Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Кадровый рынок логистики Мария Щурова

Кадровая политика № 1 январь 2008

Мария Щурова
Консультант направления «Логистика» кадрового холдинга АНКОР

Кадровый рынок логистики



Сегодня российские компании столкнулись с серьезным дефицитом специалистов в области логистики. В то же время эту тенденцию иногда неправильно понимают, искусственно создавая ажиотаж вокруг профессии. В результате работники и работодатели часто не могут найти взаимопонимания. Первые требуют неоправданно высокой зарплаты, а вторые ожидают одно, а получают совершенно другое

Представители торговых, производственных, логистических компаний выделяют четыре основные проблемы в области логистического кадрового рынка:
дефицит квалифицированного персонала;
относительная молодость системы образования в сфере логистики;
«война за таланты»;
завышенные ожидания кандидатов по заработной плате и компенсационному пакету.

Дефицит квалифицированного персонала

Проблема дефицита персонала в области логистики касается не только Москвы и Санкт-Петербурга. Она характерна и для многих других городов: Владивостока, Волгограда, Краснодара, Новосибирска, Челябинска, Самары, Уфы, Нижнего Новгорода.

Большинство объявлений о вакансиях в области логистики сегодня гласят: успешный кандидат должен обладать большим опытом работы на аналогичной позиции. Формально проверить это можно в трудовой книжке сотрудника. Но одно дело – некая запись, а совсем другое – знания и навыки, которые человек приобретает в процессе работы. Бывает, что правильно оценить знания и навыки кандидата на должность, связанную с логистикой, кадровый менеджер не может. Например, компания ищет специалиста по организации контейнерных перевозок. В такой ситуации часто задаваемый вопрос кандидату: какой у него был объем работы на предыдущем месте, сколько контейнеров в месяц он обрабатывал? Один претендент назовет число 200, другой – 15. Возникает дилемма: кого взять, кто их них более компетентен? Обычно менеджер по подбору персонала делает выбор в пользу первого кандидата. Однако это неправильно. Потому что все зависит от тех планов и задач, которые ставит перед собой компания. Только на их основе можно делать какие-то выводы. И здесь просто формальная оценка «по числу» не годится.

Немаловажным аспектом является владение иностранными языками. Многие работодатели отмечают, что иностранный язык – это то, без чего не может обойтись ни один специалист в области международной логистики. Нужно отметить, что это лишь полуправда. Многие сотрудники международных компаний не «говорят», а лишь «пишут и читают со словарем» и при этом очень успешны в своей работе. В то же время на основании статистики АНКОРа можно с уверенностью сказать о том, что владение иностранным языком дает огромные преимущества кандидатам.

Среди личных качеств, которые чаще всего пользуются спросом в транспортно-экспедиторских компаниях, работодатели отмечают следующие: коммуникабельность, высокая скорость реакции, мобильность, самомотивация, организованность, самостоятельность. Для начальника склада это ответственность, внимательность, аккуратность, умение работать с большим объемом информации, ориентация на процесс.

Возникает вопрос: как все это проверить? Что касается иностранного языка, здесь все довольно просто. А вот остальные способности требует серьезного подхода. Я использую разные методы оценки, но самым эффективным считаю ситуационное интервью. Оно содержит гипотетические вопросы о работе, ответы на которые оцениваются в сравнении с ответами, которые приняты образцовыми. То есть человеку предлагается подумать над сложной рабочей ситуацией, в которой он оказывается каждый день, и решить проблему, содержащуюся в ситуации.

Система образования

Сегодня уже практически в каждом государственном ВУЗе есть кафедра логистики или специальный курс, связанный с логистикой. Работодатели отмечают, что наиболее современное образование в области логистики в Москве дает Государственный университет – Высшая школа экономики, а также Государственный университет управления, Российский университет управления, Московский автодорожный институт, Московский государственный университет путей сообщения.

Специализация «логистика» есть в Санкт-Петербургском Государственном инженерно-экономическом университете, а в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения на экономическом факультете есть дисциплины «Международные перевозки», «Таможенное дело». Логистов в разных областях готовят Военная академия тыла и транспорта, Военно-транспортный университет железнодорожных войск Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и др. Немало специальных курсов по повышению квалификации в области логистики.

Тем не менее, по оценкам экспертов, те базовые знания, которые дает ВУЗ, слишком поверхностны и носят чисто теоретический характер. Самое качественное образование по направлению «логистика» в Санкт-Петербурге, по оценкам многих клиентов АНКОРа, дают Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет и Санкт-Петербургский финансово-экономический университет. Там студенты получают наиболее углубленную базовую подготовку, а также проходят практику по специальности, где если не приобретают навыков, то хотя бы знакомятся с логистическими процессами вживую. Многие студенты начинают работать с 3–4 курса института, совмещая обучение с работой. Чаще всего к окончанию ВУЗа они уже имеют в своем багаже профессиональный опыт. Такие выпускники очень ценятся работодателем. Также все более распространенным становится прохождение студентами практики в компаниях во время учебы. Работодатели за несколько месяцев готовят их к выполнению конкретных функций. Студенты ближе знакомятся с бизнес-процессами, и потом им уже гораздо проще работать в этих компаниях.

