Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Cтрахование ответственности экспедитора. Миф или реальность? Вячеслав Сидоренко

Cтрахование ответственности экспедитора. Миф или реальность? Вячеслав Сидоренко

Практикум: Cтрахование ответственности экспедитора. Миф или реальность?


13 Ноя, 2007 г.
Вячеслав Сидоренко

Во-первых, конечно же, следует четко понимать разницу между страхованием ответственности экспедитора (или грузоперевозчика) с одной стороны и страхование самого груза с другой стороны:

страхование любой профессиональной ответственности – это защита самого «профессионала» (в нашем случае – экспедитора или грузоперевозчика) от ответственности перед клиентом за ущерб интересам клиента, полученному ВСЛЕДСТВИЕ ОШИБКИ, УПУЩЕНИЯ ИЛИ НЕБРЕЖНОСТИ «профессионала»;


из предыдущего пункта видно, что страхование ответственности не покрывает таких опасных рисков, как грабеж, стихийные бедствия и других, т.е. когда экспедитор или перевозчик НЕ ВИНОВАТ. Требование о ПОЛНОЙ ответственности экспедитора за перевозимый груз означает, что клиент предлагает, чтобы перевозчик застраховал груз от всех опасностей (обычный полис страхования грузов) за свой счет. Это можно решить просто включением такого пункта (именно в такой формулировке) в грузовой договор с клиентом.

надо учитывать, что лимита застрахованной ответственности экспедитора (перевозчика) может и не хватить на покрытие ущерба грузу;

реальная практика показывает, что выплаты по ответственности часто (или даже, чаще всего) производятся по решению суда, т.е. может продлиться довольно долго.

Cтрахование ответственности экспедитора. Миф или реальность?


13 Ноя, 2007 г.
Вячеслав Сидоренко


1. Во-первых, конечно же, следует четко понимать разницу между страхованием ответственности экспедитора (или грузоперевозчика) с одной стороны и страхование самого груза с другой стороны:

 Страхование любой профессиональной ответственности – это защита самого «профессионала» (в нашем случае – экспедитора или грузоперевозчика) от ответственности перед клиентом за ущерб интересам клиента, полученному ВСЛЕДСТВИЕ ОШИБКИ, УПУЩЕНИЯ ИЛИ НЕБРЕЖНОСТИ «профессионала»;

2.  Из предыдущего пункта видно, что страхование ответственности не покрывает таких опасных рисков, как грабеж, стихийные бедствия и других, т.е. когда экспедитор или перевозчик НЕ ВИНОВАТ. Требование о ПОЛНОЙ ответственности экспедитора за перевозимый груз означает, что клиент предлагает, чтобы перевозчик застраховал груз от всех опасностей (обычный полис страхования грузов) за свой счет. Это можно решить просто включением такого пункта (именно в такой формулировке) в грузовой договор с клиентом.

3.  Надо учитывать, что лимита застрахованной ответственности экспедитора (перевозчика) может и не хватить на покрытие ущерба грузу;

4.  Реальная практика показывает, что выплаты по ответственности часто (или даже, чаще всего) производятся по решению суда, т.е. может продлиться довольно долго.


Страхование груза – это забота владельца груза о собственной финансовой безопасности. В данном случае владельцу груза без разницы, есть ли у экспедитора полис по ответственности.

Возможно, наступит время, когда наличие полиса страхования ответственности у перевозчика (экспедитора) будет важным моментом для владельца груза. Однако, сейчас гораздо важнее деловая репутация. Т.е. бывают перевозчики без страховки, но абсолютно порядочные и профессиональные. А среди застрахованных встречается совершенно некомпетентные.

Возможно, что если владелец груза знает, на какую сумму и от каких рисков застрахована ответственность перевозчика (охранника, экспедитора) его груза, то можно несколько оптимизировать (снизить) размер платежа за страховку самого груза. Но, во-первых, платеж снизится крайне незначительно, а во-вторых, это уже «дырка» в страховой защите груза, и тут лучше не рисковать.

И теперь еще один важный момент.

В соответствии с ч.1 ст.932 Гражданского кодекса РФ «страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом, т.е. Гражданским кодексом РФ, транспортными Уставами и Кодексами, иными Законами РФ». Примером может служить страхование ответственности морского перевозчика, специально предусмотренная Кодексом Торгового Мореплавания Российской Федерации.

Однако ни Гражданским кодексом РФ, ни Уставом автомобильного транспорта РФ, ни Общими правилами перевозки грузов автомобильным транспортом не предусматривается страхование ответственности по договору о предоставлении экспедиционных услуг по автомобильной перевозке. Таким образом, страхование ответственности Экспедитора по договору транспортно-экспедиционного обслуживания автомобильным подвижным составом, в частности, в междугороднем и в международном сообщении является незаконным. Такое страхование не предусмотрено ни одним нормативным актом РФ.

Любая серьезная страховая компания, конечно же, осознает невозможность страхования договорной ответственности Экспедитора (в соответствии со ст.932 Гражданского кодекса РФ). Поэтому, из Правил страхования как правило исключена формулировка «договорная ответственность» с целью, чтобы договорная ответственность никому не бросалась в глаза. При этом предметом страхования является именно страховая ответственность Экспедитора.

Многие клиенты настаивают на том, чтобы договорная ответственность экспедиторской компании являлась 100 - процентной, а не виновной, то есть, когда стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если такое неисполнение вызвано непреодолимой силой.

В случае включения в договор условий о виновной ответственности экспедитора, то есть тогда, когда ответственность наступает только при наличии вины, Страховая компания будет действовать следующим образом. В первую очередь, искать в действиях Экспедитора или Перевозчика нарушения условий договора Страхования, например, умышленные действия или нарушения прямых обязанностей, технологических инструкций и т.д., для того чтобы отказать в выплате страхового возмещения

Во вторую очередь, Страховая компания будет доказывать Выгодоприобретателю отсутствие вины Экспедитора, преследуя при этом цель, не выплачивать страховое возмещение Выгодоприобретателю. В случае несогласия Выгодоприобретателя или Корпоративной Страховой компании Выгодоприобретателя с выводами Страховой компании экспедитора / перевозчика спор передается в Арбитражный суд, где Страховая компания будет выступать от имени Страхователя и защищать интересы экспедитора. Таким образом, Клиент или Корпоративная страхования компания Клиента приобретает себе еще одного оппонента в споре о возмещении причиненного ущерба.

Из чего можно сделать вывод о том, что страхование ответственности экспедитора – это еще один правовой способ для экспедитора исключить свою материальную ответственность по договору за сохранность груза, что для Заказчика экспедиционных услуг явно не является первостепенной целью.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55007/

Возврат к списку

Рекламный блок

LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел