Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Текущая ситуация на рынке и варианты решений для грузоотправителей и логистических операторов Сергей ШКАРУПА

Текущая ситуация на рынке и варианты решений для грузоотправителей и логистических операторов

2 Июля 2009

 

Разразившийся в 2008 году финансовый кризис в различной степени затронул практически все отрасли экономики, включая логистику. Но, в отличие от кризиса 1998 года, нынешний развивается постепенно, поэтому может создаваться впечатление, что он кого-то, может быть, и не затронет, кто-то пройдет его легким вариантом, а кто-то попадет в него с головой или только наполовину.


Текущую ситуацию на рынке можно вкратце охарактеризовать следующими основными тенденциями:

1. Сейчас ставки перевозчиков дошли практически до нижнего уровня. Снижение ставок уже с конца ноября 2008 года было спровоцировано ожидаемым падением объемов заказов и традиционным падением для 1 квартала каждого нового года, дополненные кризисом. В декабре стоимость услуг и тарифы перевозчиков вместо традиционного роста понизились от 7 до 10% практически по всем направлениям, а в январе с.г. произошло дополнительное снижение на 12-15%, в феврале еще - на 5-7%. Действие кризисных ставок продлится, предположительно, до 3-го квартала 2009 г.

2. Тенденция падения ставок ведет к остановке и даже закрытию многих перевозчиков. Так, уже сейчас более 48 из лично знакомых нам российских перевозчиков (292 а/м) частично или полностью уволили своих водителей или остановили работу до лучших времен. Около 40% транспортных компаний Прибалтики заявили о своем банкротстве и практически прекратили работу.

Падение ставок ведет к сокращению на рынке количества перевозчиков и транспортных средств, в результате чего уменьшится дефицит загрузок и сформируется баланс между спросом и предложением. Это, возможно, уже произойдет в 3 квартале 2009 года. Далее начнется постепенное повышение ставок до прошлогоднего уровня.

Первые подтверждения этой тенденции можно уже сейчас проследить на примере морских перевозок. Так, морские линии MOL, Hapag-Lloyd AG и СМА CGM в феврале объявили о запланированном в марте-апреле подъеме ставок на 300-600$ за 1 TEU. ОАО «РЖД», повысив тарифы, списывает часть подвижного состава.

3. Девальвация рубля вызвала снижение объемов импорта от 25 до 40% в зависимости от группы товаров. Сказалось повышение цен на импортную продукцию, что на фоне общего падения покупательской способности среди предприятий и населения выливается в сокращение потребления и, следовательно, еще в дальнейшее снижение импортных грузопотоков.

Сейчас наблюдается сокращение грузопотоков из портов России и Финляндии в крупные города-центры распределения грузов по России. Это в свою очередь затрудняет снижение ставок на прямые отгрузки в регионы.

Однако из-за падения курса рубля помимо резкого падения импорта начал быстро увеличиваться экспорт. За 18 лет работы на рынке перевозок мы впервые наблюдаем рост экспортных ставок.

4. Устоявшиеся балансы прямых и обратных загрузок по регионам дополнительно нарушаются из-за падения в регионах производства товаров, сокращения их потребления и изменения его номенклатуры.

5. Торговые сети, создавшие серьезный барьер между производителями и покупателями, в условиях кризиса будут использовать свое монопольное преимущество, диктуя жесткие условия своим поставщикам. Многие этого не выдержат и сократят производство, что приведет к дополнительному снижению и разбалансировке перевозок. На прилавках магазинов уже наблюдается сокращение производителей и торговых марок по идентичным товарам.

Из-за неравномерности и непредсказуемости снижения грузопотоков по прямым и обратным направлениям любые объявляемые сегодня тарифы экспедиторов и перевозчиков вряд ли будут иметь гарантированно длительный характер.

По нашему мнению, уже в конце второго квартала 2009 года дефицит обратных загрузок приведет к повышению стоимости прямых перевозок из Москвы, так как в ставку частично или полностью будет включаться порожний возврат машин. Некоторая стабилизация может произойти в 3-4 квартале 2009 года.

6. Очередной удар по перевозчикам нанесут участившиеся задержки платежей или неоплата клиентами выполненных заказов. Негативное влияние окажут и возросшие до 24-26% банковские ставки по оборотным кредитам и общее ужесточение кредитной политики банков. Логистическим операторам будет сложно выжить в этих финансовых тисках - неоплаты при дефиците денежных средств (как собственных, так и заемных), необходимости выплаты процентов по кредитам или лизингу и увеличения издержек.

7. Дефицит загрузок заставит многих экспедиторов и перевозчиков более агрессивно искать клиентов: выходить напрямую, предлагать необоснованно льготные условия и даже пытаться коррумпировать ответственных за логистику сотрудников. Демпинг цен приведет к разорению таких подрядчиков, снижению качества и ответственности.

8. Мы предполагаем, что рост безработицы среди населения приведет к усилению преступности, увеличению количества грабежей на российских дорогах и мошенничеству. Всплеск произойдет ориентировочно во 2-3 квартале 2009 года.

9. Складская логистика менее подвержена влиянию кризиса, нежели транспортная. Это связано с общей ситуацией на рынке складской недвижимости, где несмотря на падение спроса из-за острой нехватки складских площадей, по-прежнему сохраняется дефицит предложения. Но и она начала испытывать похожие трудности. В начале 2009 года произошло снижение ставок по новым договорам аренды с $145-150 за кв. метр в год до $135-138, однако здесь нельзя забывать о существенной девальвации. Пустующими оказались всего от 2,5 до 5% помещений. По оценкам экспертов, наилучшим образом себя чувствуют логистические комплексы Москвы, наиболее плачевное положение в Санкт-Петербурге. Причем рынок Санкт-Петербурга был переоценен изначально, что привело к образованию переизбытка площадей. Клиенты начинают переходить на склады более низкого класса и на собственное обслуживание. Из-за значительного сокращения объемов некоторые предпочитают отказываться и от WMS, переходя на ручное управление и учет.

Сегодня клиентов складских операторов, как никогда, интересует соотношение «цена-качество». Поэтому значительно возрос спрос на склады класса «В», а складские операторы стараются идти навстречу клиентам, переживающим тяжелые времена, по возможности предлагая наиболее выгодные условия сотрудничества в зависимости от сложившейся ситуации. Клиенты в свою очередь пытаются использовать экономическую неопределенность для снижения тарифов на складские услуги.

Важное значение имеет географическое положение складского комплекса: насколько удобно расположены транспортные пути, легко ли добраться до города, развита ли складская инфраструктура в окрестностях, нет ли большого количества недавно введенных в эксплуатацию площадей. Сейчас многие эксперты полагают, что на южном направлении спрос на складские площади удовлетворен преимущественно за счет ввода в эксплуатацию нескольких сотен тысяч кв. метров площадей компанией «Евразия Логистик».

10. Что касается таможни, то здесь помимо влияния кризиса, огромную роль на ситуацию оказывают меры государственного регулирования. Нововведения неизбежно ведут к выдавливанию «серых» и частных брокеров из таможенного бизнеса, повышению требований к профессионализму и соответственно к переходу участников ВЭД на оформление собственными силами или использование лицензированных таможенных брокеров.

К основным изменениям в таможне в 2009 г. можно отнести следующие:

Начало оперативного электронного обмена информацией между российской и зарубежными таможнями по грузам, поступающим в Россию.
Решение ФТС РФ о прекращении действия поручительства в качестве обеспечения гарантий для таможенных брокеров. Таким образом, из 750 официальных брокеров с 1 марта осталось около 100 компаний. Возникший ажиотаж и паника привели к резкому скачку цен на таможенные услуги.

Сокращение московских таможенных постов, перенос оформления в область с перспективой удаления таможенного оформления на границы также оказал свое влияние. СВХ в области катастрофически не хватает и сегодня даже сократившийся объем переполняет их возможности. Отсюда и многокилометровые пробки около таможенных складов. Областные СВХ, доселе томившиеся в «нищете», захлестнула волна участников ВЭД, «серых» и «белых» брокеров, бросившихся искать новые точки оформления. В ожидании большого потока грузов, область (СВХ и таможенные посты) резко увеличили ставки, а некоторые даже начали придирчиво выбирать себе участников ВЭД или грузы.

В результате на рынке таможенных услуг были ликвидированы ряд крупных таможенных складов СВХ, не говоря уже о мелких, сократилось общее число брокеров и ускорились темпы консолидации предприятий таможенного сервиса, появилась тенденция к расширению комплекса услуг за счет не свойственного ранее им бизнеса: экспедирование, перевозки, складское обслуживание, погрузо-разгрузочные работы, сертификация. С одной стороны, консолидация возможностей, интеллектуальных и человеческих ресурсов в объединенных логистических компаниях-операторах, неизбежно приведет к разработке и внедрению новых эксклюзивных таможенных схем и технологий по оптимизации платежей. С другой стороны, брокеры, потерявшие доходы, вернутся к серым и черным таможенным схемам.

Однако игроки рынка таможенных услуг недооценивают кризисное состояние экономики. Продолжающийся спад грузопотоков и отсутствие кредитов у участников ВЭД для проведения таможенных платежей привели к тому, что ФТС РФ в январе 2009 года показало самый худший вариант по платежам в госбюджет за последние 10 лет. Падение объемов значительно уменьшило амбиции и аппетиты всех участников таможенного процесса. На сегодняшний день суммарная стоимость услуг брокеров, включающая услуги СВХ и таможни, в зависимости от постов, колеблется от 450 до 750$ с одного транспортного средства.

11. Положительным эффектом вышеописанных процессов будет выравнивание возможностей участников ВЭД в минимизации затрат на таможню и сокращение теневых финансовых расходов. Большую ценность приобретет умение таможенных брокеров не только проработать и получить для участника ВЭД преференции или право на использование определенных таможенных режимов или кодов, но и умение защитить их в течение всего времени действия ВЭД-контрактов. Отрицательным - ухудшение условий прохождения оформления и дальнейшее развитие мелкой коррупционной составляющей на нижнем уровне таможенных органов.

12. Таможенная система в настоящее время испытывает значительные трудности из-за незаконченной реструктуризации, кадровых перестановок и увольнений, прихода новых кадров из других правоохранительных или силовых ведомств, не связанных с таможней. Все происходящее внесло и вносит определенный хаос в деятельность участников ВЭД, таможни, компаний и частных лиц, оказывающих таможенные услуги.

13. Государственная политика в условиях кризиса также претерпела изменения. В рамках поддержки российского производителя стало традицией повышать таможенные пошлины. Сначала это коснулось сельскохозяйственной техники и автомобилей, затем, правда пока частично, бытовой электротехники (телевизоры), на очереди - молочная продукция (сыры), одежда (обувь), похоже, что так пойдет и дальше.

14. Ситуация кризиса спровоцирует участников ВЭД к переходу на «серые» и даже «черные» схемы. Понимая это, власть через СМИ уже дала сигнал, что, дескать, фразы руководства страны «перестать кошмарить малый бизнес» многие не так поняли, а на самом деле борьба с теневой экономикой будет только усиливаться.

Работа с «серым брокером» дает возможность за счет «серых» схем получать экономию, превышающую потери от «белых» платежей. Однако сегодня такая экономия уже не может обеспечить покрытие возможных убытков. Причем убытки уже можно получить не только по факту конкретно обнаруженного на таможне нарушения по одной машине, они могут распространиться и на всю деятельность участника ВЭД за последние три года. (Известные процессы: «Три Кита», «Арбат Престиж», «Связной», «Евросеть», «ИстЛайн», «Техносила», «Эльдорадо» и т.д.).

При этом из-за укрупнения и обеления бизнеса многие участники ВЭД теперь оценивают таможенные риски не только с финансовой стороны, уголовного наказания и угрозы потери компаний, но и с точки зрения потери репутации. Кроме того, появляется угроза падения темпов развития всей компании в целом, и, что более опасно, может возникнуть эффект «паровоза», когда риски переходят к другим видам бизнеса компании и ее владельцам.

В такой ситуации у тех, кто задумывается о последствиях и перспективах, вопрос привлечения «серого» или лицензированного таможенного брокера, как-то отпадает сам собой.

Итак, резюмируя сказанное, отметим, что в условиях кризиса могут меняться надежность и качество услуг, оказываемых логистическими операторами и перевозчиками, увеличиваются риски и уровень их последствий, возрастает угроза банкротства и т.д.

Сегодня грузоотправители стоят перед непререкаемым ультиматумом сокращения всех своих затрат. Несложно догадаться, что для этого необходима экономия абсолютно на всех расходах, при этом логистическая составляющая в российских условиях становится одной из наиболее весомых. Значит, следует внимательно задуматься над возможными вариантами снижения логистических затрат.

 

Ниже приведены несколько основных советов, которые помогут грузоотправителям эффективно организовать свою логистику:


1) По возможности не меняйте проверенных поставщиков логистических услуг в период кризиса. Обещания Ваших новых партнеров могут не соответствовать реальному положению вещей. Причем дело не только в преувеличении своих возможностей, чем не гнушаются многие операторы, но и кризисных рыночных условиях, когда возможны непредвиденные срывы, нарушение ранее наработанных связей. Все это может завершиться срывом поставки, а то и потерей груза.

2) Если смена поставщика логистических услуг все-таки целесообразна, необходимо максимально серьезно подойти к организации тендера: собрать подробную информацию о логистических компаниях, пообщаться с их клиентами, обязательно посетить офис и лично убедиться в реальном состоянии дел в компании. Помните - на карту поставлены не только Ваши грузы, но и налаженные отношения с клиентами, которых отнюдь не обрадует задержка или срыв поставки.

3) Откажитесь от проведения тендера на 12 месяцев, перейдите на 3-6-месячное планирование контрактных ставок подрядчиков. Цены на перевозки сейчас меняются достаточно быстро.

4) Контролируйте реальное состояние дел у Ваших партнеров по логистике. Как минимум раз в 3-6 месяцев посещайте их с дружескими визитами, чтобы они не обанкротились и не ушли с рынка неожиданно для Вас.

5) Следите за налоговой безопасностью Ваших подрядчиков: в условиях жесткой конкуренции и кризиса многие экспедиторы и перевозчики могут пойти на грубейшие нарушения налогового законодательства.

6) Не гонитесь за слишком низкими ставками: авантюристы могут пообещать Вам очень привлекательное, но невыполнимое, а с серьезной компанией всегда можно договориться о фиксированном размере доходности с заказа. Это позволит Вам получать реальную рыночную ставку и регулировать доходы экспедитора. Сверхнизкие, так называемые «кризисные» ставки, провоцируют уйти в черные схемы работы или ведут к достаточно быстрому разорению. Уклонение от налогов и использование черных схем зачастую приводит к очень серьезным последствиям для заказчика логистических услуг.

7) Рассмотрите варианты доставки Ваших грузов мелкими партиями одной машиной в разные города. Для этого совместно с логистическим оператором разработайте маршруты, включающие несколько городов одного региона или федерального округа или несколько магазинов одного города или области. Это позволит Вам сократить объемы складского хранения и одновременно обеспечить постоянное наличие товара на полках магазинов.

8) Подумайте о временном объединении с компаниями, поставляющими сходную, но неконкурентную Вашей, продукцию: например, другой номенклатуры или продукцию, дополняющую Вашу. Используя одну машину, каждой стороне удастся сэкономить на транспортных расходах. Со своей стороны серьезный подрядчик тоже должен пытаться подобрать Вам «попутчиков» по грузам, неконкурентным Вашим.

9) Пересмотрите объемы и маршруты импортных поставок. Учитывая более значительное снижение стоимости хранения в регионах, выгоднее формировать целевую партию товаров в конкретный регион прямо за рубежом, чтобы исключить выгрузку и хранение в Москве, отправку и лишние километры пробега, уменьшить документооборот.

Оптимизировать складскую логистику Вам помогут следующие действия:

Проведение свежего ABC-анализа (докризисные данные могли сильно измениться!). Это позволит оптимизировать ассортимент, удалить из него малопродающиеся позиции, и тем самым увеличить оборотные средства.
Пересмотр нормативов планирования оборачиваемости и закупок.
Сокращение цепи поставок в части промежуточных складов (лишние звенья - лишние страховые запасы товаров в каналах).

Надеемся, что вышеприведенные рекомендации позволят вам оптимизировать свои расходы на логистику и в результате снижения расходов и грамотного менеджмента удержать прочные позиции на рынке.

Однако влиянию кризиса подвержены не только грузоотправители, но и грузоперевозчики, на которых напрямую отражается состояние экономики. Здесь комплекс антикризисных мероприятий должен быть основан не только на снижении издержек, хотя, безусловно, это один из важнейших аспектов, но и на тесном взаимодействии и партнерстве с клиентами.

Клиентоориентированность в кризис как никогда выходит на первый план: зачастую становится выгодным снизить свою маржу, пойти на уступки клиентам, переживающим тяжелый период, зато получить доход от объемов перевозок, а главное - сохранить ключевых клиентов в будущем.

 
Сергей ШКАРУПА, генеральный директор \"ГК Санна-Литер\"
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2567

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел