Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Мультиформатный ритейл: логистика без права на ошибку

Мультиформатный ритейл: логистика без права на ошибку


Михаил Лысенко , директор управления логистики компании «Юлмарт»



Эксперты однозначно утверждают, что главной проблемой и одновременно главным резервом развития российского рынка электронной коммерции является логистика. Насколько справедливо такое мнение, мы решили обсудить с Михаилом Лысенко, директором управления логистики ЗАО «Юлмарт».



R&L: Логистика – ключевое звено онлайн-торговли. Между тем считается, что именно она является тормозом российского рынка электронной коммерции. С какими проблемами пришлось столкнуться компании «Юлмарт»?


М. Лысенко: Значительная часть проблем, с которыми сталкивается наша логистика, лежит в русле общих проблем отрасли. Они особенно заметны в Москве и в несколько меньшей степени – в Санкт-Петербурге: в столицах сложно найти подходящие складские помещения с удобными путями подъездов, да и напряженный трафик добавляет трудностей. Для Москвы, как известно, десятибалльные пробки уже перестали быть редкостью. Есть еще сугубо российское явление: сложности на дорогах в ноябре-декабре, когда «неожиданно наступает зима».

В целом же у нас очень интересная ситуация. Наш формат ритейла привел к тому, что трудности и преимущества связаны между собой, как в той расхожей поговорке, когда про человека говорят, что его недостатки – продолжение достоинств. Начнем с того, что мы очень много товаров возим на заказ, а это трудно. Но такая работа ведется у нас на регулярной основе, что позволяет предсказывать объемы перевозок, планировать, выделять нужное количество машин. Поэтому для некоторых компаний доставка на заказ—форс-мажорная ситуация, а для нас – норма. И когда мы пристыковываем к этим транспортным потокам регулярные поставки товара в свои кибермаркеты и пополнение заканчивающихся запасов с центрального склада, то получаем заполненные, быстро перемещающиеся и приезжающие точно вовремя машины.

Перед всеми, кто занимается логистикой, остро стоит вопрос аренды складских помещений. Но наши бизнес-процессы выстроены так, что мы можем приспособить практически любое пространство, и это одно из наших преимуществ. Конкурентам в этом плане гораздо сложнее, их формат «стандартной» торговли подразумевает очень жесткие требования. Поэтому нам тяжело, но им еще тяжелее, и в итоге мы выигрываем. Эту ситуацию можно пояснить таким примером: армия идет в наступление, начинается сильный дождь, который перерастает в наводнение. Вода, естественно, мешает атаке. Но гораздо больше ущерба она нанесет противнику, который засел в окопах.


R&L: Какие преимущества и трудности в сфере логистики имеет компания, занимающаяся и онлайн-, и офлайн-продажами? Способствует ли наличие пунктов самовывоза развитию бизнеса?


М. Лысенко: Если человек должен лично прийти в большой магазин, чтобы купить товар, ему, скорее всего, придется далеко ехать – это неудобно. Если человек заказывает доставку домой или на работу, то ему, скорее всего, приходится ждать. А если есть большое количество пунктов заказа и выдачи товара (у нас они называются «Юлмарт Outpost»), это позволяет человеку заказать товар в тот пункт, который ему удобнее будет впоследствии посетить и, проходя мимо, например, по пути на работу или домой, забрать его. При этом доставка в любой «Юлмарт Outpost» совершенно бесплатна для клиентов. Кстати, эти пункты часто бывают единственной возможностью для жителей небольших городов получить доступ к огромному ассортименту техники по доступным ценам.


R&L: Сеть «Юлмарт» продолжает активную экспансию. Какие меры предпринимаются, чтобы удовлетворить новые потребности новых потребителей?


М. Лысенко: В новых регионах мы внедряем традиционное качество обслуживания «Юлмарта». Быстрая доставка важна, особенно в регионах, отдаленных от Москвы и Санкт-Петербурга, где люди не так избалованы обилием магазинов и нет столь богатого выбора товаров. Там наш клиент может прийти вечером с работы, заказать технику, которая есть в столицах, – и послезавтра утром забрать ее в ближайшем пункте «Юлмарт Outpost» или в кибермаркете. У авиакомпаний есть правило: самолет зарабатывает, когда находится в воздухе. У нас так же: транспорт не может простаивать, он все время должен находиться в пути. Если это происходит, мы снижаем свои издержки. Самое главное – грамотная, четкая и точная организация всего процесса логистики. На это тратится достаточно много сил и ресурсов, идет постоянный процесс совершенствования. Наши фуры находятся в пути почти постоянно, у нас организованы сменные экипажи водителей, поэтому «наши самолеты всегда в воздухе».

Снижать издержки помогает и грамотное прогнозирование продаж. Благодаря этому около 50% поступившего товара не остается на центральных распределительных складах, а сразу отправляется в кибермаркеты. В целом доставка – настоящее поле конкурентной борьбы. Главные сражения ведутся за скорость и получение товара потребителем в точно назначенное время. Пока что зачастую проигрывает потребитель: иногда сложно выяснить, когда именно тебе привезут заказанный товар. Я, например, три недели не мог получить купленный матрас: пытался договориться, чтобы мне привезли его до часу дня в субботу. В итоге его доставили на полтора часа позже, когда меня уже не было дома. И это, к сожалению, типичная ситуация.

«Юлмарт» строго организует доставку. Клиент может выбрать, когда ему удобно получить заказ – утром или вечером. В будущем планируем перейти на двухчасовой интервал, то есть покупатель сможет выбрать время доставки, например, с двух до четырех или с четырех до шести.Не секрет, что зачастую бывают случаи, когда мы привозим товар заказчику, а он от него отказывается. Причина неважна – в любом случае все издержки по возврату товара на склад в этом случае нам приходится брать на себя. Если же заказ пришел в кибермаркет, а клиент его не забирал, то товар через день вновь поступает в свободную продажу. При доставке в «Юлмарт Outpost» невыкупленный товар возвращается на склад без дополнительных издержек – его просто заберет машина, которая привезет новый заказ.


R&L: В 2012 году аналитиками был отмечен пик покупательской активности россиян на сайтах зарубежных интернет-магазинов. Странная история: потребителю из отечественного региона зачастую заказ из другой страны приходит быстрее, чем из столичного интернет-магазина. Какую долю рынка теряют российские игроки по причине логистических проблем?


М. Лысенко: «Юлмарт» и другие крупные игроки не теряют рынка. Нашу логистику нельзя сравнивать с доставкой из других стран. Покупка с сайта eBay, самого популярного интернет-магазина в мире, идет в Россию от двух до четырех недель. Это проверял лично я, а также многие мои товарищи и коллеги. Даже доставка из соседних стран – Польши, Финляндии, Украины, Белоруссии – занимает несколько дней или недель, в то время как мы доставляем товар в регион присутствия за один-два дня. Возможно, конкуренция с иностранными игроками рынка ударит по небольшим и узкоспециализированным интернет-магазинам. Например, житель Новосибирска хочет заказать себе толченые панцири зеленых улиток из Москвы. Энтузиаст, торгующий этим товаром, долго возится с отправкой, есть сбои в работе почты и т. д. В итоге клиент получит панцири с задержкой, и вполне вероятно, что в следующий раз он закажет их в иностранном магазине.


R&L: При этом, согласно исследованию, проведенному компанией Enter осенью 2012 г., только 5% российских онлайн-ритейлеров работают в городах с населением меньше 500 тысяч. Могли бы вы прокомментировать ситуацию?


М. Лысенко: Дело в том, что эти 5% ритейлеров, работающих в небольших городах, – крупные федеральные компании. Поэтому цифры в подобных исследованиях никогда не будут выше, поскольку крупные игроки практически полностью удовлетворяют потребности жителей небольших населенных пунктов. Понятно, что маленькой компании, занимающейся доставкой роллов в Московском районе Санкт-Петербурга, нет нужды иметь свое представительство, скажем, в Петрозаводске. А именно такие продавцы и составляют 90% онлайнритейлеров России.


R&L: Сегодня существует две модели логистики – собственная логистическая служба и компания-аутсорсер. Каковы здесь плюсы и минусы? Что предпочтительнее с точки зрения опыта компании «Юлмарт»?


М. Лысенко: Для такого крупного ритейлера как «Юлмарт» логистическая служба на подряде – не вариант. Если взглянуть на ситуацию с чуть другой точки зрения, можно сказать, что «Юлмарт» уже сам по себе является полноценной и достаточно крупной логистической компанией с товарной витриной. То есть в нашем случае нельзя рассматривать логистику просто как приложение к ритейлу – они две части большого целого. Кроме того, немаловажен имиджевый момент. Ведь, по большому счету, если подрядчик-аутсорсер не справляется с доставкой, в глазах потребителя ухудшается именно имидж ритейлера. В целом же найти оптимального подрядчика, который бы полностью понимал цели и ценности продавца, чьи товары он доставляет покупателям, очень непросто. Однако и совсем исключать возможность передачи доставки на аутсорсинг нельзя. Такая услуга вполне возможна для высокомаржинальных товаров. Например, бренду, торгующему телефонами Vertu, надо тратить много сил на маркетинг и продвижение. В этом случае собственная служба доставки для них – лишь дополнительная головная боль. Доставлять их телефоны клиентам с успехом могут, например, девушки из партнерского модельного агентства.


R&L: Каковы перспективы развития мультиканального/мультиформатного ритейлового бизнеса в России?


М. Лысенко: Будущее именно за мультиканальным форматом, в котором работает «Юлмарт». Тут никаких сомнений нет. Именно «мультиканальщики» находятся в авангарде ритейла, вводят передовые технологии и методы. Это находит отклик у покупателей, о чем говорит тот факт, что «Юлмарт» растет существенно быстрее, чем в среднем рынки традиционного и онлайн-ритейла вместе взятые. В дальнейшем все больше сетей будут переключаться с магазинов классического типа на мультиканальный формат. Мультиформатный ритейл должен будет достичь такого уровня, чтобы полностью заменить покупателю непосредственный контакт с товаром в обычном магазине. Это, кстати, ужесточит требования к логистике. У нас просто не будет права на ошибку. Не будет права сказать человеку, что товара нет в наличии или его нельзя доставить.

дата: 19.10.2014 19:51:34    просмотров: 3683

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Relogix в Уткиной Заводи набирает обороты «Jaguar» открыл склад автозапчастей «Золотая» молодёжь: анализ рынка труда молодых специалистов Москве недостаточно дорог для комфортного передвижения На Кавказе появится новый крупный логистический центр На рынке складских помещений снизился объем предложения Россию ждёт пересмотр таможенных процедур Рядом с «Пулково» построят склад Цены готовятся к прыжку Экономим бюджет на логистику