Логистическая стратегия: примерный подход существенный расход Сергей Таран Логистическая стратегия: примерный подход существенный расход На рынке становится тесно. И преимущества сегодня имеют те торговые и производственные компании, в которых есть стратегия (концепция) развития бизнеса, разработанная на несколько лет вперед (от 3-х до 5 лет). Но таких компаний пока немного. И этому есть свои причины. О них и пойдет речь. Стабилизация цен и конъюнктура рынка Для развития бизнеса в России сегодня характерно:• Наличие в продаже широкого ассортимента практически всех видов товаров на всей территории России. • Превышение предложения товаров над их спросом. • Относительная стабилизация цен на товары и общая тенденция на их снижение (без учета инфляционного процесса и повышения стоимости на энергоносители на мировом рынке). • Выдавливание крупными компаниями мелких и средних компаний за счет более низких цен и меньших расходов на транспорт и складские операции в расчете на товарную единицу. • Расширение географии торговых сетей крупных компаний, образованных с участием иностранного капитала, и постоянное увеличение новых складских площадей в регионах, в основном ориентированных на эти компании. Более совершенное законодательство – больше иностранных конкурентов Подавляющее большинство российских компаний использовали любые имеющиеся возможности для развития бизнеса на ближайший период времени (обычно от 0,5 до 1,5 лет). Это было обусловлено нестабильностью в нашей стране в последние 10-12 лет, а именно: наличием слабой экономики; несовершенным законодательством; сильным давлением западного капитала на процесс становления государства. В тот период нестабильности, частого изменения правил игры со стороны государства, разрабатывать более долгосрочные планы развития для руководителей компаний было крайне сложно или почти невозможно. Но емкость и широта российского рынка позволили многим компаниям даже в таких тяжелых условиях развить свой бизнес. Нестабильность и пробелы в законодательстве в свою очередь существенно ограничили возможности компаний с иностранным участием. Иностранцев в то время отпугивал слишком большой риск работы в России. А для россиян это была среда обитания, где нужно было любыми способами не только выжить, но и создать свое дело. Они - с деньгами и стратегиями, а у нас даже толковых планов нет Логистическая стратегия: примерный подход существенный расход Наличие логистической стратегии и конкурентоспособность компании Сергей Таран, руководитель проектного направления компании Logistics Systems На рынке становится тесно. И преимущества сегодня имеют те торговые и производственные компании, в которых есть стратегия (концепция) развития бизнеса, разработанная на несколько лет вперед (от 3-х до 5 лет). Но таких компаний пока немного. И этому есть свои причины. О них и пойдет речь. Стабилизация цен и конъюнктура рынка Для развития бизнеса в России сегодня характерно: • Наличие в продаже широкого ассортимента практически всех видов товаров на всей территории России. • Превышение предложения товаров над их спросом. • Относительная стабилизация цен на товары и общая тенденция на их снижение (без учета инфляционного процесса и повышения стоимости на энергоносители на мировом рынке). • Выдавливание крупными компаниями мелких и средних компаний за счет более низких цен и меньших расходов на транспорт и складские операции в расчете на товарную единицу. • Расширение географии торговых сетей крупных компаний, образованных с участием иностранного капитала, и постоянное увеличение новых складских площадей в регионах, в основном ориентированных на эти компании. Более совершенное законодательство – больше иностранных конкурентов Подавляющее большинство российских компаний использовали любые имеющиеся возможности для развития бизнеса на ближайший период времени (обычно от 0,5 до 1,5 лет). Это было обусловлено нестабильностью в нашей стране в последние 10-12 лет, а именно: наличием слабой экономики; несовершенным законодательством; сильным давлением западного капитала на процесс становления государства. В тот период нестабильности, частого изменения правил игры со стороны государства, разрабатывать более долгосрочные планы развития для руководителей компаний было крайне сложно или почти невозможно. Но емкость и широта российского рынка позволили многим компаниям даже в таких тяжелых условиях развить свой бизнес. Нестабильность и пробелы в законодательстве в свою очередь существенно ограничили возможности компаний с иностранным участием. Иностранцев в то время отпугивал слишком большой риск работы в России. А для россиян это была среда обитания, где нужно было любыми способами не только выжить, но и создать свое дело. Они - с деньгами и стратегиями, а у нас даже толковых планов нет По мере совершенствования законодательства, укрепления экономики и стабилизации ситуации в стране на российский рынок хлынули сначала торговые, а затем и производственные иностранные компании. Имея отработанную и опробованную на практике в других странах стратегию развития бизнеса и обладая большими финансовыми возможностями, они начали проникать в разные отрасли российской экономики и создавать инфраструктуру. Крупные иностранные компании имеют разработанные планы развития как минимум на 5-10 лет. Они работают на основе самых современных технологий, разработанных в специализированных научных институтах и лабораториях. Для российских компаний (как торговых, так и производственных) происходящие изменения на рынке требуют адекватного подхода и перестройки, в первую очередь, системы планирования и управления производственными процессами в компании, оптимизации процессов. Такое изменение ситуации требует от руководителей компаний разработки тщательно продуманной и рассчитанной стратегии развития как минимум на 3-5 лет, если они хотят закрепиться или же просто выжить. Этот временной период позволяет освоить вложенные капиталы в строительство складских и иных объектов. При планировании деятельности компании на период от 5 до 10 лет появляется возможность окупить вложенные средства и рассчитать использование объекта для развития бизнеса с минимизацией расходов. Практика показывает, что руководство российских торговых компаний, имеющих филиалы в регионах, чаще всего планирует расширение бизнеса без глубокого анализа параметров товарных потоков и их географии, без изучения транспортной составляющей, технологии работы с товарами, без должной оценки складских мощностей, без разработки комплекса мер по оптимизации. Такой подход обусловлен недостатком знаний по логистике у руководителей компаний и отсутствием высококвалифицированных специалистов по логистике в компании. Большинство руководителей имеют определенные знания о логистике, полученные на семинарах и конференциях, у многих есть престижные дипломы об окончании специализированных курсов, но в основном по менеджменту. На этих курсах дают только основные понятия о логистике, которые и используются при формировании концепции развития компании. Обычно в ней указывается в общих выражениях, что повышения эффективности в компании нужно достигать за счет уменьшения количества операций с товарами, за счет оптимизации логистических операций и т.п., но не указано, каким способом и на каких участках это планируется осуществить. Таким образом, формируется стратегия (концепция) развития компании, не подкрепленная разработкой обеспечивающих мероприятий в сфере логистики, финансов и в других областях, которые требуют создания механизма ее реализации. Такая «стратегия» становится только декларацией с соответствующим результатом. Как обычно рождается логистическая стратегия компании? При разработке планов по развитию деятельности компании на несколько лет вперед руководство чаще всего использует стоимостные показатели (по продажам) с учетом имеющегося опыта модернизации или создания новых торговых объектов. Такие показатели являются обычным рабочим инструментом руководителя при анализе деятельности компании. При этом планируется увеличение стоимости продаж по годам, ассортименту и по различным торговым объектам, которые могут быть расположены как в одном населенном пункте, так и в различных регионах. Эти стоимостные данные передаются руководителю логистического подразделения, который обычно действует следующим образом: • Получает план продаж и поставок в стоимостном выражении на текущий год. • На основании этих данных с учетом сезонности в логистическом подразделении определяются размеры поставок в стоимостном показателе. • С учетом существующего в компании норматива по товарному запасу определяется периодичность поставок исходя из способа доставки и параметров транспортных средств. • По стоимостным и количественным показателям планируемых поставок и отгрузок и нормативу товарного запаса определяется возможность складской переработки данного товарного потока. • Информирование руководства компании о возможности (невозможности) обработать планируемый объем товаров. Примерный подход дает существенный расход Для определения потребности в транспортных средствах и складских помещениях используется примерный расчет исходя из стоимости товаров и их примерных объемов на основании предыдущих перевозок и складирования. При этом, конечно, получаются весьма приблизительные количественные данные. Потребность в складских помещениях определяется с учетом возможностей размещения товара для хранения. Об осуществлении других операций с товарами, кроме хранения, мало кто задумывается. Руководителю компании обычно малоинтересны доводы специалистов по логистике об увеличении складских площадей, если имеющиеся площади с трудом могут вместить планируемые товарные объемы. О том, что операции по приемке, комплектации и отгрузке проводятся либо в проходах, либо под открытым небом, руководство старается не думать, так как это - дело руководителя склада. Как результат – убытки из-за повышения доли некачественных товаров, из-за потери товарного вида, пересортицы, а также значительные временные затраты на обработку товаров. Такие убытки фактически запланированы руководством компании. Отсутствие количественных данных о планируемых товарных потоках, о складских мощностях и возможности их обрабатывать приводят к дополнительным расходам, а в конечном итоге к потере конкурентоспособности на рынке. Только всестороннее изучение возможностей по обработке товаров и определение потребности в обработке плановых товарных объемов с учетом применения наиболее оптимальных процессов и с использованием более производительного оборудования и технологий позволит успешно конкурировать на рынке. Стратегия с точки зрения профессионалов Порядок разработки стратегии (концепции) развития производственно-торговой компании может быть следующий: Формулирование основной деятельности компании на планируемый период. Предполагаемые способы развития (расширения) основной деятельности компании, например: • Увеличение объемов производства и продаж (указать основные показатели). • Расширение географии продаж (указать существующие и предполагаемые места продаж или поставок). • Расширение производственных и торговых мощностей на основе имеющихся площадей (указать количественные показатели) или использования новых. • Слияние, поглощение других компаний и упрочение положения компании на рынке. Возможное достижение намеченных результатов за счет: • совершенствования системы управления, организационной структуры компании и внедрения корпоративного стандарта управления • повышения производительности труда путем внедрения новых технологий на имеющихся площадях или при создании новых мощностей (указать, какие технологии и параметры новых площадок предполагается внедрять) • снижения затрат и оптимизации логистических операций (указать, на каких участках это предполагается делать и каким образом) • внедрения корпоративной информационной системы управления, охватывающей все структурные подразделения компании независимо от их местонахождения • внедрения стандарта форм отчетности и единых справочников базы данных • внедрения стандарта документооборота в компании • совершенствования системы морального и материального стимулирования сотрудников и др. Определение этапов в достижении поставленных задач: • Определение конечного результата и срока реализации поставленных задач. • Определение сроков реализации планов и объем выполняемых задач на промежуточных этапах. • Определение временных точек, в которых может (должна) происходить корректировка поставленных задач исходя из достижения определенных результатов, выполненных работ за определенный период времени. Определение сил и средств, необходимых для достижения поставленных задач: • Определение потребности в складских и транспортных мощностях для обработки планируемых товарных потоков. • Определение затрат на расширение или модернизацию складских площадей и других объектов. 6. Определение способа финансирования на всех этапах развития: • Из каких источников будут оплачиваться запланированные мероприятия (собственных и/или привлеченных и для выполнения каких работ). • Определение примерных размеров затрат на осуществление поставленных задач по этапам и в целом. Определение рабочей группы, которая будет осуществлять управление и реализацию мероприятий по развитию компании. Определение порядка разработки финансовой, коммерческой (маркетинговой), логистической и производственной стратегий на основе общей концепции (стратегии) развития компании. Корректировка и принятие общей концепции компании по результатам разработанных стратегий (пункт 8), обеспечивающих ее реализацию. Все вышеперечисленное требует высокой квалификации специалистов, обработки больших объемов данных, определенных расходов и нескольких месяцев напряженной работы. Логистическая стратегия: добиться цели с минимальными затратами Благодаря стратегии, согласованной в различных подразделениях и принятой в компании, руководитель логистического подразделения знает, какие задачи стоят перед его подразделением; как и когда их нужно выполнять; какие будут расходы и затраты и кто участвует в их реализации. Но это то, к чему надо стремиться. Так, рассчитанные объемы поставок в определенные временные периоды, требующие определенной технологии обработки и определенного количества сотрудников, позволяют осуществлять все эти операции наиболее оптимальным и экономически целесообразным способом. Отсутствие стратегии – рост убытков Другая ситуация в компаниях, где нет разработанной стратегии развития компании и, соответственно, логистической стратегии. Руководители склада и логистического подразделения пытаются приспособиться к имеющимся возможностям в условиях значительного увеличения объемов и наличия нерешенных вопросов о том, как их обрабатывать. В результате имеют место следующие ситуации: • слабая система учета движения товаров, которая позволяет нечистым на руку сотрудникам обогащаться; • наличие нерациональных операций с товарами – дополнительные перемещения и перегрузки товаров; • увеличение количества бракованных товаров по вине сотрудников склада, которым приходится работать в стесненных условиях, и из-за погодных условий, так как часть операций с товарами осуществляется на открытом воздухе; • увеличение ошибок в подборе заказов и отгрузках, что вызывает нарекания со стороны клиентов и требует дополнительных усилий по исправлению ситуации. Для достижения целей по оптимальному использованию имеющихся сил и средств, минимизации затрат и повышению конкурентоспособности необходим учет всех факторов, в том числе и разработка программы достижения поставленных задач, т.е. плана развития. https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55002/ Возврат к списку
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию