Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Размышляем и рассчитываем Дмитрий Лапин

Размышляем и рассчитываем


Формирующийся в Сибири рынок логистических услуг базируется на аутсорсинге. Предприниматели уже выяснили, что компания, для которой логистика — непрофильное направление бизнеса, выиграет, если передаст логистическим операторам управление материальными потоками

 

Рынок логистических услуг в Красноярске начал формироваться сравнительно недавно. Пока сложно сказать, как на нем отразится текущий кризис, поэтому представим, что никакого кризиса нет. Продвижение логистики на краевой рынок бизнес-услуг, по данным Сибирского отделения Международного центра логистики (СО МЦЛ, Красноярск), началось в 2002 году — до сих пор лишь две–три сотни человек в городе могут уверенно объяснить, что же скрывается под самим термином «логистика». Один пример — меня весьма заинтриговало встреченное в газете объявление: «Требуются квалифицированные специалисты по бытовой логистике». Оказалось, речь шла о непьющих грузчиках для квартирных и офисных переездов. Понимание логистики как банального процесса доставки чего-либо куда-либо встречается до сих пор очень часто.


Новыми путями

По данным DHL Russia, в России спрос на рынке логистических услуг стабильно растет на 18–23% ежегодно, опережая динамику ВВП. В Европе рост рынка составляет примерно 5–6% в год. Объяснение простое: отставание столь велико, что нам приходится опережающими темпами догонять. Андрей Попов, заместитель директора по логистике группы компаний «Ленком», оценил это отставание на пару десятилетий. 

Причины этому следует поискать в истории. Логистика в СССР была запрещена как капиталистическая наука. По идеологическим соображениям: в ней человек представлял собой элемент системы, «винтик», а вовсе не основу мироздания. Поэтому в официальной советской действительности места для логистики не было — не справляющегося с работой меняют, как ржавую шестеренку. При этом сама логистика была развита на очень неплохом уровне, с одной оговоркой — к потребностям рядовых граждан логисты относились как к второстепенным. Поэтому колбаса в магазинах была не всегда, а сырье и комплектующие для промышленности доставлялись по оптимальным схемам. Потом старые схемы рухнули, а новые создавались зачастую стихийно. Оптимизировать их, используя мировой опыт, — такую задачу поставили в компании «Ленком».

Например, здесь готовы создать современную логистическую систему европейского уровня на основе сети распределительных центров. Нынешнее состояние логистики предполагает схему «производитель–дистрибьютор–клиенты», то есть основным каналом распределения служит дистрибуционный. «Мы, — заявляет Андрей Попов, — организуем такой канал через распределительный центр. Что это дает, понятно на простом примере. Сегодня в магазин утром прибывает, условно говоря, десять «Газелей» от десяти дистрибьюторов: один привез пиво, другой минеральную воду и так далее. Из распределительного центра будет приходить один большой фургон, он привезет общую поставку, укомплектованную по заявке категорийных менеджеров этого магазина. В результате — экономия на затратах в цепи и повышение управляемости системы поставок — хотя бы за счет перехода на прямые контакты с производителями и исключению дистрибьюторов». Более того, такая технология управления логистикой увеличит управляемость запасами. Это необходимый шаг, который позволит сократить наше отставание от более развитых рынков.

Про пиво и не только

Компания «Ленком» работает на красноярском рынке с 1994 года. Мне, как и большинству красноярцев мужского пола, она хорошо знакома благодаря заведениям «Напильник» — специализированной сети по продаже пива, напитков и прочей сопутствующей продукции. На мой взгляд, пиво в совершенствовании российских бизнес-технологий сыграло такую же роль, как мухи-дрозофилы в генетике. Для совершенствующегося бизнеса этот напиток — идеальный объект для эксперимента: продукт массовый, с огромным ассортиментом, сезонный, представленный во всех ценовых категориях и требующий постоянного улучшения технологий продаж. Наверное, 14−летний опыт работы на столь конкурентном и непростом рынке дал «Ленкому» неоценимую практику оптимизации логистических схем — компания превратилась в холдинг с широкой филиальной сетью. Логистическое направление наряду с транспортным выделено в отдельное звено и работает не только в интересах холдинга, но и на внешних клиентов. 

В свою очередь Красноярск для практикующего логиста — город больших открывающихся возможностей. Но пока здесь широко представлен лишь сегмент транспортно-экспедиторских услуг. Регион является крупным экспортером и импортером товарных потоков, кроме того, расположен так, что его никак не может миновать транзитный транспорт — все, что везут с запада на восток России и обратно, по земле, воде или воздуху, пересекает территорию края. Сам же логистический рынок сегодня находится в зачаточном состоянии: в регионе только компании «СТК» и «Ленком» можно назвать пионерами современных логистических услуг. Поэтому нет особой конкуренции, есть значительные свободные ниши. В то же время спрос на услуги логистических операторов растет. «В 2007 году — рассказывает Андрей Попов, — мы наблюдали становление рынка, анализировали востребованность тех или иных услуг. За прошедший год спрос ощутимо вырос — большинство компаний понимает, что логистикой должны заниматься профессионалы. Кроме того, предприниматели перестали бояться отдавать на аутсорсинг складские процессы, транспортные потоки или управление запасами. Им выгоднее не развивать свои структуры, а предоставить это профессионалам. Но при одном условии — бизнес идет на это, если детализация тарифов на логистические услуги прозрачна и понятна предпринимателю». 

Еще один драйвер роста спроса на рынке — приход в Красноярск международных и федеральных торговых сетей. До этого большинство компаний в Красноярске не выделяли в структуре издержек своего бизнеса логистическую составляющую. Столкнувшись с конкуренцией крупных ретейлеров, они задумались: за счет чего те выигрывают ценовые войны и предлагают широчайшие ассортиментные линейки? Вывод один — за счет оптимальной логистики. По мнению Андрея Попова, сегодня многие компании начали считать, во сколько им обходится логистика, и само отношение к ней со стороны владельцев местного бизнеса меняется. Если раньше истиной было утверждение, что хороший склад — это полный склад, то сейчас грамотные предприниматели понимают, что излишки товара просто выбивают из оборота огромные суммы, а это прямые убытки. Рынок становится тесным, и если существенная доля оборотных средств компании заморожена в лежащем товаре, то это означает прямое снижение конкурентоспособности. 

Как утверждает Андрей Попов, на рынок в качестве клиентов логистических операторов выходят уже не крупные сети, а небольшие специализированные фирмы-дистрибьюторы. В бизнесе они используют свои сильные ресурсы — команду и технологии продаж, а систему поставок передают на аутсорсинг. Интеграция с ними идет на уровне информационных потоков. То есть они дают заявки, согласовывают условия поставок. А логистический оператор встречает груз от входа — грузовой станции или контейнерного терминала, обрабатывает и сопровождает до конечной торговой точки. Точнее, работа логистов начинается даже раньше — еще до прихода вагона или контейнера формируется ассортиментная матрица, и все сведения о прибывающем грузе заносятся в информационную систему. Одновременно заранее планируются на день прибытия ресурсы для разгрузки, перевозки, обработки и хранения товара, а параллельно формируется поток исходящей информации — то есть клиенты четко знают, как и когда груз будет принят, переработан, размещен и когда доставлен им. 

Еще один пример качественного изменения спроса на рынке — в прошлом году заказчики обычно запрашивали, как можно арендовать площади на складе и сколько это будет стоить. Там они намеревались организовать свое подразделение — с кладовщиком, грузчиками. То есть внутренняя складская логистика предприятий в большинстве случаев организовывалась по традиционным схемам. Причина, по мнению предпринимателей, — расходы на содержание собственного склада и транспортных служб были существенно ниже, чем затраты на комплексные услуги логистического оператора. Нельзя отрицать и известные психологические комплексы — хозяйственный, но недалекий гражданин рассуждает по принципу: «Свой склад хорош тем, что он свой, и зачем отдавать свое добро в чужие руки? А так лежит на складе — и на душе спокойно».

В 2008 году чаще встречается ситуация, когда логистам на аутсорсинг передан полный комплекс складской обработки грузов, в том числе подборка партий товара (пикинг) мелкими единицами (коробками, штуками), а также дополнительные операции по переупаковке, маркировке. Опять-таки здесь сказывается практика западноевропейского бизнеса, где логистические расходы относятся к фиксированным затратам: это и свои склады, и транспорт, и зарплаты сотрудников. При переходе компании на аутсорсинг вся логистика переходит в раздел variable costs (переменных затрат), в результате снижается постоянная затратная часть, что прямо повышает инвестиционную привлекательность предприятия.

Коробка с полки 

«Современная логистика без информационных технологий в принципе невозможна», — без тени сомнения заявляет Андрей Попов. Те же складские операции превратились в сложнейший процесс — это не просто приемка, хранение и отгрузка товара, а ключевое звено в системе управления запасами и товароведении. В 2008 году в компании внедрили информационную систему складского управления — так называемую WMS-систему учета. Без этого шага сложно было наладить стабильные отношения с большими компаниями (самый крупный внешний клиент компании — сетевой ретейлер «М-Видео»). Сегодня вся логистическая деятельность контролируется WMS-системой — перемещение товара сопровождается параллельным информационным потоком. 

«Раньше мы работали с одной товарной номенклатурой — продуктами питания, — рассказывает Андрей Попов, — и могли обойтись без WMS-систем. Там ассортимент — около тысячи позиций. Грубо говоря, когда сборщик на складе получает задание — собрать по накладной по одному адресу ящик пива, ящик других напитков, еще чего-то, то он мог за установленное время скомплектовать эту позицию и погрузить в автомобиль. С бытовой техникой так не получится — это тысячи наименований, которые находятся в обезличенных картонных коробках, отличающихся друг от друга одной цифрой в двенадцатизначном коде. Запутаться очень легко, а путаница — это недостача, убытки и издержки как у логистического оператора, так и у клиентов». Внедрение WMS-системы позволило устранить путаницу и реально ускорить комплектование — формирование заявки на один автомобиль снизилось с одного–двух часов до 15 минут. Складской персонал четко знает, к какой ячейке подойти и какую коробку взять. Кроме того, WMS-система позволяет значительно расширить ассортиментную матрицу, она автоматически обрабатывает все складские операции и требует вмешательства человека только в нестандартных ситуациях.

Сказав «б», думаем про «а»


В Красноярске на рынке складской логистики до сих пор преобладают случайные помещения — старые неотапливаемые цеха, ангары или переоборудованные бывшие овощные базы. Но все понимают, что это вчерашний день. Тем не менее в строительстве современных складских терминалов Красноярск существенно отстает от Новосибирска. Например, здесь только один складской комплекс класса «А» — у компании «СТК». Доступ на рынок сильно ограничен высоким порогом инвестиций — для реализации проекта терминала класса «А» необходимо несколько десятков миллионов долларов. Впрочем, инвестиции логистической компании несложно рассчитать: в оснащение склада погрузочно-транспортной техникой, стеллажами, WMS-системами (soft и hard), а также расходы на специалистов и складской персонал составляют примерно 250 долларов на 1 кв. м, а эти квадратные метры измеряются десятками тысяч. 

«Ленком» владеет складом класса «В+», и, по словам Андрея Попова, большинство клиентов вполне этим удовлетворены. Просто различие складских комплексов при классификации в том, что «А» требует стеллажных систем, специальных погрузчиков и информационных систем складского учета, а на складе «В» можно обойтись без стеллажей, простыми вилочными погрузчиками, массовыми WMS-решениями и не внедрять сертифицированные системы менеджмента качества. Но в будущем приход в Красноярск операторов со складскими терминалами класса «А» неотвратим. Крупные ретейлеры двигаются на восток, и если им ничто не помешает, то они появятся и в Красноярске. А те же IKEA или Auchan работать предпочитают с логистическими комплексами класса «А». Пока же рентабельность вложений в строительство складов значительно уступает прибыльности других ниш рынка коммерческой недвижимости — бизнес предпочитает вкладываться в торговые или офисные комплексы. Но эти сегменты рынка близки к насыщению, так что приход новых игроков не за горами. Впрочем, в конце прошлого года группа компаний «Красный Яр» обнародовала планы строительства в Красноярске логистического центра со складами класса «А». В то же время у краевых властей был план отвести почти 120 га на территории «упавшего» завода «Сибэлектросталь» под логистический центр, технопарк и контейнерный терминал. Но пока конкретные сроки реализации этих проектов неизвестны. 

Перспективы логистического бизнеса в Красноярском крае огромны. Он может развиваться как качественно, так и количественно — потребности в современных логистических услугах уже кардинально меняют рынок. Пока один из главных дефицитов на этом рынке — профессионалы. Впрочем, как уверяет Андрей Попов, овладеть знаниями в этой области можно и без высшего профильного образования, надо только хотеть и уметь получать их. 

Дмитрий Лапин, Эксперт
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54958/

www.retailer.ru
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1293

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

В Москве на проспекте Маршала Жукова открылась новая эстакада Вагоны станут частными ГКРЧ выделила радиочастоты для радиоэлектронных средств водного транспорта РФ Диспетчерская система оперативного управления перевозками Закрылся старейший аэропорт Москвы. Зловещие призраки бизнеса. Низкая производительность консалтинг консультант оплата складская логистика