Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Изменение плана производства: прибыль или убыток? Валерий Разгуляев

Изменение плана производства: прибыль или убыток?

Валерий Разгуляев


В производственно-торговых компаниях зачастую существует конфликт между собственно производством и отделом сбыта в отношении изменений плана производства. Вносить в утвержденный план дополнительные заказы или не вносить? Торговые службы стремятся больше продать, но всегда ли это выгодно? Каждое подразделение в первую очередь решает свои задачи, обвиняя в общих проблемах другое. И только логистике под силу разрешить этот спор.


Использование логистики в качестве третейского судьи полезно не только потому, что у нее нет своего интереса, но еще и потому что, находясь над ситуацией, именно логистика может предложить третье решение, которое устроит все стороны и будет приемлемым по затратам для компании в целом. Надо заметить, что в таких конфликтах очень часто есть чисто организационная составляющая. Четкое и своевременное информирование подразделениями друг друга и налаженная система учета позволят снять возникающую напряженность. В первую очередь необходимо наладить согласованную и регламентированную работу с заказами. Правда, это скорее управленческая задача, нежели логистическая, но без этого всё остальное реализовать будет невозможно.


Отдел продаж должен:
– следовать временным рамкам и механизму передачи заказов на производство;
– удовлетворять требования по их оформлению;
– устанавливать для некоторых заказов свойство «срочный» (это делается оговоренными лицами, имеющими соответствующие полномочия);
– не превышать в день (или смену) максимальное количество заказов или их объем (если заказы разнородные по сложности или времени выполнения).


Производственный отдел должен:
– подтверждать приемку каждого заказа (с максимально допустимым сроком подтверждения);
– проставлять для каждого заказа плановую дату производства и поставки;
– по завершении заказов – устанавливать для них свойство «выполнен».
Во вторую очередь нужно определить все необходимые правила работы для сложных случаев, по итогам которых возникала какая-либо проблема. Такими сложными случаями, требующими отдельных договоренностей, являются:
– передача на производство срочного заказа, когда там уже идет работа над другим срочным заказом;
– параметры выбора следующего заказа для его выполнения из очереди срочных заказов (ФИФО, простые раньше сложные позже, дополнительная иерархия отметок среди срочных и т.д.);
– формат и детализация заказа в случае производства нестандартной позиции под заказ клиента;
– размещение на производстве очень объемного по работе срочного заказа, который сделает невозможным и производство других срочных заказов, и выполнение производственного плана поставки на склад в течение длительного времени;
– и другие, иногда специфические случаи, происходящие, тем не менее, регулярно.
Когда же все проблемы взаимодействия между производством и продажами решены, а случаи потери или неправильной приемки-передачи заказа становятся редкими, проявляется реальная задача для логистики – оценка прибыли и убытков от изменения утвержденного плана производства для выполнения срочного заказа.


Пришел заказ

Речь идет об изменении плана производства, когда отдел продаж по каким-либо причинам шлет на производство срочные заказы (то есть без возможности поставить их в конец производственной очереди в виде плана на будущее, а с необходимостью производить их немедленно, отодвигая текущие задачи). Подобное происходит практически в любой торгово-производственной компании с нетривиальным списком производимой номенклатуры (если компания постоянно выпускает только одну позицию, то есть может быть только в двух состояниях: производить эту позицию или стоять, – подобных проблем не будет).
С одной стороны, вроде бы можно и даже нужно изменить план производства, ведь в результате компания получит дополнительную прибыль. Обычно продавцы делают упор именно на эту цифру, когда пытаются убедить руководство в необходимости подобного шага: «вот конкретная цифра недополученной прибыли, а если я на эту сумму план продаж не выполню, вы ведь меня оштрафуете». С другой стороны, коррекция плана производства, когда оно работает на полную мощность, обычно имеет и негативные последствия. На предприятии возникает дефицит некоторых видов сырья и комплектующих, нарушается план поставки готовой продукции (что может привести к нехватке уже других производимых позиций), увеличивается запас незавершенного производства, происходят простои оборудования и теряется время на его переналадку, нарушаются оптимальные производственные циклы. В результате дополнительная прибыль может перекрыться дополнительными издержками, связанными с вносимыми изменениями.


Как же оценить чистую выгоду каждого из предлагаемых изменений плана производства?
Для этого нам понадобится:
– оценить убыток от каждого негативного фактора изменения плана производства;
– вычесть сумму этих убытков из предполагаемой прибыли от реализации срочного заказа.
При этом отметим, что по каждому негативному фактору надо оценивать не прямой убыток, а минимальный от всех возможных решений по его нивелированию. Именно этот минимальный убыток придется нести компании, если будет принято решение разместить на производстве срочный заказ. Вычитать же из прибыли надо не прямую сумму убытков, а некоторую их композицию, чтобы не происходило задвоения одних и тех же убытков, посчитанных для разных негативных факторов.


Предполагаемая прибыль

Для начала заметим, что предполагаемая прибыль – это вовсе не сумма продажи минус себестоимость производства.
Необходимо также вычесть все сопутствующие продаже затраты, которые компания понесет на транспортировку от производства до потребителя, и все бонусы, которые будут выплачены менеджеру по продажам и клиенту:

ПП = СП – СС – ТР – СБ, 
где:
ПП – предполагаемая прибыль;
СП – сумма продажи;
СС – себестоимость;
ТР – транспортные расходы на доставку срочного заказа с завода клиенту;
СБ – сумма всех сопутствующих сделке бонусов.
Теперь учтём дефицит сырья, комплектующих и производственных мощностей оборудования (включая потерю времени на его переналадку). Вы не сможете произвести то, что собирались произвести из сырья, которое потратите сверх нормы (ожидаемого расхода) на выполнение срочного заказа. Соответственно, прямой убыток – это прибыль, которую вы не получите по тем позициям, которые должны были быть произведены из этого сырья. При этом время работы станка и рабочих – это такой же ресурс, как сырье и комплектующие. Но если сырье вы почти всегда можете докупить, то производственную мощность можно увеличить только покупкой дополнительного оборудования, а это уже планирование другого уровня.

Итак, для расчета этого прямого убытка будем полагать, что станок ничего не мог производить по производственному плану все то время, которое он участвовал в производстве срочного заказа. Плюс все то время, когда мы не могли ничего на нем производить из-за перерасходов сырья на срочный заказ (если такой ситуации не наблюдается, то убыток от дефицита сырья учитывать не надо):

УДР = НП * ((ВП + ВВ) + (РС – НР * (ВП + ВВ)) / НР), 
где:
УДР – убыток от дефицита ресурсов;
НП – норма прибыли по плану производства;
ВП – время переналадки оборудования (и туда, и обратно);
ВВ – время выполнения срочного заказа;
РС – расход сырья на выполнение срочного заказа;
НР – норма расхода сырья по плану производства.
Однако, если затраты из-за перерасхода сырья значительные, то опытный логист вряд ли позволит станку все это время простаивать и будет ждать, пока произойдет следующая поставка. Вместо этого он произведет внеплановый заказ сырья. Тогда вместо части формулы: 

(РС – НР * (ВП + ВВ)) / НР) * НП, 
надо прибавить только затраты на внеплановый заказ, и мы получим:
УДР = НП * (ВП + ВВ) + min(НП * (РС – НР * (ВП + ВВ)) / НР); ВЗ), 
где:
ВЗ – затраты на внеплановый заказ и поставку необходимого дополнительно сырья.


Увеличение запаса «незавершенки»

Ясно, что резкий переход с производства одной позиции на другую может повлечь за собой рост запаса незавершенной продукции. Однако это не всегда так, обычно «срочный» заказ все же позволяет закончить то, что уже находится в работе, особенно если производство оптимизировано и «конвейеризировано» (то есть пока в начале цепочки начинают первичную обработку заготовок уже для срочного заказа, в конце цепочки заканчивают производство текущей партии). И все же если у вас происходит серьезное увеличение незавершенного производства (например, при последовательной обработке заготовок на удаленных друг от друга заводах, когда перемещение между ними происходит крупными партиями), убыток от этого тоже можно и нужно посчитать:

УЗН = ЗХ * (ЗН – СО), 
где
УЗН – убыток от роста запаса незавершенного производства;
ЗХ – затраты на хранение;
ЗН – образовавшиеся в результате запасы незавершенного производства;
СО – средний остаток незавершенки по производственному плану.
Сюда же можно отнести значительные излишки сырья, которые образовалось из-за его меньшего расхода в рамках срочного заказа, нежели предполагалось по производственному плану, тогда формула приобретает вид:
УЗН = ЗХ * (ЗН – СО + НР – РС).


Нарушение цикла производства

Производственники не любят срочные заказы в первую очередь именно потому, что они влекут за собой нарушения производственного цикла, плана поставки, вынужденные простои оборудования. Нарушается привычный уклад производства, проблемы создаются на пустом месте, выверенные процессы и цепочки дают сбой. К сожалению, считать убытки как раз по этим факторам сложнее всего, и установить объективную и точную стоимость каждого сбоя невозможно.

Но нас не интересует точное решение задачи, нам важен ответ на главный вопрос:
что больше – прибыль или убыток?
Например, ясно, что убыток от нарушения цикла не может быть больше убытка от простоя всей производственной цепочки, задействованной в выполнении срочного заказа в течение одного сета (времени, необходимого на прохождение одной заготовки по всей цепочке). Ведь, в крайнем случае, после окончания выполнения срочного заказа мы для восстановления производственного цикла остановим работу на время, не превышающее один сет, после которого произойдет полная синхронизация работы (как в начале производственной смены), и производству ничто уже не будет мешать работать по плану.

В результате, если мы будем что-то терять из-за нарушившегося производственного цикла, то оценить эти потери нам поможет следующее выражение:

УНЦ < НПЦ * ВС, 
где:
УНЦ – убыток от нарушения производственного цикла;
НПЦ – норма прибыли всей производственной цепочки;
ВС – время равное одному сету.
Следовательно, если 
ПП > УДР + УЗН + НП * ВП, 
то верно и:
ПП > УДР + УЗН + УНЦ.

А значит, в такой ситуации нам выгоднее принять срочный заказ на производстве. В обратном же случае, когда: 
ПП < УДР + УЗН + НП * ВП, 
нельзя формально утверждать, что будет выполнено и неравенство: 
ПП < УДР + УЗН + УНЦ. 
Однако ценность выполнения такого заказа уже не высока, и надо очень осмотрительно принимать решение о его срочном производстве. Если же мы получили, что:
ПП < УДР + УЗН,
то такой заказ – нам заведомо невыгоден, так как от прибавления любого УНЦ правая часть неравенства станет только больше. В таком случае надо настаивать либо на увеличении отпускной цены (за срочность), либо на выполнении заказа через некоторое время, и тогда размещать его в конец производственной очереди.

Все эти расчеты достаточно объемны, но со временем этот процесс можно автоматизировать, вплоть до модуля торговой программы, в котором любой менеджер по продажам мог бы «пробить» срочный заказ клиента на его прибыльность и при необходимости назвать цену за срочность или время отсрочки. Конечно, такое решение потребует четкого определения многих производственных норм и создание сложной автоматизированной системы взаимного информирования между подразделениями совсем на другом уровне. Но зато в результате такое решение принесет мир во взаимоотношениях между производством и продажами, а компании в целом – дополнительную прибыль.


Два типа заказов


Срочные заказы бывают двух типов:
– заказ клиентом нестандартных позиций, которые нет смысла держать на складе, они понадобились первый и, возможно, последний раз;
– заказ большого количества стандартных позиций, которых обычно на складе не хранится в таком количестве.


Заказ нестандартных позиций

В первом случае логист должен оценить, действительно ли позиция нестандартная. Причем не с точки зрения нормативов, существующих в отрасли или на производстве, а с точки зрения частоты заказов клиентами. Если «нестандартную» позицию у вас регулярно спрашивают разные клиенты, то по ней вполне можно заводить складской остаток, чтобы удовлетворять их нужды мгновенно и при этом не ломать текущее производство. И, наоборот, для уменьшения складского неликвида стоит переводить стандартные позиции из разряда складских в разряд производимых на заказ, если их заказывают крайне редко и не стабильно. 
Например, хорошим критерием для попадания позиции в разряд складских можно считать наличие по ней продаж определенному количеству клиентов за определенный период. Параметры необходимо подбирать индивидуально с учетом стратегии компании. Но точно не должно быть так, что позиция, которая покупается регулярнее и чаще, была бы заказной, а складской – та, что покупается реже и не стабильно.

Бывает и так, что срочные заказы именно нестандартных позиций становятся регулярным явлением, а их количество – сопоставимым с общим производством. Компания может даже приобрести по ним некую своеобразную специализацию. В таком случае лучше не рассчитывать каждый раз изменение плана производства, а сразу заложить мощности на производство нестандартных позиций при первоначальном планировании.

Это может показаться странным: как можно заложить в план те заказы, которые мы ещё не получили?

Чтобы ответить на этот вопрос, возьмём статистические показатели производства по срочным заказам за прошлые периоды, измеряя их в неких общих единицах, например во времени, необходимом для их производства. Допустим, что из 480 рабочих часов (данные за последние три месяца) производство срочных заказов заняло в сумме 120 часов. Тогда 120/480=0,25 (25%) – это та доля от общего времени работы, которую мы должны заложить на срочные заказы в будущем. То есть, планируя производство на склад, мы должны рассчитывать только на оставшиеся 75% мощности производства.

Конечно, статистические показатели проявляются не за один день, и конкретно завтра у вас может вообще не быть срочных заказов. На такой случай необходимо подстраховаться дополнительным планом основного производства. В результате мы получим две производственных очереди: одну – обычную, а вторую – срочную. Они будут разделены во времени. Разделение это может быть по сменам или часам производства каждый день, например для нашего случая: 6 часов – основная работа, 2 часа – срочная.
В итоге производственные циклы настраиваются из расчета 6 часов работы, а в случае отсутствия срочных заказов – распространяются и на оставшиеся 2 часа рабочей смены (делая по основному плану задел на следующий день). Однако в случае появления срочной работы ей посвящаются заложенные по плану срочных заказов два часа, и ни основной производственный план, ни производственные циклы из-за этого не нарушаются.
Однако не всегда можно посчитать заказ именно в часах его производства, поэтому для разных сфер лучше использовать свои меры:
– для ткацкой промышленности это могут быть квадратные метры, умноженные на коэффициент сложности;
– для типографии – тираж, умноженный на количество листов и количество красок;
– для производства печатных плат – количество плат, умноженное на количество слоёв каждой платы и её размер, и т.д.


Заказ больших количеств

Во втором случае, когда наблюдается срочный заказ нестандартных количеств стандартных позиций, логист должен определить, что же выгоднее: хранить на складе постоянно дополнительный страховой объем по позиции под крупного клиента или производить для него срочные заказы. Для этого вам надо сравнить правую часть описанного нами неравенства с дополнительными затратами на хранение:

УДР(СЗ) + УЗН + УНЦ >=< ЗХ * СЗ * ПЗ, 
где:
СЗ – количество страхового запаса, защищающего от крупного заказа клиента;
ПЗ – средний период между крупными заказами такого объема.
Надо заметить, что если вы не можете определить средний период между крупными заказами (их было слишком мало), то лучше на складе такое количество не хранить, а производить его только под заказ. А это неопределенное неравенство решать с таким объемом заказа, для которого вы сможете определить этот средний период. Ведь нам надо найти не знак неравенства для конкретного страхового запаса, а такой страховой запас, для которого правая часть станет больше или равна левой. Именно хранение такого страхового запаса станет выгоднее его срочного производства. В левой же части неопределенного неравенства мы видим, что только первое слагаемое зависит от величины страхового запаса. Так что задача на нахождение его критической величины становится задачей нахождения пересечения двух кривых, зависимых от одной переменной (см. рисунок).


Нахождение критической величины страхового запаса

Точки на данном графике получены поочередным расчетом наших формул для соответствующего объема страхового запаса. Из графика мы видим, что УЗН + УНЦ = 10000 рублей, а на складе выгодно держать страховой запас по данной позиции для защиты от крупных заказов в размере до 6000 штук. То есть если вы ожидаете (у вас уже были раньше) такие заказы, то выгоднее заложить их на складе, а не срочно производить под клиента.  


https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55473/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 4512

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)



Прикрепленные фотографии

Изменение плана производства: прибыль или убыток?  Валерий Разгуляев

Рекламный блок

В поисках легких путей: как маркетплейсы становятся ловушками для мелких предпринимателей Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы