Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логика логистики. Алексей БОБРЫШЕВ

Логика логистики. Алексей БОБРЫШЕВ

Логика логистики


Несмотря на то, что рыночной экономике России уже полтора десятка лет, само понятие «логистика» для многих остается тайной за семью печатями. Причем о его существовании иногда не имеют представления даже те, кто собственно логистикой и занимается.
В подтверждение этих слов приведу забавную историю, рассказанную недавно экспертами Института товародвижения и конъюнктуры оптового рынка. Топ‑менеджмент одного солидного банка разослал в свои филиалы телефонограмму о введении в штат должности заместителя управляющего по логистике. Как водится в таких случаях, в предписании указали срок исполнения и обязали дать отчет о проделанной работе. Так вот, дня через три в центральный офис приходит бодренькая телеграмма следующего содержания: «Ваше указание выполнено, должность введена, объясните, что такое пологистика»….
Подобных примеров эксперты института могут привести немало, и надо признать, что понятийная путаница еще присутствует. Чтобы читатели журнала «Услуги и цены» не попадали в ситуацию, описанную выше, редакция предлагает цикл статей, посвященный логистике.
 



Логика логистики.


  

Несмотря на то, что рыночной экономике России уже полтора десятка лет, само понятие «логистика» для многих остается тайной за семью печатями. Причем о его существовании иногда не имеют представления даже те, кто собственно логистикой и занимается.

   

В подтверждение этих слов приведу забавную историю, рассказанную недавно экспертами Института товародвижения и конъюнктуры оптового рынка. Топ‑менеджмент одного солидного банка разослал в свои филиалы телефонограмму о введении в штат должности заместителя управляющего по логистике. Как водится в таких случаях, в предписании указали срок исполнения и обязали дать отчет о проделанной работе.

Так вот, дня через три в центральный офис приходит бодренькая телеграмма следующего содержания: «Ваше указание выполнено, должность введена, объясните, что такое пологистика»….

   

Подобных примеров эксперты института могут привести немало, и надо признать, что понятийная путаница еще присутствует. Чтобы читатели журнала «Услуги и цены» не попадали в ситуацию, описанную выше, редакция предлагает цикл статей, посвященный логистике.

   
Слово логистика происходит от греч. logistike — искусство вычислять, рассуждать. В современном языке оно трактуется как теория планирования, управления и контроля процессов движения материальных, трудовых, энергетических и информационных потоков с использованием элементов кибернетики. В экономике логистику применяют для управления и расчета материально-технического обеспечения, движения товарно-материальных запасов, информационных потоков. Такое объяснение дает бизнес‑словарь.

   
Практическую деятельность предприятия на рынке обуславливает его основная цель — миссия. Она определяет деловую активность, поведение в том или ином сегменте рынка и ведет к финансовому благополучию и стабильности компании. Современная экономика — это прежде всего конкурентная экономика. Она предполагает появление новых, более дешевых и достаточно эффективных разработок, заставляющих пересмотреть существующие принципы функционирования фирмы. Многие устоявшиеся понятия и пути организации бизнеса, которые были вполне приемлемыми и устраивали руководство компании, начинают заметно тормозить динамику развития и требуют детального анализа, корректировки, а иногда и пересмотра с целью их совершенствования.

В бизнесе, как и в спорте, существует правило, когда завоевать лидерство намного легче, нежели его удержать.

Почему?

Успехи лидера находятся под постоянным и пристальным вниманием конкурентов. Следовательно, для сохранения своих рыночных позиций компаниям необходимо прилагать определенные усилия в направлении повышения уровня технологичности и эффективности бизнес-процессов. Так вот, на каком‑то этапе диаграмма получения прибыли замирает в своем движении вверх, а затратная часть продолжает увеличиваться. Опытному аналитику достаточно одного взгляда на диаграмму, чтобы предложить руководству компании рецепт дальнейшего процветания — снижение затрат.

   
Нет такого бизнесмена на свете, кто бы даже во сне не думал о том, где изыскать дополнительные возможности дальнейшего снижения затрат и себестоимости продукции, повышения качества обслуживания потребителей, реорганизации и реструктуризации компании с целью роста эффективности бизнеса.

   
А ведь такая задача выполнима, и ее с успехом решают конкуренты. Речь идет о перестройке бизнеса на основе логистического подхода. При этом затрагиваются различные (экономические, социальные, технические, технологические, организационные, правовые, научные, психологические, экологические и др.) аспекты деятельности людей. Необходимо быть готовым к тому, что подобная перестройка представляет собой довольно болезненную процедуру.

   
По мнению аналитиков, руководителям большинства российских компаний логистические методы управления достаточно хорошо известны. В то же время их применяют лишь в отдельных случаях и на уровне интуиции. Это ставит перед российскими учеными актуальную задачу разработки фундаментальной научной и методологической основы эффективного использования логистической концепции в бизнесе.

   
В последние годы современные логистические концепции успешно применяют ведущие российские компании в стратегическом и оперативном управлении основными сферами бизнеса. Внедрение современного логистического управления в практику предпринимательства способно повысить организационно-экономическую устойчивость фирмы на рынке. Использование концепции логистики — один из основных резервов, позволяющих снизить уровень общих затрат ресурсов компании.

   
Примером наиболее эффективного применения логистического подхода в управлении бизнес-процессами служит заокеанский менеджмент. Соответственно, теоретические и практические наработки в данной области у них солиднее и достойны пристального внимания. Теперь сравним приведенное выше определение понятия «логистика» с его трактовкой Советом логистического менеджмента США: «Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей».

   
Логистика представляет собой бизнес-концепцию, базирующуюся на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в общий процесс с целью предотвращения нерационального расходования ресурсов компании. Логистику рассматривают как один из инструментов бизнеса, позволяющих экономить ресурсы компании. По данным Европейской логистической ассоциации, применение логистических разработок способно сократить время производства товаров на 25 %, снизить себестоимость производства продукции до 30 %, сократить объемы материально-технических запасов от 30 до 70 %. Интригующие цифры, не правда ли?

   

Основная задача логистики — оптимизация внутренних и внешних материальных потоков, сопутствующих им информационных и финансовых ресурсов, а также бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат.

По мнению ученых, логистические процессы должны протекать с соблюдением основного правила логистики — правила «7R»:
1R (right product) — нужный товар;
2R (right quality) — необходимого качества;
3R (right quantity) — в необходимом количестве;
4R (right time) — в нужное время;
5R (right place) — в нужное место;
6R (right customer) — нужному потребителю;
7R (right cost) — с требуемым уровнем затрат.

  

Функции логистики следующие: потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству товары, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания (как до продажи продукции, так и после нее) и при заданном уровне общих затрат.

   
Как видно, успех в деле превращения потенциальных клиентов в фактических зависит от оперативности и расторопности при выполнении требований заказчика. Несоблюдение хотя бы одного из перечисленных требований зачастую приводит к потере потребителей и соответствующей доли рынка. Например, потребитель отказывается от продукции компании по причине длительного срока выполнения заказов.

   
Логистическая деятельность носит интегрированный характер, простирается от момента возникновения потребности в товаре до момента ее удовлетворения.
Логистическое управление компанией можно определить как сквозное (интегрированное) управление процессом по продвижению продукции и сопутствующих потоков от источника их возникновения до конечного потребителя с целью достижения максимальной эффективности деятельности. Такое управление выполняет функции организации, планирования, регулирования, координации, контроля и анализа и представляет собой систему, увязывающую в единое целое управление внутренними и внешними бизнес-процессами.

Таким образом, объектом логистического управления являются любые процессы, связанные с перемещением самых разнообразных товаров, а одна из важнейших задач логистического менеджмента в компании — координация логистических функций и согласование целей с поставщиками, подрядчиками и потребителями.

   
В основе логистического управления компанией лежит идея непрерывного мониторинга всей логистической цепи. Взгляд на бизнес фирмы в таком ракурсе открывает множество преимуществ. Топ-менеджмент получает возможность увидеть, насколько эффективно используются те или иные ресурсы, выявить источники потерь, оптимизировать деятельность сотрудников в целях улучшения конечных результатов деятельности компании.

Эффективное применение принципов и методов логистики позволяет руководству высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции. Внедрение логистического управления помогает также уменьшить уровень запасов продукции в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость вложенного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить удовлетворение запросов потребителей.

   
В центре внимания системы логистического управления должен находиться процесс выполнения заказов потребителей. С развитием рыночных отношений клиенты получают все больше возможностей для сравнения и выбора лучшего сервиса и, соответственно, предъявляют повышенные требования к его качеству. Качество логистического обслуживания — это удовлетворение запросов потребителей, выраженное в надлежащем выполнении заказов, отсутствии ошибок, эффективном предоставлении услуг, а также постоянном стремлении к повышению уровня сервиса.

   

Система управления логистическим обслуживанием основана на следующих основных принципах:
ориентация на потребителя;
ориентация на бизнес-процесс;
ориентация на предотвращение ошибок и сбоев;
ориентация на постоянное совершенствование.

  
Основные концепции логистического обслуживания — Customer Satisfaction и Consumer Service. Их суть — построение таких отношений с потребителем, в рамках которых возможно решение практически всех его проблем на основе изучения его потребностей («клиент всегда прав»). Основная задача — помочь заказчику сделать свой бизнес более эффективным и прибыльным. Для этого рекомендуется провести подробный анализ болевых точек потребителя.

   
В силу своей ярко выраженной ориентации на конечного потребителя логистический подход значительно отличается от апробированных на российском рынке технологий простой дистрибьюции, что налагает определенные требования на функционирование компании вообще и службы логистики в частности. Необходимо провести работу по выработке единообразной стандартизированной логистической терминологии. Специалисты функциональных подразделений фирмы должны говорить на одном языке, оперировать схожими терминами и понимать друг друга.

   
Один из наиболее важных ресурсов, определяющих степень эффективности деятельности компании, — люди, а основополагающим условием проникновения логистической идеи во все сферы бизнеса фирмы служит наличие высококвалифицированных специалистов по логистике. В настоящее время ощущается определенный недостаток людей, имеющих не только опыт практической работы, но и владеющих фундаментальными теоретическими знаниями в области логистики. Хорошие специалисты по логистике должны обладать знаниями из различных областей, а также представлять себе общие взаимосвязи между функциональными областями бизнеса. Основные принципы кадровой политики компании в области логистики рассмотрим в следующей статье.

Логика логистики.

Часть 2


 
Логистика как сегмент бизнеса выходит на первый план динамично развивающихся компаний, поскольку позволяет получить прибыль там, где раньше компании несли только убытки. И в этом позитивном процессе основополагающую роль играют профессионалы логистики.

Когда речь заходит о профессиональных кадрах для данного сегмента рынка, эксперты приходят в состояние уныния. Их понять несложно. К середине нынешнего года на всю Россию с трудом наберется полторы сотни дипломированных специалистов. Капля в море. Тем не менее даже в такой непростой ситуации без четкой кадровой политики выстроить цивилизованную систему логистических отношений невозможно. И это прекрасно осознают все игроки рынка.

 
Основными принципами кадровой политики в компании должны служить следующие положения:
• человек является главным решающим элементом в логистической системе компании;
• необходимо обеспечивать условия для постоянного повышения уровня профессиональной квалификации сотрудников, так как она влияет на степень их мотивации и отношение к своей работе;
• применять методы руководства, направленные на то, чтобы помочь сотруднику лучше выполнять свои должностные обязанности, а именно устранить атмосферу боязни.

Например, из‑за страха получить выговор из‑за задержки в подготовке договора, менеджер по продажам может допустить ошибки в формулировании его условий. Или из‑за боязни отказа в заключении договора он обещает потенциальному клиенту поставку точно в срок, хотя в данной конкретной ситуации это скорее всего невыполнимо. Если же ошибки влекут за собой определенные санкции, то сотрудник предпримет меры для того, чтобы их скрыть или переложить ответственность на другого человека;
• устранение барьеров по вертикали (проблемы коммуникации между руководителями и сотрудниками);
• устранение барьеров по горизонтали (проблемы коммуникации между сотрудниками функциональных подразделений);
• выдвижение требований постоянного совершенствования персонала;
• отказ от жестко установленных норм;
• ясное представление сотрудниками политики компании;
• согласование краткосрочных требований с долгосрочной стратегией.

 
Одно из условий распространения концепции логистики в России как основы построения бизнеса — готовность российского предпринимателя к кардинальному изменению отношения к потребителю и партнерам.

 
Несколько слов о подготовке специалистов по логистике.
В вузах преподают по сути лишь основы логистических знаний. Необходимо разработать систему прохождения студентами программы стажировок и практики в компаниях. Для сравнения, в университетах Европы производственная практика занимает половину времени, отведенного на образование в области логистики. Нужно совершенствовать методики преподавания логистических дисциплин, особенно в системе бизнес-образования. Наблюдается недостаток квалифицированных преподавательских кадров.

 
Надо на плановой основе разрабатывать программы обучения и повышения уровня квалификации сотрудников, относящихся к логистической службе компании. Это исключит ошибки специалистов в выполнении операций, что в дальнейшем позволит избежать проблем в ходе выполнения заказа, сбоев в общем логистическом процессе, улучшить качество обслуживания, расширить рынок потребителей и в конечном счете повысить репутацию фирмы.

 
Необходимо обеспечить первоочередное обучение и повышение квалификации сотрудников, непосредственно отвечающих за выполнение заказов.

 
Представляется важным также обучение основам логистики власть имущих на общероссийском и региональном уровнях для повышения их профессионализма и компетентности.

 
Каждое структурное подразделение компании выполняет конкретную работу, за результаты которой руководитель отдела ответственен перед управленческим звеном фирмы. По ряду причин руководители функциональных подразделений ставят свои локальные цели выше корпоративных. Если к тому же интересы отделов компании пересекаются, то это делает их соперниками. Соперничество нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций в вопросах делегирования ответственности и полномочий, чему также способствует отсутствие системы четко определенных должностных обязанностей специалистов в каждом из отделов. В результате сотрудники могут не иметь общего представления о том, какие функции в логистическом процессе на них возложены.

 
Специалисты подразделений компании, стремясь как можно лучше выполнить свою работу, могут не учитывать, каковы будут последствия принимаемых ими управленческих решений и как они повлияют на выполнение задач других отделов и деятельность компании в целом.

 Логистическая система компании эффективно работает на потребителя тогда, когда основные ее элементы, такие, как закупки, производство, хранение, транспортировка и распределение, действуют как единый четко отлаженный механизм. Этого невозможно добиться, если сотрудники функциональных подразделений, достаточно профессионально реализуя свою часть обязанностей, не несут ответственности за результаты выполнения заказа в целом.

 
Если какой‑то отдел компании не в состоянии сыграть свою роль в реализации механизма выполнения заказов потребителей, то усилия специалистов всех других подразделений окажутся совершенно напрасными.
«Цепь надежна настолько, насколько надежно ее самое слабое звено». В такой связи необходимо постоянное согласование деятельности сотрудников всех отделов, занятых выполнением заказа.
Организационная концепция работы фирм, имеющих традиционные функциональные подразделения, и компаний, применяющих логистический подход, существенно отличается.

 

Для компаний с функциональным подразделением характерны:
• высокий уровень специализации сотрудников функциональных подразделений (закупки, склад, сбыт, и т. д.);
• ярко выраженная формализация;
• наличие связанных информационных систем;
• централизация принятия решений;
• высокий уровень контроля.

 

В свою очередь организационная концепция, лежащая в основе разработки и внедрения службы логистики в компании, предполагает:
• низкий уровень специализации, наличие специалистов‑универсалов;
• исключение формализма;
• наличие несвязанных информационных систем;
• децентрализацию принятия решений;
• низкий уровень контроля.

 

Для систематизации логистических процессов, а также внедрения логистического управления в повседневную деятельность компании необходимо создать самостоятельное подразделение — службу логистики. Она должна напрямую подчиняться руководству фирмы.

 
В организационной структуре компании почти все функции управления взаимосвязаны с логистической системой. Поэтому служба логистики должна тесно взаимодействовать с различными функциональными подразделениями фирмы, обеспечивая оптимизацию их деятельности и системную устойчивость компании.

 
Работу по координации выполнения заказов не следует подменять работой по управлению выполнением заказов, связанных с решением множества организационных задач в ходе выполнения логистических операций.

 
Служба логистики не должна физически подменять собой функциональные подразделения компании. В большинстве случаев количество и объемы заказов могут быть такими, что они не позволят специалистам службы логистики качественно и детально охватить все аспекты их выполнения. Следовательно, надо разграничивать процесс управления заказами от собственно координации. В задачи службы логистики входит не разрешение возникающих проблем и конфликтных ситуаций, а их анализ и перераспределение по другим службам компании, не погружение в многочисленные, порой сугубо технические, детали процесса выполнения заказа, а координация укрупненных блоков задач.

 
Однако без имеющейся в структуре управления компанией службы логистики такая интеграция невозможна. Это препятствует эффективному функционированию фирмы, делает невозможным ее дальнейшее развитие, что остро ставит вопрос о необходимости реорганизации структуры управления.

 
Известно, что компаниям, осуществляющим поиск зарубежных партнеров или инвесторов и обладающим развитыми логистическими службами, клиенты и отдают предпочтение.

 
Служба логистики — одно из основных подразделений компании. Без него реализуемые товары оказались бы недоступны потребителю.
Создание такой службы позволяет увязать в единую систему задачи логистического управления внутренними бизнес-процессами компании и бизнес-процессы партнеров и потребителей.

 
В структуре службы логистики все функции, необходимые для эффективного выполнения заказа, объединены в мощный централизованно-управляемый механизм, позволяющий решать задачи практически любой сложности ответственно, слаженно и профессионально.

 
Понимание выгод эффективного взаимодействия функциональных отделов и службы логистики, наличие эффективной системы коммуникации между подразделениями и поддержка руководства компании способны внести значительный вклад в реализацию стратегической цели фирмы.
Кантер, известный немецкий специалист по организационному поведению, отмечал, что «истинная свобода состоит не в отсутствии структуры, то есть в возможности для работников выйти из‑под контроля и делать, что им заблагорассудится, а скорее в четкой структуре, которая позволяет людям работать в установленных рамках самостоятельно и творчески» (1983). Такую структуру управления можно составить на основе разработки должностных инструкций служащих. Кроме того, важно разработать систему четкого распределения должностных обязанностей специалистов по логистике.

 
Должностные обязанности — это основные функции, которые полностью или частично поручают выполнять работнику. Они позволяют обеспечить оптимальную специализацию сотрудников.

 
Специалист по логистике должен определять возможные способы и методы реагирования на факторы внешней среды — политические, экономические, правовые, технические, технологические, социальные, экологические и др.

 
Одна из главных его задач — проанализировать ситуацию, выяснить интересы каждого звена в цепи «производство — потребление» и скоординировать их деятельность. Цель логистики — организовать весь маршрут продвижения заказа таким образом, чтобы минимизировать затраты на каждом звене логистической цепи.

 
Логистик — это профессиональный скряга, который чуть ли не единственный во всей логистической цепи думает не над тем как заработать, а над тем как сэкономить.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54786/


Возврат к списку

Рекламный блок

Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании