Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Рынок логистических услуг сегодня

08.06.2009 

Рынок логистических услуг сегодня 


Замедление активного роста, осторожная позиция и разработка новой стратегии ведения бизнеса – вот, пожалуй, основные характеристики ситуации, складывающейся сегодня на рынке логистических услуг.

Всемирный кризис внес свои ощутимые изменения практически во все сферы экономической жизни общества, не обошел он и сегмент экспресс-доставки посылок и грузов. Однако, по мнению экспертов, временное затишье – естественный этап, предшествующий мощному рывку вперед и наращиванию оборотов транспортными компаниями. При этом основное условие, которое поможет отрасли преодолеть возникшие сложности, – предоставление клиентам оптимизированных, но неизменно качественных логистических решений.

Реалии прошлого и настоящего
 
По оценкам специалистов, за последние несколько лет российский рынок экспресс-доставки сделал значительный шаг вперед и существенно расширился – ежегодный прирост составлял примерно 25–30%. Эксперты объясняют этот феномен естественным развитием отечественной логистики, которая развивалась в нашей стране практически с нуля и поэтому переживала период интенсивного становления. Общий экономический подъем, который фиксировался в России практически на протяжении десятилетия, также определял интерес к транспортным перевозкам со стороны многочисленных заказчиков. Результатом активного развития дилерских организаций, крупных торговых сетей, появления интернет-продавцов и постоянно увеличивающихся потребностей физических лиц в перевозках грузов стало увеличение объема рынка экспресс-доставки почти в три раза с 2003 по 2008 год.

Важной особенностью российской логистики является сосредоточение основных экспедиторских интересов в двух столицах – Москве и Санкт-Петербурге. Однако в 2007 и 2008 гг. ставка делалась и на разветвление региональных сетей, что, по определению, расширяет возможности логистических компаний и позволяет удовлетворять запросы различных категорий потребителей логистических услуг. По прогнозам специалистов, в 2009 году доля регионального рынка должна была превысить 40%. Но в настоящий момент уже понятно, что изменившаяся экономическая ситуация не позволит осуществиться этим планам, поскольку некоторые логистические компании сворачивают финансирование своих региональных отделений.

Если говорить о соотношении сил, то основные игроки рынка экспресс-доставки в России – представительства зарубежных компаний, а также крупные отечественные операторы.

Общие тенденции

Начало года традиционно является периодом спада в бизнесе, поэтому относительное затишье на рынке логистики в это время абсолютно естественно. Кроме того, наметившаяся еще в конце 2008 года тенденция «выжидания» пока не преодолена, поскольку клиенты, пользующиеся логистическими услугами, ведут себя максимально осторожно. Повышение процентных ставок на кредиты и рост курсов иностранных валют повлияли на покупательскую способность заказчиков. Поэтому клиенты, которые несколько месяцев назад спокойно находили средства на оплату логистических решений, сегодня нуждаются в оптимизации бюджетов, вынужденно сокращают расходы на транспортные перевозки или не торопятся перезаключать прошлогодние контракты.

Эксперты считают, что для стимуляции логистической отрасли необходимы существенные капиталовложения. Иностранные компании в этом смысле оказались в более выгодном положении, поскольку получают финансовую поддержку из-за рубежа. Российские же игроки испытывают дефицит бюджета, так как заемные деньги, на которые они опирались прежде, получить теперь намного сложнее из-за ужесточения требований к гарантиям. Так что отечественным логистам приходится искать новые пути решения проблемы – объединяться, брать долгосрочные кредиты на не всегда выгодных условиях или выбирать тактику планомерного развития на собственные средства.

Конкуренция и организация рабочего процесса

Нестабильная экономическая ситуация – это и своеобразный индикатор:
сейчас о степени профессионализма логистов свидетельствует их гибкость – то, насколько быстро они реагируют на новые условия рынка. В настоящий момент наиболее востребованными являются малобюджетные и в то же время качественные услуги, и авторитет завоевывают именно те операторы, которые предлагают заказчикам самый широкий выбор оптимальных решений. Как считает коммерческий директор DPD в России Леонид Зондберг, борьба за клиентов сейчас усилилась, так как пользователи экспедиторских услуг стали разборчивее относится к выбору подрядчика. Поэтому залог успеха логистической компании – разработка комплекса недорогих и одновременно эффективных решений. 

«Для себя мы четко определили, что экономить на качестве не будем, – подчеркивает Леонид. – Мы никогда не делали этого раньше и не будем делать этого и впредь. Кризис – это стимул для дальнейшего развития качественного сервиса, и мы верим, что будущее именно за качественными услугами. 

Поэтому наша компания продолжает совершенствовать операционные решения, информационные технологии и развивает филиальную сеть. Именно эти меры наиболее действенны сегодня в конкурентной борьбе». Отлаженный сервис – гарантия качественного выполнения заказов любой сложности. Поэтому многие логистические компании направили свой основной потенциал на организацию рабочего процесса, что должно повысить операционную эффективность. Комментируя ситуацию, Леонид отмечает: «Независимо от сложившихся условий, прежде всего, необходимо думать о качестве предоставляемых услуг. В нашей компании уже давно используется специальная высокотехнологичная система управления складом, которая создает для каждого принятого наименования товара специальную отдельную ячейку. Это дает нам возможность проследить весь путь товара от момента поступления его на склад, подбора, перемещения и до его отгрузки. 

Тем самым мы увеличиваем скорость подбора и комплектации заказа, а также снижаем влияние человеческого фактора. В результате все работает четко, быстро и надежно, именно это и необходимо нашим клиентам».

Новые стратегии

Новые условия на рынке определили смену стратегий многих логистических компаний. Специалисты отрасли, реально оценив ситуацию и выделив самые уязвимые направления своей деятельности, отказываются от них и сосредотачиваются на самых перспективных вариантах дальнейшего развития бизнеса. Одни пытаются оптимизировать расходы за счет сокращения персонала, урезания заработных плат, отказа от расширения региональных представительств и концентрации рабочих процессов в столичном регионе. Другие продолжают наращивать обороты, оттачивают сервис, модернизируют портфель услуг, пополняют штат высококвалифицированными сотрудниками, из-за кризиса оказавшимися без работы, и развивают региональную сеть. Естественно, что основной удар экономического спада пришелся на мелких и средних логистических операторов. 

Крупные же игроки, многие из которых имеют за плечами успешный опыт адаптации развития бизнеса в условиях 1998 года, стараются сохранить достигнутые результаты и упрочить свою позицию на рынке, расширить свое присутствие в регионах и, таким образом, освоить те регионы, где сосредоточены деловые интересы заказчиков.

Ставка на автотранспорт

В последнее время наиболее востребованными являются логистические услуги, которые предусматривают наземную доставку посылок и сборных грузов по территории страны. Поэтому основная нагрузка приходится на автои железнодорожный транспорт. Однако в условиях нестабильности клиенты все чаще отдают предпочтение менее бюджетной и при этом максимально эффективной автодоставке. По мнению Леонида Зондберга, это связано с тем, что «развитие операционных решений, основанных на автомобильной доставке, позволяет экспресс-перевозчикам не зависеть от железнодорожных и авиаперевозчиков, и полностью контролировать самим весь процесс доставки. Таким образом, клиентам гарантируется надежность доставки и предсказуемость сроков вплоть до определенного часа». Качество, подкрепленное экономией, – это основные особенности автодоставки (для примера: авиадоставка обходится клиентам в несколько раз дороже, но при этом гарантировать соблюдение сроков перевозки логисты не всегда могут, поскольку зависят от авиаоператоров). 

Поэтому, по прогнозам, на долю этого вида транспорта в ближайшем будущем придется основная нагрузка. Осторожное поведение как самих логистических компаний, так и потребителей их услуг – естественное следствие резких изменений, произошедших в экономической сфере. В ближайшем будущем финансисты планируют укрепить позиции рубля и предоставить организациям необходимую поддержку. Скорее всего, эти шаги будут способствовать возобновлению роста логистического рынка. Кроме того, постепенное оживление различных бизнес-структур неизбежно приведет к увеличению потребностей в транспортировке посылок и грузов, поэтому логистическая отрасль продолжит слегка замедлившееся в начале года развитие. 

Пресс-служба DPD в России специально для журнала «Складская Недвижимость»
Источник информации: Журнал \"Складская недвижимость\" №2, 2009
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1240

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Логисты России и СНГ встретятся в Москве 20 июня 2024 на речном бизнес круизе