Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Страхование на рынке логистики

Страхование на рынке логистики

Страхование на рынке логистики



Сегодня все более и более востребованным становится страхование в области складской недвижимости и логистических услуг. Не последнюю роль здесь играют иностранные инвесторы, которые стали проявлять интерес к российскому рынку складской недвижимости. В настоящее время уже состоялся ряд интересных сделок, что вряд ли стало бы возможным, не будь логистические проекты приведены в соответствие с западными стандартами.

На первом месте в рейтинге страховых услуг — страхование самого имущественного комплекса — здания склада, внутренних коммуникаций, инженерных систем, стеллажного оборудования и т. д. «Страхование имущества распространено среди девелоперов и арендаторов складской недвижимости, — рассказывает Дмитрий Герастовский, заместитель директора департамента складской, индустриальной недвижимости компании Knight Frank. — Девелоперы чаще всего заключают договор страхования самого здания от возможных рисков, связанных с нанесением ущерба как в процессе строительства, так и на этапе эксплуатации объекта». Арендаторы, как правило, страхуют собственные товарные запасы.

Страхование на рынке логистики



Сегодня все более и более востребованным становится страхование в области складской недвижимости и логистических услуг. Не последнюю роль здесь играют иностранные инвесторы, которые стали проявлять интерес к российскому рынку складской недвижимости. В настоящее время уже состоялся ряд интересных сделок, что вряд ли стало бы возможным, не будь логистические проекты приведены в соответствие с западными стандартами.

На первом месте в рейтинге страховых услуг — страхование самого имущественного комплекса — здания склада, внутренних коммуникаций, инженерных систем, стеллажного оборудования и т. д. «Страхование имущества распространено среди девелоперов и арендаторов складской недвижимости, — рассказывает Дмитрий Герастовский, заместитель директора департамента складской, индустриальной недвижимости компании Knight Frank. — Девелоперы чаще всего заключают договор страхования самого здания от возможных рисков, связанных с нанесением ущерба как в процессе строительства, так и на этапе эксплуатации объекта». Арендаторы, как правило, страхуют собственные товарные запасы.

Наиболее распространенный вид ущерба, по мнению Дмитрия Герастовского, — повреждение несущих конструкций, стен, колонн и пола внутри помещений. Гораздо реже случаются пожары, но ущерб от них гораздо значительнее и может повлечь за собой серьезные затраты как со стороны девелопера, так и арендаторов комплекса (этот риск специалисты считают самым опасным). «Пожар может не только причинить серьезный ущерб, он влечет за собой и другие риски — повреждение имущества водой (при тушении), дымом и копотью. Поэтому при андеррайтинге (англ. underwrite — подписывать; процесс анализа предлагаемых на страхование рисков) особое внимание уделяется противопожарной безопасности», — рассказывает Ирина Терехова, директор департамента имущественного страхования САК «Энергогарант».

«Полис имущественного страхования позволит получить страховую компенсацию при повреждении или уничтожении склада, используемого в складской деятельности оборудования, а также товаров, хранящихся на складе страхователя. Причем товары могут находиться как в собственности страхователя, так и на ответственном хранении», — считает Михаил Алексеев, начальник отдела страхования имущества и ответственности «КапиталЪ Страхование».

Далее по «популярности», по мнению Михаила Алексеева, следует страхование оборудования, используемого в работе складским оператором: погрузчиков и электрокаров.

Кроме того, страхуется ответственность складского оператора перед третьими лицами (собственниками товарных запасов) за имущество, принятое на ответственное хранение. Что это такое? Дело в том, что имущественное страхование позволяет возместить ущерб, нанесенный товарным запасам, только в случае наступления форсмажора. Напомним, что к таким рискам можно причислить пожар, удар молнии, взрыв, кражу со взломом, злоумышленные действия третьих лиц, падение пилотируемых объектов, стихийные бедствия и т. д. Однако данный вид страхования не возмещает стоимость товара, поврежденного в результате профессиональной деятельности складского оператора, как то: хранение груза на складе, пересортировка, маркировка, подбор партий, пересчет, регистрация товара при складских операциях, проведение погрузочноразгрузочных работ. Для того чтобы защитить страхователя от ненужных рисков, и существует данное покрытие. Страховым случаем, согласно законодательству РФ, здесь считается нанесение страхователем вреда имуществу третьих лиц — потеря товарного вида продукции, нарушение режима хранения и т. д.


Хотя и здесь есть исключения. Так, не покрывается ущерб в случае если товар не был должным образом упакован или утеряны документы — квитанции, накладные и т. д. Исключением из покрытия также является повреждение товара насекомыми, грызунами, недостача товара при целостности наружной упаковки и т. д.

Пока что страхование ответственности уступает в популярности имущественному страхованию. Многие операторы уверены — их профессиональная деятельность не может нанести вреда находящемуся на ответственном хранении товару, а риски возникновения форсмажорной ситуации покрывает договор имущественного страхования. Следовательно, страховать свою ответственность нет никакой необходимости. «Одна из проблем — низкая правовая и страховая культура, — считает Елена Баршева, начальник управления страхования имущества и ответственности страховой компании «Цюрих». — Складские операторы не желают страховать свою ответственность, так как игнорируют риск предъявления исков третьими лицами, хотя как ответственные хранители они несут ответственность по компенсации ущерба перед своими клиентами, не говоря уже о возможности причинения ущерба имуществу третьих лиц, расположенному за территорией склада, например, в случае крупного пожара». Однако, по мнению специалистов, к крупным игрокам рынка (операторам крупных логистических терминалов) вышесказанное относится в меньшей степени.

В страховой компании «Цюрих» обращают внимание на специфику страхования товарных запасов. «Клиенты часто предпочитают страховать товарные запасы на складах по полисам страхования грузоперевозок, которые включают страховую защиту во время нахождения грузов на складе в течение 60 дней. Однако страхование грузоперевозок покрывает финансовые риски (упущенную прибыль) лишь в пределах 10 процентов, в то время как при страховании грузов как имущества возможно страхование неполученной прибили в полном объеме, например, в результате сгоревшей на складе партии товаров», — заключает Елена Баршева.

Также возможно страхование от перерыва в производстве (потери арендной платы), происшедшего вследствие страхового случая. Стоит отметить, что в последнее время на российском рынке стали появляться новые (но известные на Западе) виды страховых услуг. «Например, крупные операторы логистических центров заинтересованы в покрытии убытков, возникающих в том случае, если поставщики услуг (включая поставщиков электроэнергии, воды и прочих коммунальных услуг) не могут выполнять свои обязательства изза повреждения своего имущества, — рассказывает Михаил Алексеев. — Следует отметить, что этот вид страхования довольно сложный, и его могут предоставлять далеко не все страховые компании».

Приведем некоторые виды страхования, которые взяла на вооружение «Национальная логистическая компания»:

•страхование зданий и производственнотехнического оборудования (полки, стеллажи, техника);

•страхование ответственности логистического оператора,

•страхование ответственности владельцев складов временного хранения и таможенных складов;

•страхование сотрудников;

•страхование товарных запасов;

•транспортноэкспедиторские страховки.

«При оценке логистических услуг клиенты в первую очередь обращают внимание на надежность хранения и безопасность груза. Поэтому НЛК использует все вышеперечисленные страховки, чтобы максимально обезопасить и себя, и клиентов от возможных потерь. Наличие страховки очень важно и для привлечения инвесторов, которые стремятся максимально снизить свои риски. Вид и стоимость страховки зависят от товаров, которые хранятся на складе, и от наличия систем безопасности», — заключает Полина Винокурова, специалист по рекламе и связям с общественностью «Национальной логистической компании».

Скажем несколько слов и об арендаторах (конечных пользователях) складских помещений. Обычно они приобретают страховое покрытие в отношении собственных товарных запасов, хранящихся на складе. Кроме того, по мнению Алексея Галахова, заместителя генерального директора ОСАО «Россия», арендаторы страхуют свою ответственность за нанесение ущерба арендодателю, другим арендаторам, а также третьим лицам. «Арендаторы заинтересованы в страховании своего имущества: пока груз находится на складе, всегда есть вероятность того, что с ним чтонибудь случится, — рассказывает Елена Баршева. — Чаще всего страхуются имущественные риски. Если возникает страховой случай, то потом регрессный иск предъявляется складскому оператору».

«Арендаторы обычно заключают договор страхования грузов и оборудования, находящегося на территории склада, по­скольку в случае ущерба его возмещение по закону должна производить страховая компания, а не собственник здания», — считает Дмитрий Герастовский.

По мнению Александра Варенцова, заместителя генерального директора СГ «Межрегионгарант», чаще всего в области логистики страхуются товарноматериальные ценности на складе. «Страхователем в этом случае может выступать сам владелец груза. Тогда страхованию подлежит риск полной или частичной утраты, порчи, повреждения либо недостачи груза (собственных товарных запасов), находящихся на территории застрахованного склада/терминала. При расчете страховой суммы используется размер среднемесячного остатка товара на складе. При страховании складской недвижимости страховщики рекомендуют использовать комплексное страхование, которое включает страхование имущества и товарных запасов, а также ответственности за ненадлежащее исполнение условий договора при осуществлении деятельности по обработке и хранению груза на складах/терминалах», — заключает Александр Варенцов.

Что касается страхования ответственности управляющих компаний, то этот вид страхования пока не получил широкого распространения. «Это возможно, но так как оценить вероятность наступления страхового события достаточно сложно, страховщики неохотно берутся за страхование ответственности управляющих компаний», — рассказывает Алексей Галахов.

Стоит отметить и то, что страхование имущества — необходимое условие получения банковского кредита. «Соответственно все здания, построенные на заемные средства, должны иметь договор страхования возможных рисков, и складские комплексы — не исключение. Заемные средства привлекаются главным образом для строительства крупных складских комплексов класса А, требующих значительного объема инвестиций. Неудивительно, что такие здания собственники страхуют в первую очередь. Кроме того, многие крупные арендаторы при заключении договора с собственником здания нередко спрашивают, застраховано оно или нет. По сути, это дополнительная гарантия того, что в случае непредвиденных обстоятельств интересы арендаторов не пострадают и они смогут в работать в тех же условиях, что и до наступления страхового случая», — заключает Дмитрий Герастовский.

Страховые суммы

«Страховая сумма по имущественным видам страхования рассчитывается исходя из действительной стоимости имущества. Для зданий это стоимость замещения, для оборудования — сумма, необходимая для приобретения предмета, полностью аналогичного страхуемому, за вычетом износа. Страховая сумма для товарных запасов рассчитывается исходя из затрат, необходимых для их повторного приобретения, но не выше цены приобретения», — рассказывает Алексей Галахов.

При страховании ответственности страхователь самостоятельно выбирает лимит ответственности. «По страхованию ответственности складского комплекса лимит устанавливается в размере до $1 млн. и зависит от многих факторов: расположения корпусов складского комплекса и соседних строений, средней стоимости товаров на складе, типа товаров, режима хранения и т. д., — рассказывает Михаил Алексеев. — При необходимости возможно и увеличение лимита ответственности».

В определении суммы страховой компенсации при страховании товарных запасов существуют нюансы. «Как правило, объем хранящегося на складе товара постоянно меняется, поэтому существуют два варианта страхования: для сезонных товаров, количество которых на складе зависит от колебания спроса, — по среднемесячному остатку, а для остальных товаров — по максимальному объему хранящихся товаров, — рассказывает Елена Баршева. — Следует отметить, что в последнее время компанииклиенты стремятся избежать «недострахования». Убыток может произойти на пике продаж, когда склад будет переполнен, поэтому компании покупают максимальную страховую защиту».

Как уже было отмечено, стоимость страхового полиса во многом зависит от товаров, хранящихся на складе, и качества систем безопасности. «Например, для безопасных грузов достаточно водяных спринклеров, простых стеллажей, а само здание может иметь обычные стены и крышу. Для опасных грузов необходимо использовать пенные спринклеры, специальные полки и крышу со стенами специальной конструкции. Если какихлибо систем не хватает — стоимость страховки увеличивается», — рассказывает Полина Винокурова.

Будущее — за регионами

Развитие рынка страхования специалисты связывают с развитием логистической отрасли в целом. «Современные, соответ­ствующие мировым стандартам складские помещения, которые активно строятся в Москве и в ближнем Подмосковье, будут нуждаться и в соответствующей страховой защите», — констатирует Алексей Галахов.

«Неудивительно, — продолжает тему Елена Баршева, — что сегодня в проектах, разработанных в основном по западным стандартам, учитываются требования страховых компаний: предусматриваются средства противопожарной защиты, системы дымоудаления, дымовые датчики, спринклерные системы и т. д., что позволяет получить значительную скидку при страховании».


«Рынок развивается, появляются новые логистические объекты: таможенные терминалы, складские помещения. Конкуренция заставляет игроков рынка предоставлять более качественные услуги. Соответственно, и требования к самим страховым компаниям — к качеству предоставляемых услуг, размерам тарифов, к предложениям по новым инновационным программам — также будут повышаться», — заключает Александр Варенцов.

Не следует забывать и о регионах. По мнению Михаила Алексеева, перспективы развития этого рынка связаны прежде всего с повышенным интересом девелоперов, торговых операторов и инвестиционных фондов к строительству и приобретению логистических объектов в регионах России. Особенно в тех городах, которые считаются транспортными развязками страны — Новосибирск, Екатеринбург, Ростов и т. д.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55090/


Дата : 16.01.2007


Возврат к списку

Рекламный блок

Быстро заводим нового 3PL-клиента в WMS ММЛФ-2024 – бизнес-форум для логистов устав от борьбы с РЖД В РФ создадут оператора для регулирования электронной торговли