Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Сохранить данные Славяна Румянцева

Сохранить данные


Специальное приложение «ИННОВАЦИИ В РОССИИ – ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СТРОИТЕЛЬСТВО»


За последние месяцы объем строительства логистических комплексов сократился на 70–80%. Однако надежные технологии возведения зданий для хранения различной продукции позволяют подрядчикам переориентироваться на строительство производственных помещений.


Кризисные явления


Объем рынка складских площадей в Санкт-Петербурге составляет более 1,4 млн кв. метров. До кризиса возведение логистических комплексов было одним из быстрорастущих направлений строительства. Однако с конца прошлого года ситуация резко изменилась.
Так, согласно исследованиям Colliers International, планы по строительству терминалов в 2008 году были осуществлены лишь на треть. Международный кризис повлиял на финансирование этой быстрорастущей отрасли России, так как многие инвестиционные зарубежные фонды свернули либо заморозили свою деятельность. В связи с этим новые проекты в складской недвижимости в 2009 году – скорее исключение.

По мнению участников рынка, сегодняшние объемы строительства логистических комплексов по сравнению с предыдущим годом сократились примерно на 80%. Основная причина –высокие кредитные ставки и снижение спроса на складские услуги. Склады сегодня заполнены на 70%, хотя еще год назад клиенты стояли в очередь. Даже те логистические центры, которые запущены совсем недавно, когда складские площади были в большом дефиците, сейчас не дозагружены. Это приводит к тому, что строительство терминалов становится экономически неэффективно. Срок их окупаемости составляет 5–6 лет. И это, учитывая сложившееся положение, в лучшем случае.

Участники рынка уверены, что такая ситуация продлится еще как минимум год. Пока же, в ожидании изменений на рынке, фирмы, ранее специализировавшиеся на возведении складских терминалов, расширяют географию и меняют профиль деятельности.
Многие компании «переключились» на регионы. Правда, там большинство логистических проектов тоже заморожено, зато ведется промышленное строительство. Поэтому сейчас одно из перспективных направлений для организаций, специализирующихся на возведении складских комплексов – реконструкция и строительство заводов, работающих на экспорт: металлургических, нефтегазовых и т. д. Предприятия, экспортирующие свою продукцию, продолжают реализовывать планы по модернизации производства, запуску новых мощностей и, соответственно, расширению площадей – за счет возведения новых корпусов и реконструкции существующих.
При этом технологии строительства быстровозводимых зданий складских терминалов с успехом применяются при создании корпусов промышленных предприятий, площадей для отверточной сборки и т. д.

Классный чин


До кризиса самыми востребованными были склады класса А. Однако, вне зависимости от «классности» терминала, общестроительная часть всех логистических комплексов схожа. Она, как правило, включает фундамент или свайное поле с фундаментом, колонны, каркас здания из металлоконструкций, сэндвич-панели в качестве ограждающих конструкций и плоскую кровлю с теплоизоляцией.


Конструктивная часть фундамента терминала зависит от того, на каких грунтах возводится здание. Если почва болотистая и заказчик не хочет делать замену грунтов или это невозможно из-за больших слоев торфяника, делается свайный фундамент. Это удорожает конструкцию примерно на 15%.
Свайные фундаменты применяются довольно часто в Петербурге – там, где низкая несущая способность грунтов. Однако эта технология редко используется в южных или северных районах города и в Ленобласти – там, где преимущественно и строятся логистические комплексы. Сами же здания складских терминалов – это типовая конструкция.

– Конструкции складских комплексов не отличаются разнообразием – как правило, это традиционные «коробки», – отмечает технический директор компании «Вилия» Лариса Ушакова. – Они могут различаться по толщине ограждающих конструкций и кровли, длине и высоте и прочим параметрам, которые зависят от предназначения склада, его класса и предполагаемого типа продукции для последующего хранения.
Различия в основном касаются внутреннего устройства и «начинки». Так, например, в помещениях, где хранятся лаки, краски и т. п., требуется соблюдение требований пожаробезопасности, в том числе по категории А.

В зависимости от планов использования склада, требований к содержанию хранимой продукции (пищевые, химические продукты и т. п.) определяются технологии защиты и специфика инженерных систем. В целом разница в цене на строительство терминалов различного класса составляет 12–15%. Различные требования предъявляются к инженерным системам в холодных и «сухих» складах.

Холодные отношения


Субрынок холодильных терминалов – довольно узкий сегмент складского рынка со своей спецификой. По данным компании Knight Frank, массовое строительство объектов с усредненными параметрами затруднено тем, что целевая аудитория представлена компаниями из разных отраслей. Потребителями складов-холодильников являются производители продуктов питания и напитков, оптовые поставщики, логистические операторы и продуктовые ритейлеры. В непищевом секторе потребительского рынка это цветочные компании, производители и продавцы меховых изделий.

Специфика холодильных складов, главным образом, определяется температурным режимом, который поддерживают системы, установленные в помещениях. Для морозильников характерны температуры -18°С и ниже, для камер шоковой заморозки – -30°С и ниже, для реднетемпературных холодильников – от +5°С до -5°С, для овощехранилищ – от 0°С до +14°С.
Требования к температурным режимам и типам помещений зависят от вида продукции, с которой планируется работать. У большинства компаний, включая оптовых поставщиков, логистических операторов, розничные торговые сети и др., широкий ассортимент товаров, поэтому им требуются универсальные склады с диапазоном температур от 0°С до -18°С.

Разница запросов клиентов обуславливает проектирование «под заказчика», в которое вовлекается большее количество субподрядчиков, чем при возведении сухих складов.
В целом, современные холодильные и низкотемпературные комплексы класса А по своим параметрам (высота потолков, нагрузка на пол, наличие доков для погрузки-разгрузки) очень похожи на сухие. Однако их создание обходится на 20–30% дороже.
Разница в строительстве холодных и сухих терминалов возникает за счет возведения более теплоэффективных ограждающих конструкций. Чаще всего используются панели толщиной 120–150 мм, тогда как при создании сухого склада достаточно 80-миллиметровых сэндвич-панелей. То есть ограждающие конструкции утолщаются почти на треть, что позволяет сократить теплопотери.
Кроме того, внутри комплекса ставятся дополнительные разделительные перегородки. Плюс используется более дорогое инженерное оборудование. Применяются и такие технические особенности, как, например, подогреваемые или вентилируемые полы, предотвращающие промерзание грунта под складскими блоками, системы теплоизоляции и т. д.

Стоит отметить, что в дальнейшем склады, оснащенные холодильным оборудованием, потребляют значительные энергетические мощности.

 

Материальный вопрос


– Сейчас на рынке представлен широкий выбор строительных материалов и технологий для возведения складских терминалов любой сложности, – уверена Лариса Ушакова. – Однако объемы строительства существенно сократились, а на возведении зданий по проектам, которые реализуются, инвесторы и заказчики стремятся максимально сэкономить. Сокращается количество вспомогательных и офисных помещений, по возможности применяются материалы меньшей стоимости, урезаются затраты на техническое оснащение и т. д. Всё это соответствует существующим нормам строительства и согласовывается с проектной организацией.

Однако можно отметить, что с начала кризиса стоимость строительства складских терминалов существенно сократилась. Так, например, поставщики металлоизделий и бетона снизили цены на свою продукцию за последний год примерно на 30%. Стоимость работ квалифицированных строителей сократилась на 10%. В среднем стоимость возведения логистических комплексов сейчас на 15–20% ниже, чем в докризисное время.

Славяна Румянцева

№ 119 август 2009
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1163

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Дьявол — в деталях Инновационный путь логистики товародвижения Как работают осведомители в российских компаниях Лекарства подешевели На таможне объявлена мобилизация Нужна ли автоматизация складу Отсутствие у декларанта запрошенных документов не означает его недобросовестности Петербургские грузовики уходят в ночь Предложение по созданию таможенно-логистического терминала эффективное управление запасами