Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

В. М. Лившиц. Психологизированная педагогическая логистика

В. М. Лившиц.

Психологизированная педагогическая логистика



За последние три десятилетия управление бизнесом достигло внушительных результатов. Во многом это объясняется становлением логистики, науки об управлении экономическими потоками. С помощью ее методов удается синхронизировать весь бизнес: от сырья до утилизации продуктов, завершивших свой жизненный цикл. Вследствие этого резко сократились запасы сырья, готовых изделий.

Это значительно способствовало экономии капитала.

 Однако такое стало возможным путем создания инфраструктуры в глобальном масштабе и возможностью передавать и перерабатывать огромное количество информации через Всемирную паутину. Фактически бизнес к настоящему времени исчерпал резервы в материальных потоках.

Узким местом становится нехватка хорошо обученных кадров, а также производство новых знаний, без чего образовательная система также не может быть эффективной. В ответ на эту потребность возникла в начале нашего десятилетия педагогическая (образовательная) логистика (см. Денисенко В. А. Основы образовательной логистики. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003). Педагогическая логистика управляет (синхронизирует) такими потоками, как знание, психология, обучение, здоровье, информация, оборудование. Целью педагогической логистики является нахождение оптимума путем компромисса.

В связи с возрастанием роли психологии в образовательной системе, целесообразно выделить психологизированную педагогическую логистику (ППЛ) в виде самостоятельного направления.

Рассмотрим теперь содержание потоков ППЛ.

Поток знаний. Основным источником знаний является наука. Она вырабатывает новые теоретические представления и реализует их в виде технологий. Например, сейчас бурно развивается генетика и нанотехнология. Темп производства новых знаний пока мало исследованная область психологии познания. Для некоторого представления о порядке этой величины приведем экспертную оценку В. И. Найденова и Б. М. Долгоносова – 120 бит/(чел∙год). По нашим экспериментальным данным скорость самообучения составляет 120 бит/(чел∙час).

В известном смысле скорость самообучения можно принять за аналог скорости производства знаний. Хотя между этими двумя цифрами большие расхождения, но некоторое представление о порядке величины производства знаний они дают. Темп старения знаний также мало изученный показатель. Хотя отмечается ускорение такого темпа в последние десятилетия. Это приводит к необходимости постоянного переучивания специалистов.

Фактически гиперболический рост населения Земли поддерживался гиперболическим ростом знаний. К сожалению, эпоха гиперболического роста населения завершается уже в этом столетии. Максимально численность населения Земли может достигнуть величины не более 14 млрд. человек. После этого может произойти резкое сокращение населения вследствие истощения ресурсов. Такой сценарий делает судьбу человечества, как биологического вида, неопределенной. Сокращение численности приведет и к падению темпов производства знаний (талантливых людей станет меньше!).

По принципам логистики новые знания необходимо давать специалисту как можно ближе перед их применением на практике. Исторически сложившаяся практика длительного школьного обучения с передачей большого объема знаний «на всякий случай» уже не отвечает реальности. Нуждается в совершенствовании и распределение потока знаний по годам обучения. Накопленные знания продукт скоропортящийся. Необходимо постоянно сканировать массив знаний и удалять устаревшие. Интересно отметить, что человеческий язык более устойчив. По экспертным оценкам период полураспада понятий языка составляет 500 лет!

Психологический поток. Педагогическая психология традиционно участвует в обучении и развитии человека. В последнее время усилилась тенденция по психологизации школ. В это понятие вкладывается новое содержание. На психологов в школе возлагается основная задача по развитию и воспитанию школьников (психологизированная гимназия), а на педагогов – обучение. Реально это означает передачу функции классного руководителя психологу-педагогу, в начальных классах преподавание должны вести также психологи-педагоги.

Зона ответственности школьных психологов должна распространиться на дошкольные учреждения. При таком объеме работ целесообразно ввести должность заместителя директора гимназии по психологии. Нужно разработать и приступить к реализации программы "Психологизированная школа", подобной той, какую компания "Солвей Фарм" (Solvay Pharma) помогает реализовать в Ивановской области. Программа носит название "Здоровая школа".

Психология накопила огромный потенциал, который остается не востребованным при обучении и фактически устаревает раньше, чем получает практическое применение. Например, успехи дородовой (пренатальной) психологии, в случае практического использования, позволили бы более эффективно формировать мозг у плода, осуществлять целенаправленное воздействие по принципу логистики «Точно в срок» (Just –in-Time).

В первые два года после рождения, перинатальная психология также может помочь в развитии и сохранении талантливых детей. В более позднем возрасте ребенка традиционными методами воспитания и детской психологии компенсировать упущенные возможности вряд ли удастся. Однако пре- и перинатальная психология не находит пока широкого использования.

Поток обучения. Поток обучения состоит из двух пространств: высшего и школьного. Основная проблема в этом потоке – создание единого образовательного пространства. Для высшего образования она решается в рамках Болонского процесса. Единое школьное пространство возникает через реализацию национальных проектов. Одна из предпосылок управления школьным потоком – введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школах. ЕГЭ позволяет стандартизировать оценки уровня знаний у школьников, а также синхронизировать оценки в масштабе страны, ранжировать учебные заведения по качеству обучения в них.

Большое значение имеет использование систем виртуального обучения (э-обучение). Нуждается в совершенствовании и система трансляции знаний (технологии обучения), а также обеспечение учебных заведений квалифицированными педагогами. Создание единого образовательного пространства позволит предотвратить соперничество между учебными заведениями при распределении потока учащихся между ними. Тут можно использовать опыт бизнеса по нахождению компромисса и предотвращения излишней конкуренции.

Поток здоровья. Психология здоровья одно из наиболее быстро развивающихся направлений в области, как психологии, так и медицины. Согласно материалам ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Только здоровый человек способен к адаптации, социализации и индивидуализации. Психология здоровья рассматривает широкий круг вопросов. Вот некоторые из них: способы реагирования на стрессы, связанные с болезнями (сердца, мозга, рак и другие); способности контролировать и ослаблять стресс; стили жизни, которые могут предотвратить болезнь или содействовать здоровью; психология питания; физическая активность; жизнь с хроническими заболеваниями; предотвращение алкоголизации, никотинной зависимости и употребления наркотиков; устойчивость к эмоциональному выгоранию; игромания и Интернет-зависимость.

В педагогической системе здоровье и формирование навыков к его сохранению и развитию имеет особое значение. Программа "Здоровая школа" поможет организации потока "Здоровье" в нужном направлении.

Поток информации. Этот поток работает по принципам информационной логистики. Он соединяет все образовательное пространство в единую систему. Поток информации позволяет, например, реализовать идею психологического слежения от дородового периода до окончания учебного заведения. Кроме того, возможно перейти от группового управления к личностно-ориентированному. С помощь информации внедряются такие проекты, как netШкола, SMS-Школа, netГород, netРегион и др.

Кроме того, посредством информационных потоков синхронизируется образовательное пространство с потоком рабочих мест. Тогда педагогическая цепь замыкается и имеет такие звенья: -семья-дородовое обучение и развитие-семейное воспитание-обучение-работа-семья.

Поток оборудования. Этот поток является обычным потоком экономической логистики и обеспечивает образовательные учреждения оборудованием для проведения учебного процесса в них.

Механизм внедрения. Проблема реформирования образования далеко вышла за рамки одной страны. Уже в середине 1970-х годов Совет министров ЕС принял резолюцию о первой программе сотрудничества в сфере образования. 19 июня 1999 года начался Болонский процесс. В Болонья (Италия) министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Сейчас в Болонский процесс уже вовлечено 35 стран. Он преследует цель создать единую европейскую систему высшего образования, базирующуюся на двух уровнях знаний (бакалавр и магистр), разработать общие критерии оценки качества преподавания, ввести образовательные кредиты (по типу кредитных трансфертов), облегчить доступ к знаниям во всех странах Европы. Это должно улучшить конкурентоспособность европейских университетов и повысить уровень знаний студентов.

Параллельно Болонскому процессу с 1999 года в Европе идет процесс создания условий всем гражданам, чтобы можно было овладеть знаниями и навыками, которые потребуются им в XXI столетии. 15 июня 1999 года в Кёльне на саммите Большой восьмерки (G8) была принята Кёльнская Хартия («Цели и задачи обучения в течение всей жизни»). В Хартии подчеркивается, что знания во все возрастающей степени становятся основой экономики и общества. Необходимо обучать людей гибкости к изменениям и быть мобильными.

Почти ежегодно (2000, 2001, 2002, 2004, 2005) вопросы образования обсуждались на саммитах G8. Последнее обсуждение состоялось в 2006 году на саммите G8 в СПб. В принятой Хартии («Образование для инновационных обществ в XXI веке») констатируется неудовлетворительное состояние с образованием в мире. В Хартии предлагаются меры по универсализации систем образования, формированию глобального инновационного общества, повышению международной академической мобильности, развитию жизненных и трудовых навыков, созданию единой глобальной инфосети.

В целом следует отметить, что особых успехов в области реформирования образования пока не достигнуто. На наш взгляд, основной недостаток в том, что провозглашенные цели не подкрепляются работоспособным механизмом для их реализации. В области экономики и бизнеса, как мы отметили ранее, таким универсальным механизмом является логистика.

К сожалению, в области педагогики совершенно не реально пытаться создавать подразделения логистики при учебных заведения, детских дошкольных учреждениях, больницах и пр. Для этого нет ни средств, ни кадров, ни инфосистем. Наиболее реально начинать внедрять логистику в эту область сразу с самого последнего уровня развития логистики – создания Регионального центра педагогической логистики (РЦПЛ).

РЦПЛ будет связан локальной инфосетью, с выходом в Интернет, со всеми образовательными и дошкольными учреждениями. В его составе формируется группа психологов по дородовой, послеродовой, детской, школьной психологии. Кроме того, имеется педагог-технолог и инфологист. Региональные центры объединятся сетью с Главным центром педагогической логистики (ГЦПЛ) страны, из которого каналы связи пойдут в Глобальную педагогическую сеть. Успеху будет способствовать то, что подобные региональные центры по транспортной логистике сейчас создаются во многих регионах России и в мире. На первом этапе РЦПЛ можно будет объединить с центрами по транспортной логистике.

На создание педагогической логистической сети в национальном и глобальном масштабах потребуются значительные средства. Они будут, по–видимому, формироваться из разных источников: ЮНЕСКО, ЕС, бюджетных, муниципальных средств, средств частного сектора и др. Успеху способствовало бы и рассмотрение проблем педагогической логистики на одном из саммитов G8.

В условиях глобализации инфосистем, бизнеса и политики, подключение педагогики, через логистику, к единому пространству развития человечества, процесс не только желательный, но и неизбежный.

Задачи и функции РЦПЛ. Основная задача РЦПЛ – создание единого педагогического пространства в регионе.  РЦПЛ хорошо оснащенная организация, предназначенная для оказания педагогических логистических услуг всем участникам педагогического пространства региона.

Ядром логистического центра является его информационно-логистический центр, оснащенный современными компьютерами с пакетом сложных программ. В составе центра работают опытные инженеры-логисты с педагогической подготовкой, педагоги-технологи, психологи и другие специалисты. Все управление осуществляется через локальную информационную сеть с общим сайтом и выходом в Интернете. РЦПЛ размещается в месте пересечения педагогических потоков региона. Он работает на коммерческой основе, путем заключения договоров с организациями, участниками педагогического процесса.

Функции РЦПЛ:
организация педагогических логистических цепочек и слежение за их выполнением;
оптимизация размещения педагогических организаций в регионе;
подбор партнеров для педагогических организаций и помощь при заключении договоров;
консультирование по технологии обучения;
психологизация учебных заведений и психологическое консультирование;
создание банка данных по педагогам в регионе;
внедрение системы психологии здоровья;
внедрение системы дородовой психологии;
создание банка данных по учащимся и резерву;проведение региональных совещаний и конференций;
изучение и распространение новых методов обучения и управления;
помощь в комплектовании студентами и учениками учебных заведений;
изучение потребности в специалистах в регионе;
подбор кандидатур для участия в конкурсе на вакантные места руководителей и специалистов для педагогических организаций региона;
снабжение педагогических организаций современным оборудованием для учебного процесса, а также методической и учебной литературой;
создание и управление региональной э-сетью библиотек учебных заведений и городских библиотек.
проведение социологических исследований в регионе по педагогическим проблемам.
помощь в подготовке научных кадров для учебных организаций региона;
сравнительный анализ деятельности учебных заведений региона.
х х х

Мы изложили основные идеи психологизированной педагогической логистики. Будем надеяться, что их реализация не растянется на многие годы, как это произошло с психологизацией школ. Использование достижений инфотехнологии и логистики вселяет определенный оптимизм. Создание РЦПЛ впервые позволит управлять педагогическим и психологическим процессом, как единым целым. Важно не упустить эту уникальную возможность.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54715/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1868

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

Apple и Google: неожиданные выводы erp Без посредников Вузы Как мотивировать персонал в кризис Кривое зеркало ERP Московские дороги станут "быстрее" на 15% оптимизация склада Партнёры компании Лобанов-логист склад