Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Как можно оценить эффективность закупочных операций? B чем состоит контроль и анализ процесса закупок?

Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов. 
Автор: Сергеев В.И.

Как можно оценить эффективность закупочных операций?


При определении эффективности закупочных операций необходимо комплексно оценить работу службы закупок фирмы, приняв во внимание: выполнение плана закупок по объемным и качественным показателям, выполнение бюджета фирмы и объем сэкономленных средств, дополнительные меры по контролю качества входящей продукции, а также объем и стоимость упущенных продаж, общий объем операций, производительность труда, транспортные издержки и т.д.

Исходя из этих данных, можно примерно  определить стоимость той или иной логистической операции в процессе осуществления закупочных функций — например, среднюю стоимость разработки и оформления заказа или долю стоимости МР в объеме продаж ГП. Можно оценить и долю административных затрат по закупке на каждый рубль, израсходованный на закупки в целом. Проследив, таким образом, деятельность отдела закупок, можно судить об эффективности его функционирования, а также определить имеющиеся проблемные моменты.


Существуют три основных показателя, по которым осуществляется контроль деятельности закупочного отдела: время, цены и надежность поставщиков. Контроль фактора времени подразумевает контроль задержанных поставок, а также последствий опозданий.

 

При этом должны анализироваться такие, например, показатели, как


- доля задержанных заказов;

- доля случаев, когда просрочки доставки вызвали ощутимое отсутствие МР/ГП на складе;

- число случаев остановки производства в результате просрочки и т.п.

Фактор «цена» подразумевает анализ цен, уплаченных при закупках продукции, в частности, их сравнение с ранее намеченными ценами, а также попытки избежать таких отклонений от бюджета закупок.

 

Всестороннему анализу должны подвергаться:


• цены, уплаченные поставщикам за МР/ГП;

• стандартные или расчетные цены за основные МР;

• индекс средних цен, уплаченных за продукцию по товарным группам;

• изменения цен, произошедшие в результате переговоров, анализа, в результате лучшей упаковки и рационализации перевозки и т.п.;

• форвардная закупочная деятельность в сравнении с соответствующим прогнозом для выявления его эффективности, а также сравнение цен, уплаченных при таких закупках, с теми, которые могли быть уплачены в случае закупок не форвардным, а обычным путем;

• доля закупочных ордеров, выданных без договоренности о твердой цене и т.д.

Надежность поставщика подразумевает соответствие качества и объемов его поставок условиям, зафиксированным в договорах.

 

Следующие параметры позволяют принимать обоснованные решения при выборе продавца:


• доля просроченных доставок и отказов поставки;

• доля поставок, не соответствующих договорам по качеству продукции;

• доля заказов, доставленных вопреки договоренности не единой партией;

• качество услуг различных перевозчиков, измеренное временем в пути и числом поврежденных грузов и т.п.

Эффективность работы службы снабжения/закупок фирмы часто оценивается следующими показателями:

• сокращение издержек на закупки в структуре общих логистических издержек;

• допустимые уровни брака закупаемой продукции;

• доля закупок, совершенных вовремя;

• число ситуаций, когда нужного МР/ГП не оказалось на складе, что повлекло сбои в графике производства или выполнения заказа клиента;

• число изменений, внесенных в заказы по вине службы закупок (учет по каждой причине внесения изменений);

• число полученных и обслуженных заявок;

• доля транспортных издержек в структуре общих затрат на закупки и т.п.


http://avitrack.net/upravlenie-zakupkami/kak-mozhno-ocenit-effektivnost-zakupochnyx-operacij.html

 

B чем состоит контроль и анализ процесса закупок?

Контроль и анализ логистической функции (процесса) закупок компании должен осуществляться в соответствии с поставленными целями и задачами по управлению закупками в аспекте общей ЛС фирмы.

Традиционно такой анализ включает:

• анализ условий закупок и рынка поставщиков;

• контроль бюджета закупок;

• анализ финансовой деятельности;

• контроль и анализ качества закупаемой продукции;

• контроль и анализ процедур доставки МР и ГП;

• анализ системы прогнозирования потребности и т.д.

За состоянием рынка поставщиков большинства основных видов МР регулярно наблюдают, что обеспечивает фирму — потенциального покупателя информацией о возможностях закупки необходимых товаров и дает возможность принимать оптимальные решения в зависимости от колебаний рыночных цен. Вероятный дефицит основных видов МР может привести к сбоям производственного процесса, росту издержек и снижению прибыли. Однако заблаговременная информация о возможных перебоях в поставках МР позволяет подготовиться к ним заранее и не допустить отклонений от графика производства. Так, в случае возможного роста цен покупатель может заранее закупить большое количество необходимого сырья, получив при этом значительные скидки.

Анализ динамики связанных в закупленных товарах оборотных средств помогает выявить тенденцию, определяющую политику фирмы в отношении их пополнения, а также изменить в случае необходимости логистическую стратегию закупок. Например, высокие ставки банковского процента, преобладавшие в 1980-е годы, заставили повысить внимание к эффективности вложений в товарные запасы и управлению ими, что привело в результате к широкому внедрению логистической концепции/стратегии JIT и общему сокращению уровня вложений в товарные запасы.

Финансовый анализ позволяет проводить сравнительную оценку фактических затрат на закупочную деятельность с объемом средств, предусмотренных для этой цели бюджетом. Также ведется учет полученных и упущенных скидок и прочих выгод. В итоге основное внимание уделяется долгосрочным соглашениям о поставках МР/ГП, а также учитывается период времени, на который фирма обеспечена поставками в соответствии с этими соглашениями. Знание объемов поставок по долгосрочным соглашениям позволяет финансовому отделу заранее выделять необходимые средства на закупки и планировать денежные потоки.

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2750

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Грузооборот транспорта в РФ в январе-апреле увеличился на 12 Дьявол — в деталях Инновационный путь логистики товародвижения Как работают осведомители в российских компаниях Концепция SCM в компании Castorama Медсправка для водителей – порядок будет наведен Нововведения в таможенном законодательстве Организация торгового склада Первый халяльный склад в России эффективное управление запасами