За груз отвечает водитель? Виктор Барановский За груз отвечает водитель? Логистическая мастерская Уверен – значительная часть читателей не согласится с моим мнением. В то же время – многие удивятся, стоило ли тратить время на написание (и прочтение) этой статьи – поскольку упоминаются очевидные для них вещи. Я хотел бы высказать несколько комментариев относительно тривиального довода – «в процессе перевозки водитель несет ответственность за груз». Эта фраза присутствует (или должна присутствовать) во всех договорах на оказание услуг по перевозке. И ни одна фраза не испытывает столь широкого трактования… За груз отвечает водитель? Виктор Барановский Уверен – значительная часть читателей не согласится с моим мнением. В то же время – многие удивятся, стоило ли тратить время на написание (и прочтение) этой статьи – поскольку упоминаются очевидные для них вещи. Я хотел бы высказать несколько комментариев относительно тривиального довода – «в процессе перевозки водитель несет ответственность за груз». Эта фраза присутствует (или должна присутствовать) во всех договорах на оказание услуг по перевозке. И ни одна фраза не испытывает столь широкого трактования… В эпоху «исторического материализма» в обязанности водителя входило управление транпортным средством в процессе перемещения из пункта А в пункт Б. Рядом с ним в кабине находился его коллега – экспедитор. В его обязанности входили прием груза у грузоотправителя и сдача грузополучателю. Времени у всех было достаточно, никто никуда не торопился и каждый занимался своим делом. Времена меняются и мы меняемся вместе с ними. Процесс расширения товарного ассортимента и борьбы за сокращение времени перевозки сопровождался сокращением армии экспедиторов. Появление (или широкое распространение, не важно) стретч-пленки существенно затруднило прием-сдачу груза согласно накладной. Пересчитать все упаковки и проверить их целостность без распаллетизации – невозможно. Время приема – сдачи груза – ограничено. Водитель и экспедитор – слились в некий «двуединый» организм по имени «водитель – экспедитор». В смысле – может расписаться в приеме груза, а там посмотрим – может, все и обойдется при сдаче груза грузополучателю. Но по крайней мере водитель мог присутствовать при погрузке. На рампе происходил «логистический контакт» - в смысле, водитель общался с грузчиком или кладовщиком. А сейчас растет количество складов, на котором старомодная рампа заменена красивым рядом открывающихся прямо в склад ворот с выравнивающими платформами и герметизаторами проема. Водителя на склад – могут и не пустить. Машину после погрузки – пломбируют (иногда – свинцовой пломбой, а по оттиску пломбы изготовить клише – вопрос одного дня). В общем, проходящие изменения сильно отразились на процессах погрузки – выгрузки и приема – сдачи груза. С точки зрения теории эволюции – изменения в окружающей среде должны вызвать изменения, направленные на приспособление к новым условиям, иначе – вымирание вида… Причем судьбу динозавра компания может и не разделит, (компании не столько вымирают, сколько их «едят»), но «должностное лицо», которое эти изменения не принимает – точно отправится «тропой динозавра». Предлагаю более внимательно посмотреть на то, как сегодня должен происходить «логистический контакт» в цепочке поставок между транспортным звеном (водитель – экспедитор) и складом (сотрудник склада, ответственный за погрузку или выгрузку). И разделить ответственность за сохранность груза пропорционально вкладу и возможности влиять на ситуацию. Прием – сдача груза. Прием по каждому наименованию с проверкой количества согласно накладной – зачастую нереально: - требует очень большого времени; - усложняет формирование грузовых единиц; - требует от водителя знания товарной номенклатуры, включая особенности типа применяемой размерности (килограммы или центнеры? штуки или ящики?); - не решает проблему «внутритарной недостачи»; Конечно, перевозчик может согласиться на такие условия. Но его риск будет заложен в цене фрахта. Водитель – распишется за груз, но если при приеме будет недостача – пожмет плечами… Другое дело – организовать прием – передачу груза по количеству должным образом упакованных и промаркированных мест груза. Тогда задача водителя сводится к приему от грузоотправителя и передаче грузополучателю указанного в ТТН или карте загрузки количества неповрежденных мест с ненарушенной упаковкой и маркировкой. Данную работу – грузоотправитель обязан провести и создать водителю условия для проверки загруженных мест. При этом – грузоотправителю следует составить правила упаковки и маркировки груза, и передать эти правила грузополучателю. Размещение и закрепление грузов в кузове автомобиля. Либо водитель участвует в этом процессе – проверяет размещение и крепление грузовых единиц в кузове, при этом несет ответственность за повреждения при транспортировке, либо на Вашем складе должна действовать «система качества», предусматривающая, что груз будет размещен и закреплен в кузове максимально надежно (могу похвастаться – однажды загруженная моими подчиненными машина остановилась на обочине, но водитель не учел крутизну обочины и автомобиль плавно (!) лег на борт. После подъема автомобиля – мы обнаружили, что повреждения продукции практически отсутствуют, при этом упаковка была самая простая, картонные ящики в стретч-пленке. Правда, заслуга не только работников склада - водитель принимал участие в размещении груза в кузове – контролировал процесс и выдвигал свои требования, которые были обязательны к выполнению.). Кстати, «система качества» - не так сложно. Назначение ответственного за погрузку, размещение и крепление груза, и выполнение составленных инструкций, искать которые в интернете долго не придется. Кстати, рекомендую за основу взять «Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства». Кто получал грузы от европейских грузоотправителей (особенно от логистических операторов) – надеюсь, подтвердит мое мнение, что если повреждения груза при транспортировке и происходят (весьма редко), грузоотправитель в большинстве случаев согласен, что это произошло по вине его персонала, нарушившего технологию погрузки. Для надежного закрепления груза в кузове автомобиля сейчас доступны разнообразные технологии, от простых стропальных ремней до специальных ударопоглащающих упаковочных материалов, в том числе – и воздушных мешков. Естественно, мы подразумеваем, что при заказе автомобиля учтены особенности перевозимого груза, и перевозчик ознакомлен с требованиями, которые выдвинуты к транспортному средству. А всегда ли это происходит? Насколько корректно выдвигать претензии к перевозчику, если при фрахте автомобиля он не поставлен в известность о данных требованиях? Если грузоотправитель качественно разместил и закрепил груз в кузове автомобиля – вероятность повреждения груза минимальна. Для контроля действий водителя – можно применить специальные индикаторные пломбы, которые подтвердят, происходили ли в процессе перевозки толчки, превышающие заданное значение. Пломбирование автомашины. Номерные пломбы (степень их стойкости определяйте на свое усмотрение – выбор огромный, от пластикового «головастика» до стального «гвоздя» со стержнем из цементированной стали толщиной 8-10 мм) и проверка кузова автомобиля на наличие «потайных дверок». На мой взгляд, проблема «потайных дверей», особенно легендарных люков в полу преувеличена – ну как можно открыть потайную дверь в полу, если на ней стоит полутонный паллет груза? Да и не станет нормальный перевозчик, имеющий долгосрочный контракт и репутацию на рынке, идти на столь явный и «тяжелый» криминал. Проверить кузов – считаю несложным, лично у меня были трудности только с рваным пломбирующим тросом на старых тентах. С моей точки зрения, правильное пломбирование автомобиля (естественно, задача - устранить возможность несанкционированного доступа к грузу) обеспечивает устранение «транспортного звена» из возможных источников пропажи части груза. Соответственно, водитель максимально заинтересован в качественном пломбировании. В заключение. Считаю, что процесс приема-передачи груза через пересчет количества грузовых (транпортных) единиц, упакованных должным образом, размещение и закрепление грузов по составленной процедуре, и пломбирование автомобиля номерной пломбой – несложный и легко выполнимый процесс, который минимизирует риск повреждения или потери груза. Данную работу – обязан проделать грузоотправитель. Пренебрежение этими действиями, приведшее к повреждению груза при транспортировке или недопоставке – не может послужить поводом к перекладыванию всей ответственности за груз на водителя. А достаточно формальная передача груза на ответственность перевозчика «согласно накладной», в условиях, не позволяющих водителю (даже если он вдруг захочет проверить весь перевозимый товар – правда, я таких случаев не знаю) убедиться в наличии всех указанных в накладной товаров – скорее служит маскировкой беспорядка, творящегося на складе грузоотправителя. https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55429/ Возврат к списку
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию