Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Транспорт как зеркало российского кризиса

Транспорт как зеркало российского кризиса


Москва. 30 декабря. ИНТЕРФАКС - Транспортная отрасль встречает Новый год с пессимизмом: падение промышленного производства утащило за собой прежние радужные планы перевозчиков по росту грузооборота и на 2008 год, и на 2009. 

В начале года прогнозы звучали оптимистично: РЖД заявляли о росте по итогам года на 4,3%, но последний квартал подложил железнодорожникам свинью - падение погрузки по декабрю уже превысило плановые 28%. 

Долгосрочные стратегии и суровая реальность 

Уходящий год должен был стать прорывным для транспортников - государство впервые уделило столько внимания (и запланировало денег) этому сектору. 

В 2008 году были приняты два важных для транспортной отрасли документа: 17 июля премьер утвердил \"Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года\", а осенью подпись была поставлена под программным документом для всей отрасли - \"Стратегией развития транспорта до 2030 года\". 

Заложенные цифры по общему объему финансирования (до 14 трлн рублей и до 170 трлн рублей соответственно) предполагали, что транспорт России получит средства в таких объемах, которые позволят не только реализовывать \"догоняющий\" сценарий развития, но и развивать собственные технологии и средства сообщения. 

Это нашло отражение и в федеральной целевой программе: ныне действующая \"Модернизация транспортной системы 2002-2010 гг.\" была скорректирована по срокам. Она завершается на год раньше, в 2009 году, а с 2010 года в действие вступает новая - \"Развитие транспортной системы 2010-2015 гг.\" с предполагаемым объемом финансирования в 13,9 трлн рублей. 

Однако существенное падение объемов перевозок с началом кризиса поставило вопрос, удастся ли полностью реализовать намеченные планы. Министр транспорта Игорь Левитин в интервью \"Интерфаксу\", заявил, что \"пока - даже в случае сокращения финансирования - перед нами не стоит задача снизить физические объемы предусмотренных работ\". 

Вполне возможно, что соответствующим ведомствам будет поставлена задача сократить стоимость работ в связи со снижением цен, к примеру, на стройматериалы. \"Для сохранения объемов плановых заданий руководители подведомственных федеральных агентств уже сейчас ведут с подрядчиками переговоры\", - отметил глава Минтранса. 

В то же время реализация заявленных программ - это один из способов поддержать необходимый спрос на продукцию машиностроительной, строительной, металлургической отраслей. 

Действия властей в отношении транспорта не исчерпывались ФЦП, список предприятий отрасли, которые могут рассчитывать на поддержку государства, один из самых больших. В него вошли 30 предприятий. Среди них \"Российские железные дороги\" (РТС: RZHD) (РЖД), \"Совкомфлот\" (с \"Новошипом\"), основные пароходства и порты. 

Железнодорожный барометр

Начало года сулило РЖД радужные перспективы как по росту грузооборота, так и по финансовым показателям - компания планировала получить в 2008 году 16,2 млрд рублей чистой прибыли. 

Трехлетний план развития РЖД на 2008-2010 гг. предусматривал рост среднего грузооборота на 4%, инвестпрограмма должна была составить 1,3 трлн рублей. 

Почти 70% этих средств, как планировалось, должны были быть направлены в инфраструктуру, 28,8% - в подвижной состав, остальное - на социальную сферу и прочие расходы. 

Однако кризис не пожалел амбициозных планов железнодорожников. Транспортная отрасль подтвердила звание \"барометра экономики\", и кризисные явления, которые в первую очередь поразили крупнейших пользователей железнодорожной инфраструктуры - металлургов, производителей минеральных удобрений, цемента, - сразу же отразились на показателях работы РЖД. 

По результатам октября падение составило 3,2%. В ноябре тенденция усилилась - падение составило уже 20%. Причем в конце ноября РЖД готовились к снижению плановой погрузки в декабре на 28%.

Но по данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), за первые три недели декабря падение грузовых перевозок уже составило 28% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. 

Исходя из новых реалий, РЖД в декабре пересмотрели свой прогноз, на основании которого правительство в ноябре одобрило финплан и инвестпрограмму: если ранее было запланировано, что падение по итогам 2009 года составит 6%, а прибыль за 2008 год - 5,6 млрд рублей, то в декабре РЖД прогнозируют снижение прибыли по итогам года уже до 2 млрд рублей. Причем падение доходов в I квартале 2009 года по прогнозам составит 50 млрд рублей. 

Прогнозы на 2009 год также неутешительные: объемы грузовых перевозок сократятся, по меньшей мере, на 19% (такой вариант сейчас рассматривает РЖД для внесения очередных корректив в инвестпрограмму и финплан - они должны быть рассмотрены правительством в январе). 

\"Падение грузооборота даже на 20% приведет к тому, что компания, по нашим оценкам, недополучит доходов в размере 120 млрд рублей, а при более значительном сокращении грузооборота эта цифра вырастет еще сильнее\", - говорит генеральный директором ИПЕМ Юрий Саакян. 

\"Таким образом, при сохранении постоянных затрат (не зависящих от объема перевозок грузов) на уровне 2008 года, будущий год РЖД, в конечном счете, может завершить с убытком\", - полагает эксперт. 

Для того, чтобы не допустить такого варианта развития событий, правительство приняло решение поддержать инвестпрограмму РЖД на 2009 год на докризисном уровне. В ноябре правительство утвердило ее в размере 432 млрд рублей. Причем самостоятельно РЖД готовы будут профинансировать инвестпрограмму только на 252 млрд рублей. 

Остальные средства выделит бюджет - 41,5 млрд рублей для сочинских проектов государство внесет в уставный капитал РЖД, еще 50 млрд рублей компания получит в качестве компенсации за выпадающие доходы от роста тарифов не на 18,7%, как планировалось еще летом, а только на 12,4% (всего же тарифы будут повышены дважды - с 1 января на 5%, а в середине года - на 5,7%). 

По словам главы РЖД Владимира Якунина, государство также рассмотрит возможность выделения до 100 млрд рублей через увеличение уставного капитала компании. 

Помимо этих средств, до 150 млрд рублей компания сможет получить в виде средств, привлеченных от размещения инфраструктурных облигаций.

РЖД деньги вроде бы нашли. Частные операторы пока довольствуются заверениями профильного министерства о том, что механизм господдержки будет таким же, как в случае с авиационными компаниями. Наиболее крупные операторы, имеющие парк более 10 тыс. вагонов, подали заявки в Минтранс на получение господдержки на сумму около 30 млрд рублей. 

\"Частным операторам необходимо рефинансировать прошлые займы и получить дополнительные кредитные средства на покупку новых вагонов\", - констатирует И.Левитин. 

Пока же, по данным участников рынка, на сети железных дорог РФ простаивает около 200 тыс. вагонов - это пятая часть от всего парка подвижного состава. 

\"Большинство частных операторов столкнется со снижением спроса на их услуги. А учитывая, что в целом их парк эксплуатируется гораздо менее интенсивно, чем у РЖД, перевозки ориентированы, в основном, на экспорт, который также заметно сократился, а также необходимость выплат владельцу железнодорожной инфраструктуры за простой вагонов на путях общего пользования, финансовые результаты работы операторов могут оказаться крайне негативными, вплоть до банкротства некоторых компаний\", - резюмирует Ю.Саакян. 

Примерно пятая часть приватного парка вагонов (вагоны, не принадлежащие РЖД) находится в лизинге. Следовательно, при несвоевременной выплате лизинговых платежей эти вагоны отойдут к собственникам - лизинговым компаниям и, в таком случае, фактически будут выведены из эксплуатации. 

Первое IPO

Globaltrans Investment PLC - крупнейший частный железнодорожный оператор России с парком в 21,3 тыс. вагонов (контролируется группой \"Н-Транс\") - стал первой компанией в своей отрасли, вышедшей на международный фондовый рынок. Аналитики высоко оценивали перспективы оператора - в первую очередь, указывая на то, что компания занимает лидирующие позиции в самых высокодоходных перевозках - черных металлах и нефти. 

Первое IPO российской железнодорожной компании прошло более чем успешно, хотя маховик фондового рынка на тот момент был уже близок к остановке. Globaltrans получил $449,4 млн, книга заявок была переподписана почти в два раза. 

Компания привлекала инвесторов в том числе современным подвижным составов. Показатели эффективности также были хороши. Коэффициент порожнего пробега - довольно точно отражающий качество управления логистическими схемами - сократился с 39% в 2005 году до 19% в первом полугодии 2008 года. 

Однако кризис обрушил перевозки металлов, что не могло не отразиться на бизнесе Globaltrans. В октябре компания заявила, что перевозки упали на 9%, при том, что в среднем по отрасли этот показатель составил 3,2%. Вряд ли поднимает настроение инвесторов и тот факт, что компании группы \"Н-Транс\" пока не включены в список предприятий, которые могут рассчитывать на поддержку со стороны государства. 

Своим IPO Globaltrans опередил \"дочку\" РЖД - ОАО \"Трансконтейнер\", акции которого также планировалось разместить на бирже. Теперь же как выход на IPO \"Трансконтейнера\", так и продажа на аукционе контрольного пакета другой дочки РЖД - ОАО \"Рефсервис\", отложены до лучших времен. 

Перевалка падает

Как заявлял в начале декабря глава Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, ведомство не ожидает снижения грузопереработки в портах России в 2008 году. 

\"Либо выйдем в ноль, либо будет небольшой рост (объемов грузопереработки - ИФ)\", - сказал он. 

Эксперты рынка стивидорных услуг не так оптимистичны. По прогнозам InfraNews, грузооборот российских портов снизится в текущем году более чем на 1%, до 447 млн тонн. А в 2009 году падение составит 4-4,5%, достигнув 427-428 млн тонн. 

Показатели портам попортят (впрочем, как и железнодорожникам) лидеры всех рейтингов падения - металлы. Также внесут свою лепту и другие грузы, главные статьи экспорта России - нефть и уголь.

ИНТЕРФАКС 30.12.08
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1557

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Открытие складского терминала в Климовске обеспечит рабочими местами 1800 человек Переселение грузов Почему не работает мотивация РНТ завершила разработку нового типового решения «Безопасное вождение» Российские таможенники отказались от спецтерминалов для автозаводов Складская недвижимость России на горизонте 2012 года Сколько заплатят за работу в выходные и праздники и можно ли от нее отказаться СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКОЙ Панасенко Е.В. Страхование грузов в РФ находится на недопустимо низком уровне эффективное управление запасами