Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Игровая мотивация сотрудников склада

Игровая мотивация сотрудников склада

 

Евгений Рожков  (статья предоставлена автором)

 

 

В  своих статьях и семинарах я неоднократно упоминал мотивацию отдела продаж. То, что должна быть фиксированная и бонусная часть, что вторая должна быть привязана к объему продаж, маржинальности оборота, величине дебиторской задолженности и так далее.

Но в любой компании есть не только отдел продаж, вторым по значимости, пожалуй будет производственный отдел. В данном случае под производственным отделом я понимаю не обязательно промышленное производство, а более широкое понятие — люди, которые непосредственно занимаются производством товаров, отгрузкой товаров, оказанием услуг, выполнением работ и тому подобное. Кто изучал Кайдзен, тому должен быть знаком японский термин для всего этого — "гемба". Вот о мотивации работников в этой самой гембе мы и поговорим.

Рассмотрю все это на примере из моей практики. Однажды внедряли мы систему управления складом на дистрибуторском складе местного фарм-дистрибутора. Проект затрагивал не только внедрение информационной системы, но и оптимизацию всех складских процессов, в том числе и мотивации сотрудников.


Провал сдельной оплаты труда

На  то время ни для кого не было секретом, что сотрудники склада работают, мягко говоря, неравномерно — кто-то пашет, как лошадь, а кто-то спит на стеллажах. Но при существующей повременной системе оплаты и тот и другой получали одинаково. По началу решено было внедрить сдельную систему оплаты труда, тем более, что внедренная система управления складом позволяла легко фиксировать все операции, выполненные каждым сотрудником. Зная, сколько и каких действий выполнил каждый сотрудник, можно было назначить ставку за выполнение каждой операции и легко посчитать его зарплату. На основе статистических данных за несколько месяцев были рассчитаны ставки и сдельная система была запущена.

Но все оказалось не так просто. Прежде всего столкнулись с тем, что пострадала дисциплина явки на рабочее место — дескать, какая разница, все равно у меня сдельная оплата, сколько сделаю, столько и заработаю — мои проблемы. Во вторых — в отличии от менеджеров по продажам, которые могут и должны увеличивать общий объем реализации продукции за счет своих стараний, у складских работников объем работы от них не зависит — нужно отгружать то, что продал отдел продаж, не больше, не меньше. Таким образом, заработать больше получалось только за счет того, что кто-то заработает меньше — социалистическая идея о постоянстве материального достатка в мире (если богатый — значит  у кого-то украл) таки нашла свое воплощение.

Сдельная оплата при таком подходе сильно ухудшает моральный климат в коллективе. Ну и в третьих — сдельная оплата мотивировала сотрудников к тому, чтобы они выполняли работу, как можно скорее, не сильно заботясь о качестве (покидали собранный товар в коробку, вместо того, чтобы аккуратно уложить). Все это усугублялось тем, что все складские процессы взаимосвязаны между собой: качество и скорость работы на одном участке зависит от качества на предыдущем. Таким образом чистая сдельная система себя не оправдала.


Не мотивируйте деньгами!

В таких случаях можно обратиться за решением к так называемой геймифифкации бизнес-процессов. Для начала пару слов о том, что же это такое.

Человечество играет в игры уже не одну тысячу лет. Играют для развлечения, дети — для имитации активности взрослых, взрослые — для моделирования различных процессов (деловые игры). Но на этом их потенциал не ограничивается. С тех пор, как появились видео-игры, они обрели очень большую популярность. А большой спрос влечет за собой большой предложение и высокую конкуренцию. И в условиях высокой конкуренции производители видео-игр выработали весьма и весьма эффективные  приемы мотивации людей.

Вы только представьте — в тот-же World of  Warcraft игроки наиграли уже почти 6 миллионов лет игрового времени в общей сложности, а база знаний по нему вторая по объему после Википедии, а ведь им за это никто не платит, даже наоборот — они сами платят за это. Как же так происходит?

В игровом процессе используются 3 основных вида мотивации:

Я против всех;
Мы против них;
Я сегодняшний против меня вчерашнего;


В описанном случае годятся все три метода, не смотря на то, что работа склада все-же командная. Тут важно поощрять людей именно за те действия, которые от них требуются. В играх есть так называемые достижения (aka ачивы от английского achieve) — виртуальные награды, выдаваемые за определенные действия. Можно ввести такие-же в рабочих процессах.

К примеру: собрано столько-то заказов без ошибок, неделя без нарушений трудовой дисциплины. Могут быть отрицательные — спровоцировал конфликтную ситуацию.

Тут важно то, что как и в маркетинге вы не угадаете, что именно у вас сработает — нужно пробовать разные подходы, оставляя то, что приносить нужный результат.


Быстрее, выше, сильнее

Соревновательный элемент в игровую мотивацию легко внести, сделав достижения сотрудников публичными — сделав мотивационную доску. Публикуя виртуальные награды, вы, с одной стороны,  не афишируете заработок отдельных людей, некоторые этого не любят, а с другой стороны вполне можете использовать эту информацию для расчета премии. В дополнение к этому, если сотрудники работают у вас в 2 смены — можно смело устраивать соревнования между сменами. Подобная практика уже, кстати, применялась на описываемом предприятии, еще до модернизации склада — когда склад был разделен на несколько структурных подразделений.


Статья подготовлена для проекта "Инфологистик"

дата: 19.03.2014 13:25:49    просмотров: 2677

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 3.5)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Мой бывший… работодатель Национальные особенности торговых центров О взаимосвязи маркетинга и логистики в инновационной экономике Вячеслав УХОВ Особенности российского менталитета или несколько слов в защиту Трудовой инспекции Поиск таблетки эффективности Правительство РФ утвердило новые правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения Протяженность дорог нужно увеличить вдвое Ритейлеры не видят логистики в действиях мэрии РНТ представила решение для сельского хозяйства на базе системы «АвтоТрекер» Сделка года на российском рынке ро-ро