Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Дистрибуторы будущего – и будущее дистрибуции. О Протек


В 14 километрах от Москвы, недалеко от города Пушкино, находится точка, имеющая стратегическое значение. Из этого пункта получают лекарства почти треть жителей России. Даже в столицу препараты приходят вовремя – несмотря на то, что пересечение МКАД по Ярославскому шоссе и продвижение к центру города требует массы времени и терпения. За сутки пункт обрабатывает 450 000 строк заказов – а это примерно миллион упаковок.

Речь идет о Центре внедрения «Протек», сотрудничающем с 860 ведущими производителями. Самый современный пункт снабжения препаратами – центральный логистический комплекс компании, таможенно-складской терминал «Транссервис». Общая площадь терминала – 56 000 кв. м (более 50 000 палета-мест). На них располагаются: склад временного хранения, таможенный склад и аптечный склад. Отсюда лекарства отправляются во все филиалы компании (а они есть в каждом субъекте РФ).

Вот он, дистрибутор нового поколения, – но откуда эти фантастические показатели?

Три в одном и ГЛОНАСС

Секрет успеха – новые технологии. Руководство предприятия сообщает, что на складе применяются все современные разработки, которые есть в мире. На вопрос об усовершенствовании системы ответить затрудняются: роботы вместо живых сотрудников – практически нереально и вряд ли необходимо, в изменениях электронной документации особой потребности нет. Система работает. Одно из возможных направлений – внедрение возвратной тары для неоднократной доставки препаратов в аптеки. А что сейчас?

Предприятие, о котором идет речь, – один из создателей системы электронного заказа медицинских препаратов. Возможность запросить лекарство «по компьютеру» появилась еще в 1995 г. Сегодня по прошествии почти семнадцати лет даже с помощью мобильного телефона можно получить не только препараты – но и все необходимые документы. Отчетность компании – в электронном виде: собирать подписи и ожидать выдачи «бумаг» не нужно! И накладную, и сертификат заказчик получит по e-mail. Жалобы и объяснения – также по Интернету (при этом документы не теряются – и каждое обращение получает ответ)! Благодаря Сети стала возможной т.н. «дробная доставка» – в электронном виде хранится информация о содержимом каждого короба.

Хранение, прием, размещение, перевозка лекарств – под контролем автоматики. На базе российского компьютера создано мобильное рабочее место. Приемщика и двух операторов (раньше один взвешивал товар, другой принимал его) заменил сотрудник с измерительным комплексом – специально разработанным в отечественном КБ по заказу предприятия. Аппарат сам взвешивает товар, определяет его габариты, фотографирует – и направляет данные в базу. Как ни странно, новые технологии и современное оборудование позволили… сэкономить (ведь работает и получает зарплату лишь один сотрудник – а не три).

Планирование доставки тоже взяла на себя автоматика. Когда-то на склад поступало 1000 заказов в день – и один диспетчер мог распределить их по времени и дать поручения водителям. Теперь заказов – 3000. А еще аптеки выдвигают дополнительные требования: кто-то может принять партию лекарств лишь в определенные часы. Только в это время будут «на месте» все сотрудники, которые должны поставить печать. Выручают опять же новые технологии…

Правда, в противостоянии с московскими пробками выигрывают отнюдь не они. Многие водители отправляются со склада… в 5-30 утра. В это время попасть в столицу вовремя и не провести два часа в «пробке» – еще возможно.

В 2011 г. компания внедрила систему контроля: теперь за передвижением машин следят ГЛОНАСС и GPS. Наблюдение уже успело себя окупить: человек, почувствовавший над собой контроль, отказался от дополнительных поездок, не связанных с работой…

Но нельзя сказать, что до внедрения этих систем качество доставки препаратов было существенно ниже – скорее, имеет место лишь дополнительный (и не имеющий острой необходимости) фактор экономии. Последние 10 лет система приемки товара не совершенствовалась. Зачем? Конвейерная система на складе – мощнейшая в мире. Схема логистики – самая простая. Принцип «нужный товар в нужном месте в нужном качестве» выдерживается. Доставленная продукция и ее перевозка оцениваются на 99,85% качества.

По некоторым показателям компания считает свою эффективность далекой от идеала: если бы не размеры коробок, складские помещения стали бы вместительней в два раза…


Логика в логистике: стреляем и заряжаем

На основе американского принципа «заряжай-стреляй» компания разработала собственную стратегию поставок. В первоначальном варианте, применяемом в США, наличие на складе необходимых товаров и возможность доставить их клиенту имели ряд «побочных эффектов»:

– очень многим сотрудникам приходилось работать в вечернее и ночное время;

– долгие периоды ожидания заказов приводили к вынужденному бездействию (что плохо сказывалось на состоянии аппаратуры).

Российский вариант «заряжай-стреляй» дал возможность беречь человека и оборудование – и обеспечить более чем 50-процентный оборот товарного запаса на складе. «Стреляем» очередями! Все заказы делятся на группы по времени готовности к отгрузке и отправке. В каждой группе выделяются задания, затраты на выполнение которых минимальны: ведь необходимые лекарства уже есть на складе. По таким поручениям товары немедленно отправляются в путь.

В это же время анализируется потребность в пополнении остальных запасов – и становится ясно, что и в какие сроки нужно подвезти на склад. «Заряжаем» только необходимым – «лишней» доставки не происходит. Загрузка распределена равномерно. Экономия ресурсов – в действии!


Дистрибутор: задачи на сегодня

Рентабельность компаний-поставщиков изменилась не в лучшую сторону (перечень ЖНВЛП, на который оптовые наценки ограниченны, составляет более 50% рынка). Сами фармдистрибуторы стремятся осуществлять инвестиции (не так давно они являлись одними из ключевых инвесторов рынка) – но мало кто инвестирует в них. С предложениями о сотрудничестве в области поставки препаратов стали обращаться к иным компаниям – для которых лекарственные препараты не являются основным предметом работы.

Но, несмотря на введение регистрации цен, фармрынок растет. Однако в 2006 г. соотношение «коммерческий рынок – госпитальный рынок плюс ЛЛО» составляло приблизительно 50 на 50 (с небольшим перевесом коммерческого рынка). А теперь коммерческий рынок практически вдвое больше, чем госпитальный и льготный сегменты вместе взятые. Но в коммерческом секторе средние оптовые наценки падают, а в остальных растут – особенно в госпитальном!

При этом фармдистрибутор сталкивается с:

– невозможностью исправить положение за счет нелекарственного ассортимента. С одной стороны, заинтересованность аптеки в дополнительных товарах невелика. С другой, в этой сфере уже давно действуют другие компании;

– увеличением конкуренции с нефармацевтическими поставщиками и другими игроками рынка. В роли дистрибутора выступает и аптечная сеть, имеющая собственный склад и собственные службы доставки, и интернет-аптека, осуществляющая перемещение препаратов в несколько регионов. Составляют конкуренцию дистрибуторам и логистические операторы. Одно из проявлений напряженной борьбы – ежедневная «ценовая война»;

– необходимостью «сражаться» даже за место на рынке. «Среднюю» компанию-поставщика отделяет от «сильнейшей» достаточно много факторов. Даже в «первой десятке» доля пятого участника фармрынка вдвое больше доли шестого. Сферы влияния распределены…

– проблемами с реализацией товаров конечному потребителю. Количество непрямых продаж стремительно растет. Т.е. экономически условия на фармрынке являются нестабильными для дистрибутора: желаемая цель «реализовать напрямую» сменяется на более достижимую «реализовать вообще». Шестимесячный запас товара заставляет думать о выживании, а не о темпах роста.

Есть и вероятность, что стандарты GMP, на которые в ближайшие два года должен перейти российский фармпром, будут применяться в сфере дистрибуции.


В поисках решения…

Уже сейчас компании-поставщики стремятся найти новые области применения своих сил. Кто-то объединяется с производителем и организовывает совместные программы, кто-то находит новые рынки и начинает поставки в СНГ. Другие обращают внимание на скорость и качество – и активно внедряют новые технологии, перепоручая автоматике часть работы сотрудников. Аналитики прогнозируют: в обозримом будущем оптовый рынок лекарственных препаратов будет жить и развиваться по новым принципам, отличным от сегодняшних. Задача дистрибутора – понять их заранее и успеть подготовиться. Готовых рецептов успеха в наличии пока не имеется…


Екатерина ДРОБНАЯ

Стогова Н.М.
01.05.2012

http://mosapteki.ru/material/distributory-budushhego-i-budushhee-distribucii-3094

дата: 24.03.2014 09:13:57    просмотров: 3309

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

70% — вне закона Новая транспортная система разгрузит дороги на 15-20% Оптимизация до аутсорсинга доведет Платными станут не только целые дороги Правдивей правды Продукты придут "Почтой" Решена судьба «красивых» автомобильных номеров РЖД рассматривают возможность строительства на Урале специализированной грузовой магистрали Скорость общения и информация – слагаемые успеха США ввезли в Россию мясо птицы по новым правилам