Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

«МЕТКАЯ» МЕТКА, ИЛИ RFID-СИСТЕМЫ В РОССИИ Михаил Ляличкин

«МЕТКАЯ» МЕТКА, ИЛИ RFID-СИСТЕМЫ В РОССИИ Михаил Ляличкин

«МЕТКАЯ» МЕТКА, ИЛИ RFID-СИСТЕМЫ В РОССИИ 

На протяжении нескольких лет в средствах массовой информации активно обсуждается роль радиочастотной идентификации. Нам рассказывают о преимуществах технологии, о видах и типах радиочастотных меток и оборудования, о росте прибыли и сокращении издержек западных компаний, внедривших у себя системы бесконтактной идентификации.

Сегодня RFID рассматривается как уникальная технология, дающая неоспоримые преимущества перед всеми известными способами маркировки и идентификации. С этими системами мы сталкиваемся каждый день, пользуясь многоразовыми проездными билетами в метро, отключая сигнализацию автомобиля иммобилайзером, открывая офисную дверь карточкой-ключом.

Одной из преобладающих областей применения RFID-систем является складская и производственная логистика. Пожалуй, только в этой области можно оценить и прочувствовать всю экономическую и стратегическую выгоду от использования столь популярных на Западе систем. Так почему же мы пока не видим широкого применения столь замечательной технологии в российских компаниях и предприятиях? - спросите вы. Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим более пристально все преимущества и недостатки данной технологии.

Сильные стороны RFID

«МЕТКАЯ» МЕТКА, ИЛИ RFID-СИСТЕМЫ В РОССИИ


Михаил Ляличкин,
менеджер департамента прямых продаж

На протяжении нескольких лет в средствах массовой информации активно обсуждается роль радиочастотной идентификации. Нам рассказывают о преимуществах технологии, о видах и типах радиочастотных меток и оборудования, о росте прибыли и сокращении издержек западных компаний, внедривших у себя системы бесконтактной идентификации.

Сегодня RFID рассматривается как уникальная технология, дающая неоспоримые преимущества перед всеми известными способами маркировки и идентификации. С этими системами мы сталкиваемся каждый день, пользуясь многоразовыми проездными билетами в метро, отключая сигнализацию автомобиля иммобилайзером, открывая офисную дверь карточкой-ключом.

Одной из преобладающих областей применения RFID-систем является складская и производственная логистика. Пожалуй, только в этой области можно оценить и прочувствовать всю экономическую и стратегическую выгоду от использования столь популярных на Западе систем. Так почему же мы пока не видим широкого применения столь замечательной технологии в российских компаниях и предприятиях? - спросите вы. Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим более пристально все преимущества и недостатки данной технологии.

Сильные стороны RFID

По ряду объективных причин на данный момент применение RFID-систем экономически оправданно в двух случаях.

Во-первых, эти системы позволяют отслеживать движение промаркированных объектов в пределах какой-либо области, не выходя за ее пределы. Примером может служить маркировка возвратной тары предприятия, расход и возврат которой автоматически учитывается, а факт прохождения каждого технологического этапа конкретным объектом отображается в базе данных либо в самой радиометке, закрепленной на объекте. При этом имущество может перемещаться по достаточно большой территории (цеха завода, района, города и даже страны). Но все равно мы имеем замкнутую систему, т.к. возвратные средства, пройдя определенный цикл, должны вернуться в исходную точку, а в случае невозврата будет достаточно просто проконтролировать, от кого из партнеров не вернулись, например, дорогостоящие европоддоны.


ГИБКАЯ  МЕТКА


Тот же принцип действует и на производстве, когда промаркированная деталь на стадии обработки (изготовления, сборки) фиксирует факт прохождения каждого этапа, что позволяет в реальном времени проследить весь цикл производства и обработки, а при необходимости узнать по серийному номеру метки, какие технологические этапы и когда прошла именно эта, похожая на миллион других, деталь. В данных областях обычно применяются корпусированные метки, имеющие повышенный класс защиты и способные работать в жестких производственных условиях. Стоимость таких меток обычно составляет несколько евро за штуку.

Во-вторых, экономическая эффективность RFID-систем заключается в маркировке участвующих в цепочке поставок товаров. При этом следует учитывать специфику как самой радиочастотной технологии, так и конкретной цепочки поставок и рассматривать каждый случай отдельно. Например, когда мы имеем дело с группами товаров, не содержащими жидкости и металлы, появляется возможность считывания всего промаркированного товара, не нарушая целостность транспортной упаковки. То есть весь товар, приходящий на склад в составе палеты или коробки, может быть однозначно идентифицирован без вскрытия упаковки в течение 2-3 секунд.

Если же мы имеем дело с товарами, содержащими жидкость или металл, то есть два варианта решения задачи идентификации.

1) Всегда доступна маркировка самой палеты или размещение метки между слоями упаковочной стрейч-пленки, а поскольку поставщик на этапе упаковки знает, что именно находится на палете, серийный номер метки закрепляется за наименованием, находящимся на палете, либо в память метки прописываются все артикулы наименования. При этом на палете может находиться товар абсолютно любого типа и вида.

2) Задача групповой идентификации сложных объектов решается правильным ориентированием промаркированных объектов относительно считывающих антенн. Когда собирается мультипалета из проблемных (с точки зрения радиочастотной идентификации) объектов, необходимо расположить промаркированные объекты таким образом, чтобы радиочастотные метки смотрели не внутрь, а на установленные по периметру проходного портала антенны, т.е. чтобы линию считывания не преграждал радиопоглощающий или радиоотражающий материал расположенного на палете товара.

В обоих случаях необязательно обеспечивать прямую визуальную видимость радиометок, что дает возможность расположить метки в таких защищенных местах, как внутренняя сторона упаковки или под слоем радиопрозрачного упаковочного материала (полиэтилен, картон и т.д.).

Итак, одним из ярчайших достоинств RFID-систем является возможность идентификации промаркированных объектов без обеспечения прямой видимости радиометки, а удаленность метки от считывателя обычно превышает дальность действия общепризнанной системы штрихового кодирования. Уникальный идентификационный номер метки наделяет промаркированный объект индивидуальностью, что дает возможность отличить абсолютно одинаковые с виду предметы, кроме того, скорость идентификации позволяет опознать сотни предметов за считанные секунды.

Благодаря применению систем бесконтактной идентификации осуществляется автоматический сбор огромного количества недоступной ранее информации о перемещении промаркированных объектов, будь то технологическая цепочка либо движение товаров на складе. Появляется открытость и прозрачность бизнес-процессов, протекающих на предприятии. Существенно сокращается время на получение информации о движении объектов и повышается ее достоверность. Например, прием поддона с 25-ю промаркированными штрихкодом коробками занимает в среднем 17 минут (вскрытие поддона, считывание каждого штрихкода, сравнение с заказом, упаковка поддона), тот же самый поддон с промаркированными RFID-метками коробками принимается в среднем за 30 секунд (по данным компании IBM). При правильно спроектированной системе время на проведение инвентаризации может сократиться в десятки раз, а достоверность полученных данных превзойти все возможные ожидания.

Помимо экономии времени на проведение операций учета и повышения точности получаемых данных, внедрение RFID-системы дает и косвенную выгоду. Благодаря открытости, доступности и прозрачности информации о протекающих процессах на предприятии можно реально оценить действительные потери и издержки, получить новые важные сведения о собственном предприятии, выявить слабые места и правильно воздействовать именно на те участки, которые действительно требуют внимания и коррекции.

Цена вопроса: дешево, но сердито, дорого, но выгодно

Попробуем проанализировать возможные сложности и препятствия при внедрении и оценке эффективности RFID-технологии. Начнем, пожалуй, с самого популярного – с цены радиометки. Бытует мнение, что цена метки является определяющим фактором при выборе технологии. Но это не совсем так. Вопрос приобретения оборудования и расходных материалов (метки) решается с учетом финансовых возможностей заказчика и экономического обоснования применения технологии в конкретном случае.

Под экономическим обоснованием подразумевается детальное исследование бизнес-процессов предприятия, тончайший анализ и понимание изменений архитектуры бизнес-операций, которые неминуемо повлечет за собой интеграция RFID-системы.

Система, позволяющая экономить деньги, в принципе не может быть дорогой или дешевой. Преодоление порога в 5 центов не даст резкого скачка, потому что предприятия, которые оценили для себя экономическую эффективность внедрения системы, закупали метки несколько лет назад по цене около 1.5 долларов за штуку и экономили миллионы, а сейчас при объеме годовой поставки около миллиона меток цена не превысит и 10 евроцентов. Поэтому вопрос дороговизны поставлен в корне неправильно.

Плавно отходя от вопроса ценовой категории, мы упираемся в ROI. Допустим, компания может позволить внедрить у себя RFID, но допустимо ли замораживание средств до той поры, когда система окупится и начнет приносить реальные дивиденды? Не каждое предприятие может позволить себе работать на год-два-три вперед и вкладывать в перспективу ощутимое количество денег, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации в стране.

Может, лучше работать как есть, с примерно прогнозируемым количеством издержек и потерь, а свободный капитал пустить в оборот товара?

Возможно, но тогда есть вероятность навсегда быть вытесненным с рынка компаниями, оптимизирующими свои бизнес-процессы и предлагающими более качественный сервис за меньшие деньги.

Следующий по популярности вопрос связан с частотами, стандартами и прочими нормативно-правовыми актами. Некая несогласованность в использовании RFID-систем мирового масштаба действительно существует, в основном из-за запрета на использование определенного диапазона частот правительством разных стран.

Если рассматривать применяемый в складской логистике диапазон СВЧ, то на данный момент существует так называемая европейская частота (868 МГц) и американская (915 МГц). Территориально карту мира можно разделить на 2 зоны: частота 915 МГц используется в Северной и Южной Америке, Японии и Азии, а 868 МГц соответственно в Европе, России и Африке.

Компаниям, ведущим активную ВЭД по всему миру, кажется достаточно сомнительным применение технологии, которая может быть использована только наполовину или оказаться вовсе невостребованной, а вот предприятиям, осуществляющим свою деятельность на территории России и Европы, есть о чем задуматься.

Что же касается стандартов складской логистики, то с 2004 года, когда был принят международный стандарт Gen 2, метки и оборудование производят разные производители в разных странах мира, но если они поддерживают этот стандарт (а таких сейчас подавляющее большинство) от них можно ожидать только правильной и корректной работы.

Немаловажно также, чтобы в процессе проведения оценки внедрения участвовало руководство всех отделов компании, от специалистов IT до финансового и кадрового департамента. Не исключено, что ряд сотрудников выразит несогласие или даже воспрепятствует внедрению по субъективным причинам, будь то чувство недоверия высоких технологиям, осознание сокращения своей значимости либо банальное нежелание обучаться и обучать своих подчиненных новым методам работы.


КОРПУСИРОВАННАЯ  МЕТКА


RFID в России. Несбывшиеся надежды, не оправдавшие себя проекты

Интерес и уровень знаний наших соотечественников в области RFID за последний год заметно прогрессировал. И хотя осталось огромное количество заблуждений, традиционно сопровождающих новые технологии, в России существуют функционирующие RFID-системы, которые наглядно демонстрируют экономическую эффективность. Правда, таких предприятий не так много, и львиную долю занимают пилотные проекты.

Первыми опробовать все преимущества данной технологии отважились предприятия достаточно разного уровня и работающие в разных отраслях, от заводов по производству и обрабатывающих сырье предприятий до торгующих одеждой компаний, большинство из которых столкнулось с двумя проблемами. Первая – большинство компаний хочет оставить все как есть, а внедрив RFID, получить ошеломляющие результаты.

В первую очередь крайне необходимо максимально упорядочить, оптимизировать и сделать прозрачными те процессы, в область юрисдикции которых попадает внедрение RFID. Если, например, на складе бардак, никто ни за что не отвечает, никто ничего не знает, и вообще все протекающие процессы приемки хранения и отгрузки происходят хаотично, то RFID-системы внесут еще большую панику и неразбериху!

Многих буквально пугает, что с внедрением RFID придется увеличить зону приемки или дополнительно выделить зону маркировки, четко выполнять инструкции, а предоставление точных и достоверных количественных и качественных показателей о работе склада вообще кажется немыслимым. В таком случае речь об использовании высокотехнологичного и точного инструмента управления идти не может. Даже если будет наведен четкий порядок, сама цепочка перемещения товаров должна предполагать возможность использования систем радиочастотной идентификации.

Например, один из мощнейших российских перевозчиков отправляет грузы буквально с колес. Маркировать в данном случае просто некогда!

Вторая проблема. Сейчас заниматься RFID-системами действительно очень выгодно и модно. Количество компаний, которые стремятся занять нишу радиочастотной идентификации, растет с каждым днем. При этом большинство из них забывают о том, что интеграция RFID-систем – дело очень сложное и ответственное. И чтобы иметь квалифицированный персонал и необходимые знания в данной области, требуются солидные финансовые вливания и некий период времени.

Кроме того, надежность и финансовая ответственность компании-интегратора играют не последнюю роль при выборе поставщика оборудования. Огромное количество пилотных, а в некоторых случаях и полномерных проектов благополучно канули в лету из-за неспособности компании-интегратора развернуть систему так, как того требует специфика оборудования. Страдают в данных случаях только заказчики, выступающие в роли подопытных кроликов, поверившие амбициозным и утрированным заявлениям интеграторов. В результате заказчик несет солидные финансовые потери, да и к технологии формируется негативное отношение.

Напоследок хотел бы добавить, что технологию RFID нельзя ни недооценивать, ни переоценивать, одинаковых проектов не существует в принципе и существовать не может. Каждый склад, каждая производственная линия, каждая цепочка поставок – это организм, имеющий как общее сходство с ему подобными, так и присущую только ему индивидуальность и особенность.

Поэтому лучший способ получить выгоду от новых технологий - это задуматься над целесообразностью их использования, консультируясь со специалистами в данной области.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54747/

Возврат к списку

Рекламный блок

Х5 Group разработала новую систему управления складом на следующий день у нас не будет персонала!» то караул 04 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Логистика Будущего»