Проблема приобретения нужных знаний и навыков при трудоустройстве выпускника без опыта работы решается двумя способами. Первый заключается в специально разработанных обучающих программах, которые помогают новому специалисту, пришедшему в компанию, понять специфику и технологии работы в конкретной организации, что называется, в процессе работы. Это может быть популярный сегодня метод coaching («наставничество») или серия специальных тренингов и семинаров. Такой путь характерен для больших компаний, где есть ресурсы на подобное доучивание. Второй путь можно выразить метафорой «бросают в воду и смотрят: выплывет или нет»: перед новичком просто ставят задачу. Человек в такой ситуации должен самостоятельно решать все проблемы, буквально учиться на собственных ошибках. Нередко такой путь выбирают молодые небольшие организации, где нет времени заниматься обучением сотрудников, а надо решать задачи здесь и сейчас.

Многие специалисты (а по некоторым оценкам таких большинство) приходят в логистику из других сфер, не имея профильного образования. Для этих случаев существует множество различных курсов, которые позволяют в короткий срок получить необходимую теоретическую информацию и «корочку». По оценкам экспертов, наиболее качественную подготовку обеспечивают курсы при Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России.

«Война за таланты»

Количество вакансий, размещаемых на интернет-ресурсах в классификаторе «Логистика», постоянно растет. Их доля в общем объеме составляет уже 12%, то есть всего на 2% меньше, чем доля традиционно самых популярных финансовых позиций (см. рис. 1). Ситуация, безусловно, меняется в сезонные и несезонные месяцы. Но основная тенденция остается примерно такой.
рисунок 1. Соотношение еженедельно обновляемых позиций в логистике в сравнении с позициями в области финансов и других вакансий


Если говорить о соотношении между разными позициями внутри одной сферы (аналитика АНКОР представлена на рис. 2), то лидируют позиции «специалист по закупкам» и «специалист по логистике», причем это в основном касается производственных компаний.

рисунок 2. Распределение вакансий в области логистики на ноябрь 2007 г.


Специалистам по продажам отводится 10% рынка. Это касается как складских услуг, так и транспортных. Хороший «продажник», по мнению многих заказчиков АНКОРа, – это основа бизнеса. Главная тенденция на сегодня заключается в том, что работодатели все более конкретно описывают требования к менеджерам по продажам. Еще 2 года назад транспортно-экспедиторские компании были готовы рассматривать людей «с опытом в любых продажах» или вообще без опыта, а теперь концепция изменилась. Компаниям, занимающимся ответственным хранением, требуются специалисты, умеющие продавать именно эту конкретную услугу. Например, в международные перевозки ищут «продажника» из компании, которая работает в том же направлении. Общие прогнозы говорят о том, что в скором времени компании начнут обмениваться специалистами, как это уже начало происходить в направлении ритейл. Более того, многие менеджеры по продажам логистических услуг пользуются большим спросом как логисты в торговых и производственных компаниях. Стоит отметить, что более 60% заказов, приходящих в АНКОР, – это позиции в области продаж услуг.

Не меньший спрос на специалистов по перевозкам. Для Санкт-Петербурга это морское и мультимодальное направления. Многие профессионалы считают эту область деятельности очень престижной и высокооплачиваемой. Основные требования здесь сводятся к наличию навыков составления маршрута доставки грузов, знания всей не-обходимой для перевозки и таможенного оформления документации, а также портового экспедирования грузов. Кроме того, такой специалист должен знать все нормы российского и международного права, которые регламентируют его деятельность.

В Москве самые популярные позиции в области логистики связаны с автомобильными перевозками. Большая часть вакантных позиций (около 70%) открывается в компаниях-экспедиторах, которые не имеют (или имеют в недостаточном количестве) своего собственного парка. Ключевое требование – это наличие у специалиста связей, контактов, так называемой «клиентской базы». Особенно это важно для международного направления.

Если говорить о позициях в логистических департаментах производственных компаний, то большая часть позиций относится к сфере закупок: руководители, специалисты, агенты по закупкам. Среди требований работодатели подчеркивают необходимость опыта ведения переговоров с поставщиками, навыки организации тендеров, знание правил международной торговли и, конечно, хороший уровень английского языка. Для многих компаний очень важен навык работы в корпоративной системе.

Отдельно стоит сказать про такой сегмент, как операционные складские работники. Большинство компаний отмечают, что их катастрофически не хватает. В АНКОР ежедневно обращаются заказчики с заявками на массовый подбор кладовщиков, водителей погрузчиков и других складских специалистов. И интернет не совсем адекватно передает реальный спрос на таких сотрудников.

Ожидания по зарплате

Уже сейчас можно говорить о том, что ожидания кандидатов в области логистики завышены. Это нормальная ситуация, когда спрос превышает предложение. Но такая тенденция ведет к тому, что стимулировать специалистов становится все сложнее.

Нередко в транспортных компаниях совокупный доход сотрудников, непосредственно влияющих на прибыль (продавцов услуг и оперативных работников), складывается из фиксированного оклада и бонусной части, которая напрямую зависит от эффективности работы.

В иностранных компаниях фиксированная часть заработной платы по сравнению с переменной достаточно высокая. В российских же все еще сохраняется тенденция выплачивать сотрудникам невысокий оклад, но с внушительными процентами. По данным Центра аналитических исследований кадрового холдинга АНКОР, заработная плата в сфере логистики за последний год выросла в среднем на 15% с учетом инфляции (см. рис. на стр. 67). Если в прошлом году оклад специалиста по продажам составлял примерно 25 тыс. руб., то теперь эта сумма колеблется в районе 30–35 тыс. руб. А очень высокая текучесть кадров на этом рынке (также вызванная во многом необоснованными требованиями) приводит к тому, что компании вынуждены повышать зарплату логистам, чтобы те не ушли к конкуренту. Многие компании практикуют индивидуальный подход к заработной плате. Это означает, что оклад может зависеть также и от трудового стажа, определенных результатов работы и других, не всегда понятных работникам причин.
рисунок 3. Рост оклада специалистов по продаже услуг в российских и западных компаниях за последние 3 года



В таблице 1 приведены данные по некоторым особенно востребованным позициям. Это средние цифры по западным производственным и торговым компаниям.
таблица 1. Размер заработной платы (в руб.) специалистов по логистике в среднем по регионам (данные АНКОР)Позиции Санкт-Петербург Москва Владивосток Новосибирск Самара
Менеджер по закупкам 34 729 55 955 25 147 16 399 24 963
Менеджер по таможенной очистке товаров 34 883 47 561 нет данных нет данных 26 598
Заведующий складом 27 246 43 046 21 688 19 592 21 153
Координатор склада / Бригадир складских работ 16 121 23 925 15 983 10 419 19 787
Кладовщик 13 120 17 668 12 000 10 863 8655
Менеджер по отправке/движению товаров 20 955 36 876 17 634 15 097 16 169
Водитель-экспедитор 15 993 15 963 15 831 10 857 9146


В таблице 2 эти цифры даны по позициям в компаниях – логистических провайдерах по Москве и Санкт-Петербургу (речь идет о фиксированных окладах).
таблица 2. Размер заработной платы (в руб.) сотрудников логистических операторов в среднем по Москве и Санкт-Петербургу (данные АНКОР)Позиции Москва СПб
Специалист по организации морских и мультимодальных перевозок 41 725 33 421
Специалист по организации автомобильных международнародных перевозок 37 049 29 905
Менеджер по продажам логистических услуг 40 540 30 027


Кроме непосредственной зарплаты и премий специалисты также получают компенсационный пакет, который в некоторых компаниях может состоять из оплаты мобильной связи и проезда. Также часто в пакете присутствует дополнительное медицинское страхование, автомобиль, оплата (или организация) питания сотрудников. Многие работодатели практикуют такие элементы пакета, как корпоративный фитнес, страхование жизни, возможность получения кредита на льготных условиях и т. д.

Одним из важнейших элементов мотивации является загадочное понятие «перспектива». В 95% интервью, которые проводятся в компании АНКОР, кандидаты произносят это слово. Часто имеется в виду желание через 1–2 года стать старшим специалистом или руководителем отдела. Для логистической сферы это наиболее характерно. Амбициозность кандидатов можно объяснить стремительным развитием самого сектора: в растущем бизнесе сделать карьеру проще и быстрее. Именно поэтому очень многие логисты уже в возрасте 25 лет становятся руководителями направлений. Следовательно, наибольшее число вакантных позиций относится к уровню специалистов. Менеджеров логистические компании предпочитают «выращивать» сами. Также нередко в компаниях предпочитают готовить специалистов на так называемых start-up проектах, то есть на развитии какого-либо направления от написания проекта до полной его реализации.

Еще одна характерная черта логистического сектора – это высокий уровень делегирования полномочий. Осваивая определенное направление деятельности и имея все больше ответственности, специалисты задумываются о собственном деле. Практически ни одну транспортно-экспедиторскую компанию не обошел случай ухода одного из ключевых сотрудников в собственный бизнес
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1713

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Обратная сторона доставки: истории курьеров Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии