Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Про авианосцы, Транссиб, Севморпуть и субстандартную китайскую лоханку Войтенко Михаил

Про авианосцы, Транссиб, Севморпуть и субстандартную китайскую лоханку 


Мarch 10, 2009

Михаил Войтенко , главный редактор сетевого издания "Морской бюллетень - Совфрахт"

 

Господа, странным или нет образом, но все это вместе – Транссиб, Севморпуть, новые авианосцы и субстандартная китайская лохань, между собой тесно связано. Ситуация в российских портах вообще и дальневосточных в особенности становится для судоходства все более нестерпимой. Произвол законов и их очень вольного толкования лишает работы многих людей и ставит под угрозу существование целого края, имею в виду конечно, Дальний Восток. 

Таможня ошиблась столетием
Вот давайте поговорим о таможне. Я не буду поднимать тут темы, которые обсуждались на последнем собрании СОРОСС, я возьму только то, что видно невооруженным глазом через сообщения в различных СМИ. Постоянной чередой идут победные сообщения о том, как на судне А обнаружили 10 контрабандных шин, на судне Б столько-то незадекларированных долларов, на судне В еще что-то, столь же разрушительное для отечественной экономики. Лично меня интересует совсем другое. Сколько было часов, суток, месяцев непроизводительных простоев судов из-за бдительности таможенников или пограничников, во сколько это обошлось и какова пропорция между стоимостью конфиската и стоимостью простоев. Лично меня интересуют, чисто психологически, бодрость и энтузиазм тех, кто не устает распространяться о преимуществах Транссиба по сравнению с океанскими путями, кто разинув рот, ждет когда туда начнут падать галушки в виде транзитных контейнеров Азия-Европа. Господа энтузиасты, если на Транссиб пойдут линейные контейнеры, то это как минимум должно означать, что каждый заходящий в российский порт контейнеровоз должен тратить на оформление захода не более часа-трех – то есть времени шмонать каюты моряков в поисках незадекларированной бутылки виски не будет и быть не должно. Пограничники и таможенники должны будут оформлять суда не по своему хотению, а в жесткой зависимости от расписания этих судов. Экономический ущерб от простоя таких контейнеровозов из-за придирок или нерасторопности властей будет исчисляться огромными суммами. Готово ли ведомство пожертвовать крупицей своей власти и своих интересов ради общегосударственных интересов? Готово ли ведомство, любое имеющее власть в порту, перепрыгнуть из феодальных времен, где оно сейчас довольно урчит и беспрерывно что-то переваривает, в 21-й век – в его транспортную экономику, сопоставимую по сложности с какими угодно высокими технологиями? При этом не будем забывать – приведение в более-менее цивилизованный вид хотя бы порядка оформления судов не требует затрат, скорее наоборот – оно требует сокращения там и сям страдающего от ожирения персонала. Но воз и ныне там, сколько не кричат, не призывают и реформируют, становится только хуже. 

Меткая стрельба пограничников
Но есть ведь вещи и куда серьезнее, чем оформление. Последний пример – потопление т/х New Star, что как говорится, ни в какие ворота не лезет, хотя и пытаются изо всех сил пропихнуть. Когда потопление New Star пытаются оправдать официозные СМИ, я могу это понять. Когда общественность, далекая от морей, на блогах и форумах горячо потопление поддерживает, я тоже могу это понять – я честно говоря, чем дальше тем больше от мнения общественности впадаю в черный транс и думаю, что бесполезно оно все, впереди дыра и никаких просветов. Но когда многие из тех, кто работает в судоходстве, пытаются найти оправдание потоплению, я уже не огорчаюсь, я злорадствую – ведь вы же страдает от дурдома российских портов, и вот вы выдаете им, тем от кого страдаете, индульгенцию. Ну значит, так вам и надо. Факты просты как табурет в столовой войсковой части:
Было два заседания суда по New Star и оба отказали в аресте судна, один до побега, другой аккурат в день побега;
После первого суда New Star не отпустили – возникли «трудности» с оформлением;
Судовладелец просто потерял голову, не зная чего ждать, и уговорил капитана сбежать;
Ни по каким законам, российским или международным, нельзя было стрелять на поражение по судну, не представляющему никому никакой угрозы, тем более вне тервод;
На судне возникла понятная и объяснимая паника, закончившаяся гибелью половины экипажа – они просто не знали чего еще ждать, того что их начнут расстреливать в плотах? По некоторым разборам действий пограничников, одной из причин гибели части экипажа стала и их профессиональная, как спасателей, некомпетентность. 
Но нет, любители государственности как они ее понимают и сильной руки чего только не навыдумывали! Какого только бреда не понаписали! Идите на Форум, который я недавно открыл (и в чем уже раскаиваюсь, потому что стыдно за кое-что там написанное), и читайте.

Я никак не могу понять, вот есть такое библейское «имеют глаза но не видят». А тут вроде и видят, но похоже, в глаза им попали осколки кривого зеркала, и черное превращается в белое и наоборот. Самое большое ха-ха в бурной реакции общественности и яростных спорах – те, кто уговаривает себя и других в правомерности действий пограничников, не понимают, что занимаются междусобойчиком. Мировое судоходство – будьте уверены – про эту дикость все доступное прочитало и сделало для себя соответствующие выводы. На мнение якобы патриотов, не поднявшихся выше уличного «боятся значит уважают», мировому судоходству плевать с высокой мачты, ибо оно знает, что первично, что вторично, и как все должно работать. С экономической и юридической точек зрения эта дикость взвешивается и измеряется с точностью до дюйма и фунта. Престиж российских портов, и без того плачевный, упал туда, куда не всякое пограничное орудие дотянет своим метким выстрелом. Что особенно болезненно для Дальнего Востока. Проще говоря, садили не по New Star, а по тонущей экономике ДВ. 

Свой рыбак хуже ихнего фашиста
Ну и кстати про браконьерство в дальневосточных водах. Вот вам видеоролик – рекомендую к просмотру:

 

На нем российский пограничник лупит по российскому рыболовному судну, как защитник Москвы по фашистским танкам. Российский военный стреляет в упор по российскому же судну! Ну они же браконьеры, скажете вы. А я возражу. Я уже не раз слышу и читаю гневные заявления от дальневосточников – пограничники распускают руки! Надо не надо, подходят и бьют на поражение. Это конечно куда проще, чем высаживать на судно, подозреваемое в браконьерстве (подозреваемое заметьте!), группу досмотра или задержания. Вопрос – а не слишком ли много этих задержаний браконьеров? А в чем там именно дело, кто может обьяснить? Если слишком много правонарушений, так может, следует присмотреться к законам и особенно их соблюдению? Чему именно угрожают эти браконьеры, они невосполнимо подрывают биоресурсы или проще наловить и сдать по-черному, нежели лезть в омут выбивания квот, невероятно запутанный и закоррумпированный? Могу поведать, уж коль пошла такая пьянка, про настоящее, с размахом браконьерство. Зеленым курсантом я ходил в гости в одну семью, глава которой был капитаном транспортного рефрижератора (Дальрыба что ли, не помню). Он мне рассказывал, как в 60-х судно на 5-6 тысяч тонн грузилось, пройдя несколько рыбзаводов вдоль побережья Охотского моря, почти одной только красной икрой. Вдоль этих рыбзаводов (несколько деревянных бараков) на километры по побережью шли валы в метр-полтора высотой выброшенной красной рыбы – брали только икру, остальное выбрасывали. В 70-х пришла расплата – судно, обегав все побережье (десятки заводов), кое-как набирало груз рыбы и несколько бочонков икры, немедленно ставившихся на особый учет властями – по каждому бочонку спецсообщение, каждый бочонок обшит, запечатан и охраняется, как мешок с изумрудами. Вот что такое браконьерство с размахом на государственном уровне! Спрашивается, чем обьяснить повальное дальневосточное браконьерство и связанные с ним столь же повальные подвиги пограничников? Да неужели же алчностью рыбаков и ничем больше? Есть и алчность, есть и преступления, но когда их слишком много, нормальные люди вообще-то начинают подозревать, что дело не только в рыбаках. Чего далеко ходить – вот приняли решение об обязательном оформлении улова, вывозимого за границу, в отечественных портах. Времени на оформление таможенникам дали – три часа. Стоят в ожидании оформления по трое суток и гораздо более, таможенники в этом правиле про ограничение тремя часами быстренько нашли лазейку. Если вы человек, работающий в экономике, а не в госструктуре, сможете вы оценить, каков ущерб? Думаю, сможете, даже если вы не рыбак. Так чего после этого удивляться браконьерам? 

Про психоделическую реальность и галлюциногенные мечтания 
Как видим, пограничники и таможенники в поте лица пресекают и охраняют. Благодаря их неустанным трудам ДВ край поставлен на грань экономической катастрофы. Нет леса, нет автомобилей, нет металлолома, все больше проблем с рыбой. Люди либо уезжают, либо работают не по специальности. Чтобы поднакопив денег и найдя другие варианты, также уехать. А в это время политики, аналитики и журналисты расписывают яркими красками радости скорого будущего, когда по Транссибу помчатся орды транзитных контейнеров, а по Севморпути табунами побегут иностранные суда, в обход всяких там Индийских океанов и Суэцких каналов. Господа, не помчатся и не побегут. Нет веры. Ее рубят на корню психоделические будни и тарифы властей, портов, рельсов и так далее. Радоваться будущему и говорить о преимуществах отечественных транспортных коридоров в таких условиях можно только под воздействием галлюциногенов, с трезвой головой впору о стенку. Есть современный транспорт, требующий не только здравых поощрительных и привлекательных законов, но и их безусловного исполнения. Требующий, чтобы транспортный комплекс данной страны, если уж она претендует на роль одного из главных транспортных коридоров мира, работал как единое целое – начиная от таможни и кончая перестуком колес в таежных дебрях. Чтобы все они работали не каждый сам на себя, а командой, обеспечивая транзитные перевозки контейнеров или проводки судов Ледовитым океаном. Безупречные и безотказные, не зависящие от гибкости законов или знакомства кого-то с кем-то. Только тогда можно будет говорить о преимуществах Транссиба или Севморпути. 

Достойное применение будущим авианосцам
А теперь про авианосцы. Для начала полюбопытствую, и вас приглашаю. Летом-осенью прошлого года на весь свет прогремело сообщение о том, что Россия собирается построить 5-6 авианосцев и следовательно, авианосных соединений – авианосец не может гулять сам по себе. Новое нашумевшее сообщение проскакало по всем СМИ совсем недавно. Будет построено 3 авианосца! В чем дело? Что случилось за истекшие полгода? Внешняя опасность уменьшилась, или бюджет похудел? Если бюджет похудел, то следующий вопрос – коли трех достаточно, чего ради собирались строить 5-6? Так может, и трех многовато? Или наоборот маловато? 
Следующий вопрос куда интереснее. Один из этих авианосцев наверняка пойдет на Дальний Восток. Лет через 7-10, никак не раньше. Но будет ли к тому времени на Дальнем Востоке достойный для охраны и защиты обьект – то есть, останется ли там население? При таких-то экономических успехах и достижениях? Да пусть он, авианосец, сейчас каким-нибудь чудом появится, давайте спросим у дальневосточников, почувствуют ли они себя более уверенно, в большей безопасности? Когда их душат без всякого мирового кризиса совершенно неподвластными логике мерами и постановлениями? Когда они не знают, куда деваться и что делать? Им бы пожалуй, помог авианосец, но при условии заводки его в Москву-реку. Как только очередное доблестное ведомство примет очередное постановление, предваряемое любимыми ими выражениями « с целью упорядочить», «с целью сделать максимально эффективно», так сразу поднимать в воздух все самолеты и внимательно эти постановления прочитывать, сверху. И если они будут такими же, как недавние, то действовать, как учили. 

Время топить или время строить?
Участники моего Форума (к счастью не все) долго в муках искали оправдание потоплению New Star. Нашли – признали по всем признакам несчастный этот теплоход субстандартным. То есть исходя из их логики, если не достойным потопления, то во всяком случае это потопление оправдывающим. Вот вам, господа, и связь между авианосцами, Транссибом, Севморпутем и субстандартной китайской лоханкой. Ее потопление, это закономерный финал безобразий в российских портах. Это похоронный звон по Транссибирскому транзиту и потенциалу Севморпути. Это очередное послание дальневосточникам – спасайтесь, кто может. 
Я время от времени почитываю всякие не относящиеся к транспортному делу книжонки и статейки. Из любопытства. И уверен, что нефть свое изживает. Нефтепотребляющим странам смертельно надоели выкрутасы нефтедобывающих стран. Нефти – есть замена. Это говорит наука. Нефть пока еще номер один просто потому, что человек так устроен, берет что проще взять. Но чем дальше, тем эта нефть дороже обходится. И потому ее век на исходе. Это значит, надо пока не поздно, строить нормальную экономику, в том числе транспорт. Строить транспортные коридоры, порты, судоходство и так далее. На первый случай деньги вовсе не нужны. Нужны нормальные законы, нормативы и тарифы со сборами, и их соблюдение. 

Войтенко Михаил
10 марта 2009
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1849

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Грузовладельцы Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании