Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Грузоперевозчики: «Сегодня невозможно работать по закону»

Грузоперевозчики: «Сегодня невозможно работать по закону»

Елена Горшкова


Проблемы грузоперевозок были рассмотрены на бизнес-форуме «Белые Ночи 2014». Выступая в панельной сессии «Грузовые автомобильные перевозки XXI века», руководитель Комитета по государственной политике «Деловой России» в сфере транспорта и председатель Совета НП «Центр объединения грузоперевозчиков» Владимир Матягин заявил:

«Сегодня невозможно работать по закону».


В сложившейся на сегодняшний день ситуации 80% автомобильных перевозчиков работают без ИП или ООО, то есть они:

  • не платят налоги;
  • не создают легальных рабочих мест;
  • не несут никакой ответственности;
  • «убивают» отрасль демпингом за счет «серых» схем ухода от налогов.

В итоге порядочным грузоперевозчикам тяжело конкурировать с нелегалами, поэтому они либо сами уходят в «тень», либо вообще уходят с рынка. В свою очередь бюджет недополучает налоговые отчисления по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, ЕСН в сумме около 6 млрд рублей в год. Также стоит отметить, что в большинстве схем по государственным контрактам заложена цена на перевозку, которую можно получить только при использовании «серых» схем, таким образом, создается замкнутый круг.

«Нелегальный перевозчик – это лицо, имеющее права и автомобиль: он сбивает ценообразование, а, значит, рушит рынок, не платит налоги, не проходит медицинское освидетельствование, и для него штраф составляет 5 тыс. рублей. Нелегалы приезжают с Северного Кавказа, с Белоруссии и так далее, – пояснил Владимир Матягин. – Их вход на рынок осуществляется очень легко: нужно всего лишь купить автомобиль, необязательно новый, а чаще бывший в употреблении и находящийся в плохом техническом состоянии. Затем надо посадить в качестве водителя человека, не имеющего опыта управления грузовым автомобилем, так как стоимость его услуг будет в 2-3 раза ниже, чем у профессионала. И никто не контролирует данный процесс. Вследствие этого происходят трагедии, такие как ДТП в Подольске, где погибло 18 человек».

Владимир Матягин также добавил, что участники объединения уже обращались по этому поводу к контролирующим органам, но им ответили: «Пять тысяч рублей и куча бумаги – нам это не интересно». Контролирующим органам намного интереснее собирать деньги за перегруз, которые должны были бы поступать в бюджет.

«Проезд с перегрузом по Санкт-Петербургу на «сером» рынке обходится в 15 тыс. рублей, в объемах города – это порядка 7 млрд рублей», – уточнил участник форума.

В настоящее время с перегрузом идут 99% автомобильных грузоперевозчиков. Основные причины:

  • европейская норма нагрузки составляет 44 т, в то время как российская – 40 т. При этом европейцы могут по своим нормам проезжать, наши перевозчики по европейским – не могут;
  • нормы нагрузок на дороги установлены еще в 60-70 годах (в расчете на малотоннажный транспорт). Поэтому грузовики марок КамАЗ, Volvo, Scania, Mercedes, Renault (в том числе собираемые в России) в соответствии с действующим законодательством не имеют права легально ездить по дорогам;
  • существующий механизм выдачи официальных разрешений в городе и области не работает;
  • доступность «решения вопросов на месте» с контролирующими органами.

В своем докладе председатель Совета НП «Центр объединения грузоперевозчиков» привел более чем наглядную статистику: доходы города от продажи официальных разрешений составляют всего 20 млн рублей в год, в то время как «серые» посредники за нелегальный проезд получают – около 7 млрд рублей ежегодно.

«Пару месяцев назад губернатор Ленобласти поднял проблемы транспорта, заявив, что нужно 3,5 млрд рублей для того, чтобы сделать дороги. А ведь деньги могли бы из коррупционной составляющей перейти в инвестиционную. Решить проблему перегруза можно только сообща, а не спуская сверху «карающие» законы. У нас есть ряд предложений по этому поводу, в том числе по перегрузу, в ближайшее время должно состояться совещание», – сказал Владимир Матягин.

По его словам, одна из основных проблем – жесткие маршруты для перевозчиков.


«Например, разрешение на перегруз в Санкт-Петербурге и Ленобласти стоит 6-8 тыс. рублей, если машина до 70-80 т. Но при том прописываются жесткие маршруты: вправо-влево – нельзя, иначе штраф до 400 тыс. рублей – в этом и есть проблема. Мы считаем, маршрут надо отменить или сделать абонентскую плату: заплатил – и езжай, куда нужно. Привязывать машину к маршруту неправильно», – заявил Владимир Матягин.

Для решения данной проблемы необходимо упростить маршрутизацию, разработать единый общий маршрут, а также разбить город на сектора по типу транспортных средств, разрешенных для движения. Еще одна не менее важная проблема – нагрузка на ось.


«Нагрузка на оси всегда разная, она не должна привязываться к общей массе автомобиля. Нужно убрать нагрузку на оси или определить единый параметр, к примеру, установить единую максимальную нагрузку в размере 15 т, – пояснил Владимир Матягин. – Сегодня без нарушений невозможно ездить. Но чем больше мы встречаемся и общаемся, тем весомей наш голос. Государство никогда ничего не сделает в интересах какой-то отдельной компании, но оно может что-то сделать в интересах общества: мы должны стать обществом».

По его мнению, решению многих проблем поможет создание системы саморегулирования в отрасли автоперевозок. Владимир Матягин считает, что переход на управление отраслью через систему Саморегулируемых организаций (СРО) и наделение их функциями контроля будут способствовать поступлению в бюджет города и области около 13 млрд рублей.

В частности, СРО будут осуществлять полную проверку организаций и ИП, и будут выдавать сертификаты соответствия. Данный сертификат будет обозначать, что организация или ИП аккредитованы и имеют право заниматься грузоперевозками.

На базе СРО также возможно создание:

  • школ по обучению водителей с последующей выдачей им, а также организациям сертификатов о присвоении квалификации;
  • единой диспетчерско-логистической службы;
  • рабочей группы по внедрению инновационных проектов в сфере транспорта.

По мнению Владимира Матягина, было бы целесообразно также ввести обязательную аккредитацию грузоперевозчиков в регионе и возложить данную функцию на СРО. Это позволит:

  • повысить безопасность дорожного движения в регионе;
  • оптимизировать тарифы на грузоперевозки;
  • создать фонд взаимопомощи грузоперевозчиков;
  • «убрать с дороги» нелегалов, тех, кто приехал из других регионов, обязать их легализоваться на рынке, платить налоги в бюджет и отвечать за порчу дорог наравне со всеми участниками рынка;
  • контролировать состояние технического парка перевозчика;
  • увеличить налоговые отчисления в бюджет;
  • внедрить в транспортную отрасль глобальную систему страхования перевозчиков.

«Все это даст толчок к развитию отрасли, и в ближайшее время мы приблизимся к европейским стандартам», –  уверен председатель Совета НП «Центр объединения грузоперевозчиков».

В конце своего выступления Владимир Матягин остановился на ситуации с бесплатными пропусками. Он напомнил, что после вступления в силу постановления 272, запрещающего проезд грузового транспорта под знак 3.4 в городе, появились предложения покупки бесплатных пропусков. Как сообщают грузоперевозчики, запрашиваемая максимальная сумма составляет порядка 16 тыс. рублей в год – и это только с одной машины. Таким образом, если взять среднее количество машин – 40 тыс. транспортных средств – и умножить на эту сумму, то получится 640 млн рублей в год. И все эти средства идут не на развитие дорог и прочее, а прячутся в чьих-то карманах… При этом докладчик отметил, что какие-то точечные решения со знаком 3.4 принимаются, в частности, от этих ограничений освободили 40 улиц в Санкт-Петербурге, но для нормальной работы грузоперевозчиков в городе, естественно, этого недостаточно.

«Кто этот закон придумал? Кто спросил у перевозчиков, нужен ли этот закон?» – таким риторическим вопросом завершил свое выступление председатель Совета НП «Центр объединения грузоперевозчиков».

дата: 01.07.2014 20:58:11    просмотров: 1542

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 4)



Рекламный блок

Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Логисты России и СНГ встретятся в Москве 20 июня 2024 на речном бизнес круизе Обратная сторона доставки: истории курьеров