Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

За груз отвечает водитель? Виктор Барановский

За груз отвечает водитель?


Виктор Барановский


 Уверен – значительная часть читателей не согласится с моим мнением. В то же время – многие удивятся, стоило ли тратить время на написание (и прочтение) этой статьи – поскольку упоминаются очевидные для них вещи.

Я хотел бы высказать несколько комментариев относительно тривиального довода – «в процессе перевозки водитель несет ответственность за груз». Эта фраза присутствует (или должна присутствовать) во всех договорах на оказание услуг по перевозке. И ни одна фраза не испытывает столь широкого трактования…

В эпоху «исторического материализма» в обязанности водителя входило управление транпортным средством в процессе перемещения из пункта А в пункт Б. Рядом с ним в кабине находился его коллега – экспедитор. В его обязанности входили прием груза у грузоотправителя и сдача грузополучателю. Времени у всех было достаточно, никто никуда не торопился и каждый занимался своим делом.

Времена меняются и мы меняемся вместе с ними. Процесс расширения товарного ассортимента и борьбы за сокращение времени перевозки сопровождался сокращением армии экспедиторов. Появление (или широкое распространение, не важно) стретч-пленки существенно затруднило прием-сдачу груза согласно накладной. Пересчитать все упаковки и проверить их целостность без распаллетизации – невозможно. Время приема – сдачи груза – ограничено. Водитель и экспедитор – слились в некий «двуединый» организм по имени «водитель – экспедитор». В смысле – может расписаться в приеме груза, а там посмотрим – может, все и обойдется при сдаче груза грузополучателю.

Но по крайней мере водитель мог присутствовать при погрузке. На рампе происходил «логистический контакт» - в смысле, водитель общался с грузчиком или кладовщиком. А сейчас растет количество складов, на котором старомодная рампа заменена красивым рядом открывающихся прямо в склад ворот с выравнивающими платформами и герметизаторами проема. Водителя на склад – могут и не пустить. Машину после погрузки – пломбируют (иногда – свинцовой пломбой, а по оттиску пломбы изготовить клише – вопрос одного дня).

В общем, проходящие изменения сильно отразились на процессах погрузки – выгрузки и приема – сдачи груза. С точки зрения теории эволюции – изменения в окружающей среде должны вызвать изменения, направленные на приспособление к новым условиям, иначе – вымирание вида… Причем судьбу динозавра компания может и не разделит, (компании не столько вымирают, сколько их «едят»), но «должностное лицо», которое эти изменения не принимает – точно отправится «тропой динозавра».

Предлагаю более внимательно посмотреть на то, как сегодня должен происходить «логистический контакт» в цепочке поставок между транспортным звеном (водитель – экспедитор) и складом (сотрудник склада, ответственный за погрузку или выгрузку). И разделить ответственность за сохранность груза пропорционально вкладу и возможности влиять на ситуацию.


Прием – сдача груза.

Прием по каждому наименованию с проверкой количества согласно накладной – зачастую нереально:

- требует очень большого времени;

- усложняет формирование грузовых единиц;

- требует от водителя знания товарной номенклатуры, включая особенности типа применяемой размерности (килограммы или центнеры? штуки или ящики?);

- не решает проблему «внутритарной недостачи»;

Конечно, перевозчик может согласиться на такие условия. Но его риск будет заложен в цене фрахта. Водитель – распишется за груз, но если при приеме будет недостача – пожмет плечами…


Другое дело – организовать прием – передачу груза по количеству должным образом упакованных и промаркированных мест груза. Тогда задача водителя сводится к приему от грузоотправителя и передаче грузополучателю указанного в ТТН или карте загрузки количества неповрежденных мест с ненарушенной упаковкой и маркировкой. Данную работу – грузоотправитель обязан провести и создать водителю условия для проверки загруженных мест.

При этом – грузоотправителю следует составить правила упаковки и маркировки груза, и передать эти правила грузополучателю.


Размещение и закрепление грузов в кузове автомобиля.

Либо водитель участвует в этом процессе – проверяет размещение и крепление грузовых единиц в кузове, при этом несет ответственность за повреждения при транспортировке, либо на Вашем складе должна действовать «система качества», предусматривающая, что груз будет размещен и закреплен в кузове максимально надежно (могу похвастаться – однажды загруженная моими подчиненными машина остановилась на обочине, но водитель не учел крутизну обочины и автомобиль плавно (!) лег на борт. После подъема автомобиля – мы обнаружили, что повреждения продукции практически отсутствуют, при этом упаковка была самая простая, картонные ящики в стретч-пленке. Правда, заслуга не только работников склада - водитель принимал участие в размещении груза в кузове – контролировал процесс и выдвигал свои требования, которые были обязательны к выполнению.).


Кстати, «система качества» - не так сложно. Назначение ответственного за погрузку, размещение и крепление груза, и выполнение составленных инструкций, искать которые в интернете долго не придется. Кстати, рекомендую за основу взять «Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства». Кто получал грузы от европейских грузоотправителей (особенно от логистических операторов) – надеюсь, подтвердит мое мнение, что если повреждения груза при транспортировке и происходят (весьма редко), грузоотправитель в большинстве случаев согласен, что это произошло по вине его персонала, нарушившего технологию погрузки.

Для надежного закрепления груза в кузове автомобиля сейчас доступны разнообразные технологии, от простых стропальных ремней до специальных ударопоглащающих упаковочных материалов, в том числе – и воздушных мешков.

Естественно, мы подразумеваем, что при заказе автомобиля учтены особенности перевозимого груза, и перевозчик ознакомлен с требованиями, которые выдвинуты к транспортному средству. А всегда ли это происходит? Насколько корректно выдвигать претензии к перевозчику, если при фрахте автомобиля он не поставлен в известность о данных требованиях?

Если грузоотправитель качественно разместил и закрепил груз в кузове автомобиля – вероятность повреждения груза минимальна. Для контроля действий водителя – можно применить специальные индикаторные пломбы, которые подтвердят, происходили ли в процессе перевозки толчки, превышающие заданное значение.


Пломбирование автомашины.
 

Номерные пломбы (степень их стойкости определяйте на свое усмотрение – выбор огромный, от пластикового «головастика» до стального «гвоздя» со стержнем из цементированной стали толщиной 8-10 мм) и проверка кузова автомобиля на наличие «потайных дверок». На мой взгляд, проблема «потайных дверей», особенно легендарных люков в полу преувеличена – ну как можно открыть потайную дверь в полу, если на ней стоит полутонный паллет груза? Да и не станет нормальный перевозчик, имеющий долгосрочный контракт и репутацию на рынке, идти на столь явный и «тяжелый» криминал. Проверить кузов – считаю несложным, лично у меня были трудности только с рваным пломбирующим тросом на старых тентах.



С моей точки зрения, правильное пломбирование автомобиля (естественно, задача - устранить возможность несанкционированного доступа к грузу) обеспечивает устранение «транспортного звена» из возможных источников пропажи части груза. Соответственно, водитель максимально заинтересован в качественном пломбировании.


В заключение.

Считаю, что процесс приема-передачи груза через пересчет количества грузовых (транпортных) единиц, упакованных должным образом, размещение и закрепление грузов по составленной процедуре, и пломбирование автомобиля номерной пломбой – несложный и легко выполнимый процесс, который минимизирует риск повреждения или потери груза. Данную работу – обязан проделать грузоотправитель.

Пренебрежение этими действиями, приведшее к повреждению груза при транспортировке или недопоставке – не может послужить поводом к перекладыванию всей ответственности за груз на водителя. А достаточно формальная передача груза на ответственность перевозчика «согласно накладной», в условиях, не позволяющих водителю (даже если он вдруг захочет проверить весь перевозимый товар – правда, я таких случаев не знаю) убедиться в наличии всех указанных в накладной товаров – скорее служит маскировкой беспорядка, творящегося на складе грузоотправителя.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55429/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2004

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Компания "Колесный ряд" начинает "горячий сезон" на новом складе: 13500 квадратных метров под управлением "1С-Логистика:Управление складом 3.0" Мифы о мотивации Не вписались в перемены ОАО "РЖД" утвердило Концепцию комплексного развития контейнерного бизнеса Основные экономические законы Подведены итоги II практической конференции "Управление современным складом" Проводится эксперимент по перемещению транзитных грузов поездом «Викинг» под контролем GPS-GSM навигации Решить любой ценой Создание ТЛТ Таможенников пугнули - это к выборам