Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Страхование грузов: кто отвечает за повреждение груза в результате не правильного крепления?

Страхование грузов: кто отвечает за повреждение груза в результате не правильного крепления?

15.10.2014


Как понять на кого ложится ответственность за крепление груза? С кого требовать возмещение ущерба? Невзирая на то, что на сегодняшний день действуют нормативные акты, на основании которых вся ответственность, как правило, ложится на «хрупкие» плечи грузоотправителя, судебные решения показывают неоднозначность в данном вопросе. В большинстве случаев виноватым в повреждении груза оказывается перевозчик.


Чем регулируются отношения в случае повреждения застрахованного груза по причине некачественного крепления:


1. Конвенцией о Договоре Перевозки Грузов (КДПГ) от 19.05.1956 г. не определяется, как идентифицировать лица, которые отвечают за крепление груза.


2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом". В пункте 50 написано, что погрузка груза в транспортное средство и контейнер осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договоренностью сторон, а в приложении №7 данного Постановления, в подпункте 4 уточняется, что в перечень работ по погрузке грузов входит так же и его крепление в транспортном средстве.


3. Аналогичная ответственность, как и в пункте 2, за крепление груза прописана в: Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и "Общих правилах перевозок грузов автомобильным транспортом" (утв. Министерством автотранспорта РСФСР 30.07.1971).


На основе приведенных выше законодательных актов и судебной практики, мы делаем вывод, что законодательство РФ не слишком требовательно к перевозчикам в части их ответственности за крепление груза. В качестве примера предлагаем рассмотреть Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.07.2008 N Ф08-3378/2008 по делу N А63-11575/07-С3-18. Дело рассматривалось в кассации (кассационная инстанция):


Основная суть дела:

Компания «Икс» (Истец) передала компании «Игрик» (Ответчику) заявку на перевозку груза (листовое стекло). Упаковку и погрузку застрахованного груза осуществлял грузоотправитель. При выгрузке были обнаружены повреждения груза (бой стекла). В заключении эксперта указано, что было нарушены требования предъявляемые к по погрузке стекла. В частности, отмечено, что «упаковка (деревянный каркас) установлена на металлическую пирамиду длиной 220 см, что не соответствует длине упаковки стекла (340 см), и закреплена эластичными ремнями. Застрахованный груз упакован в деревянные каркасы, в которых отсутствуют перекладины, прокладочный и уплотняющий материал».


Позиция Истца:

В нарушение § 14 раздела 5 Правил перевозки грузов ответчик не сообщил грузоотправителю о замеченных недостатках при укладке и креплении застрахованного груза, угрожающих его сохранности, а также не проверил соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности.


Позиция Ответчика:

Упаковку и погрузку стекла листового осуществлял грузоотправитель. По этой причине с перевозчика снимается всякая ответственность.


Позиция суда по делу:

Из материалов дела усматривается, что упаковку и погрузку застрахованного груза листового осуществлял грузоотправитель. Правила перевозки, приводимые Истцом в обоснование своей позиции, возлагают на водителя обязанность проверить качество укладки и крепления груза только на предмет обеспечения безопасности дорожного движения. Указанные нормы не возлагают на перевозчика обязанности проверить упаковку и крепление груза для обеспечения его сохранности при перевозке. Оценив предоставленные доказательства, суд сделал вывод о доказанности перевозчиком того, что повреждение застрахованного груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.


Из всего выше изложенного становится понятно, что процесс и качество упаковки, укладки и крепления застрахованного груза всецело лежит на грузоотправителе, но только в той части, в которой такие упаковка, укладка и крепление могут повредить сам перевозимый товар. А вот в части обеспечения безопасности в процессе самой перевозки и нанесения вреда застрахованным грузом третьим лицам или создание аварийной ситуации всецело отвечает перевозчик. Но если в договоре на перевозку указано, что перевозчик своими силами обеспечивает укладку и крепление груза в транспортное средство и несет полную ответственность за эти действия, то позиция суда будет уже на стороне грузоотправителя, так как обязанность обеспечить сохранность груза прописана в самом договоре.

Чтобы обезопасить себя со всех сторон мы рекомендуем страховать груз и ответственность перевозчика, так как в случае повреждения груза судиться будут уже страховые компании между собой, что даст возможность остальным участникам процесса продолжить работу без конфликтов.

Для того чтобы застраховать груз или застраховать ответственность перевозчика (экспедитора)   необходимо пройти в соответствующие разделы нашего сайта и воспользоваться онлайн калькуляторами к соответствующим услугам.

дата: 01.11.2014 13:42:24    просмотров: 3855

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 3)



Рекламный блок

Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике устав от борьбы с РЖД