Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Зловещие призраки бизнеса. Демографический и кадровый провал Юрий Барняк

Зловещие призраки бизнеса. Демографический и кадровый провал. 


Юрий Барняк

На тропу «взрослой жизни» вступает поколение 90-х... Если мы не страдаем плохой памятью, то следует вспомнить, что в этот период была самая низкая рождаемость. Страна стремительно проваливается в демографическую яму, выход из которой в лучшем случае может произойти лишь через десятилетия.

 

Сокращение населения более, чем 1 миллион человек в год, скажется практически на всем. Для бизнеса это главным образом выливается в снижение платежеспособности населения, спроса и дефицит кадров. Для экономики и страны в целом такая ситуация повлияет на рынок труда, инвестиционный климат, социальные расходы, налоговую систему, ВВП и другие компоненты. Если экономика страны в своем развитии будет делать тренд на дешевый и малопроизводительный труд, то в этом случае нас в будущем ждет крах.

Справедливости ради можно утверждать, что низкая численность населения угрозой, как таковой, не является. Угроза станет реальной, если мы не сможем использовать имеющиеся ресурсы максимально эффективно. 

Нам нужна новая экономическая модель, основанная на трудосберегающих технологиях. Сейчас же главной моделью заявлена энергосберегающая. Безусловно, надо выключать свет, выходя из квартиры и не отапливать воздух на улице вместо дома. Но широко известно, что эффективность инвестиций в энергосбережение у нас примерно в два раза ниже, чем в Европе и США, а дефицита энергии в стране не наблюдается. Может все-таки стоит пересмотреть приоритеты развития страны и бизнеса? 

Трудосберегающие технологии позволят сформировать спрос на высококвалифицированные кадры, а не на толпы рабочих с лопатами или многочисленный бездарный и ленивый «офисный планктон». Некоторые могут возразить, что спрос на высококвалифицированные кадры и сейчас есть, но тогда можно задать встречный вопрос: «Если спрос есть, почему тогда в компаниях большинство сотрудников составляет балласт, а результат приносят лишь несколько действительно профессиональных специалистов, которые составляют 5-10% от общего количества персонала компании?». Ответы на этот вопрос есть, но попробуйте на него ответить сами…

Еще один демографический фактор, прямо влияющий на уровень производительности труда – продолжительность жизни. По этому показателю мы находимся в рейтингах рядом с самыми неблагополучными странами Африки. Мужчины живут в среднем 62 года, женщины – 75 лет. По статистике считается, что трудоспособный возраст находится в диапазоне 20-60 лет, но в нашей стране уровень смертности на протяжении этого отрезка намного выше, чем во многих странах – 14% от общего фонда рабочего времени каждого человека. Уже сейчас многие компании заявляют о нарастающей нехватке некоторых категорий специалистов (в т.ч. и профессиональных управленцев). Вырос спрос на неопытную молодежь, а это явный признак проблем на кадровом рынке.

Скорее всего, бизнес уже сталкивается с нереальными запросами и даже диктатом непрофессиональных молодых соискателей, что также ударит по дальнейшему снижению эффективности персонала, падению производительности и общему состоянию бизнеса и экономики.

Можно ли этому противодействовать? Лучшим противоядием для решения проблем в кадровой сфере является модернизация производства и всех бизнес-процессов компании, т.е. инновационный путь развития. Если вы будете этим постоянно заниматься, то сможете застраховать себя от кадровых проблем на много лет вперед. Другим способом является создание в компании эффективной системы привлечения, подготовки и удержания профессиональных кадров. Конкуренция в борьбе за профессиональные кадры уже усиливается и вам надо быть готовыми к этому.

Многие уже обратили внимание, что делать ставку на молодой возраст людей – ошибка, т.к. похоже, что профессиональных молодых управленцев и специалистов мы еще долго не увидим, а вот резерв профессионалов в возрасте 40-55 лет, которых вы так дружно игнорировали еще несколько лет назад, еще есть. Именно за них сейчас развернется настоящая борьба. Такой тренд сейчас наблюдается в развитых странах, и он только усиливается.
Можно еще уповать на миграционный поток из стран ближнего зарубежья, но здесь проблема в том, что в основном сейчас такие мигранты представляют собой малообразованные, низкоквалифицированные кадры.

  Если на рынке труда дефицит кадров созревал в течение долгих лет, то потребительский рынок начал ощущать демографический спад только сейчас. Можно прогнозировать, что в ближайшие годы демографическая яма засосет целые сегменты рынка – от недвижимости до розничной торговли. В группе риска точно окажутся те компании и сектора, которые ориентируются на молодежную аудиторию (10-19 лет).

Для собственного успокоения можно констатировать тот факт, что деградация кадров не только российская, но и мировая проблема. Падение уровня развития части населения мира – неотъемлемая часть научно-технического прогресса, которая превращает эту часть населения в простых потребителей и сопровождается деградацией созидательной функции человека. Проблема не только в том, что резко сократилось количество молодых специалистов, а в их низком и продолжающем падать профессиональном уровне.

С выпускниками советских ВУЗов и советского периода нынешнее поколение не может сравниться ни в количестве, ни в качестве. Этому способствует деградация многих школ, которые уже не способны развивать мышление и потенциал каждого ребенка и подростка. Сюда же можно добавить ситуацию с высшим образованием и многочисленными коммерческими ВУЗами, которые не утруждают себя заботой о подготовке квалифицированного специалиста, а лишь подстраиваются под желания приходящих к ним студентов. За последнее десятилетие выпускники таких коммерческих учреждений составляют примерно половину от общей массы выпускников в стране.

«Многие компании сейчас столкнулись со специалистами «нового типа», у которых явно повреждены базовые параметры – у них низкая трудоспособность. Эти специалисты просто неспособны выполнять сложные и интеллектуальные операции, им свойственна невротичность, лень и чудовищная мания величия» - так охарактеризовал этот тип один из известных российских социологов, - «Это потребители, которые стремятся стать офисным планктоном. Они поняли очень простую вещь: работать не надо, не надо кем-то быть и не надо никуда стремиться. Нужно просто найти теплое местечко, сесть и свесить ножки».

За примером далеко ходить не надо: в 2009 году конкурс на факультеты государственного и муниципального управления в России составил 312 человек на место. Т.е. подавляющая часть молодежи хочет быть чиновниками, а не работать. Это разве не серьезный симптом деградации современного поколения.
С большим сожалением можно сказать, что мы не только развиваемся, но и деградируем по «самобытному» и особому сценарию.

В заключение, можно сделать несколько выводов. Демографические проблемы страны – грядущая катастрофа национального масштаба и надо предпринимать серьезные и действенные шаги для предотвращения этого, но выправить ситуацию при этом можно лишь в долгосрочной перспективе. Бизнес способен существенно повлиять на изменение ситуации, но решая свои тактические задачи, компании не стимулируют развитие профессионалов в стратегической и долгосрочной перспективе. Государство, стараясь перекладывать часть своих функций на бизнес, снижает эффективность бизнеса.

Несмотря на то, что рождаемость начала расти, в течение, как минимум 15 лет, ожидается «большой провал», а пик сокращения трудоспособного населения придется на ближайшие 5-7 лет.
В общем, падать будем все вместе. А вот насколько глубоко будет падение конкретных компаний – проблема самих компаний.

Ответить на вопрос «Что делать?» должны вы сами. 

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/57327/

Опубликовано на Профессиональном сайте Юрия Барняка  
http://barnyak.ru/articles/ybarticles/article-12
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1445

рейтинг: 
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел