Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Ваш автоматизированный распределительный центр Алексей Шишков

Ваш автоматизированный распределительный центр


© Эксперт: Оборудование N8-2001,
Алексей Шишков

Под автоматизацией склада можно понимать автоматизацию складского учета и автоматизацию внутренней логистики на складе.

Централизация или децентрализация

Как считает директор компании "Сервис Плюс" Виталий Подшивалов, бизнес-процесс снабжения товарным ассортиментом магазинов из распределительного центра не отличается от взаимодействия оптовой компании и ее контрагентов. Значит, в качестве программного обеспечения (ПО) может выступать любая недорогая торговая система, автоматизирующая процесс товароснабжения. Учитывая также, что бизнес-процесс в оптовой торговле характеризуется малой интенсивностью выполнения транзакций, требования к используемым программно-аппаратным средствам достаточно просты.

В России автоматизация товароснабжения решается в рамках специализированной информационной системы для розничной торговли (торговой системы). Предлагаемые на рынке торговые системы можно подразделить на централизованные системы управления с использованием единой базы данных и децентрализованные с распределенной базой данных. За исключением системы Gestori российско-французской фирмы FIT, все остальные отечественные системы используют второй способ управления.

Среди децентрализованных систем управления самыми популярными на российском рынке считают системы \"СуперМаг\" (разработчик \"Сервис Плюс\"), IBS Trade House (IBS), \"Домино\" (\"Софт-Вест\"), \"АСТОР:Торговый Дом\" (\"АСТОР ВЦ\"), \"Посейдон\" (\"Пилот\"), \"Кристалл\" (\"Кристалл Сервис\"). Несмотря на единый способ построения систем, торговые системы сильно различаются по функциональности.

В централизованной системе управления все операции с базой данных выполняются на едином сервере, пользователи работают на терминалах, служащих для создания запросов к базе данных и отображения результатов их выполнения. Терминалы пользователей соединяются с сервером с помощью локальной сети или по выделенной телефонной линии. На терминале работа может вестись только в режиме on-line, т. е. результаты, которые наблюдает пользователь в удаленном магазине, тождественны данным на терминале у пользователя в офисе. Системам с централизованным управлением требуются надежные коммуникации.

В децентрализованных системах управления используют распределенные базы данных, которые физически находятся на удаленных серверах в каждом магазине или складе. Периодически производится репликация данных - базы данных на сервере в офисе и в магазинах обновляются. Такая процедура производится раз или два раза в день.

Что это значит для склада

Для работы с распределительным центром все вышесказанное означает, что в случае централизованной системы управления заказ на получение товаров может производиться как из магазина, так и из офиса. И в том и в другом случае заказ будет получен складом за несколько секунд, при этом о реально располагаемом количестве товара на складе в данный момент будет известно менеджеру магазина или категорийному менеджеру в офисе. Об отгрузке заказа в магазин система сможет информировать пользователей в режиме on-line.

В случае децентрализованной системы информация о заказе будет передана складу после процедуры репликации баз данных, т. е. после обеда или на следующий день, если не пользоваться иными способами коммуникаций (например, электронной почтой). Учитывая, что в продовольственных магазинах колебания объема продаж незначительны, такая задержка не приводит к катастрофическим последствиям, а степень возникающих затруднений должна быть оценена самой сетью при выборе информационной системы исходя из модели управления и количества магазинов в сети. За рубежом в розничной торговле используются оба типа систем.

ERP в торговле

Альтернативой специализированным системам выступают системы класса Enterprise Resource Planning (ERP). Обладая мощными свойствами настройки и разными функциональными программными модулями, системы класса ERP выступают как корпоративные информационные системы и могут работать на предприятии любой отрасли и в любой стране мира. Системы помогают обеспечивать выполнение бизнес-процессов практически во всех подразделениях предприятия, обходясь без помощи ПО других разработчиков. В розничной торговле единственной \"чужой\" программой является кассовая программа, управляющая работой кассовых терминалов и требующая сертификации.

Так, например, обстоит дело в ГУМе, где с января этого года вводится в эксплуатацию система J.D. Edwards OneWorld. Это \"молодое\" решение (1996 г.) уже работает в розничных сетях Wal-Mart Stores, K-Mart, Danone и других. Поставщиком решения является Robertson& Blums Corporation, а генеральным подрядчиком - консалтинговая компания Ernst& Young. Система уже работает в четырех из шести комплексах торгового центра. В отличие от других систем класса ERP, несмотря на цельность системы и полную интегрированность всех модулей, отличием J.D. Edwards OneWorld, по мнению руководителя отдела J.D. Edwards Михаила Иванова, является несложная интеграция со специализированными решениями других поставщиков программного обеспечения или собственными разработками клиента.

Еще одна всемирно известная система R/3 с решением SAP Retail немецкой компании SAP работает в АО \"Время\", где управляет производством медикаментов, их закупкой и продажей через сеть аптек \"36,6\".

По мнению Виталия Подшивалова, наиболее эффективны системы класса ERP в компаниях, работающих на нескольких рынках. ERP-решения учитывают общие тенденции управления предприятиями разного профиля.

К минусам подобных систем можно отнести длительность времени внедрения. Торговые сети развиваются столь быстро, что полгода на внедрение для российского ритейла - пока слишком большой промежуток времени.

Еще о зарубежных решениях

В последнее время на российском рынке появились зарубежные программные продукты, предназначенные для автоматизации розничных сетей. По мнению директора по маркетингу фирмы \"Пилот\" Андрея Хаустова, это произошло из-за того, что отечественная розничная торговля пережила скачок в развитии после кризиса и случился дефицит на качественные решения для торговли. Кроме того, зарубежные решения проще купить, нежели заниматься разработкой их аналогов. Стоимость разработки новой торговой системы для сетей, по данным Андрея Хаустова, составляет не менее 0,5 млн долларов.

Недавно в России стали известны системы Dewas компании SuperData (поставщик - \"Сервис Плюс\") и NaviPlus Retail на платформе Navision (поставщик \"Импакт-Софт\"). Эти системы имеют большие функциональные возможности, средства для создания запросов и отчетов, легко масштабируемые с ростом размера бизнеса. Сами поставщики относят их к классу middle office и back office. Причем программный продукт NaviPlus Retail - это продукт, разработанный одной из немецких фирм для датской ERP системы Navision Financial.

Московская фирма \"Пилот\" планирует адаптировать для российской розницы американскую систему Accрac. Эта система управления предназначена для малых, средних и крупных предприятий. Систему отличает низкая стартовая стоимость рабочего места - от 500 долларов.

Логистика на складе

Для решения задач контроля и оптимизации товарных потоков на самом складе предназначены специализированные автономные решения или модули управления складом в системах класса ERP. Эти решения часто именуются в зарубежных источниках как Warehouse Management System. Они используются на крупных современных складах с большим товарооборотом и ассортиментом, при этом не работают с финансовыми документами, не оперируют стоимостными показателями. Основными понятиями, которыми оперируют подобные системы, являются грузы и адресное хранение, связанное с выделением на складе функциональных зон.

Главные зоны склада - зона приемки, хранения и комиссионирования (подготовки к отправке) товаров. Зоны подразделяются на ячейки (или адреса), где товар хранится или комплектуется для отправки. Как отмечает начальник отдела маркетинга компании Solvo Александр Троцкий, понятие зоны - это необязательно физическое разбиение склада, а просто выделение в рамках склада некоторых участков со специфическими характеристиками. В ряде случаев понятие зоны существует только в системе как некое виртуальное объединение ячеек. Например, первый ярус стеллажа может использоваться на многих складах для хранения собранных заказов, второй ярус может быть зоной штучной комплектации, один из стеллажей - зоной карантина.

Система управляет грузами, имеющими уникальные номера, выдавая команды на перемещение грузов в определенные зоны склада или выполнение других операций с ними в соответствии с решаемыми на складе задачами.

Работа системы невозможна без технологий автоматической идентификации - радиочастотной или штрихкодирования. Для сбора и передачи данных все чаще стали применять LAN-системы на основе локальной радиочастотной сети.

Функционируют эти системы следующим образом. Прибывший на склад товар поступает в зону приемки, штрихкоды на паллетных этикетках сканируются. Если в системе уже имеется информация об этой паллете, которая могла быть передана поставщиком по электронной почте или на дискете, паллета подается в зону хранения.

Предварительно система автоматически, исходя из габаритных и массовых характеристик паллеты, находит свободное место на складе, где будет размещена паллета. Программа распределяет задания по размещению грузов между работниками склада. Эти задания распечатываются или передаются в портативные терминалы сбора данных. Они оптимизированы таким образом, чтобы работники не мешали друг другу и их пути по возможности не пересекались.

Дмитрий Кулешов, один из разработчиков системы, установленной на складе регионального центра компании Wolkswagen, рассказал об особенностях работы системы. Рабочий склада может попытаться \"переубедить\" систему и заставить ее согласиться, что товар может быть размещен по другому адресу. Если система \"соглашается\", новый физический адрес размещения груза будет заменен и в базе данных складской системы.

Другая команда работников склада занимается подбором заказанного товара, который направляется из распределительного центра. В их терминалы сбора данных система также помещает набор заданий.

Задание выглядит как набор цифровых данных - обычно номер груза, который необходимо отобрать, и номер ячейки, где данный груз расположен либо куда данный груз должен быть доставлен, а также описание операции с данным грузом. Для подтверждения правильности выполнения операций работник сканирует штрихкоды на грузах и ячейках, которые используются для кодирования уникальных номеров грузов и ячеек. Следующая операция выдается только после подтверждения правильности выполнения предыдущей операции.

Таким образом, система позволяет контролировать любое перемещение груза и управлять всеми работами на складе, который может обслуживать команда из нескольких человек.

По данным Ивана Смирнова, менеджера отдела маркетинга компании Solvo, подобные системы управления наиболее эффективны на складе с номенклатурой от тысячи позиций либо при высокой интенсивности работ на складе, когда количество заказов в день измеряется несколькими десятками, а объемы заказов достаточно велики.

Использование внутрискладских логистических комплексов повышает точность комплектации заказа. При бумажном учете она составляет менее 80%, при использовании программы складского учета - 85-90%, а при использовании системы складской логистики, подобной системе фирмы Solvo, точность исполнения заказа составляет 99,0-99,9%.

Еще более впечатляющие результаты может принести использование LAN-технологий, т. е. локальных систем радиосвязи. Такие системы, как отмечает генеральный директор компании \"ДатаСкан\" Николай Пупков, отличает оперативность получения данных об изменениях в системе. Это важно, поскольку на складе с высокой интенсивностью грузопотока процессы загрузки и отгрузки асинхронны. На складе размещают по специальной методике точки доступа (access points) так, чтобы радиосигналу была доступна любая часть пространства склада. К системе могут быть подключены не только компьютеры и портативные терминалы, но и любые устройства, имеющее разъем интерфейса RS-232. К разъему подключается устройство под названием \"радиомост\".

Система локальной радиосвязи Spectrum 24 может работать с 256 компонентами, имеется 72 независимых радиоканала, а суммарная производительность их составляет 2 Мбит/сек. Использование таких систем позволяет создать полностью автоматический склад. Что, впрочем, недешево - подобное решение обойдется в несколько сот тысяч долларов.

Отечественных разработок складских логистических систем немного. Единственным коммерческим решением является система управления складом петербургской фирмы Solvo. Разработчики программы выполняли проекты по автоматизации складов, производственных комплексов и центров дистрибуции в США, а с 1998 года установили собственные решения на складах фармацевтической компании \"Инвакорп-Фарма\" и фирмы-дистрибутора элитного алкоголя \"Сварог\". По данным Ивана Смирнова, такими системами интересуются и в половине российских розничных сетей.

Подобную систему разработали в московской фирме \"1С:Рарус\" (ныне коллектив разработчиков работает в фирме \"АСТОР ВЦ\") по управлению товарными потоками на складе регионального центра компании Volkswagen.

В зарубежных системах модули управления логистикой на складе не в диковинку: они есть в составе программных комплексов J.D.Edwards One World и Accpac.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55055/

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1791

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 4)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

1 октября в России будут закрыты все обменники DHL Express повышает тарифы «АТ-1C Интеграция»: новое типовое решение в линейке «АвтоТрекер» а за что расплачиваться? Азбука анализа издержек Большая часть трассы "Дон" станет платной Технологии и ритейл Уйти с предельных глубин ФТС и 'Почта России' вводят новые пункты международного почтового обмена Частный парк ждёт смена тарифов