Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Николай Лобанов: Складская логистика в системе управления цепями поставок

Николай Лобанов: Складская логистика в системе управления цепями поставок

 

Интервью журналу «Логистика: проблемы и решения.

 

1. Как Вы считаете, в чем состоит главная специфика складской логистики в общей системе управления цепями поставок?


Николай Лобанов: Склад находится в середине товарной «цепочки поставок», поэтому сильно зависит от своих «смежников» по цепочке поставок. «Закупки» (поставки), как смежники в начале цепочки поставок, могут создать складу большие проблемы, если поставки не синхронизированы со складскими бизнес-процессами.


Если Закупки будут преследовать только свои интересы, то они не будут учитывать складские мощности в людских и технических ресурсах, не будут учитывать график работы склада и циклограмму его работы, не будут, не захотят понимать, что склад не «резиновый», что нужно при поставке учитывать ёмкость склада и свободные объёмы для размещения поставляемого товара.


Так же   «Закупки» часто не хотят понимать, что товар должен быть маркирован у поставщика, упакован и иметь упаковочные листы на каждом грузовом месте, иметь объёмно-весовые характеристики в учётной системе.


В результате очень часто получается так, что склад получает десять контейнеров товара в пятницу вечером, потому что «Закупкам» удобно растамаживаться сразу оптом в конце недели. Но мощности склада   позволяют принять только один-два контейнера в день.


Отсюда коллапс на складе и дополнительная плата за простой контейнеров, за наёмных людей, чтобы как-то ликвидировать аврал устроенный «Закупками».


«Закупки» пригоняют на склад контейнеры или фуры, в которых товар расположен   «навалом» по технологии «винегрет» без маркировки и документов, а потом требуют от склада, чтобы он всю эту «кашу» быстро выгрузил, рассортировал, отмаркировал и принял по количеству и качеству.


Где ум, где логика?!


Именно «Закупщики» часто становятся генераторами складских неликвидов и сверзапасов, замораживая оборотные средства компании и   забивая все складские проходы и щели.

 

С другой стороны «Склада» другие «смежники»: транспортный отдел и «Продажники», которые также не очень-то желают учитывать интересы «Склада».


Скажите пожалуйста, как «Складу» успеть качественно собрать все заказы, если они от продажников поступают хаотично до самой ночи, а транспортный отдел не может составить «маршруты доставки» в таком бардаке?


Поэтому главной спецификой склада в «цепочке поставок» я бы поставил необходимость координации взаимодействия «Склада» с другими участниками цепочки поставок.


Одним из основных документов регулирующих работу «Склада» в «цепочке поставок» должен быть «Регламент взаимодействия склада со смежными подразделениями».

 

Вторая специфика «Склада» в «цепочке поставок»    .заключается в том, что именно на складе в товаре сконцентрированы почти все   «оборотные . средства»   компании.


Поэтому ошибки в товародвижении по цепочке поставок чаще всего возникают именно на складе и   обходятся компании очень дорого. Складское «звено» в цепочке поставок может стать тормозом и вызвать коллапс во всей товаропроводящей цепи особенно в «сезон», что может привести компанию к краху.


Третья специфика «Склада» в цепочке поставок – это концентрация на складе бОльшей части персонала компании, что безусловно повышает уровень «человеческого фактора» именно в «Звене-Склад».

 

В тоже время, при правильной организации процессов   во всей «цепочке поставок», «Склад» может стать движущей силой всей компании, драйвером развития бизнеса, от которого   зависят ключевые показатели логистики компании.    

 

 

2. С какими основными проблемами сталкиваются сегодня логисты при управлении складским звеном цепи поставок?


Николай Лобанов: Основной проблемой логистов в цепи поставок я считаю «Планирование»!


Именно грамотное планирование в управлении «цепочкой поставок» позволяет сделать процессы в ней синхронными и ритмичными, а значит качественными с оптимальными издержками. Планирование сродни работе дирижёра в оркестре, если дирижёр плох, то вместо прекрасной музыки вы услышите «какофонию»   режущую слух и вынимающую мозг.


В складском звене планирование процессов   должно быть на уровне работы производственного конвейера.


Организация современного склада это сегодня очень не простая задача, поэтому логисты должны переходить от административного управления на процессное управление с полной   автоматизацией   основных операций на складе в    WMS.


Должен отметить, что в управлении цепочки поставок во всех отраслях прослеживаются   следующие тренды:


1. Заказы мельчают. Средний объём заказа на складе в среднем составляет 0,1-0,3 м3, т.е. 5-20% от объёма целой паллеты. Отгрузок целыми моно паллетами практически нет. Приходы и отгрузки происходят «миксованными» паллетами.


2. Уровень «штучки» в заказах в среднем составляет 60-80%. При росте ассортиментной матрицы уровень товара в заказах, который   заказывают по-штучно   растёт.

Далеко не все складские логисты знают   складские технологии по работе со «штучкой», да и на складах в основном стоят только паллетные фронтальные стеллажи. «Мезанины» с полочными стеллажами становятся крайне необходимым складским атрибутом.

Но много ли систем WMS умеют качественно организовать процесс пополнения   ячеек отбора на мезанине?

Пополнение часто становится УМ-узким местом у складского логиста. Управлять эффективно пополнением в ручном режиме практически невозможно.


3. Рост интернет-торговли на 30-40% в год при отсутствии роста в офф-лайновой торговле заставляет складскую логистику выстраивать технологию «фулфилмента» с «кросс-докингом».

Поэтому требуемая скорость сборки заказов на складах приближается к режиму «день-в-день» или вообще в режиме «он-лайн» при «самовывозе».


4. Бизнес становится низкомаржинальным. Это значит, что компании, которые не научились правильно считать свою плановую себестоимость в учёте логистических издержек, будут работать себе в убыток и обанкротятся так быстро, что даже сразу этого не заметят при «космических скоростях» в товародвижении в «цепочке поставок».


«Правильный» учёт затрат по каждой складской операции становится необходимым условием выживания бизнеса компании и получения маржи.   

 

 

3. Какие критерии эффективности складской логистики Вы считаете наиболее важными?


Николай Лобанов: Управление складом без наличия в системе управления Ключевых Показателей Эффективности – КПЭ (KPI) практически невозможно, как невозможно управлять самолётом без приборов в кабине пилотов, которые   связаны с сотнями датчиков, контролирующих работу всех систем.


Эффективность функционирования склада определяется группами показателей:


1. Производительность складских операций;

2. Эффективность использования складских объемов и площадей;

3. Рентабельность – экономичность складских затрат;

4. Уровень сервиса - качество операций по обслуживанию контрагентов.

 

При оценке эффективности склада   необходимо «увязать» 3 основных критерия:

1. Экономический

2. Качественный

3. Количественный

   

и соблюсти баланс между:

уровнем издержек,

уровнем сервиса,

уровнем производительности

 

4. Можете ли Вы назвать основные факторы роста эффективности складской логистики в общей системе управления цепями поставок?


Николай Лобанов: Основным фактором роста эффективности в складской логистике является «технология», на основании которой   необходимо разработать оптимальную планировку и топологию склада,   а на основании технологии и топологии нужно позаботиться о техническом вооружении склада, коим является: стеллажное оборудование, ПТО (подъёмно-транспортное оборудование) и ИТ (информационные технологии).  


Технология работы склада для каждой компании неповторима   и должна разрабатываться под свои оптимизированные бизнес-процессы со своими КПЭ.

Технология – это ноу-хау компании, которое даёт ей конкурентное преимущество.


Копировать чужие технологии бессмысленно и вредно - это будет выглядеть как «костюм с чужого плеча».


Скрывать   свою технологию тоже смысла не имеет,   если кто скопирует, то сделает себе же хуже!


Современная логистика появилась в 1983 году после появления в широкой продаже ПК – персонального компьютера. Именно в 1983 году немцы придумали понятие «цепочка поставок», с целью автоматизации всех бизнес-процессов в товародвижении.


Поэтому логистика и ИТ неразрывно связаны между собой, а   автоматизация оптимизированных бизнес-процессов цепочки поставок даёт синергический эффект и является драйвером роста компании.

 

 

5. Можете ли Вы привести пример «идеального» предприятия с точки зрения эффективности управления складским звеном цепи поставок?


Николай Лобанов: Нет в мире совершенства!


Но я всё же считаю, что концепция работы китайской компании Алибаба является на сегодня лучшей! Бизнес Алибабы выстроен на логистической технологии и ИТ, а оборот уже около ВВП средней европейской страны!


У Алибабы есть склады?


Амазон и ОЗОН тихо «отдыхают» в сторонке!

дата: 25.04.2019 15:00:08    просмотров: 2371

рейтинг: 
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

70% — вне закона DHL Express повышает тарифы «Best practices» в WMS: миф или реальность «Таркетт» арендовала площадь в «ПНК-Толмачево» Белорусская железная дорога делится полномочиями с экспедиторами Технологии и ритейл Уйти с предельных глубин ФТС и 'Почта России' вводят новые пункты международного почтового обмена Центры электронного декларирования в ЦТУ Экономим бюджет на логистику