Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

К труду и обороне

К труду и обороне
01 Июля 2011, 14:30 Retailer.RU Даша Гилёва 

Как изменилась ситуация на рынке труда в розничной торговле после кризиса и кому все еще нужны иностранные топ-менеджеры рассказывает Марина Тарнопольская, управляющий партнер «Агентства Контакт».

- Как кризис в целом отразился на спросе на труд в розничной торговле?

- В период кризиса спрос на новых сотрудников, безусловно, сократился. Произошло это в связи с тем, что многие компании приостановили развитие и перестали открывать новые магазины, поэтому им не нужен был новый персонал. Кроме того, многие предприятия пытались оптимизировать затраты на содержание штата и сокращали количество сотрудников, перераспределяя функциональные обязанности между оставшимися работниками и изменяя штатное расписание.
Однако, несмотря на это, высокопрофессиональные специалисты все равно были востребованы. Дело в том, что кризис выявил во многих компаниях резерв роста эффективности, стали очевидны блоки, которые неэффективно работали из-за «раздутости» штата или неправильного распределения функциональных обязанностей внутри него. В связи с этим в агентства по подбору персонала поступало достаточно много запросов на замену неэффективных специалистов.

То есть, я хочу сказать, что даже при общей тенденции к сокращению и оптимизации штата спрос на высокоэффективных профессионалов всегда был, есть и будет. Тем не менее, переманить таких специалистов в новую компанию во время кризиса было довольно трудно, так как кандидаты, которые были востребованы в своих организациях, не стремились сменить место работы, осознавая риски перехода в новую компанию в экономически нестабильный период.

- На сколько в кризис сократилось число вакансий?

- Некоторое снижение числа заказов, безусловно, наблюдалось, однако нельзя сказать, что оно было существенным. Максимальное падение количества вакансий составило около 10-20%. Этот спад связан, в частности, с тем, что из-за оптимизации затрат на внешний рекрутмент, компании старались закрыть имеющиеся вакансии собственными силами. Однако не всем это успешно удалось, так как многие вакансии, для закрытия которых требуется использование технологий Executive Search и Head Hunting, редко эффективно закрываются внутренними специалистами.

- Изменились ли как-то требования работодателей к специалистам во время и после кризиса?

- Да, кризис внес некоторые коррективы в требования к кандидатам на рынке розничной торговли. Например, до возникновения трудностей в мировой экономике позиция директора по развитию была очень востребована. Тогда приветствовались специалисты, имеющие хорошие связи в девелоперских структурах, с собственниками торговых центров, которые могли быстрыми темпами запускать новые магазины. В период кризиса, когда проекты по открытию сократились в два раза, а в некоторых компаниях и вовсе были заморожены, и приходилось закрывать неэффективные магазины, требования к директору по развитию сильно изменились. Идеальным кандидатом на эту должность стал «жесткий» переговорщик, который мог договориться о наименьших арендных ставках с собственниками помещений, и который очень хозяйственно и экономно мог их эксплуатировать. Других задач перед этим человеком не ставилось.

Такая тенденция сохранялась и в начале 2010 г. Сейчас многие розничные сети начинают «размораживать» бюджеты, активно восстанавливать свои планы по открытию магазинов. Борьба за лидерские позиции среди конкурентов возрастает. В связи с этим появился небольшой спрос на директоров по развитию докризисного типажа.

Также изменения требований наглядно видны на примере позиции территориальных управляющих, управляющих филиалами. До кризиса их задача в основном заключалась в достижении оборотов по региону и выведении его в лидеры продаж любыми способами. Во время кризиса это не являлось приоритетной задачей, главным было то, чтобы все магазины являлись эффективными, чтобы все они приносили прибыль. Территориальный директор должен был выводить магазин на высокий уровень рентабельности, а для этого одного опыта открытия торговых точек не достаточно. Также данный специалист должен был уметь принимать решение о закрытии неэффективных магазинов, если не было возможности сделать их прибыльными. Это уже совсем другие качества, нежели требовались раньше. Некоторые менеджеры смогли перестроиться под новые условия и задачи, а многие не смогли, поэтому в розничном сегменте прошло большое количество замен за период кризиса.

- Как изменилась ситуация для ритейла на рынке труда после кризиса?

- После кризиса компании довольно быстро оживились и начали восстанавливаться. Многие стали осваивать новые ниши, которые возникли, например, из-за того, что во время экономического спада часть игроков ушла с рынка, а часть потеряла свою силу. Компаниям было необходимо не только восстановить докризисные темпы развития, но еще и наверстать все то, что было упущено. Это касается как экстенсивного роста (например, открытие новых точек), так и интенсивного (связанного с качеством бизнес-процессов).

- На какие должности сейчас возрос спрос?

- Сейчас наблюдается спрос на позиции в те сектора, работа в которых была приостановлена на время кризиса. Например, это вакансии в области управления поставками. При этом стоит учитывать, что мировая экономическая конъюнктура очень сильно изменилась, и многие страны до сих пор не оправились от кризиса (например, Греция). Цепочка поставок в российской рознице тесно связана с положением дел в мировом сообществе, так как на рынок поступает большое количество импортных поставок. В этой связи специалисты, которые могут и умеют ориентироваться в этой конъюнктуре, пользуются большим спросом.

Актуальной является тема усиления бренда компании, причем с использованием минимального бюджета. Так как общий объем потребления товаров в России во время кризиса сократился, конкуренция на потребительском рынке выросла – компаниям необходимо удерживать потребителей. Поэтому очень востребованы высокопрофессиональные маркетологи, которые могут придать дополнительную ценность бренду без больших финансовых вложений.

В связи с тем, что конкурентная борьба обостряется, многие компании опять ставят цели по увеличению оборота и росту торговых точек. В связи с этим позиция директора по развитию стала также актуальна, как и до кризиса.

Ну и, наверное, картина была бы неполной, если бы мы не обратили внимания на активный рост интернет-торговли. Сейчас специалисты в этой области являются одними из самых востребованных, а реально их просто нет.

- Как изменились средние заработные платы для разных специалистов?

- Сейчас, в середине 2011 г., можно смело сказать, что заработные платы вышли на докризисный уровень. (см. график)

- Марина, присутствует ли сейчас спрос на иностранных руководителей?

- Спрос на иностранных топ-менеджеров в России в последние годы снижается. Когда-то это было очень модной тенденцией, и многие компании приглашали их не для внедрения каких-либо инноваций, а для статуса. Кризис расставил все по своим местам, и ради поддержания статуса своей компании иностранных специалистов уже никто не приглашает.
Конечно, руководители экспаты присутствуют на российском рынке, однако только в тех компаниях, где это действительно необходимо. Как правило, их приглашают на проектной основе с целью за определенный (довольно короткий) срок внедрить новую технологию. Компании начали больше задумываться об эффективности, и, наверное, этот факт является результатом позитивного влияния кризиса.

- В каких областях ритейла (FMCG, DIY и проч.) более всего востребованы экспаты*? почему?

- В продуктовом ритейле, как в наиболее развитом направлении розничной торговли, большинство имеющихся зарубежных технологий уже было перенято, поэтому присутствие в таких компаниях иностранных специалистов стало не очень актуальным. А вот в сферах, которые находятся на менее зрелой стадии развития, они еще нужны. Это относится, например, к рынку детских товаров или товаров для дома.

- Как обстоят дела с мигрантами в рознице? После кризиса их количество как-то изменилось?

- В рознице мигрантов было много всегда. И даже не смотря на то, что законодательство в России меняется, преобладание мигрантов все еще наблюдается. Многие департаменты по работе с персоналом розничных компаний отмечали, что в период кризиса им стало легче в массовом подборе кадров и даже удалось вытеснить часть мигрантов российской рабочей силой. Однако как только рынок оживился, и люди смогли найти себе более прибыльную работу, большинство российских граждан покинули низшие позиции в ритейле, и многие рабочие места стали вакантными.

- Ваши прогнозы на будущее - какими специальности будут самыми популярными в рознице в ближайшие год-два? почему?

- С каждым годом мы наблюдаем все большую консолидацию рынка. Его насыщенность ведет к росту конкуренции, а, следственно, и к росту спроса на профессионалов в области маркетинга. Причем это касается именно высококачественных специалистов со стажем и опытом внедрения инноваций. Это люди, которые успели поработать и в западных, и в отечественных структурах, в компаниях со знаменитым брендом и компаниях, известных лишь в узких кругах.

Кроме того, в силу изменений в логистике, люди с опытом работы в построении цепочки поставок тоже очень востребованы. Стоит также отметить, что рынок центральной части России освоен и заполнен в полной мере, поэтому многие компании продолжают свое развитие в небольших регионах, где система логистики вообще еще практически не выстроена. Это только лишний раз подтверждает, что люди, которые могут построить эффективную логистическую систему, будут пользоваться спросом.

Ну и, конечно, следует еще раз отметить интернет-торговлю. Это молодое направление в сфере ритейла активно набирает обороты. Готовых специалистов этой области почти нет, поэтому очень высок интерес к этим людям со стороны компаний, причем как отдельных структур, занимающихся интернет торговлей, так и компаний, где он-лайн торговля является одним из способов продаж.

Кроме того, как и в докризисный период, сохранится спрос на управляющих розницей, коммерсантов, хороших менеджеров-управленцев, которые исторически были в дефиците в розничном сегменте.

* Экспа́т (англ. expat сокр. от expatriate, происходит от лат. ex patria «вне родины») — сленговое название для иностранных специалистов.

01 Июля 2011, 14:30 Retailer.RU Даша Гилёва
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 653

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

AXELOT завершил проект автоматизации управления и учета имущества в ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» Raven Russia сократил инвестиции в строительство логопарка Relogix в Уткиной Заводи набирает обороты Грузовой терминал мощностью 100 тыс. т в год введен в аэропорту "Навои" в Узбекистане Международный центр логистики откроется в Ташкенте до конца года Москве недостаточно дорог для комфортного передвижения Почувствуйте розницу Кто и как контролирует цены на продовольствие за рубежом Провал внедрения SAP ERP в России: заказчик подает в суд на IDS Scheer Транспортный контроль передадут таможенникам Трассу «Москва - Санкт-Петербург» начнут строить в октябре