Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Таможенные брокеры: что дальше?

Таможенные брокеры: что дальше?


1 Октября 2010

Отбросив в сторону факторы кризиса мировой экономики, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на северо-западном рынке оказания услуг в области таможенного дела за последние два года. Для начала определимся с рейтингом среди основных игроков в данной сфере бизнеса за первую половину 2010 года. Сразу оговорюсь, что традиционный анализ деятельности таможенных брокеров в Санкт-Петербурге претерпел некоторые изменения из-за значительного увеличения рядом компаний декларирования в таможнях региона.

Причиной тому - начавшийся в прошлом году процесс консолидации брокеров города на Неве и региональных компаний, который естественным образом повлиял на статистику. Тем не менее отрадно сознавать, что первое и третье места в регионе за членами Региональной ассоциации региональных таможенных брокеров (РАТБ) \"Северо-Запад\" - их заняли ООО \"СЗТК\" и ООО \"Восход\". Если рассматривать деятельность таможенных брокеров (представителей) в таможнях Санкт-Петербурга, то и здесь лидерство названных компаний неоспоримо. В целом особых чудес в первой пятерке не наблюдается: впереди идет ООО \"Таможенный консалтинг\", далее - ООО \"Тандем\" и ООО \"Транс-Бизнес брокер\". Первое место ООО \"СЗТК\" связано с восстановлением объемов производства у ключевого клиента компании – автозавода \"Форд\". Теми же причинами (увеличение импорта на завод \"Ниссан\") можно объяснить повышение рейтинга ООО \"Таможенный консалтинг\". Откат ООО \"СВТС - Легион Северо-Запад\" по результатам работы в Санкт-Петербурге на восьмое место компенсируется активной деятельностью в регионах, где эта компания бесспорный лидер.

При этом была отмечена другая тенденция: в первый дивизион рвутся \"новички\". Так, вполне возможно, что по итогам второго полугодия в первой пятерке по Санкт-Петербургу окажется ООО \"Столичная логистическая компания\" (ранее известное как ООО \"Роско\"). Ведь при существующем темпе роста показателей, а сегодня отставание составляет всего 200 ГТД, – препятствие преодолимое. Говоря о причинах столь заметного успеха этой компании, участники рынка расходятся в мнениях. Посмотрим по итогам года, будут ли сенсации в нашем традиционном рейтинге лидеров.

Прогноз ожиданий

Наступила новая активная фаза преобразований в таможенном законодательстве и администрировании таможенного дела. Давайте посмотрим, что происходит в настоящее время, и подумаем над тем, что несет за собой грядущее реформирование. Так, в последние два года доминирующее влияние на рынок околотаможенных услуг оказывают три процесса: отказ ФТС России от поддержания системы договоров поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей; начавшаяся практическая реализация Концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации; создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана и ввод в действие его основополагающих документов, таких как Таможенный кодекс и другие.

Однако настораживает отмеченная в последнее время тенденция по притеснению таможенных брокеров, указывающая на возможные изменения в расстановке сил. Тем более что подобный процесс, скорее напоминающий передел рынка, во всю происходит применительно к таможенно-логистическим комплексам. Скоро станет понятно, кто оказался в выигрыше в этой \"увлекательной затее\".

Здесь уместно вспомнить родоначальника современного менеджмента Анри Файоля, который считал главной функцией менеджмента - планирование. Еще одна важнейшая деталь заключается в том, что менеджмент (или управление) имеет дело не столько с логикой и универсальными принципами и правилами, сколько с интересами людей и их возможностями оказывать влияние. Простыми доказательствами данного постулата явились как \"летний коллапс в Санкт-Петербурге\", так и более чем на треть сокращенное ФТС России количество таможенных брокеров (представителей), включенных в соответствующий реестр. Предубеждение таможенной службы о несостоятельности договора поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей вывело из легального сектора услуг в области таможенного дела более 150 компаний и не дало возможности легализоваться еще по крайней мере сотне фирм, ожидающих включения в реестр. Получается, что государство вполне устраивает работа \"серых\" брокеров за печатью клиента с полным отсутствием ответственности, в том числе и по уплате налогов с результатов своей деятельности.

Непродуманностью последствий также удивило скоропостижное закрытие ФТС России двух крупнейших таможенных постов Санкт-Петербурга. Практически вся страна, да и обширная часть зарубежья, на протяжении почти двух месяцев наблюдала за развитием событий. При этом, несомненно, пострадали действующие в регионе крупнейшие производства, в том числе и автомобильные, владельцами которых являются ведущие мировые концерны, выпускающие авто наиболее известных марок. Благодаря этому история с ликвидацией постов быстро приобрела статус международной. В данный момент многих игроков рынка настораживают дальнейшие шаги по реорганизации таможенных постов Санкт-Петербурга. Сегодня еще довольно-таки трудно оценить, что в итоге получает государство, а что бизнес. Пока нет четкого ответа на вопрос: как это в конечном итоге отразится на ситуации, станет ли удобнее для логистики региона.

Шотландский экономист и философ Смит, являвшийся видным представителем классической буржуазной политической экономии, отцом которого, кстати, был таможенный чиновник, говорил: \"Находясь в рамках одной парадигмы, трудно представить какую-либо другую парадигму\". Сейчас складывается впечатление, что идет исполнение решений любым способом, а как же результат? Да при чем тут результат. Может быть, просто не хватает смелости отойти от старых принципов управления, когда основной целью таможенного администрирования является \"устройство очередного рубежа на пути контрабанды\". Тут очень важно остаться правильно понятым: контрабанде, контрафакту и другой \"контре\" конечно же – НЕТ! Но с другой стороны, жесткое администрирование привело к передергиванию понятия таможенного контроля и приближению его к тотальному контролю. Даже на уровне правительства уже открыто обсуждается вопрос: куда мы зашли с тотальными досмотрами. На недавнем совещании по вопросам инвестиционного климата в России глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина озвучила весьма показательные цифры: \"частота физического досмотра груза в стране около 44%, при этом 10% досматривается более раза\". Для сопоставления были приведены аналогичные сведения по США и Германии, где частота досмотров не более 3%, а в Великобритании она составляет всего 2%. Причем мы - единственная страна, у которой рейтинг таможенного администрирования в 2009 году понизился.

При этом было сделано очень ценное замечание, что в России количество требуемых документов для таможенных целей вдвое превышает такие же показатели в других странах. Однако никому и в голову не придет осуждать эти страны в попустительстве контрабанде. Дело в повсеместно применяемом за рубежом современном аналитическом подходе к пропуску товаров, основанному на системе рисков, когда опыт и анализ позволяют с высокой степенью достоверности определять так называемые опасные товары, при этом способствуя максимально быстрому оформлению остального грузопотока.

В этой ситуации напрашивается очевидный вывод: чтобы решение было правильным, к нему нужно подходить более взвешенно, а значит, всесторонне, с учетом мнения деловых кругов и местных администраций, чьи интересы также в конечном итоге затрагиваются. Отличный пример в аналогичной ситуации нам подал Президент России Дмитрий Медведев, предложив всему обществу открыто обсудить проект федерального закона \"О полиции\". Совершенно очевидно, что подобный подход позволяет максимально учесть мнение заинтересованных сторон и минимизировать вредные последствия возможных однобоких волюнтаристских решений. Не факт, что милиция станет полицией, но у общества появляется возможность максимально повлиять на принимаемое решение.

Что будущее нам готовит

Теперь мы работаем в новом таможенном пространстве и, надо понимать, стремимся вступить в ВТО, следовательно, стоит перестроить принципы таможенного администрирования под международные стандарты, принятые и ВТО, и Всемирной таможенной организацией. То есть во главу необходимо поставить основной принцип: способствование развитию торговли. В подобных условиях важно учесть недостатки практики применения действующего Таможенного кодекса РФ. Возьмем главенствующий аспект – прямоту действия. На деле ТК РФ не соответствует подобным требованиям даже сейчас, спустя почти семь лет после его ввода в действие. Причем, что характерно, не урегулированы или не до конца проработаны именно те нормы, которые направлены на предоставление участникам ВЭД преференций (по словам Президента РФ Дмитрия Медведева, только менее 5% участников ВЭД применяет специальные упрощенные процедуры), также должны быть четко регламентированы действия таможенной службы в отношении лиц, включаемых в различного рода реестры.

Если говорить о таможенных брокерах отдельно, то не покидает ощущение надвигающегося \"административного внимания\", о чем свидетельствует акт проверки Балтийской таможни, размешенный на ряде интернет-ресурсов. При прочтении этого документа невольно складывается впечатление, что на брокеров хотят повесить все, включая и низкую таможенную стоимость товара, указанную в контракте, как будто именно брокер заключает внешнеторговый контракт. Похоже, начинается переход от солидарной ответственности к единоличной ответственности таможенного брокера по принципу его ответственности за все и вся!

Участников рынка очень пугают подобные рекомендации: \"Организовать на постоянной основе применение мер таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, таможенные операции по которым совершают от имени декларанта таможенные брокеры\". Далее приводится внушительный список такого рода операций. Складывается впечатление, что брокеры каким-то никому не виданным и не ведомым образом влияют на заключение сделок по заниженной стоимости, что тоже не факт, а, следуя судебной практике, скорее всего, наоборот. Подобная практика применения к списку брокеров дополнительных мер тотального контроля призвана скорее отвадить клиентов и передать их в другие руки с теми же контрактами. Учитывая, что в черный список попали 5 компаний из первой десятки, а из непопавших 2 компании специализируются на импорте продуктов питания (\"Балт-форвард\" и \"Атри\"), возникает вполне закономерный вопрос: \"cui prodest?\" (кому выгодно - лат.).

Для наглядности приводим рейтинг по Балтийской таможне:

1. ООО \"Таможенный консалтинг\"

2. ООО \"Тандем\"

3. ООО \"Транс-бизнес брокер\"

4. ООО \"Транспортно-экспедиторская фирма \"Балт-форвард\"

5. ООО \"Столичная логистическая компания\"

6. ЗАО \"РОСТЭК - Северо-Запад\"

7. ООО \"Бадис\"

8. ООО \"Атри\"

9. ООО \"С.В.Т.С. - Легион Северо-Запад\"

10. ООО \"Внештерминал-2000\"

Не менее удивительным является указание об исключении одного из брокеров из реестра. Очевидно, что производство в отношении него по делу об АП еще не закончилось, если оно вовсе возбуждалось, а решение о виновности и исключении уже принято.

Продолжая анализировать упомянутый выше акт, необходимо отметить бессмысленность анализа графы 54 с целью борьбы с подставными фигурами в таможенных органах. Напомню, что лицо, указанное в 54-й графе, составляет декларацию, но не обязательно представляет ее в таможню, это может сделать любое другое доверенное лицо, да и электронное декларирование набирает силу. Наша ассоциация давно и планомерно выступает за борьбу с \"черными\" и \"серыми\" брокерами. Но ловить надо тех людей, кто в сговоре с инспектором присваивает декларацию неизвестно от чьего имени. Для этого есть средство: сравнить лиц, указанных в описи, со списком лиц, пропускавшихся в этот момент на таможенный пост. Пропускной режим на постах должен быть строгий, так что, по идее, всех нелегалов можно быстро вывести на чистую воду. Но видимо, это было никому не нужно. В то же время у брокеров региона есть надежда, что новый руководитель Балтийской таможни Александр Чебаев, славящийся своей решительностью, сумеет навести порядок в своем хозяйстве. Что ж, поживем - увидим…

Роман Козлов, директор РАТБ \"Северо-Запад\"
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 927

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел