Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Как рассчитать цену на свой продукт или услугу

Как рассчитать цену на свой продукт или услугу

Как рассчитать цену на свой продукт или услугу

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье:
  • В каких случаях можно определить цену, не вычисляя себестоимость
  • Какие сложности возникают при расчете себестоимости услуги
  • Как корректировать итоговую цену с учетом уровня конкуренции на рынке
  • Когда нужно устанавливать максимальную наценку, а когда есть смысл демпинговать
Наша организация – многопрофильный холдинг, в продуктовой линейке которого представлены как услуги, так и товары. При решении вопросов, касающихся ценообразования, мы используем различные подходы. Базовый алгоритм включает два шага: расчет себестоимости продукта и назначение итоговой цены с учетом различных внешних факторов.

Как рассчитать цену на свой продукт или услугу


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье:
  • В каких случаях можно определить цену, не вычисляя себестоимость
  • Какие сложности возникают при расчете себестоимости услуги
  • Как корректировать итоговую цену с учетом уровня конкуренции на рынке
  • Когда нужно устанавливать максимальную наценку, а когда есть смысл демпинговать
Наша организация – многопрофильный холдинг, в продуктовой линейке которого представлены как услуги, так и товары. При решении вопросов, касающихся ценообразования, мы используем различные подходы. Базовый алгоритм включает два шага: расчет себестоимости продукта и назначение итоговой цены с учетом различных внешних факторов.

Шаг 1. Расчет себестоимости

Если у Вашего продукта много аналогов, изучите цены конкурентов: есть вероятность, что они уже рассчитали все затраты до Вас. Если же Ваш продукт уникален, начните с составления подробной сметы производственных затрат.

Вот что нужно учесть:
  • прямые издержки (расходы на фонд оплаты труда, включая социальные выплаты и налоги на зарплату; затраты на материалы и оборудование; логистические издержки, в том числе на транспортные услуги и складирование; командировочные расходы и затраты на проживание персонала);
  • накладные расходы (на содержание аппарата управления, секретариата, отдела снабжения, финансовой службы, бухгалтерии и пр.).
Для расчета себестоимости (С) можно воспользоваться формулой:

С = (ПФОТ × КНДФЛ × КСВ + ПМО × НМО + ППП × НПП) × КНДС.

В таблице 1 даны пояснения показателей, а также приведен пример расчета.

Достоинство метода – математическая точность расчета. Однако таким способом удобно определять себестоимость товара; если же речь идет об услуге, будьте готовы к двум сложностям.

1. На этапе переговоров и подготовки контракта получить достоверные и корректные исходные данные бывает непросто. В таком случае наша компания выходит из положения благодаря собственной базе, позволяющей нам определить прямые расходы на выполнение каждого вида работ (установка ячейки, установка счетчика, монтаж измерительного трансформатора и т. д.).

2. Оценить накладные расходы также проблематично. Обычно делают так: прикидывают объем этих издержек за год, а затем, исходя из планов продаж, рассчитывают их величину на единицу продукции. Надо иметь в виду, что накладные расходы возрастают пропорционально прибыли. Например, на 10 руб. выручки Вы можете нести 1 руб. накладных расходов, а на 11 – уже 3 руб. Так происходит потому, что для развития бизнеса Вы вынуждены увеличивать затраты. Допустим, в какой-то момент Ваш персонал перестает справляться с возросшей нагрузкой, поэтому компания расширяет штат. Это нормально; главное – на сто процентов задействовать новые ресурсы, чтобы выручка и прибыль увеличивались нелинейно, с лихвой компенсируя рост накладных расходов.

Шаг 2. Определение итоговой цены

Чтобы на основе рассчитанной себестоимости назначить итоговую цену, советую учесть пять критериев. Впрочем, можно брать больше или меньше параметров – это зависит от специфики продукции Вашей компании.

1. Важность покупателя (насколько интересен для Вас этот заказчик или контракт).
2. Типичность (или, наоборот, уникальность) для компании этого продукта или услуги, а значит – сложность выполнения работы.
3. Степень интереса рынка к продукции (спрос).
4. Потенциал развития (глубина рынка).
5. Уровень конкуренции (если рынок перенасыщен аналогичными продуктами, Ваш товар или услуга могут оказаться невостребованными; поэтому ценовая политика компании – это всегда балансирование между спросом и предложением).

Затем для критериев нужно установить веса в соответствии со степенью влияния на цену. Так, одна компания, выделяя для себя пять параметров, при формировании цены в первую очередь обращает внимание на важность клиента, затем на типичность продукта. Следовательно, вес первого критерия будет 5, второго – 4. А например, другая фирма считает, что больше всего на стоимость ее товара влияет потенциал развития, и присваивает именно этому критерию вес 5. Расставив все параметры по важности, оцените товар по каждому критерию отдельно. И наконец, умножьте вес критерия на его оценку (см. табл. 2).

После этого сверяемся с таблицей 3, чтобы решить, на сколько процентов нужно повысить цену в соответствии с каждым из критериев. Если по нескольким критериям баллы совпадают, то именно на соответствующий этим баллам процент следует повышать цену относительно себестоимости. Скажем, если при анализе получаются цифры, приведенные в ячейках таблицы 3, которые выделены цветом, я советовал бы установить цену на 20–25% выше себестоимости.

Если компания решает демпинговать (см. далее Когда оправданно занижение цены), важно обдумать, из каких средств покрывать издержки, – будет ли это, например, компенсация за счет годовой прибыли предприятия или же за счет бюджета других направлений деятельности. Допустим, в какой-то момент компания может принять решение на время отказаться от рекламного бюджета, а сэкономленные средства вместо размещения баннеров или печати буклетов направить на продвижение. В этом случае сознательный уход в ноль можно считать инвестициями в будущую прибыль. Также полезно графически представить, как стоимость продукта при разных вариантах наценки будет соотноситься с рыночной ценой. Цену желательно устанавливать на точке пересечения двух графиков (см. рис. 1).


  
Когда оправданно занижение цены

Если комплектующие для конечного продукта Вы производите сами, то для выигрыша в конкурентной борьбе можно позволить себе временно снизить цену на товар. Если же компания вынуждена закупать детали и включать в стоимость продукта прямые и накладные расходы производителя этих комплектующих, занижать цену не рекомендуется – надо искать другие способы выживания.

На рынке энергоаудита, профильном для нашего предприятия, многие конкуренты пытались демпинговать, и это в краткосрочной перспективе приносило плоды: заказчики, особенно госучреждения, выбирали самые дешевые услуги. Это привело к появлению недобросовестных компаний, которые стали торговать энергопаспортами, зачастую не имея собственного оборудования и не выезжая к заказчику. Для нас, как и для других честных игроков, этот рынок в какой-то момент даже стал неинтересным. Однако, к счастью, в последнее время заказчики стали понимать, что энергопаспорт, который составлен для галочки, бесполезен, и лучше заплатить больше денег, но получить экономический эффект за счет снижения энергозатрат. Теперь мы можем, имея квалифицированных сотрудников и оборудование, конкурировать на рынке энергоаудита не только за счет цены.

Не стоит забывать, что к пересмотру правил ценообразования может привести не зависящее от Вас сокращение рынка. В такой ситуации мы оказались, например, в 2009 году, когда настал финансовый кризис. Тогда нам приходилось демпинговать, работая даже себе в убыток; средств хватало лишь на поддержание текущей деятельности. Мы рисковали потерять опытных работников, что для нас означало бы утрату конкурентного преимущества. Поэтому даже в тяжелой ситуации мы не экономили на персонале: вовремя и в полном объеме выплачивали зарплату, не скупились на корпоративные мероприятия, инвестировали в обучение. В то время у компании не было прибыли, зато мы сохранили квалифицированные кадры.

Демпинг как стратегия работы на рынке, на мой взгляд, неэффективен. По крайней мере, мы сознательно придерживаемся другой стратегии: повышаем уникальность своего предложения, с тем чтобы отстроиться от конкурентов. Такая политика дает максимальную прибыль (см. рис. 2).

Резюмируя, хочу заметить, что в бизнесе нет универсального метода ценообразования. Какую назначить цену – зависит от комплекса факторов, в том числе интуитивных. Однако даже если Вы полагаетесь на интуицию, всегда нужно максимально учитывать реальность, опираясь на конкретные факты, результаты исследований и объективные экономические расчеты.



Антон Дьячков — Генеральный Директор группы компаний «РусЭнергоМир», Новосибирск; эксперт журнала "Генеральный директор"


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/58969/

https://ekspertov.ru/


Возврат к списку

Рекламный блок

LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел