Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Мотивация водителей

Мотивация водителей


Мотивация (статья из журнала РЕЙС)

 

После введения новой системы оплаты труда 20% водителей уволились, но оставшиеся стали справляться со всем объемом работ

 

В ПОГОНЕ ЗА… ПРЯНИКАМИ

 

Обычно присказка про то, что солдат спит, а служба идет, вызывает улыбку, если речь не идет о «ваших» солдатах, которые спят на боевом посту. Большинству же грузоперевозчиков не понаслышке известна проблема, когда наемный водитель неэффективно для владельца транспорта использует автомобиль. Способов сделать это множество    от подработок «на стороне» до продажи горючего.

Многие руководители, кто пытался решить эту проблему отдельно принимаемыми мерами, такими как штрафы, премии, предоставление возможности работать на лучшей технике и так далее столкнулись с множеством проблем. Вплоть до того, что покинувшие автопредприятие водители угрожали оставшимся и подталкивали их к саботажу, портили технику, груз и т. д. Работоспособной оказывалась только целостная, сбалансированная система. Которую, к тому же, продуманно вводили в действие.

   Своим опытом разработки и внедрения системы мотивации труда водителей делится   Алексей Деревянко, заместитель директора по логистике.

«Когда год назад я занялся этим вопросом, работало 30 водителей. После внедрения новых «правил игры» 20% из них написали заявление, но я нисколько не жалею об этом, кто хотел работать, тот остался. Если ранее на каждую машину приходилось 5    7 точек в день, то сегодня 10    12. То есть 80% правильно мотивированных водителей справляются с работой 100% мотивированных неправильно. Моя выгода как грузоперевозчика очевидна – я эксплуатирую технику наиболее эффективно, перевозя одинаковое количество грузов, – рассказывает Алексей Деревянко. – В нашем автопарке «Газели» и четырехтонные ГАЗы. Максимальная удаленность точек доставки не более  500 километров.

Система выстроена следующим образом. Водители получают оклад в размере 20    30 тысяч рублей. Обычно это составляет 50% от их ежемесячного заработка. Вторая половина зависит от того, как человек работал, и какое количество нарушений допустил. За работу подразделения и выполнение плана отвечает бригадир, который может получить премию до 15 тысяч рублей. Поэтому есть ответственность не только за себя, но и общее дело. Если на линии произошла авария или поломка, то на помощь придут другие водители – отвезут груз по назначению, а автомобиль, если необходимо отбуксируют в ремонт. Поскольку есть ответственные за работу всего подразделения и между ними есть конкурентная составляющая, то можно не сомневаться, что помощь действительно сработает эффективно.

Моя система построена на старом, как мир, принципе «кнута и пряника». Доказано практикой, что этот принцип наиболее действенен».

Можно выделить несколько этапов внедрения. Сначала были прописаны новые «правила игры». Далее они были объявлены водителям. В первый месяц ушло 3-4 человека из 25. Сегодня экономия по машинам почти в 2 раза – 1.8.

 

«КНУТЫ»

Штрафные санкции – не являются ключевыми в формировании дохода водителя. То есть они не «заложены» в заработную плату, как частенько делают, вводя штрафную систему, а потом, активно вычитая, доводят зарплату до среднестатистической по отрасли. Штраф водитель заплатит, только если действительно нарушит строго определенные правила. И их в два раза меньше, чем «премиальных».

В 200 рублей обойдется водителю нарушение требования санитарных норм (несвоевременное предоставление транспорта для проведения дезинфекции и продления разрешающих документов: дезинфекционной справки и санитарного паспорта). Столько же стоит неопрятное содержание автомобиля (фургона и кабины – снаружи и внутри, моторного отсека и наружной рекламы). Эту же сумму водитель заплатит, если на нем не будет формы, обуви, рукавиц или перчаток при приеме-сдаче продукции. Этой же суммы он лишится, нарушив трудовую дисциплину, грубо относясь к сотрудникам подразделений, нарушая инструкции внутреннего распорядка, а также нарушая требования техники безопасности труда.

Водитель рискует 200 рублями, небрежно оформляя документы и задерживая сроки их сдачи (медицинский журнал, журнал учета выезда-возврата транспорта, журнал учета ремонта, журнал учета расходования материалов и запчастей, путевой лист, объяснительные, служебные записки). Столько же стоит неграмотная эксплуатация транспорта – несвоевременная информация о поломках и ТО, неисправности, приведшие к снижению готовности выезда, грубейшее нарушение эксплуатации техники, а также отказ от проведения плановых работ и мелкого ремонта своими силами.

От 200 до 500 рублей заплатит водитель, если допустит необоснованный простой машины свыше 35 минут от момента окончания погрузки и оформления документов на груз. Стоит добавить, что дни планового ТО и аварийного ремонта, выполняемого силами водителя или СТО, оплачиваются в следующем порядке: 1 день в месяц – 1,0 от средней зарплаты за месяц, каждый последующий – 0,5, но не более 3-х дней в текущем месяце, а далее – 0.

Карается отказ забрать возврат без причин (200рублей), недовоз продукции без объективных причин (30% от суммы накладной), а также нарушение трудовой дисциплины и неисполнение устных распоряжений (от 500 до 1 000 рублей).

«Кстати у нас штрафов сейчас практически нет», добавляет Алексей.

 

«ПРЯНИКИ»

Основой системы служат поощрения. К примеру, доплата за «переработанную» точку составляет 250 рублей. Конечно же, возникает вопрос, почему бы не включить оплату всех дополнительных точек в зарплату, но это не самое правильное решение, так как водитель будет все время считать альтернативную стоимость своего времени и, если окажется, что ему выгоднее взять груз «на стороне», заплатив штраф, вы только проиграете.

В случае полной загрузки машины (более 85% от заявленной грузоподъемности) и нахождения в рейсе менее 3-х часов базовая ставка за этот день водителю не выплачивается – он получит только мотивационную часть. Также учитываются «неудобные» по маршруту следования места и доплата за поставку продукции «несопрягаемым» клиентам.

Отдельно оплачивается удаленность от 50 до  75 км  (200 рублей) и удаление на расстояние от 75 до  150 км  (300 рублей). Бывают случаи рейсов на расстояния от 300 до  500 км. В этом случае водитель получит сверх 1 000 рублей.

Разумеется, есть грузы, которые нужно доставить до начала рабочего дня. Если водитель выходит в рейс до 6:00 утра, он заработает ещё 200 рублей.

Если водитель в летнее время смог обслужить более 10 (12 точек в области и локальных рынках), то он получает премию в 250 рублей. Зимой премиальный ценз чуть ниже – 8 точек в Московском секторе и 10 точек по области и локальным рынкам.

Также за доставку замороженной продукции и перевозку большого веса  350 рублей за один рейс. Если доставляется мясо, то есть весьма скоропортящийся продукт, по факту второго рейса за день, водителю выплатят 500 рублей.

 Если водителю придется принять участие в ранней утренней расстановке машин и организации работ по погрузке продукции, он может рассчитывать на 150 руб. в смену.

Работы в выходной день поощряются 500 рублями.

    По сути, схема подходит для тех организаций, которые доставляют различную продукцию на расстояние не более  1000 км, например, развоз продукции в супермаркеты, рынки, магазины и прочие различные точки сбыта бытовой продукции «по месту». У организации должен быть достаточный парк, позволяющий «подстраховывать» автомобили в рейсе. При внедрении системы необходимо понимать, что любые реформы это достаточно болезненный процесс и часть водителей может уйти, а внедрение потребует новых затрат, например, появление в автоколонне бригадира.    

Василий НЕВЗОРОВ

 

МНЕНИЕ

Николай Лобанов, ведущий эксперт по логистике компании «Логистика роста»:

  Проблему мотивации водителя можно решить только комплексом принимаемых мер.

Данная система наиболее сбалансированная. Я резко отрицательно отношусь к штрафам, если только на них построена система. Простой пример: работодатель обещает зарплату выше рыночной, а потом «доштрафовывает» до рыночных ставок. Минусы такого подхода в том, что всё строится на обмане, и в результате начнется текучка кадров и низкий уровень сервиса. Зачем хорошо работать и беречь технику, если всё равно вычтут, думают водители. Таким образом, для мотивации водителей можно пойти двумя путями – поощрениями и наказаниями – оба дают результат. Если путь, который выбрал Деревянко, дает результат, как здесь и сейчас, так и в будущем, то второй путь    только здесь и сейчас. Будущего у него нет. Стоит помнить, что любая реорганизация – это дополнительные затраты сил всего персонала, сумятица, напряжение в коллективе. Сначала водители занимают выжидательную позицию, а если не видят положительных для себя изменений, то через 3    4 месяца начинают расходиться.

 

минусы

 

200 рублей – невыполнение требований санитарных норм

200 рублей–нарушение дисциплины и техники безопасности труда

200 рублей–н  ебрежное оформление документов и несвоевременная их сдача

200 рублей–  неграмотная эксплуатация транспорта, отказ от проведения плановых работ и мелкого ремонта своими силами

200   –   500 руб. – необоснованный простой машины свыше 35 минут от момента окончания погрузки и оформления (получения) документов на груз

 

плюсы

 

15150 рублей     утренняя расстановка машин и организации работ по погрузке продукции

2200 рублей – начало работы до 6 утра

200 рублей – удаление от 50 до 75 км

300 рублей – удаление от 75 до 150 км

1000 рублей – удаление от 300 до 500 км

1500 рублей – удаление от 500 до  1 000 км

500 рублей – работа в выходные дни или переработки по времени

350 рублей – доставка груза вторым рейсом

500 рублей – доставка вторым рейсом мясосырья

250 рублей – более 10 точек в московском регионе летом (1.04    30.09)

250 рублей – более 12 точек по области и локальным рынкам летом (1.04   30.09)

250 рублей – более 8 точек зимой (01.10.    31.03)

250 рублей – более 10 точек з имой (01.10.     31.03) 

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/58572/
https://ekspertov.ru/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 15678

рейтинг: 
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.75)



Рекламный блок

Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом на следующий день у нас не будет персонала!» то караул