Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

СКАНЕР В МАГАЗИНЕ

СКАНЕР В МАГАЗИНЕ



Одним из центральных элементов любой автоматизированной системы управления предприятием розничной торговли является сканер штриховых кодов. Покупатели уже успели привыкнуть к этим устройствам, превращающим информацию, закодированную на этикетке со штриховым кодом, во всем понятную запись с наименованием товара и его стоимостью. Но, разумеется, это лишь одна, хорошо видимая область эффективного применения штрихового кодирования. Большое число приложений, связанных со сбором и обработкой закодированной информации, скрыто от покупателей, поскольку осуществляется в служебных помещениях магазинов, складах, производственных цехах, транспортных службах, аптеках, почтах и многих других предприятиях. От того, как руководитель предприятия или специальный сотрудник, отвечающий за внедрение информационных технологий, решат вопросы, связанные с применением сканеров, зависит эффективность работы предприятия.

 

Как работает сканер штрих-кода?



Любой современный сканер штриховых кодов представляет собой компактную комбинацию оптического, электрического и вычислительного устройств. Главная задача сканера - считать изображение, представленное в виде совокупности белых и черных полос (линейный штрих-код) или композиций темных и светлых пятен (двумерный код) и декодировать его в цифровой сигнал. Эти функции выполняет специальный декодер, встроенный в сканер или выполненный в виде отдельного устройства, которое подключается между сканером и головным устройством.

Любой интерфейс, служащий для передачи данных в системе \"сканер - компьютер\", содержит два уровня - физический (например, кабель или радиочастотный канал связи) и логический (протокол передачи данных). Наиболее распространенными интерфейсами сегодня являются RS232, \"разрыв клавиатуры\" и USB.

Насколько универсальны сканеры? Можно смело сказать, что большинство выпускаемых устройств умеют читать и, что немаловажно, различать все распространенные линейные штрих-коды (UPC/EAN, Code 39, Code 128, Interleaved 2/5 и др.). Происходит это благодаря встроенному в устройство программному обеспечению. Но если специфика работы устройства такова, что на предприятии используется какой-либо один тип штрих-кода, то лучше просто настроить сканер на распознавание именно этого кода.

Таким образом, можно не только повысить производительность, но и обезопасить себя от неожиданных результатов считывания посторонних данных.

Важно помнить, что на результат считывания сильно влияет цвет красителя, который использовался для нанесения кода на этикетку или непосредственно на маркируемый предмет. Оптимально печатать штрих-код черным цветом на белом фоне, поскольку именно такая комбинация обеспечивает наилучшие результаты считывания. Как известно, белый фон отражает цвет, а черные штрихи - поглощают. Заметим, что сканеры не различают цвета, зато распознают контрастные зоны. Чем выше контрастное отношение, тем лучше сканер считывает код.

Если используется цветной фон или штрихи нанесены цветом, отличным от черного (следует полностью исключить тона с высокой отражательной способностью, типа \"серебристый металлик\"), сканеру придется изрядно потрудиться, читая такой код. Наихудший выбор - красный цвет, поскольку сканеры используют его для подсветки. Оптические системы некоторых сканеров имеют красные фильтры, что делает красный цвет практически для них невидимым. Поэтому не удивительно, что даже на самых ярких упаковках товаров этикетки со штрих-кодами остаются черно-белыми островками - точность считывания важнее красоты!

Какие бывают сканеры?


 
Существует несколько классификаций сканеров:
по типу подсветки штрихового кода - светодиодные, лазерные и не требующие подсветки
по типу светоприемника - на ПЗС-матрице (CCD сканеры) или на фотодиоде
по типу исполнения - стационарные, ручные, комбинированные (стационарные/ручные)

В свою очередь лазерные сканеры делятся на однолучевые и многолучевые, с одним сканирующим окном и с двумя (биоптические). CCD сканеры можно разделить на контактные и бесконтактные, линейные (классические CCD сканеры) и фото-сканеры (image-сканеры). И т.д.


 
Обычно в прессе и в специальной литературе принято выделять следующие типы сканеров для POS-приложений:
Перьевые (wand-сканеры)
Ручные CCD-сканеры
Ручные фото-сканеры (image-сканеры)
Ручные лазерные
Стационарные многолучевые проекционные лазерные
Стационарные многолучевые встраиваемые лазерные
Комбинированные многолучевые лазерные (стационарные/ ручные)
Биоптические
Перьевые сканеры

Ручные перьевые сканеры - самые простые и экономичные устройства для считывания штриховых кодов. Они имеют небольшой размер и вес, очень надежные и недорогие. В перьевых сканерах используется маломощный источник света, луч которого должен пересечь линейный штриховой код. Оператор, плотно прижимая рабочую поверхность перьевого сканера к этикетке, вручную проводит вдоль всего кода - считывать можно с любого конца этикетки, но пропустить хотя бы часть кода нельзя.

Необходимо иметь в виду, что технологические особенности перьевых сканеров предъявляют весьма жесткие требования к свойствам этикеток со штриховыми кодами. На результат считывания влияют такие параметры, как скорость и угол перемещения луча. Оператор должен иметь определенный навык работы с перьевым сканером. Кроме того, существует опасность повреждения этикетки при контакте со сканером в том случае, если носитель или защитное покрытие этикетки оказываются недостаточно прочными.

 

Ручные CCD-сканеры



CCD означает прибор с зарядовой связью (ПЗС). Фактически, в CCD-сканерах применяется та же технология захвата изображения, что и в знакомых всем факсимильных аппаратах. От перьевых сканеров такие устройства отличаются тем, что вместо луча света здесь используется подсветка, перекрывающая весь штрих-код. Существуют контактные и бесконтактные CCD-сканеры. Контактные модели представлены наиболее широко. Как и все CCD-сканеры, они компактны и имеют небольшой вес. Такие сканеры не нужно перемещать вдоль штрих-кода. Достаточно приложить устройство к этикетке, нажать на кнопку - и сканирование выполнено. Отсюда и не столь высокие требования к оператору, применяющему устройству.

Контактные CCD-сканеры хорошо подходят для работы со штриховыми кодами общего назначения, ими часто оборудуют POS-терминалы. Однако, такие сканеры плохо работают с кодами, нанесенными на выпуклые и нерегулярные поверхности. Также проблематична работа в условиях яркого внешнего освещения, поскольку оно может создавать сильные помехи (засветки).

Бесконтактные CCD-сканеры оснащены более мощными светодиодами, создающими яркую линию освещения штрих-кода, а также более чувствительными фотодатчиками, позволяющими захватывать изображения на большем удалении от этикетки. Некоторые модели могут работать на открытом воздухе и на ярком солнечном свете без ущерба для качества сканирования.

Большинство бесконтактных CCD-сканеров считывают коды на расстоянии 6-15 см, некоторые модели имеют рабочую зону 30 см. Поэтому, когда необходимо сканировать на больших расстояниях, применяются лазерные сканеры.

Ручные лазерные сканеры

Ручные лазерные сканеры, предназначенные для POS- приложений, имеют рабочую зону до 20-110 см, а сканеры для специальных приложений поддерживают сканирование на расстояниях до 10 м.

Лазерные сканеры просты и удобны, интуитивно понятны в использовании. Узкая полоса лазерного излучения хорошо видна, что помогает легко позиционировать устройство. Такие сканеры эффективно работают как в POS-приложениях, так и в системах управления товарными потоками и складами.

Развитие и удешевление лазерных технологий в последние годы привели к тому, что ручные лазерные сканеры сравнялись по ценам с CCD-сканерами. К тому же на некоторые модели дается пятилетняя гарантия на сканер и пожизненная на сканирующий элемент. Это ставит точку в дискуссии о том, какой тип сканеров надежнее.

 

Ручные фото-сканеры



Ручные фото-сканеры (image-сканеры) являются разновидностью CCD-сканеров. Отличие состоит в том, что фото-сканеры оснащены такой же CCD-матрицей, какой оснащаются видеокамеры и цифровые фотоаппараты. Фото-сканер считывает полностью весь образ кода, поэтому сканер не нужно ориентировать специальным образом относительно штрихового кода. Это упрощает работу оператора. Однако стоимость фото-сканеров значительно превышает стоимость линейных CCD-сканеров и некоторых моделей лазерных сканеров.

 

Стационарные многолучевые лазерные сканеры



Это самый распространенный тип сканеров в розничной торговле. Сама история использования сканера в магазине началась в 1974 году с многолучевого сканера, встроенного в кассовый прилавок (Супермаркет Marsh, г. Троя, штат Огайо).

Стационарный сканер создает рабочую зону, состоящую из множества пересекающихся лазерных лучей (обычно 16-20). При этом значительно упрощается позиционирование кода в такой рабочей зоне: для успешного сканирования достаточно, чтобы один из лучей пересек все штрихи кода.

Важным достоинством стационарных сканеров является то, что у кассира свободны обе руки. Значит, он может полностью сконцентрироваться на обслуживании покупателя и, например, не только сканировать товар, но и упаковывать его в пакеты.

В зависимости от типа исполнения стационарные сканеры могут быть установлены на кассовом прилавке (проекционный сканер) либо встроены в него (встраиваемый сканер).

 

Комбинированные многолучевые лазерные сканеры



Комбинированный сканер называется так потому, что он может работать как стационарный многолучевой сканер, однако для удобства сканирования в некоторых случаях кассир может взять его в руки.

Это один из самых \"молодых\" типов сканеров, появление которого стало возможным только в результате развития лазерных технологий и уменьшения размеров многолучевого сканирующего элемента.

Условно комбинированные сканеры можно разделить на два подтипа:
сканеры, которые преимущественно используются как ручные
сканеры, которые преимущественно используются как стационарные

Первые модели комбинированных сканеров имели только многолучевую развертку. В настоящее время выпускаются модели, которые наряду с многолучевым режимом сканирования имеют возможность однолучевого линейного сканирования. Это расширяет сферы применения таких сканеров (работа со штрихкодовым меню и т.п.).

Комбинированные сканеры имеют более узкую рабочую зону по сравнению с классическими стационарными сканерами. Поэтому они не рекомендуются для использования в больших супермаркетах и гипермаркетах. Однако они идеально подходят для магазинов при автозаправках, магазинов одежды, обуви, магазинов хозяйственных товаров и строительных материалов, а также для аптек.

 

Биоптические сканеры



Биоптический сканер - это разновидность стационарных многолучевых сканеров. Основное отличие - два сканирующих окна, что позволяет получить две пересекающиеся рабочие зоны. В результате получается пространственная рабочая зона, буквально \"нашпигованная\" лазерными лучами, каждый из которых готов пересечь код на товарной упаковке. Снижаются затраты на подготовку кассиров. Главное правило, которое они должны запомнить - штриховой код товара не должен быть виден кассиру, тогда его \"увидит\" сканер.

Биоптические сканеры, как правило, встраиваются в кассовый прилавок, однако не так давно появилась модель проекционного биоптического сканера. Есть модели биоптических сканеров, оснащенные весами. В этом случае отпадает необходимость оснащать зоны выкладки овощей и фруктов специальными рабочими местами завешивания отобранных покупателем товаров - завешивание овощей и фруктов производит кассир на весах, встроенных в биптический сканер.

Биоптический сканер - главное орудие гипермаркетов и супермаркетов, где во главу угла ставиться высокоскоростное сканирование товаров.

 Перспективы

В ближайшие годы на смену традиционным линейным штриховым кодам должны прийти так называемые составные коды, представляющие комбинацию линейного кода и двухмерного. Это позволит включать в код такие данные, как дату изготовления или срок годности, серийный номер и т.п.

Вместе с новыми кодами придут и новые сканеры. Уже разработаны первые международные стандарты составных кодов. И уже появились сканеры, читающие эти коды. Но это - другая тема.


Андрей Хаустов, директор по маркетингу корпорации "Пилот"
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54983/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 4838

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике