Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистика в металлургии Елена Гришина

Логистика в металлургии Елена Гришина

Логистика в металлургии


Доля логистической составляющей в себестоимости продукции отечественного производства может достигать 40%. В Европе затраты на все, что связано с доставкой, хранением, складированием, составляют в среднем 15%. Причина столь разительного контраста – завышенные из-за транспортных и складских расходов цены и срывы сроков поставок, ставшие типичным явлением в отношениях между российским поставщиком и потребителем.
Особенно эта проблема актуальна для металлургической отрасли с ее достаточно высокой стоимостью конечной продукции. Поэтому уже сейчас многие отечественные компании всерьез задумываются об оптимизации своих логистических систем. Сегодня решением вопроса эффективного хранения и транспортировки металла и металлопродукции озабочены практически все металлопроизводители и металлотрейдеры.

Особенности потребления металлов
Россия является одним из крупнейших мировых экспортеров металла. Тем не менее, с потреблением и черных, и цветных металлов в нашей стране дела обстоят с точностью до наоборот: если в мире оно стабильно и растет с каждым годом, то у нас, крупнейшего мирового экспортера, планка потребления невысока. И это еще не все. Парадоксально, но факт: пока что в РФ предпочитают импортный металл отечественному.


Логистика в металлургии



Доля логистической составляющей в себестоимости продукции отечественного производства может достигать 40%. В Европе затраты на все, что связано с доставкой, хранением, складированием, составляют в среднем 15%. Причина столь разительного контраста – завышенные из-за транспортных и складских расходов цены и срывы сроков поставок, ставшие типичным явлением в отношениях между российским поставщиком и потребителем.

    
Особенно эта проблема актуальна для металлургической отрасли с ее достаточно высокой стоимостью конечной продукции. Поэтому уже сейчас многие отечественные компании всерьез задумываются об оптимизации своих логистических систем. Сегодня решением вопроса эффективного хранения и транспортировки металла и металлопродукции озабочены практически все металлопроизводители и металлотрейдеры.

    
На самом деле, оптимизация логистики – это проблема не только России, но и всего мира. Вот характерный пример: в августе 2007 года стало известно о намерениях индийской компании Jindal Stainless Limited построить в Ленинградской области крупный завод по выпуску нержавеющей стали ориентировочной мощностью 400 тыс. тонн в год. Однако все производство будет ориентировано не на РФ и СНГ (кстати, в 2006 году во всей России было произведено всего 105 тыс. тонн нержавеющей стали), а в основном – на Индию.

    
Этот парадокс объясняется не столько тем, что в России более дешевое сырье – железная руда или металлолом, сколько проблемами логистики. Возможности объемов перевозок металлургического сырья морским путем из Австралии и Бразилии (основные поставщики) в Китай и Индию (переработка) находятся на пределе. Как следствие, резко завышена цена фрахта во всем мире. В результате получается так, что производство, расположенное в России, поможет Jindal Stainless Limited сэкономить 50-100 долларов на тонну продукции по сравнению с аналогичным производством на территории Индии!

    
Во многом именно логистическими проблемами обусловлен ранее невиданный мировой рост цен на цветные металлы: так, по мнению специалистов, нашумевшее подорожание алюминия вызвано опасениями, связанными с регулярностью поставок южноафриканских заводов (на них в 2007 году происходили отключения электроэнергии). Росту цен также поспособствовали сомнения мировых металлотрейдеров в своевременных поставках боксита от крупнейшего экспортера – Гвинеи. Результат – ажиотажный спрос, возрастающая нагрузка на пути перевозок, рост тарифов…

    
Логистическая составляющая по отношению к затратам важна как для производителей, так и для металлоторговцев – металлотрейдеров. Сокращение затрат благодаря эффективной системе логистики – прямая дорога к росту прибыли. Грамотное управление запасами позволяет иметь минимальную по срокам оборачиваемость и, как следствие, минимум складских затрат.Таким образом, потенциал снижения затрат за счет грамотной системы огромен. Некоторые из металлопроизводителей и металлотрейдеров это давно поняли. Сегодня они находятся в поисках оптимальной модели.


История вопроса

    
Рынок российской металлоторговли относительно молод: его развитие началось в 90-х годах XX века. До этого времени логистическая схема была проста: существовали производители металла и металлобазы. Практически вся торговля металлом была централизована и сосредоточивалась вокруг последних – складов продукции, где осуществлялись опт и розница.

Современный рынок металлов значительно более сложен.
Во-первых, сегодня на рынке представлены не только прямые производители, но и огромное количество посредников – металлотрейдеров.
Во-вторых, из-за возрастающей конкуренции потребитель зачастую диктует поставщикам свои требования, которые заключаются в расширении сервиса. Теперь продавец металла и металлопродукции не просто доставляет конечному потребителю имеющуюся у него на складе продукцию, а оказывает ряд услуг по обработке металла, например, нарезке по заказанным размерам.
В-третьих, современный рынок существует не сам по себе, а неразрывно связан со своей инфраструктурой, в которую входит межотраслевой комплекс субъектоворганизационно-управленческого, производственного, снабженческо-сбытового, транспортно-складского, финансового, информационно-исследовательского, образовательного и экономико-правового характера. Все эти субъекты также призваны обслуживать процесс производства металла и металлоторговли. Не стоит и говорить, что логистическая сфера играет здесь значительную роль. Существует несколько моделей транспортного и логистического обеспечения поставок конечной продукции от поставщика к металлотрейдеру или покупателю.


Проблемы и решения

    
Логистику справедливо называют второй главной задачей после организации системы маркетинга и сбыта для металлотрейдеров. Ее решением занимаются как металлопроизводители, так и металлотрейдеры. Путей здесь несколько.
Так, например, производители металла могут создавать специализированные логистические компании. Среди примеров можно назвать, «Евраз Транс» («Евраз Груп») и «ММК-Транс», «Мечел Транс». Такие компании владеют собственным подвижным парком, как автомобильным, так и железнодорожным. Учитывая, что основная часть перевозок металла как в РФ, так и за рубежом осуществляется именно по железной дороге, некоторые эксперты не исключают и того, что по некоторым сегментам такие компании в скором будущем смогут конкурировать с МПС.

Другие производители стремятся оптимизировать логистические затраты за счет новых информационных технологий. Например, на Первоуральском новотрубном заводе было внедрено специализированное отраслевое решение, основу которого составила интегрированная система управления бизнесом Axapta. Как уверяют внедренцы, с помощью этой системы, точнее, с помощью ее модуля логистики, в котором реализована концепция сквозного учета прохождения заказов, была решена проблема несовершенства системы управления логистическими процессами предприятия. В результате внедрения решения менеджмент завода предполагает довести количество исполненных точно в срок заказов до 100%. Это значит, что периодичность поставок будет соблюдаться максимально точно.

Еще один путь решения логистической проблемы – создание металлотрейдерами сети крупных пунктов хранения и отгрузки металла. Казалось бы, подобные пункты – это те же металлобазы из прошлого, но это не так. От наследия советских времен их отличает современное оборудование и новые технологии обработки заказов. Так, например, созданный известным в России металлотрейдером «Металлсервис» «Гипермаркет металла», включающий в себя несколько баз и функционирующий 24 часа в сутки, демонстрирует высокие темпы отгрузки. В мае 2007 в течение одного дня работы Карачаровская металлобаза «Металлсервиса» отгрузила 662 машины, загрузив 3 тыс. тонн металла. На ночную погрузку было подано еще 66 автомобилей. Всего за сутки одна металлобаза смогла обслужить 728 автомашин. В целом, как утверждают в «Металлсервисе», система логистики «Гипермаркета Металла» обеспечивает оптимальное распределение продукции по складам, равномерную загрузку 42-х фронтов отгрузки, оборудованных мостовыми, козловыми, автомобильными, мостовыми магнитными, самоходным и железнодорожными кранами. В среднем на 1 место отгрузки приходится 15 автомашин в день. Рекордные результаты суточной отгрузки составляют 4,8 тыс. тонн.

В Урало-Сибирском регионе реализуется целая программа поставок металла, предусматривающая новые схемы этих поставок. Их себестоимость при этом снижается на 30-40%. По мнению участников программы, в данный момент процесс поставок металла конечному потребителю происходит, как правило, совершенно хаотично: зачастую потребители из Сибири получают металл с Кузнецкого металлургического комбината (КМК) через Москву. Программа же позволяет выстроить схему, где существует единый центр приема заявок. Все потребители – участники программы – дают предварительные заявки на месяц, квартал, полугодие, год и т.п. После чего заявки обрабатываются, собираются воедино и, в зависимости от сортамента стали и наименования продукции, формируются и направляются производителям. После обработки заявок в едином центре они распределяются по производителям. В результате заказанный металл напрямую направляется в те регионы, откуда поступили заявки – непосредственно потребителю. В дальнейшем подобный опыт планируется распространить на всю страну.

Зарубежные производители металла в России решают проблему, опираясь на собственный богатый опыт. Так, концепцию современного интегрированного сервисного металлоцентра реализовал один из крупнейших зарубежных производителей – финская компания Ruukki (ведущий европейский поставщик решений из металла), специализирующаяся на производстве высококачественных сталей и сталей со спецсвойствами. Уже почти два года в Санкт-Петербурге успешно функционирует сервисный металлоцентр (СМЦ) Ruukki. От привычных металлотрейдерских складов центр отличает наличие собственного высокотехнологичного производства, складского комплекса класса «А» с современным оборудованием, логистических и транспортных услуг. «За рубежом подобный подход к решению логистической проблемы – не редкость, - говорит директор по продажам компании Ruukki Юрий Выборнов. – Так, например, в Англии доля СМЦ в общих поставках продукции из черных металлов увеличилась с 29, 3% в 1974 году до сегодняшних 42%. В США она выросла с 21% в 1974 году до 30% в настоящее время, в том числе – до 70% по нержавеющей толстолистовой стали. Современный металлоцентр должен выходить к клиентам не только с предложением услуг по хранению и транспортировке металла, но и с предложениями по его обработке\", – считают в Ruukki.

Как видно, различные металлопроизводители и металлотрейдеры находят собственные способы снижения логистических затрат. В любом случае, эффективное решение в этой сфере – прямой путь к сокращению расходов, ликвидации всем известного негативного явления «срыв поставок» и одновременно – развитию комплекса «смежных» услуг. Что, естественно, позитивно скажется на потребителе.

Елена Гришина


Особенности потребления металлов

Россия является одним из крупнейших мировых экспортеров металла. Тем не менее, с потреблением и черных, и цветных металлов в нашей стране дела обстоят с точностью до наоборот: если в мире оно стабильно и растет с каждым годом, то у нас, крупнейшего мирового экспортера, планка потребления невысока. И это еще не все. Парадоксально, но факт: пока что в РФ предпочитают импортный металл отечественному.
Впрочем, ситуация, хотя бы в количественном отношении, начала меняться: в прошлом году потребление металлопродукции в России поднялось на 15−20% по отношению к 2005 году. Примерно на такие же цифры аналитики рассчитывают и в 2007. Тем не менее, по сравнению с потребностями в металлопродукции за рубежом – это капля в море. Ведь на мировом рынке спрос на металлы, особенно на некоторые цветные, большей частью – опережающий.

  
На сегодняшний момент ежегодный оборот российского металлотрейдинга составляет 300−400 млрд. рублей. И, как прогнозирует Минэкономразвития РФ, рост потребления будет составлять 3−5% в год. Мало кто сомневается, что основную роль в росте потребления сыграет строительная отрасль: эксперты «отдают» ей 15-20% ежегодно. Некоторые специалисты, к тому же, добавляют к основным потребителям интенсивно развивающуюся сферу машиностроения. По словам директора департамента промышленности Минпромэнерго Андрея Дейнеко, на строительную индустрию приходится порядка 30% внутреннего металлопотребления, а машиностроение и металлообработка занимают около 40%. Доля последних в российской промышленности составляет 16–17%, а в развитых странах она достигает 50%.

Кроме того, в последние годы усиливается тенденция роста емкости внутреннего рынка, однако пока в России потребляется менее 50% готового проката черных металлов, 19% от производимого алюминия, 68,5% меди, 3,9% никеля, 78,6% цинка. Как положительную тенденцию эксперты отмечают рост потребления продукции с высокой добавленной стоимостью – холоднокатаного листового проката, листа и жести с покрытием, стальных труб.


Причины и последствия

В целом, специфика российского потребления металлов достаточно парадоксальна: в то время как огромное количество металлопродукции уходит из РФ на экспорт, в стране велика доля потребления импортного металла. Это связано, во-первых, с тем, что после 90-х годов XX века, когда большая часть отечественной промышленности пребывала в состоянии перманентного застоя, потребление металлопродукции резко снизилось. Соответственно, российские меткомбинаты также снизили выработку, довольствуясь «перегоном» на экспорт продукции низких переделов. И, когда отечественные клиенты стали понемногу выходить из кризиса и требовать металл, производители оказались не готовыми удовлетворить спрос. Покупатели стали брать прокат, трубы, и т.п. у зарубежных поставщиков, которые в свое время по достоинству оценили перспективы российского рынка.

  
Сегодня на рынке металла в РФ прочно обосновались зарубежные компании. В данный момент – это прежде всего азиатские производители. В черной металлургии вне всяких сомнений не только на российский, а на мировой рынок наступает Китай. Эта «азиатская угроза» настолько серьезна, что даже заставляет крупнейших мировых производителей согласовывать с российской \"Северсталью\" свою политику конкуренции с Китаем, например, на африканском рынке. В 2006 г в Китае объемы выпуска только чугуна составили 46,6% мирового производства, увеличившись до 404,17 млн. тн. – на 19,78%. «Поднебесной» принадлежит треть от объема производства стали; и прочая, и прочая…
Такому засилью иностранцев на отечественных рынках способствует и «отставание» нашей страны в сфере производства черных металлов: так, одна-единственная компания, транснациональная корпорация Arcelor-Mittal, в год производит чуть ли не в два раза больше черного металла, чем все российские меткомбинаты, вместе взятые.

   
Еще один «больной вопрос» российского рынка – это продукция высоких переделов и металл с особыми свойствами (оцинкованный прокат, трубы, спецстали и т.п.). И здесь нишу прочно заняли зарубежные поставщики, такие как финская компания Ruukki, производящая cпецстали с особыми свойствами нового поколения. Процесс вполне объективный, пока в этом сегменте (высококачественная сталь высоких переделов) конкурентов у корпорации практически нет и в Европе. Потребность же в таком продукте российской экономики весьма велика, особенно в свете строительства в РФ заводов мировых автогигантов.

   
Достаточно активно действуют в этом секторе металллорынка и украинские соседи. Но их главный козырь не столько качество, сколько относительно низкая цена. Однако сейчас, по словам того же Дейнеко, «государство предпринимает меры по защите отечественных производителей от недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке. Так, например, только за первое полугодие 2007 г. были установлены антидемпинговые пошлины на никельсодержащий прокат из стран – членов ЕС в размере 0,84 евро за 1 кг и на машиностроительный крепеж из Украины в размере 21,8%». Кроме того, еще в 2005 году были приняты антидемпинговые меры против иностранных производителей в сегменте продаж ТБД.

   
Еще одна причина непопулярности отечественной продукции на отечественном же рынке – это несколько странная ценовая политика российских меткомбинатов, которая не всегда учитывает высокую конкуренцию на рынке металлов. Так, в начале 2007 года из-за этой ценовой политики внутренние цены на стальной прокат превысили экспортные в среднем на 15−20 долларов. По мнению рейтингового агентства «Эксперт РА», по этой причине летом 2006 года экспортные поставки стальной продукции из России впервые за многие годы упали ниже 50% ее общего производства в стране. В результате, только на рынке оцинкованного проката соотношение отечественной и зарубежной продукции составляет 25:75, что говорит само за себя.


Структура потребления металла

 
Структура потребления металлов в России неоднородна. По данным аналитического центра Российского союза поставщиков металлопродукции, потребление металла на Северо-Западе РФ достаточно сильно отличается от «средней температуры по больнице» в стране. В СЗФО его перерабатывают больше, чем по России в целом, в таких отраслях промышленности, как металлургия и машиностроение, пищепроме, а также на предприятиях, связанных с производством топлива. Меньше – в электроэнергетике, лесопереработке и химической промышленности. Если приводить цифры, то потребление металлопроката в СЗФО находится на уровне 1-1,5 кг на душу населения. Тем не менее, согласно общей тенденции, это значительно ниже, чем в странах ЕС и США.
  
Выбор Сочи столицей Зимней олимпиады -2014 также, как справедливо прогнозируют эксперты, повлияет на спрос металла. По прогнозам, озвученным Российским Союзом поставщиков металлопродукции, его потребление в ЮФО вырастет примерно на 2-2,5 млн. тн., а также приведет к развитию металлургических производств в южном регионе страны. По-видимому, здесь спрос будет смещен в сторону конструкционных материалов, особенно – быстровозводимых легких металлоконструкций. По мнению вице-президента строительного дивизиона Ruukki в России А. Шухардина, эти сооружения позволят в кратчайшие сроки создать развитую коммерческую и спортивную инфраструктуру в этом регионе.


Черные металлы

 
Еще в 2001 некоторые эксперты прогнозировали, что к 2010 году емкость внутреннего рынка РФ металлопродукции из черных металлов вырастет до 33 млн. тонн. Эти данные были опубликованы в журнале \"Металлоснабжение и сбыт\". Однако аналитики, как оказалось, не «дотянули»: внутреннее потребление готового проката черных металлов уже в 2006 году составило 33,3 млн. тн, при этом поставки отечественного проката на внутренний рынок составили 29,8 млн. тн.

Увеличивается потребление листового проката. В автомобилестроении и производстве сельскохозяйственных агрегатов рост потребления плоского проката составил 11%. В общем объеме поставок общего машиностроения по итогам года он составил 23%. Можно также отметить энергетическое машиностроение (поставки листа выросли на 5%). По данным Русмет, среди крупных потребительских сегментов лишь предприятия судостроения сократили потребление плоского стального проката (-15%). После небольшого подъема в прошлом году эта отрасль вновь снизила потребление металлопродукции.

Активно развивался сегмент обрабатывающей промышленности, предприятия которой изготавливают из листа гнутые профили, особенно востребованные на строительном рынке. Потребление здесь выросло на 32%. Во многом это вызвано возрастающей популярностью легких металлоконструкций, основу которых составляют подобные профили. Такая активность стимулируется реализацией национальных проектов, особенно – агропромышленного и дорожного.

Все более растет спрос на оцинкованный и окрашенный прокат, который в больших объемах востребован строительной отраслью. Строительство, а также автомобилестроение являются ключевыми отраслями-потребителями этого типа металлопродукции. Собственно, потребление оцинкованного проката в России в 2006 году, по оценкам специалистов ОАО \"ММК\", составило 1,6 млн. тн., полимерного – 740000 тн. Из них 491000 тн. пришлась на долю импорта. Преобладали поставки из Казахстана (129000 тн.), Китая (94000 тн.) и Украины (84000 тн.). Еще 31000 тн. поступили в Россию из Эстонии, 24000 тн. – из Турции и 21000 тн. – из Индии. На долю поставщиков из других стран пришлись еще 104000 тн. оцинкованного проката. По прогнозу экспертов из ММК, НЛМК и \"Северстали\", в этом году совокупный прирост потребления оцинкованного и полимерного проката составит не менее 200000 тн.

В 2006 году увеличилось внутреннее потребление стальных труб – на 27,6%, до 7,7 млн. тн. Поставки отечественных труб на внутренний рынок составили 6,4 млн. тн. Значительный рост потребления во многом обусловлен ростом спроса на продукцию большого диаметра для ремонта действующих и строительства новых магистральных газо- и нефтепроводов. Поставки трубной продукции на промышленные предприятия России превысили отметку 1,1 млн.тн. Наибольшие объемы отгрузки были отмечены в обрабатывающей промышленности – прирост по сравнению с 2005 годом составил свыше 30%. Характерным фактором развития промышленного производства стал значительное увеличение потребления труб на предприятиях общего машиностроения, который составил более 50%.



Цветные металлы

 
Конкурентоспособность российских предприятий в ряде подотраслей (в первую очередь алюминиевой и никелевой: по производству никеля и титана Россия занимает первое место в мире, по производству и экспорту алюминия – второе) не вызывает сомнений. Однако особенность отечественной цветной металлургии – это все тот же ориентир на экспорт: внутренний рынок потребляет не так много, и эксперты оценивают его объем скромной характеристикой «сравнительно небольшой».
На мировом рынке цветных металлов большая часть (75%) приходится на долю трех металлов: алюминия, меди и никеля. Соответственно, основные потребители этой «большой тройки» – машиностроение, строительство, транспортный сектор, энергетика и электроника.
В настоящее время душевое потребление алюминия коррелирует в России с уровнем развития несырьевого сектора и в 6,5 раза ниже, чем в США, в три раза – чем в Германии и в 4,7 раза – чем в Японии; меди – ниже соответственно в 8,5; 12,4 и 8,1 раза; никеля – в 2,4; 4,8 и 5,2 раза.
На мировом рынке алюминия в первом полугодии 2007 наблюдался дефицит в размере 70 000 тн. Тот же дефицит охватил рынок меди. Размер его за первые шесть месяцев составил 216 000 тн. Производство меди ГОКами (медь в концентратах плюс рафинированная медь, полученная по процессу SX-EW) за первые шесть месяцев этого года достигло 7,7 млн. тн., что на 4,7% больше, чем в первой половине 2006 года.
На рынке никеля в первом полугодии наблюдался дефицит в размере 2 600 тн. В то время как объемы запасов этого металла сократились на 5 700 тн. Добыча никеля в первом полугодии выросла на 8% по сравнению с первой половиной 2006 года до 760 200 тн., тогда как производство рафинированного металла продемонстрировало рост в 11,8% в основном за счет Китая, Финляндии и Канады. Мировой спрос на никель вырос в первом полугодии на 78 000 т.
Динамика производства никеля в России в январе-июле 2007 года по сравнению с январем - июлем 2006 года составила 98,1%. На предприятиях основного поставщика этого металла – ОАО «ГМК «Норильский никель» – в январе-июле 2007 года производство никеля составило 96% к аналогичному периоду прошлого года.


Потребление металлов в России резко растет.

  
Цифры, которые выдают аналитики, все чаще и чаще оказываются меньше реальных. Это вызвано, вне всякого сомнения, ростом промышленного производства, особенно тяжелого машиностроения и, естественно, строительным бумом, размах которого удивляет даже видавших виды экспертов. Структура металлопотребления меняется в «режиме реального времени». Поэтому у России есть все шансы избавиться от «синдрома парадоксального потребления металла» (экспортно-импортного дисбаланса), которым она «болеет» сейчас.


Елена Гришина, специально для stroyka74.ru / 19.11.2007
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55366/

Возврат к списку

Рекламный блок

Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Обратная сторона доставки: истории курьеров Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется