Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

ЛОГИСТИКА: РОДИЛАСЬ ДАВНО, А ВЫГЛЯДИТ МОЛОДО!

А. М. Сумец, зав. кафедры логистики
Харьковского гуманитарного университета
«Народная украинская академия»,
г. Харьков

ЛОГИСТИКА: РОДИЛАСЬ ДАВНО, А ВЫГЛЯДИТ МОЛОДО!



Лавинообразный поток издательской продукции совсем недавно начал аккумулировать в себе еще пока совсем «тощий» ручеек под названием «Логистика». Интерес к логистике не праздный. Он обусловлен многими причинами и факторами, среди которых очень трудно выделить главные. И все же перечислим наиболее важные. Это возрастающий в мире дефицит ресурсов; быстрое развитие методов управления материальными потоками; интенсивный рост затрат на доставку ресурсов и готовой продукции; поиск путей повышения эффективности производства; создание, хранение и распределение запасов; формирование и становление маркетинга как практической науки; массированное развитие и использование IT–технологий и производителями и потребителями; создание современных коммуникационных технологий, обеспечивающих быстрое прохождение материальных, финансовых и информационных потоков; развитие отраслей, занятых оказанием услуг; информатизацией практически всех сфер деятельности общества. Но, а главным является то, что логистика как сегодня, так и в будущем будет определяющим фактором в конкурентной борьбе между организациями, экономическими регионами и государствами за создание «стоимости». Успех в этой борьбе в первую очередь будет определяться уровнем компетенции в логистике. Сегодня мировая практика развития бизнеса и предпринимательства подтверждает, что логистика в значительной мере определяет конкурентную стойкость и отдельного государства, и отдельного региона, и отдельной организации.

Анализ научной литературы небезосновательно указывает на быстро развивающуюся инфраструктуру в сфере экономики и орга­низации производства, что, естественно, рождает и новое научное направление – в данный момент логистики. По этому поводу доктор технических наук, профессор А. А. Смехов (Логистика. –М.: Знание, 1990, с.3) отмечал: «Эта инфраструктура основывается на современных достижениях науки и техники и, в частности, той же кибернетики. Игнорировать процессы развития логистики было бы крайне неразумно. Тем более, что еще в Советском Союзе имелись некоторые удачные примеры логистических систем, хотя мы их в своей повседневной практике не относим к области логистики. Так что же такое логистика?»

Для ответа на поставленный вопрос, по-видимому, следует изучить гносеологические корни логистики.

По мнению подавляющего большинства ученых и исследователей термин «логистика» происходит от греческого, что означает искусство вычислять, рассуждать. Известно, что якобы в Древней Греции на службе находилось десять логистов, занимающихся государственными вычислениями (расчетами). В период существования Римской империи на государственной службе у римлян также были служители, которые носили титул «логисты», основной функцией которых было распределение продуктов питания.

Однако гносеология (от греческого познание или теория познания) логистики уходит глубоко корнями в историю. Последние археологические исследования зарубежных ученных однозначно подтверждают это. И вот один из многих, заслуживающий внимания показательный факт. В 1928 году плуг сирийского землепашца наткнулся на камень, под которым оказался склеп с древней керамикой. Вряд ли тот землепашец осознавал ценность своего открытия. Узнав о случайной находке, на то место в следующем году приехали французские археологи. Вскоре была найдена надпись, позволившая археологам определить, руины какого города появляются из-под земли. Это был Угарит, один их важнейших в XIV веке до н. э. древних городов Ближнего Востока.

Процветание Угарита было связано не только с его удачным географическим расположением, но и с развитием науки. Об этом свидетельствуют найденные среди руин Угарита тысячи глиняных табличек. В их числе хозяйственные, дипломатические, юридические и экономические документы, записанные на восьми языках с использованием пяти видов письма. Современная расшифровка, в частности, экономических документов ясно свидетельствует о существовании еще в то далекое время логистики, которая понималась тогда как наука о перемещении товаров как внутри города, так и между городами сопредельных государств. На многих глиняных табличках были изображены схемы путей доставки товаров морскими путями и через пустыню. Указаны время прибытия судов с товаром в порт Угарита и время отправки его караванами в города сопредельных государств.

Однако в подавляющем большинстве научных статей, учебных пособий и учебников появление и развитие логистики рассматривается в историческом ракурсе как составная часть военного искусства, а точнее, как военная наука. Рассмотрим коротко основные вехи становления логистики как военной науки.

Сегодня в исторических опусах очень много описано о Византии. Тщательное изучение этих материалов заставляет обратить внимание на время правления императора Льва VI, приходящееся на 866 – 912 гг. н. э. Указанный период развития Византии известен, в частности, сильной армией и расцветом военного искусства. Военные победы императора Льва VI связывают с умелым перемещением и материально-техническим снабжением войск, которые осуществлялись на основе использования правил и принципов логистики.

Из истории всем известна освободительная война (с 1775 по 1783 гг.) тринадцати английских колоний, в ходе которой было создано независимое государство США. Здесь в плане изучения генезиса логистики познавателен следующий факт. В разгар войны в составе британской армии на американском континенте действовало свыше 11 900 боевых отрядов. Естественно то, что эти отряды находились в подчинении британского правительства, а это значит, что продовольствие, обмундирование, боеприпасы доставлялись непосредственно из Англии. Ход войны, по крайней мере, в период первых шести лет, показал на совершенно плохое материально-техническое обеспечение английских войск. Сегодня военные аналитики указывают на основную причину поражения Англии в этой войне – это незнание военоначальниками принципов логистики, то есть неудовлетворительная организация снабжения войск, как продовольствием, так и военной амуницией. Другими словами, на уровне правительства Англии в обеспечении своих войск в период проведения военной кампании логистика практически не работала.

Конечно, военное руководство армий различных стран к логистике относилось по-разному: одни ее не принимали и считали, что эффективность ведения боевых операций зависит от таланта полководца, другие видели в логистике рациональное зерно совершенствования военного искусства. Так, к примеру, в конце ХVII века в французской армии была организована новая структура штаба, которая включала должность «старшего маршала по логистике». Старший маршал по логистике отвечал за снабжение, транс­портировку, выбор лагеря на местности и корректировку совершения марша.

Военный теоретик ХIХ века А. Г. Джомини (1779-1869 гг.) выделил именно логистику как один из основных инструментов успеха ведения боевых действий войск. В своих фундаментальных работах он определил логистику как «практическое искусство движения войсками».

Изучив огромный боевой опыт проведения боевых операций, Джомини утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и довольно-таки широкий круг вопросов, отвечающих за планирование, управление, снабжение и определение мест дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и прочее.

Середина ХIХ – начало ХХ века ознаменованы окончанием формирования и становлением логистики как военной науки. Она использовалась при ведении военных кампаний многими выдающимися военоначальниками и полководцами. Логистика покорила умы многих командиров различных уровней. Так, к примеру, всем кадровым военным известно отношение к логистике Михаила Васильевича Фрунзе, который очень четко понимал жесткую зависимость между своевременным и качественным снабжением армии и ее высокой боевой готовностью. Он утверждал, что «без самой тщательной, основанной на точных математических расчетах, организации тыла, без нала­живания правильного питания фронта всем тем, что ему необходимо для ведения военных операций, без самого точного учета перевозок, обеспечивающих тыловое снабжение … немыслимо никакое сколько-нибудь правильное, разумное ведение больших военных операций».

Особенно бурное практическое развитие логистика получила во время второй мировой войны. Следует указать, что здесь сильно преуспела американская армия. Благодаря четкому взаимодействию военно-промышленного комплекса (ВПК), транспортной системы и баз снабжения удалось организовать устойчивое снабжение американских войск оружием и военной амуницией. Успешному решению этой сложной задачи способствовало применение прогрессивных контейнерных и пакетных перевозок, которые оказали ощутимую пользу американским войскам и в период Вьетнамской войны. Нельзя не отметить также того, что и сам ВПК Америки высокой эффективностью функционирования был обязан также применению в производстве боевой техники принципов логистики. Так, например, спроектированная Чарльзом Соренсоном конвейерная линия по производству самолетов-бомбардировщиков В-24 «Liberator», позволяла выпускать один объект в час благодаря использованию методов логистики по управлению запасами, сырьем, комплектующими.

Что касается использования логистики в управлении войсками и их материально-техническом обеспечении во время ВОВ, вьетнамо-американской и советско-афганской войн и прочих, то здесь можно приводить огромное количество примеров. Однако это не сможет дать ответ на вопрос: «А что же лежит в основе логистики и благодаря чему она может так эффективно решать задачи как управленческого характера так и задачи планирования, распределения, обеспечения?» А ответ довольно прост – математика.

Математика относится к древним наукам. Благодаря ей сегодня в современной форме существует, развивается и логистика. Конечно же математики не той, где нужно доказывать громоздкие неравенства с двухслойными знаками модулей, парой тригонометрических функций и логарифмом по основанию три «пи» (такие задачи накоплены за несколько веков преподавателями математики для экзаменов и других применений практически не имеют), а математики другой, которая, в частности, занимается вопросами практическими. Эта математика по методам разделяется на две части: одна исследует вероятные события, другая – оперирует определенными величинами, к примеру, задача оптимальной доставки товаров. А для того, чтобы доставить товар just in time (точно во время), нужно уметь выбирать пути для транспортных средств, размещать склады, удобно располагать товары на складе и многое другое.

Однако справедливости ради следует отметить, что основой логистики служит не только математика в «чистом виде», занимающаяся вопросами вроде перечисленных выше. Здесь следует указать и на математическую логику.

Истории известны имена многих ученных, уделивших достаточно много внимания развитию математической логики, которая сегодня является базой логистики. Это американский математик и логик Гаррет Биркгоф (род. 10. 01. 1911 г.), английский математик и логик Джон Блиссард (1803 – 1875 гг.), чешский математик, философ и логик Бернард Больцано (1781 – 1848), шотландский математик и логик Огастес (Августус) Морган (1806-1871 гг.).

Основоположником математической логики считают английского математика Джорджа Буля (1815 – 1864 гг.). Он впервые предпринял попытку построить формальную логику в виде некоторого «исчисления», «алгебры». Логические идеи и исчисления Буля в последующие годы получили дальнейшее развитие и находят сейчас широкое применение в приложениях математической логики к технике, экономике.

Логики дали миру интереснейшие задачи-головоломки, развивающие логическое мышление, которое так необходимо современному логистику. Это, например, известная из известных задача о мешках с золотом. Приведем ее формулировку.

Пусть имеется 10 мешков с золотом. В каждом мешке находится по 500 монет. Один из мешков целиком наполнен фальшивыми монетами, но какой именно – неизвестно. Известен лишь вес настоящей монеты, и, кроме того, установлено, что каждая фальшивая монета на один грамм легче настоящей золотой. По внешнему виду золотые и фальшивые монеты одинаковы. Мешки с золотом можно взвешивать на любых весах - пружинных, электронных и др.

Какое минимальное число взвешиваний необходимо произвести, чтобы отыскать мешок, целиком наполненный фальшивыми монетами?

Решение данной задачи очень интересно и просто, если человек обладает логическим мышлением. Для нетерпеливых можно указать ответ: для определения фальшивого мешка с золотом достаточно одного взвешивания на любых весах.

Математики–логики по сути сформулировали и первую транспортную задачу в виде головоломки для людей, желающих проверить свои интеллектуальные способности.

По-видимому прав был в свое время известный немецкий математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1712 гг.), назвав логистику довольно известным сегодня термином - математической логикой, который был официально закреплен на мировом уровне намного позже. Это произошло на философской конференции в Женеве, состоявшейся в 1904 году.

Выше приведенные исторические данные позволяют выделить направленность развития логистики как науки. Таких, достаточно устойчиво сформировавшихся направлений развития логистики, три:

– хозяйственное или экономическое, связанное с управлением деятельностью в различных сферах жизнедеятельности социально-экономической системы;

– военное, направленное на управление и материально-техническое обеспечение войск;

– математическое, связанное с формированием умений логически получать решения любых проблем на основе использования правил, принципов, гипотез, законов математики.

Конец ХIХ – начало ХХ века ознаменованы тем, что накопленный теоретический и практический опыт логистики в военном деле постепенно находил применение во всех отраслях экономики, изучая и трансформируя процессы и операции, связанные с пространственно-временным перемещением ресурсов, а точнее товарно-материальных ресурсов. Активизация развития логистики в начале ХХ века очевидно связана с цепью последовательно разразившихся мировых экономических кризисов 1900-1903гг., 1907 г., 1920 г. К этому периоду относится появление первых логистических сообществ, в частности Национальной ассоциации проблем управления запасами. Она была основана в 1915 году в США (в дальнейшем, а именно в 1967 г. ассоциация была преобразована в Национальную ассоциацию агентов снабжения).

Новая волна экономических кризисов 1929-1933 гг., 1937-1939 гг., 1948-1949 гг., 1953-1954 гг., 1957-1958 гг. и особенно кризис 1973-1975гг., который охватил все капиталистические страны и отличался высоким уровнем инфляции и безработицы, переплетением его с глубокими структурными кризисами, поразившими важнейшие сферы производства – энергетику, сырьевые отрасли, включая и сельское хозяйство, а также валютную систему, потребовали от правительств государств Западной Европы и США разработки срочных мер по стабилизации экономики. Ученные и специалисты вынуждены были искать ту спасительную соломинку, которая поможет не утонуть в «океане кризисов». Такой соломинкой оказалась логистика, поскольку во второй половине ХХ века она уже формализовалась в одну из эффективных форм интеграции снабжения, производства, транспорта, распределения рынка с широким привлечением современной вычислительной техники. Начало второй половины ХХ века ознаменовано созданием в США Национального Совета по менеджменту физического распределения, который немногим позже был преобразован в Совет логистического менеджмента. Особенно активно процесс логистизации в экономической сфере начался в 90-х гг. ХХ века. Начинают ежегодно проводиться международные симпозиумы, конференции и конгрессы, на которых обсуждаются научные и практические проблемы логистики. Так, к примеру, известны наиболее представительный форум по логистике, состоявшийся в октябре 1989 года в Париже; семинар по логистике, проведенный в Москве также в октябре этого же года. Примечательно, что в ходе семинара советские ученные вышли с инициативой организовать в СССР ассоциацию специалистов–логистиков.

Ученые и специалисты США, Европы и Азии постепенно расширяли сферу влияния логистики на все отрасли экономики. В Швейцарии был создан Европейский центр по логистике. В ряде городов Западной Европы организованы научные и учебные центры по подготовке специалистов, владеющих правилами и принципами логистики. Транснациональные компании, крупные фирмы создают специальные службы и отделы логистики. В США подавляющее большинство фирм и компаний в своей производственной и коммерческой деятельности используют принципы логистики.

Восточная Европа сегодня также может быть отнесена к континентам, где логистизация экономических процессов становится важнейшим аспектом создания устойчивого положения на рынке. Здесь проблемы логистики решаются на государственном уровне. Так, к примеру, в бывшей ГДР в конце 80-х годов была разработана и внедрена логистическая система единого комплексного управления транспортом страны (ЛСЕКУТ), в основе которой лежала комплексная оптимизация грузовых перевозок. Она включала в себя интенсификацию производства и транспорта в единой цепи от производства до потребления, оптимизацию взаимосвязей между производством и транспортом с уменьшением транспортных потребностей предприятий и соответствующим снижением расходов на перевозку продукции, оптимизацию самих транспортных процессов на основе совершенствования методов планирования и управления транспортом, внедрение достижений научно-технического прогресса. Оптимизация данных процессов происходила с тесной увязкой друг с другом отраслевых и территориальных мероприятий. Весьма поучительным примером здесь является и то, что для обеспечения высокой эффективности функционирования ЛСЕКУТ студенты управленческих специальностей Высшей школы транспорта (г. Дрезден) в обязательном порядке изучают в течение трех лет курс логистики.

В Венгрии в Будапештском техническом университете многие годы проводились исследования по формированию логистических систем, в большей степени связанных с производством. Так, к примеру, в научно-исследовательском институте общественного транспорта под руководством Георгия Тремко в 80-х годах была разработана логистическая система производства запасных частей к машинам различного наименования и предназначения на государственном уровне.

Полезно вспомнить и современные логистические системы, разработанные в США и Японии, которые получили широкое распространение в Западной и Восточной Европе. Это: Materials Requirements Planning (MRP) – планирование потребности в материалах, деталях и узлах; Distribution Requirements Planning (DRP) – планирование распределения ресурсов; Optimized Production Technologies (OPT) – оптимизированные производственные технологии, разработанную специалистами США и Израиля; Just-in-time (JIT) – точно вовремя; Kanban – канбан.

Нельзя не отметить и тот факт, что в бывшем СССР также развивалась и использовалась логистика, правда ее называли рохрематикой ([rhochrematics] – изучение процессов движения материалов от первичного источника к конечному потребителю). Это, иначе, наука об управлении материальными потоками с помощью экономико-математического моделирования. Ее цель состоит в том, чтобы сократить общее время прохождения материального потока (цикл) и общие затраты на перемещение, хранение, упаковку, распределение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.

В эпоху развитого социализма в Советском Союзе разрабатывались и внедрялись логистические системы, правда, лишь на микроуровнях. Так, известны созданные транспортные производственные логистические системы, основными элементами которых являлись производители, потребители, транспорт. В научно-исследовательском институте автомобильного транспорта выполнялись исследования по оперативному планированию перевозок на автомобильном транспорте, учитывающие доставку грузов в срок и сокращение запасов у клиентов. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта разработана межотраслевая система «Ритм», которая внедрялась на Южной и Юго-Восточной железных дорогах. Ее основное предназначение – исключение создания у потребителей больших запасов сырья и топлива.

Известна система оперативного планирования производства, которая применялась на некоторых машиностроительных и авторемонтных предприятиях бывшего Советского Союза. И далее можно было бы значительно умножить число аналогичных примеров. Однако в этом нет большого смысла – в специализированной литературы это уже описано.

P. S. Сегодня все больше и больше в специальной литературе встречаются высказывания отечественных и зарубежных авторов, что человек – существо внеземное! И достаточно убедительно доказывается это.

Автор по некоторым моментам сходен с точкой зрения ученых на предмет внеземного происхождения человека. А раз это так, то точка зрения автора на точную дату рождения логистика такова: ЛОГИСТИКА родилась давно, но не на планете ЗЕМЛЯ. Как и человек эта наука пришла на ЗЕМЛЮ с космоса…!

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/54461/
https://ekspertov.ru/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 3083

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии