Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ РАБОТУ ВОДИТЕЛЕЙ, ЧТОБЫ ПРЕСЕЧЬ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ С ИХ СТОРОНЫ Мария Исакова

КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ РАБОТУ ВОДИТЕЛЕЙ, ЧТОБЫ ПРЕСЕЧЬ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ С ИХ СТОРОНЫ

Чтобы Ваши водители не сливали горючее для личного пользования, выплачивайте им бонус за экономию

Вопрос

В моей компании водители используют любую возможность получить дополнительные деньги: выполняют левые заказы на автомобиле предприятия, сливают горючее для личного пользования и т. п. Как эффективно контролировать работу транспортного отдела, чтобы пресечь злоупотребления со стороны водителей?

Отвечает

Мария Исакова Эксперт по логистике, Москва

 

Справка

Мария Исакова начинала карьеру логистом компании «Байер». В 2001–2008 годах –начальник отдела логистики, с 2009-го – начальник отдела логистики и управления заказами компании «Ланксесс».

 

Эффективно контролировать работу транспортного отдела может только начальник, знакомый со всеми уловками водителей. То есть тот, кто в прошлом сам был водителем. Ни одному выпускнику транспортного вуза не придет в голову и сотая доля тех ухищрений, на какие способны иные сотрудники. Вот несколько рекомендаций, которые помогут Вам справиться с самыми распространенными проблемами.


Проблема 1 . Реальный расход топлива меньше заявленного в путевом листе. Расход бензина вычисляется исходя из нормативов, а не из реального пробега. Водители указывают в путевых листах пробег и расход топлива по нормам, а разницу, если она есть, оставляют себе. Поэтому важно правильно определить норму расхода. Брать ее надо не из технического паспорта машины, не из специальной литературы и не из утвержденных нормативов расхода горюче-смазочных материалов – нужно не полениться и замерить расход топлива для каждого автомобиля на всех маршрутах, которые он обслуживает, и в разных режимах работы. Обяжите диспетчера прокладывать маршруты с учетом  расхода ГСМ1, а после каждого рейса – контролировать показания спидометра и количество горючего в баке. Откажитесь от оплаты наличными. Контролировать число заправок и объемы залитого топлива позволят топливные карты. Тогда риск сговора водителя с сотрудниками АЗС станет минимальным.

1 Подробнее о проблемах, связанных с учетом расхода горючего, рассказывается в статье Дмитрия Голубева «Как снизить себестоимость рейса»  (Логистика и управление. 2008. № 7. С. 50–52).

Эффективный способ борьбы с кражей горючего – бонус за экономию. Стоит ввести систему поощрений за сбереженное топливо – и водители сразу перестанут оставлять его себе. Больше того: оказавшись в пробке, они станут по возможности глушить двигатель – да и в пробки постараются не попадать, а будут искать пути объезда (особенно если наряду с бонусами за экономию топлива ввести поощрения2 за доставку в срок или количество рейсов). И тут важно избежать типичной ошибки руководителей, которые, добившись после введения бонусов хорошего результата, принимают этот показатель за норматив, а значит – лишают сотрудников возможности зарабатывать поощрения в дальнейшем.

2 Подробнее о способах повышения эффективности труда водителей читайте в статье «Как мотивировать водителей»  (ГД. 2008. № 2. С. 90–98). – Примеч. редакции.


Проблема 2 . Ненужный ремонт, за который водители получают откат от автосервиса.Решить эту проблему, как и предыдущую, поможет отказ от оплаты наличностью. Безналичный расчет практически не оставляет шанса сотрудникам сервиса и водителям нагреть руки на липовом ремонте. По возможности требуйте от водителя предъявлять замененные детали. Также дадут эффект поощрения за профилактику поломок и своевременную починку автомобиля. Если после каждого рейса водитель будет докладывать механику о появившихся шумах и т. п., потребность в крупном ремонте будет возникать совсем не часто. А мелкие неисправности сможет устранить и собственная ремонтная бригада Вашей компании.


Проблема 3 . Простой машин. Самое эффективное средство борьбы с простоями – использование GPS-приемников, позволяющих следить за движением транспорта. Однако они достаточно дороги, поэтому потери от простоев не всегда оправдывают их приобретение. Можно поступить иначе: обязать водителя в каждой контрольной точке просить у клиента подпись с указанием даты и времени. Минус этого способа – в том, что не всегда можно определить, был ли сбой графика вызван объективными причинами (пробка, закрытый переезд) или же он произошел из-за нерадивости водителя (который, например, спал, а затем сослался на якобы случившуюся пробку). На мой взгляд, лучше всего ввести систему поощрений за количество рейсов – тогда водитель сам будет заинтересован в том, чтобы избегать простоев.


Проблема 4 . Работа налево. Здесь первый совет – возложить на диспетчеров задачу прокладывать точные маршруты и контролировать показания спидометра и объем горючего в баке. Второй совет – использовать GPS-приемники. Оговорюсь: если работодатель по тем или иным причинам не может платить водителям рыночную зарплату, у них непременно возникает необходимость в подработках. В такой ситуации жесткие санкции за левые рейсы вводить не стоит; главное – чтобы подработки не мешали компании выполнять все нужные перевозки.


Проблема 5 . Липовые документы из гостиниц. Водитель может ехать без остановок или спать прямо в машине на трассе и при этом покупать липовые документы из мотеля, чтобы работодатель компенсировал расходы на ночлег. (Здесь проблема заключается не только в ущербе для компании – важны также вопросы безопасности движения, состояния здоровья и даже жизни водителя.) И опять же: лучше всего – работать с мотелями по безналичному расчету. А если перейти на такую систему расчетов сложно – как минимум примите положение о командировках, в котором будут зафиксированы предельные суммы компенсации расходов на гостиницу.

Многие работодатели напоминают папу из повести о Мэри Поппинс, мечтавшего нанять самую лучшую в мире няню за самое низкое в мире жалованье. Если Вам удалось найти водителя, который согласен работать за 8–10 тыс. руб. в месяц (и при этом собирается кормить семью), не спешите радоваться. Вполне вероятно, что он намерен компенсировать скупость работодателя бензином, запчастями, получением выплат по липовым чекам и пр. На мой взгляд, лучше всего от неблаговидных действий сотрудников уберегают достойная зарплата и хорошие условия труда, которыми работник не захочет рисковать ради разовой выгоды.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/59253/

https://ekspertov.ru/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 7212

рейтинг: 
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.75)



Рекламный блок

ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется