Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Компьютерные технологии для оптимизации операций склада Игорь Рамазанов

Компьютерные технологии для оптимизации операций склада

Человеку свойственно ошибаться , но окончательно все запутать может только компьютер


В статье освещены некоторые направления использования информационных технологий для оптимизации операций склада (терминала , логистического комплекса). Этот краткий обзор технологий может быть стартовой точкой для выбора метода управления складом, целей оптимизации и, как следствие, управляющей системы склада (WMS). Отражен опыт развертывания как недорогих, так и мощных WMS систем – основное внимание уделено преодолению стереотипов, вызывающих несоответствие усилий и эффекта.


Оптимизация внутри или снаружи?


Сколько людей – столько и мнений, однако устраним один стойкий стереотип. Все таки неразумно потратить несколько миллионов USD на оптимизацию управления внутри склада - и не попытаться регулировать внешний транспорт или получить плановую информацию от заказчика операций.


Избитая фраза \"склад должен подстраиваться под клиента \" оправдывает отсутствие порядка при обработке транспорта и в заказе операций обычно означает полное непонимание собственной роли в логистической цепочке заказчика. Пример:3х дневная очередь автомашин на обработку объясняется свободой заказчика выбирать время прибытия. Попробуем отказать в свободе заказчика стоять в очереди и займемся конкурентными преимуществами.


Различие методов решения :


Задача

Метод для стратегии оптимизации

\"Внутри\"

\"Снаружи\"

Уменьшение непродуктивных перестановок

Эвристическая много -параметрическая оптимизация плана операций и маршрутов перемещения

Стандартизация набора и моментапредоставления данных о будущем груза

Сокращение очереди транспорта в ожидании обработки

Ускорение / увеличение ресурсов обработки

Управление временем прибытия, (управление пиковыми нагрузками)

Оптимизация (распределение) нагрузки на оборудование

Автоматизация балансировки нагрузки

Планирование ресурсов

Повышение плотности хранения

Технологии и оснастка произвольного доступа к товару

Последовательный доступ к партиям одного назначения, организация выдачи товара \"по типу\"

Момент оптимизации хранения и операций

online

Заранее, при разработке бизнес процессов


По опыту, оптимизация бизнес процессов \"снаружи\" дается более тяжело чем \"внутри\", т.к. область задач выходит за рамки полномочий менеджера склада и требует навыков получения нужных результатов от людей, не находящихся в подчинении.


Best practice в отрасли показывает, что следует сочетать оба подхода в пропорциях, определяемыми условиями бизнеса.

  • Динамическая адресация пространства склада\")
  • Визуализация заполнения склада
  • Итерактивный выбор доступных характеристик товара (отбор) и зон хранения (размещение)
  • Отслеживание вместимости и занятости ячеек

 

Одним из простых и достаточно гибких подходов для автоматизации размещения является совмещение свободно определяемых характеристик ячеек и товаров и правил их соответствия. Пояснения к таблицам ниже: информационная система реализует свободно определяемый список характеристик, общий для ячеек и товаров - и правила их соответствия. Отсутствие значения характеристики (\"-\") у ячейки означает, что она подходит для товаров с любым значением этой характеристики, а отсутствие значения у товара означает, что он может быть размещен в ячейку с любым значением этой характеристики.

Таблица значений характеристик

 

Виды характеристик

Высота груза

Темп контроль

Мин температура

Макс температура

Код характеристики

A

B

C

D

Товары

Xx01

1

Да

10

25

 

Xx02

1,5

-

-

-

Правило соответсвия

 

=

<=

Ячейки

A001

-

Да

18

18

 

B001

1,2

Нет

-

-

Таблица соответствия характеристик

 

Ячейки/характеристики

A001

B001

A

B

C

D

A

B

C

D

Товары

Xx01

*

Да

Да

Да

Да

Нет

*

*

Xx02

*

*

*

*

Нет

*

*

*

Легенда: \"*\" – подходит любое значение


Таким образом, для обоих товаров Xx01 и Xx02 подходит только ячейка A001. Для товара Хх01 ячейка B001 не подходит из-за отсутствия температурного контроля, а для товара Хх02 – из-за ограничения по высоте.

 

Для работы описанной системы требуется, как минимум, определить:

  1. Список характеристик, общий для ячеек и товаров
  2. Значения характеристик для (групп) ячеек и товаров
  3. Правила соответствия характеристик
  4. Порядок выбора отобранных по соответствию характеристик ячеек при заполнении/ освобождении


Последний пункт включает вариант интерактивного выбора (ячеек, зон) оператором - если объективно они равноценны или количество предлагаемых вариантов обозримо.


 

Управление пиковыми нагрузками и тайм-слотирование


Еще одно простое решение, дающее существенный выигрыш – управление пиковыми нагрузками. В отличие от полноценного управления ресурсами, когда план динамически с учетом фактического использования отражает количественно выраженные доступные ресурсы и запланированные работы (задания) , - управление пиковыми нагрузками нацелено на устранение периодов перегрузки (\"перезаказа\" услуг) исходя из максимальных (пиковых) показателей производительности. Пример: \"тайм- слотирование\" для организации въезда на контейнерных терминалах в порту Санкт-Петербурга.

 

  • Простейшая реализация \"тайм-слотирования\" заключается в автоматизации регистрации (разрешенного) времени прибытия автомашин с учетом расчетного ограничения производительности ворот склада в единицах \"автомашина в час\".
  • Усложним ситуацию, увязав максимальную производительность в течение суток/ недели с расписанием внутренних работ – в этом случае пиковая производительность ворот станет циклически изменяться (на рисунке ниже – зеленым цветом).

Экран управления производительностью ворот (\"Таймслотирование\")


На рисунке показана (единицы вертикальной оси: автомашины в час) плановая производительность въезда на 3 дня (В), регистрация водителями своего планового времени прибытия (Б) и их фактическое их прибытие (А).


  • Можно далее развивать идею, введя зависимость (в данном случае корректнее назвать ее \"плановой\" , а не \"пиковой\") производительности ворот от доступности внутренних ресурсов (техники , исполнителей ,оснастки и т.п.) или редактировать ее интерактивно – позволяя менеджменту регулировать (ограничивать) поток автомашин в зависимости от времени суток.

 

Все сказанное применимо и к другим дефицитным ресурсам и предназначено, в основном, для борьбы с очередями и снижения пиковых нагрузок - в отличие от полноценного планирования ресурсов.


 

Оптимизация очереди заданий


Можно использовать несколько основных подходов для оптимизации очереди заданий:

  1. Разделение работ на операции (этапы работ)
  2. Организация потоков заданий
  3. Оптимизация маршрута
  4. Оптимизация на основе плановой информации

 

Разделение работ на операции.


Для того, чтобы к выполнению одной работы (например, сбор заказа) могли одновременно приступить несколько исполнителей, следует разделить работы на отдельные операции (задания): исходя из последовательности операций и/или по объема работы. Также должны отделяться задания, требующие изменения оснастки. Пример: выдаче рефрижераторного контейнера должно предшествовать отключение кабелей питания и мониторинга, а вовлечение в это водителя погрузчика неэффективно. Управляющая система (WMS) разделяет работу \"выдача\" на два задания (операции): \"отключить\" и \"погрузить\", - передаваемые разным исполнителям. На WMS также возлагается ответственность за соблюдение последовательности выполнения заданий (операций). В данном примере нарушение последовательности приводит к обрыву кабеля.


Организация потоков заданий


Для распределения однотипных заданий между исполнителями логично создать потоки (пулы) заданий одинакового типа и назначать (автоматически или интерактивно) исполнителей.


Оптимизация маршрута, как в смысле пространства, так и в смысле последовательности заданий – вещь сложная, а решения ее громоздки из-за необходимости учета множества параметров для достижения адекватности (реалистичности) автоматически генерируемых предложений. Для примера каждый может попробовать следовать советам GPS навигатора без подробной и современной карты.


Оптимизация на основе плановой информации в простейшем случае означает блокирование определенных действий с товаром на основе запланированных с ним в операций. Решение дает существенный эффект и не сложно. Например, при наличии (в компьютерной системе) информации о запланированных с товаром операциях его не следует убирать из операционной зоны и устанавливать на него другой товар. Более продвинутый вариант оптимизации рассматривается ниже в \"оптимальных операциях\".


 

 

Электронный ввод документов (Zero effort input)

В дополнение к методам уменьшения ручного ввода (электронный формат документов , повторное использование данных ввода , штрих и RFID кодирование и т.п.) используются методы полного устранения ручного ввода данных, т.е. \"безлюдные\" или zero effort технологии.


Эти технологии нацелены на автоматизацию отношений с клиентом/ заказчиком, а не передачу/ввод данных.

 

Web ( SelfService, самообслуживание) Простейший пример : ввод заказов на отгрузку и получение документов через Web. Понятно, что при этом работу складского оператора выполняет сам клиент. Для достижения цели zero effort необходимо, чтобы сервис был полноценным, т.е. не требовал вмешательства персонала исполнителя. А это значит, если в системе управления появился заказ, то он обязан быть принят в работу.

 

E-commerce описывает набор операций, который должен выполнять склад без физического присутствия заказчика: формирование заказа, исполнение его, выписка счетов на оплату, регистрация оплаты. Все эти операции выполняются без персонала склада, но требуют серьезной юридической поддержки в дополнение к формализации бизнес процессов.

 

Электронный обмен документами EDI означает реализацию в системе управления функций приема, акцепта и генерации документов коммерческого и технологического характера, имеющих юридическую силу. 


Технология частично пересекается с перечисленными выше, однако имеются отличия: в отличие от Web технология EDI предусматривает:

  • автоматический положительный или отрицательный ответ на запрос;
  • обмен юридически значимыми сообщениями между компьютерными системами;
  • участие третьей стороны (EDI оператора) для согласования форматов и арбитража претензий;

 

Заметим, что для юридически значимых отношений в электронном формате возникает ответственность на кодирование справочников, часто возлагаемое на 3ю сторону.


 

Выбор системы и метода оптимизации


Выбирайте метод оптимизации исходя из ранга проблем, устраняя действительное узкое место операций в конкретном случае. Как обратный пример приведу известную организацию, развернувшую систему управления складом с функцией Распределенного Управления Ресурсами (Distributed Resource Planning DRP). Речь идет о технологии для клиентов – потребителей, в снабжении которых используется глобальный поиск лучших условий поставки. Склады, оснащенные системой с агентом DRP , могут предоставить по (электронному) запросу такого клиента данные о наличии товара, сроках и условиях поставки – на основании которых система клиента автоматически выберет поставщика, сравнивая доступность и цену товара на разных складах.


Если бы

 

  1. в регионе существовал хоть один клиент склада, использующий DRP;
  2. имелся хотя бы 1 другой склад, оснащенный DRP системой, для осуществления автоматического сравнения;
  3. коды товаров и поставщиков были в стране стандартизированы;
  4. существовал арбитраж электронной торговли;
  5. все выше перечисленные исповедовали бы совместимый протокол передачи электронных сообщений для DRP;

 

- то от системы за Х млн USD был бы какой-то эффект.


Не все пилюли всем одинаково полезны. Затраты на автоматизацию должны быть обоснованы – обращайтесь к специалистам для анализа и моделирования.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/59049/

https://ekspertov.ru/

 
Автор:  Игорь Рамазанов, Директор по ИТ "Открытая Складская Логистика Групп"
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 4597

рейтинг: 
(Голосов: 5, Рейтинг: 3.6)



Рекламный блок

ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется