
Вторым направлением реализации данной цели является комплексная модернизация экспортной транспортной инфраструктуры, которая позволит обеспечить экспорт стратегических товаров, прежде всего энергоносителей. Речь идет о:
модернизации существующей портовой инфраструктуры, входящей в систему международных транспортных коридоров, и строительстве новых морских терминалов.

Переключение экспортных потоков на российские порты снизит риски, связанные с использованием коммуникаций, которые Россия контролирует не полностью. Решение задач транспортировки стратегических энергоносителей осуществляется путем развития морского и железнодорожного транспорта согласованно с развитием трубопроводной инфраструктуры.

 
Также – это формирование сети аэропортов-хабов, в первую очередь на базе Московского авиаузла. Третье направление - повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на рынке транспортных услуг.
Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы – вынесено в специальную четвертую цель Министерства.

 
Достижение четырех стратегических целей невозможно без улучшения инвестиционного климата и развития рыночных отношений в транспортном комплексе, на это направлена пятая стратегическая цель. Рост внебюджетных инвестиций будет способствовать реализации комплексных инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства, внесет определенность и устойчивость в реализацию планов государства по развитию объектов транспорта, а также обеспечит одно из условий повышения эффективности и конкурентоспособности транспортной системы - повышение технического уровня транспортных средств и оборудования.


3.1 Задачи Министерства транспорта на 2006-2008
Основная задача этого года – переломить ситуацию и остановить ухудшение, довести состояние существующей дорожной сети до запланированного уровня к 2010 году.
Общая цель преобразований – создание цивилизованного рынка транспортных услуг, основанного на конкуренции независимых операторов, привлекательного для инвесторов и предпринимателей.

 
Прежде всего, это - переход к третьему этапу программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, который предполагает рост конкуренции в грузовых и выделение пассажирских перевозок, как конкурентного сектора. Для этого необходимо предусмотреть с 2007 года:
• компенсацию из федерального бюджета убытков от пассажирских перевозок дальнего следования;
• а также разработку механизма компенсации убытков от пригородных пассажирских железнодорожных перевозок.

 
На 2006 год расходы федерального бюджета на транспорт запланированы в объеме 177,7 млрд. руб. Программная часть расходов – федеральные (151,3 млрд. руб. – 85%) и ведомственные целевые программы (23,4 млрд. руб. – 13%) составляют более 97%.
Ключевым механизмом повышения инвестиционной привлекательности отрасли становится государственно-частное партнерство.

 

ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ государственно-частного партнерства должны стать концессии в сфере платных автодорог и городского транспорта, портов и аэропортов, железнодорожных объектов, ледоколов. Государственные транспортные концессии позволят только в дорожной отрасли к 2010 году ежегодно привлекать 2-3 млрд. долларов США частного капитала.

 
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – стимулирование инвестиционной активности самих транспортных предприятий. Условия для этого складываются благоприятные: экономический рост объективно повышает спрос на услуги транспорта и привлекательность транспортных проектов.

 
ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ - привлечение грузоотправителей или пользователей инфраструктуры в проекты по модернизации отдельных ее объектов.

 
ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА 2006 года – СТАРТ реализации КРУПНОМАСШТАБНЫХ ПРОЕКТОВ на транспорте, направленных, прежде всего, на обеспечение доступности услуг транспорта для населения, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской транспортной системы.

 
Региональными приоритетами деятельности в плановом периоде являются:
реализация региональных проектов развития транспортной инфраструктуры по поддержке стратегически важных регионов, в том числе на Юге России, Дальнем Востоке,

Калининградской области, других приграничных территориях. Приоритетный характер этих проектов подтвержден в ходе обсуждения с администрациями субъектов и потенциальными инвесторами. При этом учитывались существенные региональные различия. Если в европейской части страны предполагается модернизация существующей инфраструктуры с целью ликвидации «узких» мест, то в Сибири и на Дальнем Востоке, где находятся основные природные ресурсы, необходимы крупные проекты по созданию новых путей сообщения, единой системы добычи, переработки и транспорти
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2682

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

аудит вэд книги логистика логистический консалтинг оптимизация склада склад складские проекты транспорт управление