Концепция автоматизированной системы управления документооборотом в системе качества Микульчик А.А., Мичасов В.А Концепция автоматизированной системы управления документооборотом в системе качества В современных условиях внедрение АСУ документооборотом на предприятиях, работающих в условиях конверсии и двойных технологий, имеет неоценимое значение. Специализированная АСУ является главным инструментом управления базами данных и потоками информации при создании, внедрении, функционировании и совершенствовании системы качества (СК) предприятия. На основе практического опыта установлено, что есть определенный предел количества документации с формализованными процедурами, которое предприятие может обработать. С учетом того, что принятая система качества функционирует по 40 стандартам предприятия, 20-25 методическим инструкциям СК, а также технологическим регламентам и рабочим инструкциям, дальнейшая формализация постепенно ведет к возникновению у работников службы качества неуверенности в том, что они владеют всеми правилами, точно их выполняют. Отмечается также, что предприятиям с числом работающих более 800 человек принципиально невозможно обойтись без информационной поддержки при внедрении и функционировании системы качества Концепция автоматизированной системы управления документооборотом в системе качества Микульчик А.А., Мичасов В.А. В современных условиях внедрение АСУ документооборотом на предприятиях, работающих в условиях конверсии и двойных технологий, имеет неоценимое значение. Специализированная АСУ является главным инструментом управления базами данных и потоками информации при создании, внедрении, функционировании и совершенствовании системы качества (СК) предприятия. На основе практического опыта установлено, что есть определенный предел количества документации с формализованными процедурами, которое предприятие может обработать. С учетом того, что принятая система качества функционирует по 40 стандартам предприятия, 20-25 методическим инструкциям СК, а также технологическим регламентам и рабочим инструкциям, дальнейшая формализация постепенно ведет к возникновению у работников службы качества неуверенности в том, что они владеют всеми правилами, точно их выполняют. Отмечается также, что предприятиям с числом работающих более 800 человек принципиально невозможно обойтись без информационной поддержки при внедрении и функционировании системы качества. Для крупных оборонно-конверсионных предприятий характерной чертой является диверсификация тематических направлений, расширение видов деятельности и продукции. Попытка расширять систему менеджмента качества, увеличивая зону охвата деятельности различными системами качества, приводит к неуправляемому или трудно управляемому потоку документов и информации. Последнее порождает внутренние проблемы СК, связанные с качеством ее функционирования, что явно демонстрирует переход количества в качество (в данном случае - его ухудшение) из-за значительной смысловой и текстовой взаимосвязанности совокупности документированных процедур, роста массива статистических данных, объема хранящихся в архивах документов. Безусловно, структура предприятия, специализация, его размеры, номенклатура научно-технической и производственной продукции и другие факторы существенно влияют на структуру и объем документированной системы качества, на ее вариабильность. Для каждого предприятия конкретная реализация структуры и объема средств, на которых строится АСУ документооборотом СК (АСУ Д СК), по-своему уникальна, проблема состоит в том, чтобы сделать правильный выбор. Однако на ряде однотипных предприятий АСУ Д СК будет иметь много общих черт. Поэтому приводимый в настоящей статье подход к созданию АСУ Д СК и ее структура могут оказаться полезными в практическом и методическом плане. Для оценки границ применимости системы приведем характеристику того, что вложено в понятие \"крупного научно-производственного комплекса\" на примере НИИ измерительных систем. Конверсионное предприятие специализируется в области разработки и производства радиоэлектронной аппаратуры, программно-технических средств автоматизации технологических процессов, радиосвязных и радиотелеметрических систем на основе так называемых двойных технологий. Содержит в своем составе около 80 самостоятельных подразделений: научные, конструкторские и технологические, цеха опытного производства, вычислительный и испытательный центры. Численность сотрудников составляет около 3000 человек. Объем документации, определенной СК, характеризуется следующими показателями: - по конверсионной тематике на основе МС ИСО 9001 - 44 стандарта предприятия (СТП) объемом 1500 листов (гражданская тематика); - по оборонной тематике на основе ГОСТ Р ИСО 9001 - 46 СТП объемом 1600 листов (оборонная тематика); - по тематике автомобильной электроники дополнительно на основе СК/QS 9000 - 23 СТП объемом 1150 листов; - по тематике микроэлектроники - 36 СТП объемом 1100 листов; - начата разработка документации по версии 2000 года. Эта документация постоянно разрабатывается, совершенствуется, корректируется. Последнее связано с обеспечением высокой степени безошибочности при выработке изменяемых редакций. Характеристика объема работ по документообороту в СК Вид работ, тип документации Объем документации в оригиналах Объем работ по выпуску, коррекции и хранению Документированная система качества по направлениям: Создание 1500 листов в год Коррекция: 7000 листов в год Хранение копий в архивах: 4450 экз объемом 178000 листов и 712 листов коррекции в день ИСО 9001-94 (ГТ) 44 СТП (1500 листов) ГОСТ Р ИСО 9001-96 (ОТ) 46 СТП (1600 листов) СК по микроэлектронике (ГТ и ОТ) 17 СТП по ГТ (500 листов) 19 СТП по ОТ (600 листов) QS 9001 23 СТП (1150 листов) ИСО 9001-2000 (ГТ) 30 СТП (1500 листов), в плане разработки Работы по внутренним проверкам: - планирование и проведение - выпуск отчетов - корректирующие мероприятия 80 подразделений по ГТ 60 подразделений по ОТ (15 листов на 1 проверку) 2100 листов в год Работы по картам анализа неисправностей (КАН): - учет и регистрация - отчет о выполнении - анализ и корректирующие мероприятия 60 КАН в год (по 6 листов на 1 проверку) Статистические методы Сбор и обработка статистики (200 листов) 200 листов в год Организационная работа: - ОРД и протоколы Дней качества (ДК) - отчеты 12 ДК у руководства (по 10 листов) 80 подразделений по ГТ 60 подразделений по ОТ (по 4 листа в квартал на каждое подразделение) 2300 листов в год Разработка, внедрение, опытная эксплуатация, администрирование АСУ ТЗ, руководящие документы (500 листов) 500 листов в год Услуги пользователям (инструкции и протоколы) Рабочие инструкции и протоколы (500 листов) 100 листов в год Общее количество документации: 14700 листов оригиналов документов при выпуске (1 год) 15000 листов копий СТП при выпуске 178000 листов копий СТП хранятся в архивах 178000 листов коррекции копий СТП при хранении (1 год) В таблице приводится характеристика объемов работ по документообороту, из которой следует, что ежегодно работникам службы качества приходится выпускать около 15 тыс. листов документов (объем до 45 мегабайт), а в постоянном действии находится до 7 тыс. листов (21 мегабайт) оригиналов документированных процедур (СТП). В этих условиях создание, постоянное поддержание в работоспособном состоянии обязательных документированных процедур и гарантированный доступ к документации характеризуется наличием трех проблем: 1. С учетом периодической смены версий стандартов СК и следующей за этим полной переработки комплектов документированных процедур, их расширения объем обрабатываемой документации составляет около 14700 листов. 2. Жесткое перекрестная взаимосвязанность СТП в пределах одной СК делает сложной задачу постоянного поддержания в актуализированном состоянии всей системы СТП даже при единичных изменениях. 3. Объем копий СТП, находящихся на абонентном учете и хранении в архивах и обеспечивающих пользовательский режим, составляет 4450 единиц (178 тысяч листов). Это создает серьезную проблему с размножением, учетом и коррекцией копий. Оценка показывает, что общая трудоемкость создания и обработки документации (без учета творческой части создания документов и их согласования и утверждения) требует постоянного задействования дополнительно около 15 человек. Приведенные расчеты и соображения могут оказаться полезными для предприятий, планирующих создание и внедрение документированной системы качества. Но кроме того они являются обоснованием необходимости и экономической целесообразности создания АСУ документооборотом СК подобного предприятия. Концепция АСУ документооборота при этом содержит три ключевых момента: 1. Организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) на основе персональных компьютеров, лицензионного программного обеспечения и специализированных пакетов прикладного программного обеспечения собственной разработки (или адаптированных). 2. Создание и внедрение системы пользовательских инструкций для сотрудников службы СК, эксплуатирующих указанные АРМы, и пользователей в производственных подразделениях. 3. Включение ПК подразделений-пользователей в единую с АРМами локальную сеть под управлением выделенного сервера. Включение на втором этапе пользователей в локальную сеть обеспечит безбумажную технологию пользования документированной системой. Максимально необходимый объем копий стандартов, хранящийся в архивах, составит уже 800 единиц (32000 листов) с соответствующим снижением трудозатрат на их коррекцию (до 128 листов в день). Общее снижение численности работников, связанных с обеспечением документооборота (или предотвращение роста численности на обслуживание возрастающего с внедрением СК документооборота), составит 15-20 человек, даст экономию около 3 млн руб. в год и окупится в течение первого же года полномасштабной эксплуатации АСУ Д, поскольку общие затраты на создание, внедрение и эксплуатацию системы документооборота составляют около 2 млн руб. в ценах 2001 года. Таким образом, рассмотренная структура и функции элементов автоматизированной системы управления документооборотом СК позволяют: - отказаться от увеличения в 2 раза штата отдела качества предприятия; - исключить изготовление и сопровождение дополнительных 50 комплектов копий СТП объемом до 70 тыс. листов; - сократить сроки на планирование и отчетность по внутренним проверкам качества предприятия в 2-2,5 раза; - обеспечить одновременный доступ к документам СК 150 пользователям предприятия; - осуществлять простой переход к интеграции в единую АСУ предприятием. https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54827/ Возврат к списку
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию