Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРОССДОКИНГА

Д.С. Якушев

  УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРОССДОКИНГА

В начале 1990-х годов была разработана технология кроссдокинга, явившая собой альтернативу поставкам товаров через центральный склад фирмы, а также прямым поставкам товаров. Технология кроссдокинга заключается в том, что поставки товаров в магазины (филиалы) торговой сети происходят от одного перевалочного пункта этой сети без хранения товаров в нем. С применением этой технологии значительно сокращаются затраты в складском хозяйстве, поскольку объемы и время поставок в пункт кроссдокинга и поставок в филиалы сети (магазины) совпадают [1]. Схема технологии кроссдокинга представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Схема технологии кроссдокинга


 

 

Различают одно- и двухступенчатый кроссдокинг. При одноступенчатом кроссдокинге поставщик формирует партии товаров в соответствии с заявками конечных потребителей (магазинов) на определенных грузовых единицах (одна грузовая единица может содержать разные наименования товаров). В пункте кроссдокинга определенные грузовые единицы от разных поставщиков объединяются в партии для конкретных потребителей и направляются в магазины. При этом содержимое грузовых единиц остается без изменения. Как правило, грузовой единицей в одноступенчатом кроссдокинге на современном этапе является паллет.

  При двухступенчатом кроссдокинге поставщик направляет торговым сетям грузовые единицы, каждая из которых содержит товары только одного наименования. При этом в пункте кроссдокинга перед отправкой конечному потребителю грузовую единицу расформировывают и заново консолидируют в соответствии с запросами конкретного магазина.

Технология кроссдокинга позволяет значительно снизить общие логистические затраты торговой сети (до 10%). Потенциал экономии ресурсов при этом содержится в снижении затрат: на складские процессы (до 18%), на заказы (до 40%), на содержание складского хозяйства (до 12%). Такой эффект несомненно увеличивает число сторонников технологии кроссдокинга практически во всех сферах торгового бизнеса: строительные супермаркеты, предприятия торговли текстильной продукцией, торговые сети продовольственных товаров.

Для того чтобы определить целесообразно ли внедрение технологии кроссдокинга на том или ином предприятии предлагается пошаговая методика оценки. В начале необходимо оценить, соответствует ли система поставщиков и ассортиментная политика, сложившиеся на предприятии технологии кроссдокинга. Затем оценивается экономическая эффективность различных опций поставок при помощи детального расчета затрат на процессы.


Шаг 1. 

Подходит ли поставщик для технологии кроссдокинга можно определить по следующим критериям:

Поставщик должен обладать соответствующими информационными технологиями, способными обеспечивать высококачественный информационный обмен;

Поставщик должен иметь определенный складской потенциал и зарекомендовать себя как надежный источник, обеспечивающий доставку товаров с надлежащими качественными и количественными параметрами;

Поставщик (для одноступенчатого кроссдокинга) должен быть компетентен в вопросах комиссионирования товаров, иметь определенные ресурсы для осуществления операций, связанных с объединением разных наименований товаров;

Производственные и иные ресурсы поставщика должны позволять формировать оптимальную, с точки зрения потребителя, величину заказа.


Шаг 2. Решение о том, подходит ли определенный товар для технологии кроссдокинга (принятие решения об определенном ассортименте товаров), принимается исходя из того, как товар должен быть представлен в торговом зале магазина и скорости оборачиваемости конкретного товара. Если товар, сформированный на паллете подходит для демонстрации на торговых площадях, то он прекрасно подходит для технологии кроссдокинга, особенно для его одноступенчатой формы. Этот вид представления товара в торговом зале уменьшает логистические затраты и широко применяется, например, в строительных супермаркетах. Так же товар подходит для технологии кроссдокинга, если паллеты с товарами можно разместить рядом с полками, отведенными под этот товар и быстро перемещать содержимое паллетов на эти полки.

Для ассортимента товаров, обладающих высокой скоростью оборачиваемости технология кроссдокинга не подходит. Необходимую скорость пополнения товаров может обеспечить центральный склад или прямые поставки товаров. Если рассматривать кроссдокинг, то его одноступенчатая форма обеспечивает более высокую скорость пополнения товаров, чем двухступенчатая форма (за счет более низких затрат на обработку грузовых единиц).

 Некоторые торговые сети придерживаются определенного правила при выборе технологии кроссдокинга, заключающегося в том, что кроссдокинг необходимо применять только для тех товаров, поставки которых осуществляются не чаще трех раз в неделю. Особенно это правило популярно в среде торговых сетей продовольственных товаров.


Шаг 3. 

Экономичность поставки с использованием технологии кроссдокинга определяется на основе детального расчета затрат на процессы. Речь при этом идет о сравнении затрат на доставку определенного ассортимента товаров от определенного поставщика. Полнота охвата затрат на все процессы поставщика и получателя, связанные с доставкой товара, имеет большое значение. При сравнении технологии кроссдокинга с поставками через центральный склад необходимо учитывать сэкономленные в случае кроссдокинга затраты на хранение и комиссионирование товаров. При сравнении технологии кроссдокинга с прямыми поставками решающими величинами являются разница цен на товары поставщика и дополнительные затраты на кроссдокинг.

Одноступенчатый кроссдокинг требует высокого уровня логистической компетентности от поставщиков и одновременно обеспечивает высокую экономию логистических затрат. Зачастую внедрение одноступенчатого кроссдокинга не оправдывает ожидания по двум основным причинам:

Неготовность торговых сетей передать определенные функции по доставке товаров поставщикам;

Наличие высокой степени специфических особенностей у отдельных подразделений торговых сетей (ведет либо к невыполнению требований этих подразделений поставщиками, либо к высоким затратам на выполнение этих требований).

Еще одним недостатком использования одноступенчатой технологии кроссдокинга (по сравнению с двухступенчатой) является низкая загруженность (до 50%) грузового транспорта [2]. Это происходит по причине того, что в случае двухступенчатого кроссдокинга единица грузового автотранспорта полностью загружается товарами одного и того же наименования до пункта кроссдокинга и так же полностью загружается разнородными товарами, но для одного магазина после пункта кроссдокинга. В случае одноступенчатого кроссдокинга в единицу грузового автотранспорта размещают паллеты, включающие товары разных наименований для конкретного магазина, что часто приводит к неоптимальному заполнению транспортного средства. Чем больше удаление поставщика от торговой сети, тем выше логистические затраты при одноступенчатом кроссдокинге. Таким образом, можно сделать вывод, что использование технологии одноступенчатого кроссдокинга целесообразно для поставщиков и торговых сетей, находящихся в рамках одной области или размещающихся в граничащих областях.

Для двухступенчатого кроссдокинга характерны относительно невысокие затраты на доставку у поставщика за счет того, что он не производит комиссионирование на уровне грузовых единиц для конкретных магазинов. Однако, по отношению к поставщику торговые сети несут большие затраты в пункте кроссдокинга. Кроме того, в этом пункте предъявляются высокие требования к синхронизации поставок товаров. Таким образом, двухступенчатый кроссдокинг оправдывает себя там, где торговые сети могут принимать от поставщиков товар полными паллетами в пункте кроссдокинга и направлять их без распаллечивания далее – в магазины. Магазины, при этом, должны быть в состоянии решить проблему недостатка или избытка товаров. В противном случае, пункт кроссдокинга может потерять свое основное преимущество, в нем будут накапливаться запасы и преобразование его в центральный склад будет неизбежно.

В настоящее время торговые сети, использующие технологию кроссдокинга, в основном применяют в качестве грузовых единиц паллеты. Специалисты в области логистики, рассматривая экономически эффективные формы доставки товаров ближайшего будущего, говорят о кроссдокинге автомобильных съемных контейнеров, специальных пакетов, многоразовых емкостей. Если этот прогноз окажется верным, то дальнейшее развитие форм кроссдокинга будет способствовать распространению этой технологии на промышленность и небольшие торговые точки, расширяя спектр конкурентных преимуществ этих отраслей за счет, например, значительного снижения времени пополнения запасов товаров.

 

Литература:

Pfohl, H.C. Logistik-Systeme. Berlin - Heidelberg- New York- Tokyo, 2001, s. 351.

 

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 842

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

PSI поставляет логистическое программное обеспечение для обувной компании ECCO-ROS в России «Больные» вагоны заметят уже в пути Аптечные сети ушли в минус Брокеры намерены пикетировать Черноморскую таможню консалтинг Терминал продают без таможни У журнала «Логистика» новый учредитель и издатель Форум. Финансовые аспекты цепи поставок Как сократить издержки в цепи поставок: методы и бизнес-кейсы ФТС РФ одобрила проекты создания 49 таможенно-логистических терминалов Шведский ключ не подходит к российскому замку