Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Диспетчерская система оперативного управления перевозками

Диспетчерская система оперативного управления перевозками



Место диспетчерского руководства в системе управления перевозками. Управление в широком смысле представляет собой целенаправленное воздействие на любой объект или процесс, в результате которого происходит как качественное, так и количественное изменение переменных, определяющих состояние объекта или процесса, и достигаются определенные цели.

 

Основными функциями управления являются: планирование, оперативное управление, учет и контроль.

Оперативное управление — одна из основных функций управления производством — заключается в разработке оперативных планов и организации контроля и регулирования их выполнения. Составная часть его — диспетчерское руководство, систематический учет и контроль за ходом выполнения оперативных планов и регулирование хода производства.


Диспетчерская система позволяет сосредоточить оперативное руководство работой любого объекта в руках одного командира, который, располагая совершенными средствами связи и пользуясь систематически поступающими сведениями о ходе производственного процесса на всех участках, может своевременно, с полным знанием обстановки, принимать меры для обеспечения четкого хода производственного процесса. Такие качества делают диспетчерскую систему особенно ценной для управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, в осуществлении которого участвуют многочисленные территориально разобщенные производственные подразделения, а в движении находятся одновременно тысячи поездов.


Система управления перевозочным процессом на железных дорогах страны включает в себя: планирование перевозок и техническое нормирование; график движения и план формирования поездов; оперативное планирование поездной и грузовой работы; оперативное регулирование и диспетчерское руководство.

К оперативному управлению перевозками относятся оперативное планирование эксплуатационной работы, регулирование погрузки и выгрузки, движения поездов, парков вагонов и локомотивов, вагонопотоков и технических средств и диспетчерское руководство. Задача оперативного управления — обеспечить в конкретных условиях на каждом участке сети бесперебойное выполнение государственного плана перевозок и наилучшее использование технических средств. Оно объединяет воедино все звенья транспортного конвейера и обеспечивает его эффективную и бесперебойную работу.


Диспетчерское руководство заключается в непрерывном контроле за выполнением оперативных планов эксплуатационной работы, разработке и реализации регулировочных мер для бесперебойного продвижения поездов по участкам и станциям. Диспетчерское руководство осуществляется во всех звеньях оперативного управления перевозками — от станция и участка до Министерства путей сообщения. При этом специальный работник единолично управляет всей эксплуатационной работой на определенном полигоне сети. Все оперативные распоряжения руководства МПС, дорог, служб перевозок и отделений дорог, касающиеся организации поездной и грузовой работы, передаются на линию и дежурным работникам диспетчерского аппарата только через руководителей диспетчерских смен дорог и отделений.



Структура диспетчерской системы.

 

Оперативное управление перевозочным процессом на железных дорогах страны осуществляется диспетчерским аппаратом четырех уровней: на станциях, в отделениях дорог, управлениях дорог и Министерстве путей сообщения.

Для осуществления оперативного диспетчерского управления железнодорожная сеть разбита на сетевые направления; дороги — на дорожные диспетчерские круги; отделения дорог — на диспетчерские круги (участки и узлы); крупные станции — на сортировочные системы и парки.

Такая структура построения диспетчерского аппарата, осуществляющего оперативное управление эксплуатационной деятельностью железных дорог, отделений и станций, обеспечивает непрерывный контроль за ходом перевозочного процесса на всем протяжении железнодорожной сети; непрерывную информацию вышестоящих подразделений о работе низовых подразделений и доведение до исполнителей оперативных указаний руководителей всех уровней. Это позволяет оперативно принимать необходимые меры для обеспечения выполнения государственного плана перевозок, предотвращения возможных затруднений и оказания помощи тем участкам сети, на которых возникли трудности.

На станциях оперативное руководство маневровой работой и всеми операциями с поездами и вагонами в смену осуществляют маневровые (или станционные) диспетчеры (ДСЦ), а Там, где таких работников нет, — дежурные по станциям (ДСП). Каждая станция подчиняется только одному поездному диспетчеру. В локомотивных депо, на пунктах технического обслуживания, в энергоучастках, дистанциях пути и в других линейных предприятиях диспетчерские функции по вопросам, связанным с движением поездов, осуществляют соответствующие сменные дежурные или диспетчеры.

В отделениях дорог оперативное управление движением осуществляет диспетчерский аппарат отдела перевозок. Его возглавляет старший диспетчер отделения (ДНЦС), имеющий двух-трех зам\'естителей, в том числе по организации работы локомотивов и локомотивных бригад. Диспетчерские смены возглавляют сменные дежурные по отделению (ДНЦО). В состав смен входят поездные, участковые и узловые диспетчеры (ДНЦ) — по числу диспетчерских кругов на отделении дороги (как правило, таких кругов не более пяти—семи), локомотивные и энергодиспетчеры (последние лишь на отделениях с электрической тягой). На некоторых отделениях с большим объемом погрузки и выгрузки в состав смен входят также диспетчеры-вагонораспределители (ДНЦВ).

В службах перевозок дорог управляет эксплуатационной работой диспетчерский аппарат оперативно-распорядительного отдела. Его возглавляет начальник отдела (ДГ) и его сменные заместители (в отделе может быть и несменный заместитель), которые руководят сменами дорожных диспетчеров (ДГП) — дежурных помощников начальника оперативно-распорядительного отдела. Обычно в смену дежурят сменный заместитель (или старший помощник — ДГПС) начальника отдела, 3—4 дорожных диспетчера (по числу дорожных диспетчерских кругов), дорожный локомотивный диспетчер. Каждый дорожный диспетчер отвечает за оперативную работу определенной группы отделений дороги. Круг деятельности ДГП определяется в зависимости от размеров и сложности работы и в средних условиях обычно включает 2—3 отделения. Целесообразно, чтобы границы дорожных диспетчерских кругов совпадали с границами участков обращения локомотивов, а каждым отделением дороги руководил один дорожный диспетчер. На ряде дорог введены должности дорожных диспетчеров по организации местной работы, по наливу нефтепродуктов, по перевозкам зерна и т. п.

В Главном управлении перевозок МПС оперативное руководство и контроль за эксплуатационной деятельностью железных дорог осуществляет оперативно-распорядительный отдел, концентрируя внимание на работе основных сетевых направлений. Таких направлений на сети выделено десять. Начальник отдела обладает правами заместителя начальника Главного управления перевозок и имеет трех заместителей: по планированию, оперативной работе и по общим вопросам. Заместителю по оперативной работе подчинены сменные главные диспетчеры и старшие ревизоры-диспетчеры (ЦДГПС), каждый из которых непосредственно осуществляет непрерывный диспетчерский контроль и координацию эксплуатационной работы определенных железных дорог, входящих в данное сетевое направление, а также ревизоры-диспетчеры (ЦДГП) отделов, обеспечивающих руководство отдельными аспектами эксплуатационной работы сети (перевозка угля и рудно-металлургического сырья, наливных грузов; выгрузка).

Общее оперативное руководство эксплуатационной работой сети осуществляют главный диспетчер МПС и два функциональных — главный локомотивный диспетчер и главный диспетчер-вагонораспределитель.
Помимо Главного управления перевозок и подведомственных ему служб перевозок дорог и отделов перевозок отделений, организацией перевозочного процесса оперативно руководят Главные управления МПС: пассажирское, грузовой и коммерческой работы и соответствующие им функциональные службы управлений и отделы отделений.

В обеспечении перевозочного процесса непосредственно также участвуют (вместе с соответствующими им службами управлений дорог, отделами отделений и линейными предприятиями) Главное управление пути, локомотивного, вагонного хозяйств, сигнализации, связи и вычислительной техники, электрификации и энергетического хозяйства.
Сложность управления эксплуатационной работой железнодорожного транспорта, постоянно возникающие в оперативной обстановке новые нестандартные ситуации, которые необходимо быстро оценить и принять регулировочные меры, наличие больших коллективов работников, организующих и обеспечивающих перевозочный процесс, — все это приводит к заключению, что в перспективе, в условиях высокого уровня автоматизации управления народным хозяйством страны, диспетчерская система оперативного управления эксплуатационной работой железных дорог должна представлять собой большую многоуровневую автоматизированную систему — АСУ \"человек — машина\". При этом распределение работы между человеком и машиной будет определяться техническими возможностями и технико-экономической целесообразностью. Тенденция последовательного расширения функций ЭВМ, видимо, приведет к укрупнению организационной структуры и уменьшению числа уровней системы.


Функции управления на различных уровнях системы и методы их реализации.

 

Система оперативного диспетчерского управления эксплуатационной работой железных дорог относится к категории больших (или сложных) систем. Она построена по принципу иерархичности управления (т. е. многоступенчата) с -распределением функций управления между соподчиненными уровнями (частями). Единство железнодорожной сети и непрерывность перевозочного процесса обусловили необходимость комплексности я организационного единства управления на всех уровнях диспетчерской системы с тесными вертикальными (междууровневыми) и горизонтальными (на каждом уровне системы) связями.


Качество оперативного управления определяется тремя основными факторами: выбором правильного или лучшего (оптимального) решения; своевременностью решения; степенью реализации решения. Всякое ошибочное, запоздалое или недостаточно обоснованное решение в диспетчерской системе приводит к недоиспользованию пропускной и перерабатывающей способности участков и станций, к ухудшению использования подвижного состава. Поэтому в условиях интенсивной работы железнодорожного транспорта оперативное управление перевозочным процессом требует особенно быстрой и точной информации руководителей всех уровней диспетчерской системы о размещении и состоянии вагонных парков, положении с локомотивами и бригадами, о ходе погрузки и выгрузки и т. п. для обеспечения своевременной разработки и осуществления регулировочных мер.

 
Система оперативного управления эксплуатационной работой железных дорог является системой с ярко выраженными обратными связями, а в сети передачи данных, с использованием которой осуществляется диспетчерское управление перевозками, циркулируют два встречных потока информации: прямой — распорядительной и обратный — о фактическом ходе перевозочного процесса.

 
На уровне станции оперативным аппаратом решаются задачи непосредственного управления поездной, маневровой, грузовой и коммерческой работой в пределах станции и на примыкающих к ней подъездных путях предприятий. Станционные (маневровые) диспетчеры и дежурные по станциям обеспечивают выполнение заданных отделением дороги суточных и сменных планов поездной и грузовой работы, составляют текущие планы поездообразования, приема, переработки и отправления поездов и грузовой работы по 4—6-часовым периодам и организуют их выполнение; согласовывают с отделением дороги и локомотивными депо подвязку локомотивов к поездам; следят за выполнением плана формирования и графика движения поездов всех категорий; непосредственно руководят всей поездной и маневровой работой с поездами, локомотивами и вагонами; обеспечивают безопасность движения в поездной и маневровой работе и технику личной безопасности работников, связанных с движением поездов. Руководители станционных смен должны взаимодействовать с руководителями смен других линейных предприятий, участвующих в перевозках, и с предприятиями-получателями и отправителями грузов, в том числе по организации погрузки отправительских и ступенчатых маршрутов; координировать работу станции с работой участков, примыкающих к ней; эффективно использовать технические средства станции, вагоны и локомотивы с соблюдением технологических норм на обработку поездов и вагонов и сокращением межоперационных перерывов. Они организуют выполнение оперативных заданий, приказов и указаний командиров вышестоящих уровней системы управления и руководства станции.


 
Сменные командиры ведут настольный журнал движения поездов, график исполненной работы станции, составляют планы поездообразования, накопительные ведомости, сортировочные листки и другую техническую документацию. Они поддерживают систематическую связь с работниками смен, непосредственно выполняющими технологические операции (составителями, дежурными стрелочных постов, операторами, приемосдатчиками грузов, машинистами поездных и маневровых локомотивов), и другими командирами с помощью различных видов связи (телефонной, телетайпной, станционной громкоговорящей, радио, промышленного телевидения), а также непосредственно воздействуют на органы управления имеющихся технических средств (маршрутно-релейная централизация, горочная автоматическая централизация и др.), непрерывно контролируют и планируют выполнение отдельных операций, разрабатывают и реализуют необходимые регулировочные меры.

 
На уровне отдела перевозок отделения дороги решаются задачи управления технологическими процессами эксплуатационной работы узлов, участков, станций и других линейных предприятий, связанных с обеспечением перевозочного процесса. Диспетчерский аппарат осуществляет суточное и сменное оперативное планирование поездной и грузовой работы отделения дороги в целом и отдельных станций, узлов и участков «а основе месячных технических норм, фактического положения на них и информации о подходе поездов и локомотивов с соседних отделений; организует развоз местного груза под выгрузку, подачу порожних вагонов под погрузку, в первую очередь отправительских и ступенчатых маршрутов, и их сдачу по регулировочным заданиям, а также использование локомотивов и локомотивных бригад; контролирует формирование поездов в соответствии с планом формирования, их продвижение, сдачу и прием по всем стыковым пунктам, выполнение графика движения поездов всех категорий; обеспечивает предоставление на участках и станциях отделения \"окон\" для производства строительных, ремонтных работ. В задачи диспетчеров отделения входят также обеспечение безопасности движения поездов, систематический обмен информацией и согласование вопросов оперативного управления движением с соседними отделениями, организация выполнения оперативных приказов, указаний и заданий руководителей вышестоящих уровней и решение других вопросов диспетчерского управления эксплуатационной работой в пределах отделения дороги.

Эти функции диспетчерский аппарат отдела перевозок выполняет, непосредственно руководя движением поездов, распределением вагонов, использованием локомотивов и локомотивных бригад, разрабатывая и передавая командирам смен линейных предприятий, связанных с обеспечением перевозочного процесса, оперативные задания, приказы и указания и осуществляя систематический текущий контроль за их выполнением.

Для оперативного управления и контроля диспетчерский аппарат отделения ведет необходимую техническую документацию — книги приказов, журналы учета состояния устройств, графики исполненного движения поездов, бланки текущего планирования поездной и грузовой работы и другие документы, форма и содержание которых регламентированы нормативными документами или установлены применительно к местным условиям отделения и отдельных диспетчерских кругов.
Взаимодействие диспетчерского аппарата отделения с участниками перевозочного процесса осуществляется с использованием прямой, селекторной, междугородной и абонентской телефонной и телетайпной связи, а также поездной радиосвязи.

На уровне службы перевозок железной дороги решаются задачи управления эксплуатационной работой дороги, входящих в ее состав отделений и основных станций. Оперативно-распорядительный отдел осуществляет суточное и сменное планирование и текущее регулирование поездной и грузовой работы дороги и отделений на основе месячных технических норм количественных и качественных показателей эксплуатационной работы, заданных МПС, и учета фактического положения на отделениях, участках и станциях; оперативно регулирует парки вагонов и локомотивов; организует сдачу порожних вагонов по регулировочным заданиям, выполнение графика движения пассажирских и грузовых поездов, плана формирования и плана маршрутизации погрузки, оперативных приказов, указаний и заданий МПС, руководства дороги и службы перевозок; предоставляет \"окна\" для производства ремонтных и строительных работ в согласованные сроки на участках дороги и решает другие вопросы оперативного диспетчерского руководства перевозками в пределах дороги.

Каждый сменный дорожный диспетчер контролирует работу подведомственных ему отделений дороги, своевременное обеспечение локомотивами всех пассажирских и грузовых поездов. Основная задача ДГП — организация выполнения суточных и сменных планов отправления, продвижения, приема и сдачи поездов по стыковым пунктам, регулировочных заданий по сдаче порожних вагонов, ритмичной подачи порожних вагонов на пункты погрузки и вагонов с местным грузом — на пункты выгрузки, а также формирования составов на сортировочных и других станциях переработки вагонопотоков в соответствии с планом формирования, наиболее рационального использования локомотивов и вагонов. Дорожные диспетчеры следят за работой стыковых станций, отделений и участков обращения локомотивов, обеспечивая согласованный подвод к ним поездов, локомотивов и бригад и выполнение установленных размеров движения и передачи вагонов по всем стыковым пунктам. Они контролируют работу кольцевых маршрутов, следующих в пределах нескольких отделений, а также использование и продвижение специализированного подвижного состава.

Роль диспетчерского аппарата служб перевозок в организации поездной работы на дорогах значительно возросла при переходе на прогрессивные виды тяги — электровозы и тепловозы, работающие, как правило, на больших участках обращения. Дежурный помощник начальника оперативно-распорядительного отдела службы, по существу, стал дорожным диспетчером, который руководит движением на целых направлениях протяжением до 1000 км и более, так как в его обязанности вошло обеспечение согласованного продвижения локомотивов и поездов на удлиненных участках обращения, границы которых выходят за пределы двух и более отделений, а часто и дороги.

 
Для оперативного контроля за работой сортировочных, крупных грузовых и участковых станций и участков работы локомотивных бригад своего круга ДГП ведет необходимую техническую документацию (сокращенный график исполненного движения, графики подхода поездов к стыковым станциям и др.), формы и характер которой устанавливаются применительно к местным условиям каждой дороги или отдельного направления. Важным документом, обеспечивающим оперативное управление движением на дорожном диспетчерском круге и периодический контроль со стороны начальствующего состава дорог за выполнением графика движения поездов, является поездное положение. Его составляют на специальных бланках по 3—6-часовым периодам — наносят нормативы эксплуатационной работы дороги, определенные на основании действующего графика движения, плана формирования и месячных технических норм, и фактическое положение с их выполнением на тот же час с начала отчетных суток. Сопоставление фактических данных с нормативами позволяет правильно оценить сложившуюся эксплуатационную обстановку и принять оперативные меры по выполнению графика движения поездов и планов работы отделений и дороги. Для этого ДГП готовят и передают оперативные приказы, задания и указания, используя прямую и селекторную телефонную связь с диспетчерским аппаратом отделений, крупными станциями и локомотивными депо.

На уровне Главного управления перевозок МПС диспетчерский аппарат решает общесетевые задачи управления перевозочным процессом и выдает решения по оперативному планированию, регулированию и технологии управления в масштабе сети дорог, отдельных ее районов, важнейших направлений и железных дорог. Оперативно-распорядительный отдел организует выполнение планов перевозок железными дорогами, входящими в основные сетевые направления; контролирует выполнение графика движения, плана формирования поездов, технических норм эксплуатационной работы, регулировочных заданий и размеров передачи вагонов и локомотивов по стыковым пунктам, заданий по маршрутизации перевозок с мест погрузки, а также приказов, указаний и мероприятий МПС по повышению эффективности перевозочного процесса, обеспечению безопасности движения поездов и др.; следит за использованием парка вагонов резерва МПС, рассматривает и согласовывает суточные и сменные планы эксплуатационной работы железных дорог.

Для выполнения этих функций главные, старшие ревизоры-диспетчеры и ревизоры-диспетчеры имеют автоматизированные рабочие места, оборудованные дисплеями, телефонной связью с оперативно-распорядительными отделами дорог, а также междугородной и абонентской телефонной связью. Они систематически получают на табло мнемосхему сети и на дисплеи — информацию о ходе эксплуатационной работы, в том числе об отклонениях передачи поездов и локомотивов по основным стыкам, а по 3-часовым периодам — по форме поездного положения на контролируемых дорогах. На основе анализа хода эксплуатационной работы на основных сетевых направлениях и входящих в них железных дорогах разрабатываются соответствующие предложения, оперативные указания и задания руководителям дорожных диспетчерских смен, а при необходимости — руководителям служб перевозок или дорог. 

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/57287/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 13274

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 3)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Вирусная рассылка Вторая грузовая компания начала хозяйственную деятельность Движение транспорта по участку дороги Узбекистан-Казахстан-КНР прекращается на год Железные дороги идут на перезагрузку Запасы: хорошо или плохо? Инновационной экономике России терминалы сарайного типа!? как он работает но никто не может сказать строящийся на инфраструктуре ж/д транспорта в Иркутске Эксперты по логистике в компании Лобанов-логист