Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Подъёмно-транспортная техника для склада. Терминология, конструкция, применение В. Пирожков

«Склад и Техника» №12/2004

Подъёмно-транспортная техника для склада. Терминология, конструкция, применение


В. Пирожков

В последние годы на российском рынке появилось много разного оборудования для обработки грузов на паллетах. Как правило, это довольно дорогие и узкоспециализированные высокопроизводительные машины для выполнения определенных операций, причем использование их в иных условиях и для других видов работ далеко не так эффективно. Большинство видов этой техники никогда ранее не производили в России, и уже первое знакомство с ней может вызвать ряд вопросов, связанных с определением области применения.

Правильно подобрать ее для конкретных условий работы в ряде случаев без консультации опытных профессионалов невозможно, тем не менее каждому, кто имеет дело с хранением и обработкой грузов, будет полезно знать об основных возможностях этого оборудования. В статье мы предлагаем один из подходов к классификации внутрискладской техники по типам, который утвердился как за рубежом, так и в нашей стране. Мы также дополнили его кратким описанием особенностей конструкции и функционирования машин. Довольно часто бывают разночтения названий и терминов, что объясняется разным толкованием при переводе, поэтому мы даем оригинальные названия основных типов устройств на английском, немецком и французском языках.

В целом всю подъемную технику внутрискладского применения можно разделить на три большие группы:
техника для перемещения (транспортировки, погрузки-разгрузки);
техника для подъема груза на стеллажи (в сочетании с транспортировкой);
техника для комплектации заказов (отбора товара с места хранения).


Рассмотрим различные типы техники в соответствии с указанными выше классами.

Транспортировка


Ручные гидравлические тележки (hand pallet trucks) являются классическим и наиболее распространенным видом как этого типа оборудования, так и всей погрузочной складской техники в целом. Их используют как основное средство при работах с небольшой интенсивностью или на коротких расстояниях транспортировки. При высоте подъема груза 190...205 мм длина вил на разных моделях варьируется от 600 до 1800 мм, но стандартным размером считается 1150 мм. Существуют модели тележек с высоким подъемом – до 900 мм (ножничного типа), они предназначены в большей степени для вспомогательных работ, чем для обычной транспортировки.

Тележки разных моделей имеют свои особенности исполнения – по комплектации (колеса, гидравлические узлы), материалу (стальные с покраской, оцинкованные, из нержавеющей стали). Кроме того, встречаются специальные конструкции – например, устройство, облегчающее усилие при начале движения тележки (такие модели выпускает фирма ВТ), или варианты со встроенными весами.


Электрические транспортировщики паллет (или электротележки), управляемые идущим рядом оператором, – это самоходные устройства с электрогидравлическим подъемом, питание которых осуществляется от АКБ (24 В, 70...300 А·ч). Оператор идет следом за машиной, управляя ею с помощью поворотной рукоятки. Грузоподъемность оборудования этого типа 1,3...2,0 т, высота подъема вил 200 мм, скорость передвижения 5...6 км/ч.

Помимо стандартных вариантов исполнения существуют модели с так называемым эрголифтом, высота подъема вил которых составляет около 700 мм (грузоподъемность на этой высоте – не более 800 кг). В этом случае большую часть работ можно осуществлять на уровне пояса человека, что довольно удобно в тех случаях, когда требуется переставить часть груза на транспортировщик с первого яруса стеллажей или со стола. Однако применяются эти модели довольно редко.

Использование транспортировщиков оправдано при высокой интенсивности погрузочно-разгрузочных работ с дистанцией перевозки свыше 20 м и при работе на наклонных рампах (благодаря хорошему тяговому усилию), а также в случае перевозки тяжелых грузов, когда недостаточно пользоваться обычной гидравлической тележкой.


Электрические самоходные транспортировщики паллет с платформой для оператора отличаются от рассмотренных выше моделей усиленной конструкцией и, как правило, более мощной АКБ (24 В, 200...600 А·ч). Оператор управляет машиной, стоя на платформе; при необходимости платформа убирается, и оператор идет за машиной. Такие модели обычно используются, когда нужно выполнить маневры в стесненных условиях.

Грузоподъемность устройств 2,0...3,0 т, высота подъема вил 200 мм, скорость передвижения 8...12 км/ч. Производительность их на 20...30% больше за счет увеличенной по сравнению с машиной без платформы скорости. Как правило, транспортировщик оборудован защитными боковыми поручнями для безопасности оператора и используется при очень высокой интенсивности работы или при увеличенных дистанциях транспортировки – свыше 30 м.

Транспортировщики паллет с кабиной для стоящего/сидящего оператора – наиболее производительные машины с увеличенной скоростью подъема и передвижения и мощной АКБ (24 В, 250...750 А·ч). Обычно они оснащены электросервоприводом руля и возможностью настройки рабочего места оператора. Грузоподъемность устройств 2,0...3,0 т, высота подъема вил 200 мм, скорость передвижения 8...12 км/ч.

Транспортировщики отличаются улучшенной эргономикой рабочего места и обеспечивают эффективную работу в многосменном режиме; используются при расстояниях транспортировки свыше 50 м и часто оснащены длинными вилами для одновременной перевозки двух паллет. Встречаются машины, специально адаптированные для конкретных производственных процессов.


Электротягачи (буксировщики) являются достаточно специфическим видом техники и в отличие от другого внутрискладского транспорта применяются исключительно для транспортировки и не имеют вил для захвата паллет. Груз, размещенный на колесных тележках, просто прицепляют к ним или помещают в кузов. Эта техника служит для перемещения грузов на большие расстояния между удаленными помещениями цехов и имеет высокую скорость передвижения – 7...11 км/ч с грузом, 17...20 км/ч без груза. Очень часто ее применяют для перевозки багажа в аэропортах, на железнодорожных станциях.

Обычная грузоподъемность таких устройств – от 2 до 25 т, хотя некоторые компании выпускают и более мощные модели. Машины г/п 3...5 т, как правило, очень компактны, управляются сопровождающим их оператором и оснащены площадкой или сиденьем. Машины большей грузоподъемности по существу представляют собой мини-грузовики.

Среди них существуют варианты исполнения с открытой/закрытой кабиной, трех- и четырехопорные модели. Устройства оснащены 24- или 48-вольтовыми батареями (трехопорные) или 80-вольтовыми батареями (четырехопорные) разной емкости.
Складирование


При рассмотрении этого класса внутрискладской техники остановимся исключительно на штабелёрах как типичных представителях внутрискладского подъемного оборудования. Хотя вилочные погрузчики с противовесом выполняют в целом аналогичные функции, мы умышленно не включили их в этот обзор, поскольку во всем мире общепринято выделять их в самостоятельный большой класс техники. Это тема для отдельной статьи, к тому же по причине больших габаритов на современных высокотехнологичных складах они используются редко для обслуживания стеллажей.

Штабелёры с опорными консолями – наиболее распространенный тип этого оборудования. Принцип работы машины следующий: поддон поднимается над опорными консолями, как у гидравлической тележки, при этом центр тяжести располагается между мачтой и грузом – в зоне вил. Это позволяет обходиться без большого противовеса, что делает штабелёры более компактными, чем погрузчики. Ширина прохода (в технических характеристиках она обозначается Ast), которая требуется штабелёру для установки на стеллажи поддона 1200 мм (вдоль вил), составляет 2...2,6 м.


Различают штабелёры с узкими и широкими опорными консолями. Штабелёры первого типа способны работать только с поддонами открытого типа, «заезжая» в них с открытой короткой стороны. Диаметр колес в опорных консолях небольшой – 80...90 мм, поэтому для нормальной работы машины в помещениях складирования должны быть качественные и ровные полы. Штабелёры с широкими опорными консолями могут работать как с открытыми, так и с закрытыми поддонами, пропуская их между широкими консолями (также возможна работа с поддоном с поперечной, полузакрытой стороны).

Опорные колеса у них увеличенного диаметра – обычно 150 мм, поэтому такие устройства легче преодолевают неровности трассы. Правда, у этих штабелёров есть серьезный недостаток: если использовать их для работы со стеллажами, то первый ярус паллет с грузом должен находиться на балках, а не на полу, что приводит к удорожанию стеллажных конструкций.

Ручные гидравлические штабелёры/ штабелёры с электрогидравлическим подъемом. Простейшими устройствами для подъема поддонов на стеллажи считаются ручные гидравлические штабелёры с высотой подъема 1,5...2,5 м, обычно с их помощью обслуживают двухъярусные стеллажи или снимают груз с автотранспорта. Грузоподъемность устройств 1000...2500 кг. Более высокая производительность – у штабелёров с ручным передвижением и электрогидравлическим подъемом.

Обычно они почти не отличаются по размерам от ручных штабелёров, но весят значительно больше и, как правило, оснащены небольшими АКБ автомобильного типа. Такие устройства поднимают груз массой 1000...2000 кг на высоту 3...3,5 м и чаще всего применяются для обслуживания трехъярусных стеллажей. Оба типа штабелёров хороши тем, что относительно недороги; однако они не обеспечивают высокой интенсивности работы, поэтому подходят только для складов с небольшим грузооборотом.


  Узкие и широкие опорные консоли


Самоходные сопровождаемые штабелёры. Наиболее распространены в этом классе сопровождаемые штабелёры (они же ведомые, с поворотной рукояткой, «с поводком»). Их изготавливают почти все производители внутрискладской техники, поэтому подобрать нужную по техническим параметрам и соотношению цена – качество модель достаточно просто. Выделяются два основных типа: действительно сопровождаемые штабелёры, за которыми оператор идет, и машины с откидной платформой, стоя на которой оператор перемещается по складу.

Штабелёры второго типа быстрее передвигаются (скорость до 8 км/ч без груза), поэтому более производительны, и в этом главное их преимущество. Однако у них увеличенные габаритные размеры, поэтому в узких межстеллажных проходах оператору иногда приходится, сложив платформу, управлять машиной с пола. С точки зрения высоты подъема – до 4,5...5,5 м и грузоподъемности (1000...3000 кг) эти машины различаются незначительно. В зависимости от производителя устройства могут комплектоваться АКБ автомобильного типа (24 В, 70...100 А·ч) или тяговой АКБ (24 В, 160...350 А·ч). Грузоподъемность их обычно 1,0...2,0 т, но встречаются и 3,0-тонные модели.

Высота подъема вил 1500...5500 мм, ширина рабочего прохода Ast = 2100...2300 мм (без платформы), 2500...2700 мм (с платформой), cкорость передвижения 5 км/ч без платформы и 8 км/ч – с платформой.


Для больших дистанций транспортировки и интенсивной работы применяют модели с откидной платформой. Как правило, эти машины оборудованы защитными боковыми поручнями, которые помогают оператору сохранить устойчивость на виражах и предохраняют от возможных столкновений. Существует тип сопровождаемого штабелёра с противовесом.

По принципу управления он не отличается от описанных выше – оператор идет за машиной или стоит на платформе, а принцип работы – как у классического погрузчика, мачта расположена на линии опорных колес. Эти устройства достаточно крупных размеров и обычно применяются вместо погрузчика (если позволяет пол).

Самоходные штабелёры с кабиной. Качественный скачок в технологическом процессе обработки груза может быть достигнут при переходе к штабелёрам со стоящим или сидящим в кабине оператором. Принципиальная конструкция их такая же, как сопровождаемых моделей: опорные консоли находятся непосредственно под вилами.

Главное отличие – в положении оператора: он находится в защищенной с боковых сторон и сверху кабине, благодаря чему может более эффективно управлять машиной и лучше сконцентрироваться на работе с грузом.
Если добавить к этому увеличенную скорость передвижения и подъема, электросервопривод рулевого управления, а также возможность настройки рабочего места под конкретного оператора – становится понятно, почему производительность этих машины высокая.


Конечно, техника такого класса стоит дороже, но ее покупка оправдывается увеличением объема работ, осуществляемого одной машиной. Немаловажно также, что высота подъема этих штабелёров доходит до 6...6,5 м при остаточной грузоподъемности 1000...1500 кг и ширине межстеллажного прохода Ast = 2,3...2,5 м. Сопровождаемые штабелёры обычно не обеспечивают такого сочетания рабочих параметров.

Модели комплектуют тяговой АКБ (24 В, 240...775 А·ч), их грузоподъемность 1,0...2,0 т (встречаются модели г/п 3,0 т). Высота подъема вил 3000...6500 мм, Ast = 2300...2500 мм (стоящий в кабине оператор) или 2400...2600 мм (сидящий оператор). Скорость передвижения 8...10 км/ч со стоящим в кабине оператором и 9...11 км/ч с сидящим оператором. Штабелёры с площадкой обычно применяют при расстоянии транспортировки 40...60 м и общей продолжительности реальной работы 4...6 ч/смену. При превышении этих значений рекомендуется использовать вариант с сидящим оператором.


Известно, что с ростом высоты подъема грузоподъемность всех подъемных устройств становится меньше номинальной. В таких случаях говорят об остаточной грузоподъемности. Для увеличения значений остаточной грузоподъемности применяют складывающиеся гидравлические стабилизаторы-опоры, выпускающиеся только в момент проведения работ на максимальных высотах подъема.

Некоторые модели производят с функцией так называемого начального подъема. Как опция она применяется в случаях, когда необходимо одновременно перевезти сразу два поддона, или для увеличения клиренса штабелёра (облегчает преодоление небольших порогов, уклонов и т. п.).

Складирование

Наиболее серьезный, «тяжелый» класс техники для фронтальных стеллажей – штабелёр с выдвигающейся кареткой (мачтой, грузоподъемником) грузоподъемного механизма, или ричтрак (от английского reach truck).

Эта машина – своеобразный гибрид: при «втянутой» мачте она напоминает штабелёр, при выдвинутой – работает как классический погрузчик, тем самым одновременно сочетая в себе лучшие качества техники обоих типов.


Ричтрак – одна из наиболее сложных, но вместе с тем и высокопроизводительных внутрискладских машин. Она обеспечивает высокие скорости подъема и передвижения (до 0,6 м/с и 12 км/ч соответственно), способна поднимать поддоны массой 1,5...2,5 т, при этом остаточная грузоподъемность на высоте 11 м может достигать 1000 кг. Конечно, применять технику с такими возможностями на небольшой высоте экономически нецелесообразно, поэтому ричтраки, как правило, используют при работе со стеллажами высотой более 6 м. У некоторых производителей встречаются варианты легких моделей с высотой подъема около 5 м. Это может быть оправдано для обеспечения специальных условий, необходимой грузоподъемности или скорости работы.

Ричтраки производят во множестве модификаций. Фактически стандартом класса стала двойная телескопическая мачта со свободным подъемом и интегрированный «сайдшифт» (каретка с боковым смещением вил). Как и у погрузчиков, у них обязательно имеется функция наклона грузоподъемника, но при высоте подъема более 9 м вместо этого применяется наклон вил при остающейся вертикальной мачте. Кроме того, у каждого производителя есть свои конструктивные тонкости исполнения, поэтому выбор такой машины – дело непростое, и требуется консультация компетентного специалиста. Ричтраки комплектуют тяговой аккумуляторной батареей (48 В, 460...900 А·ч).


Их грузоподъемность от 1,4...1,6 до 2,0...2,5 т (у европейских производителей) или 1...2 т (у моделей из Азии). Высота подъема вил 3000...11 500 мм, Ast – 2600...2900 мм, скорость передвижения европейских моделей 10...12 км/ч, скорость подъема 0,4...0,6 м/с. Как правило, ричтраки – весьма высокотехнологичные машины; они воплощают в себе самые последние технические решения. АС-технологии (электродвигатели переменного тока), пропорциональные клапаны управления гидравликой, бортовой управляющий компьютер – таковы неотъемлемые составляющие современного штабелёра с выдвижным грузоподъемником.

Большое внимание при создании этих конструкций уделяется эргономике места оператора. Уже упоминались руль с электросервоприводом, небольшие джойстики (а не рычаги!) управления. Каждый производитель стремится по-своему оптимизировать рабочее место: Rocla применяет удобную рабочую панель «бумеранг», скомпонованную так, что все органы управления находятся перед оператором; Atlet предлагает кресло с автоматически отклоняющейся спинкой для лучшего обзора груза на высоте и мини-руль, вмонтированный в подлокотник, чтобы облегчить продолжительный и интенсивный труд оператора.


Кроме рассмотренных европейских машин существуют упрощенные варианты, которые в основном производят в Азии. Как правило, это ричтраки с высотой подъема до 6 м и стоящим в кабине оператором (редко – сидящим). Встречаются и специфические машины, например своеобразная «помесь» сопровождаемого штабелера и ричтрака – корейский Soosung, управляемый стоящим на откидной платформе оператором.

Отдельно позиционируются ричтраки для работы с длинномерами: некоторые производители выделяют эти машины в отдельную группу. За способность передвигаться во взаимно перпендикулярных направлениях без поворота эти устройства еще называют четырехсторонними, или четырехходовыми. У этой машины поворачиваются все три колеса: и переднее управляемо-ведущее, и грузовые колеса со стороны вил. Обычно ричтрак оснащен грузовой кареткой с возможностью гидравлического или ручного раздвижения вил в пределах от 450 до 2200 мм и по всем техническим параметрам близок к классическим ричтракам.


В отличие от ранее рассмотренных машин узкопроходные штабелёры движутся по межстеллажному проходу (шириной 1,5...1,8 м) только прямо, не поворачивая. Каретка с вилами у них может поворачиваться на 180° и сдвигаться к краю стеллажа на 1200 мм, что позволяет повернуть груз в нужную сторону и задвинуть его в глубь стеллажа. Склад, организованный по так называемой узкопроходной технологии, т. е. с использованием техники этого типа, – один из самых сложных в проектировании и изготовлении, а значит, и дорогостоящих.

Сами стеллажи могут стоить больше, поскольку требования к точности размеров стеллажной конструкции здесь выше; кроме того, их монтаж обходится значительно дороже. Допуски по ширине прохода и вертикальности стеллажа в этом случае очень жесткие, сборка технически сложнее за счет увеличенной высоты конструкций.

О качестве пола для склада такого уровня и говорить не приходится: эта очень важная и высокозатратная составляющая склада должна быть выполнена идеально. Помимо использования сложной технологии нанесения твердого и износостойкого напольного покрытия дополнительные расходы потребуются на оборудование боковых рельсовых направляющих для движения штабелёров по межстеллажному проходу.


Теперь подробнее о специальных узкопроходных штабелёрах. Это действительно одна из самых современных и сложных внутрискладских машин. Используется два основных типа техники – с оператором, работающим внизу, или оператором, поднимающимся вместе с грузом.

В первом случае управление осуществляется из неподвижной кабины на уровне пола. Машина, как правило, оборудована видеокамерой и видеомонитором для контроля положения вил и обеспечивает подъем на высоту до 11 м. АКБ – тяговая (48 В, 600...900 А·ч), г/п европейских моделей от 1,4...1,6 до 2,0...2,5 т (г/п штабелёров азиатских производителей 1...2 т), высота подъема вил 3000...11 500 мм, Ast – 1500...1700 мм, скорость передвижения 10...12 км/ч, скорость подъема 0,4 м/с. По оснащению и эргономике они очень похожи на современные ричтраки.

Второй тип машин устроен таким образом, что оператор поднимается в кабине вместе с грузом и полностью контролирует процесс подъема и перемещения. При этом обеспечивается высокая скорость работы за счет одновременного подъема и движения вдоль прохода (диагональное перемещение), а высота подъема достигает 15 м. Эти машины комплектуют тяговой АКБ (48 В, 700 А·ч или 80 В, 560...700 А·ч); их грузоподъемность от 1,0...1,2 до 2,4...1,6 т; высота подъема вил 5000...15 000 мм, Ast – 1600...1850 мм; скорость передвижения 10 км/ч; скорость подъема 0,4 м/с. По оснащению и эргономике они сложней и технологичней современных ричтраков.


Столь высокопроизводительная техника достаточно дорога, ее стоимость в первом варианте – в 2 раза, а во втором – в 2...3 раза выше, чем стоимость классического высотного ричтрака.

Штабелёры с телескопическими вилами для стеллажей двойной глубины. Система стеллажей двойной глубины представляет собой сдвоенные ряды классических стеллажей. Обычно ее применяют, если необходимо увеличить вместимость склада, расположенного на ограниченной площади, затратив при этом не слишком большие средства. Достоинство такой системы по сравнению с фронтальными стеллажами – в одинаковой стоимости собственно стеллажей и относительно недорогой технике (примерно на 20% выше цены обычных ричтраков).

За счет этого удается увеличить вместимость склада при той же площади на 25%. Для работы со стеллажами двойной глубины применяются штабелёры, оснащенные телескопическими вилами. До высоты подъема 6 м могут использоваться рассмотренные выше штабелёры с опорными консолями со стоящим/ сидящим в кабине оператором, а выше (вплоть до 10 м) – ричтраки.
При этом для безопасной и эффективной работы при высотах подъема свыше 6 м обычно применяется видеокамера (устанавливается на вилах) и ТВ-монитор (в кабине оператора).


Комплектация заказов

Существует два основных типа машин для подбора заказов: комплектовщик с нижних уровней и высокоуровневый – c кабиной, поднимающей оператора до места хранения товара. Исходя из немецкого языка устройства иногда называют «комиссионерами».

Чаще всего применяется отбор товара со стеллажей первого уровня. Для этого предназначены специальные машины, быстро передвигающиеся по складу и оснащенные удобным выходом оператора для проведения комплектации. Иногда на комплектовщиках применяют удлиненные вилы, на которых располагается два поддона или несколько контейнеров. В этом случае оператор за один цикл собирает сразу несколько заказов. Существуют модификации низкоуровневых комплектовщиков заказов с подъемом площадки оператора на 1 м, что позволяет проводить интенсивный набор товара со стеллажей первого и второго уровней.

Дополнительный подъем вил (эрголифт) обеспечивает удобную для укладки высоту груза на поддоне и облегчает укладку тяжелых упаковок.


Устройства комплектуют тяговой АКБ (24 В, 250...500 А·ч), их г/п 1,2...2,0 т, высота подъема вил 200...1000 мм, cкорость передвижения до 10 км/ч.

Если необходима комплектация со второго-третьего уровней стеллажей и выше, применяют высокоуровневые комплектовщики с подъемом кабины оператора. Это современные машины с отлично продуманной эргономикой. Для ускорения работы возможно диагональное перемещение оператора вдоль фронта стеллажей: кабина поднимается или опускается одновременно с движением машины по проходу к месту нового отбора товара. Для ускорения работы по комплектации также используется эрголифт, обеспечивающий подъем поддона на удобную для работы высоту.
Машины комплектуют тяговой АКБ (24 В, 450...750 А·ч); грузоподъемность их 1,0 т, высота подъема вил 800 мм, высота подъема пола платформы 1500...8500 мм, скорость передвижения 7...10 км/ч (при поднятой выше 6 м кабине – 2,5 км/ч), скорость подъема 0,2...0,3 м/с.
Для работы в узких проходах их оснащают боковыми направляющими роликами.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54634/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2203

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике 04 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Логистика Будущего» на следующий день у нас не будет персонала!» «Если по соседству открылся Wildberries