Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Строим холодильный склад

Строим холодильный склад

Строим холодильный склад

Как это было 30 лет назад

Основная часть ныне действующих в России и других странах СНГ одно- и многоэтажных холодильных складов (или просто холодильников, как их часто называют специалисты) была построена еще в 1970-80-х годах. В зависимости от назначения холодильников и их принадлежности к тому или иному ведомству в рамках советской плановой экономики, в роли проектантов складов выступали различные специализированные институты: Гипрохолод, Гипромясмолпром, Гипропищепром, Гипроторг и пр.1
Как отмечает Лион Котляр, главный специалист компании «Остров», при проектировании и строительстве данных объектов основой технологической доктрины было обеспечение хранения:
неупакованного замороженного мяса в полутушах, уложенных в плотный набивной штабель;
животного мяса в монолитах по 20 кг, упакованных в стандартную тару, палетированных на стандартных поддонах;
охлажденных упакованных грузов.

Строим холодильный склад



Как это было 30 лет назад

  

Основная часть ныне действующих в России и других странах СНГ одно- и многоэтажных холодильных складов (или просто холодильников, как их часто называют специалисты) была построена еще в 1970-80-х годах. В зависимости от назначения холодильников и их принадлежности к тому или иному ведомству в рамках советской плановой экономики, в роли проектантов складов выступали различные специализированные институты: Гипрохолод, Гипромясмолпром, Гипропищепром, Гипроторг и пр.1

 Как отмечает Лион Котляр, главный специалист компании «Остров», при проектировании и строительстве данных объектов основой технологической доктрины было обеспечение хранения:
неупакованного замороженного мяса в полутушах, уложенных в плотный набивной штабель;
животного мяса в монолитах по 20 кг, упакованных в стандартную тару, палетированных на стандартных поддонах;
охлажденных упакованных грузов.

Учитывая это, принимались соответствующие объемно-планировочные решения. Продолжительность хранения в таких сооружениях рассчитывалась при 5-кратной годовой оборачиваемости складской емкости. Для замороженных грузов была установлена температура хранения -18…-20 °С, для камер охлажденных грузов — температура -2…+4 °С. В зависимости от общей складской емкости холодильника структура камер могла выглядеть следующим образом: 70-75 % — замороженные грузы, 25–30 % — охлажденные грузы. Камеры замораживания и экспедиции в общей емкости не учитывались.
Сегодня существуют два основных типа проектов холодильных складов: реконструкция описанных хранилищ советской эпохи и создание новых холодильников «с нуля».


Реконструкция: долой аммиак и стекловату
Реконструкция старых холодильных складов необходима не только ввиду их физического и морального устаревания, но и в связи с тем, что практически все они работают на аммиаке, считающемся опасным для здоровья человека. Эта проблема тем более важна, что в связи с бурным строительством в крупных российских городах, которое велось в последние годы, жилые дома во многих местах вплотную «подступают» к старым холодильникам.

«Если рассматривать многоэтажный холодильник вместимостью 6 500 т продукции с расчетной теплонагрузкой порядка 450 кВт при температуре в камере -25 °С, то для такого объекта можно предложить два варианта модернизации, которые позволили бы снизить аммиакоемкость данного сооружения, — говорит Лион Котляр. — Здесь может использоваться малоаммиакоемкая система на хладоносителе или с использованием углекислого газа (СО2)2. Если применять такие современные хладоносители, как, например, фризиум, то можно установить холодильные машины на 530 кВт и использовать электрическую оттайку воздухоохладителей, — такая система позволяет понизить аммиакоемкость холодильника в разы».

Второй вариант переоснащения предусматривает использование столь популярного ныне углекислого газа (R744). Этот путь позволяет добиться примерно такого же эффекта по снижению аммиакоемкости, как первый вариант, однако имеет свои нюансы. По словам Лиона Котляра, выбор того или иного способа модернизации во многом зависит от конкретных условий заказчика, но чаще более предпочтительным оказывается вариант с СО2, поскольку хладагенты вроде фризиума достаточно дороги (порядка 60-70 рублей за 1 кг), а углекислый газ стоит 5-8 рублей за 1 кг. Правда, в силу более высокого давления в системе с углекислым газом требуется специальная арматура, зато энергопотребление в этом случае ниже, чем для системы на хладагентах.

В качестве примера подобной реконструкции можно привести проект по модернизации «Холодильника № 11» (компания «Рамзай», производство и реализация мороженого), реализованный той же фирмой «Остров». Данный объект, ранее входивший в систему Минрыбхоза, был приватизирован в конце 1990-х годов. Новое руководство столкнулось с необходимостью полной реконструкции как строительных сооружений, так и системы холодоснабжения. Этот объект был первоначально предназначен для хранения более 4 000 т замороженных продуктов и располагает 5 холодильными камерами (2 по 7 300 куб. м, 1 на 2 300 куб. м и 2 по 4 000 куб. м).

Склад был оборудован системой холодоснабжения, включающей машинное отделение контейнерного типа заводской сборки с установленной внутри него централью на базе компрессоров немецкой компании Sabroe Industriekalte, работавших на «озоно-опасном» фреоне R22. Всего в составе системы было предусмотрено 7 компрессоров: 4 компрессора обслуживали 3 камеры с температурой -8 °С, а 3 —2 камеры с температурой -20 °С. Обе централи имели общий выносной конденсатор воздушного охлаждения с частичным орошением водой. Суммарная холодопроизводительность системы составляла 266 кВт. Проект и шефмонтажные работы по системе холодоснабжения были выполнены в конце 1980-х годов финской фирмой Morus Huurre.

При реконструкции объекта, помимо ремонта теплоизоляции холодильных камер, была поставлена задача обеспечить во всех 5 камерах температуру не выше -25 °С. Анализ состояния действующего оборудования, выполненный специалистами «Острова» совместно с сотрудниками холодильника, показал, что существующая система не в состоянии решить указанную задачу, так как дефицит холодопроизводительности в этом случае составил бы примерно 200 кВт. Кроме того, за десятилетний срок эксплуатации система выработала ресурс и не только не допускала форсирования, но и требовала облегченных режимов работы. Было признано целесообразным остановиться на следующей схеме: имеющееся оборудование переключается на холодоснабжение 3 камер из 5, поддерживая в них температуру -25 °С с определенным резервом по холодопроизводительности, позволяющим обеспечить менее напряженный режим работы старых компрессоров.

Дополнительно к действующему оборудованию была смонтирована и введена в строй автономная холодильная установка на базе 4 винтовых компрессоров Bitzer с воздухоохладителями, выносным конденсатором воздушного охлаждения и воздушными маслоохладителями. Установка имеет свою систему управления, монтируется отдельно от действующего оборудования и обслуживает 2 оставшиеся камеры, обеспечивая в них ту же температуру (-25 °С). Суммарная холодопроизводительность новой централи составила примерно 196 кВт.

В результате реализации данного варианта реконструкции была создана фактически новая система холодоснабжения, которая позволила снизить стоимость низкотемпературного фреонового холода примерно до 630 долларов/кВт по сравнению с общепринятой среднестатистической стоимостью такого холода в диапазоне 1 300-1 500 долларов/кВт. Как полагают в «Острове», такой вариант реконструкции действующих средних и крупных холодильников является одним из наиболее приемлемых в современных экономических условиях и может быть рекомендован в качестве базового при решении аналогичных задач.

Тем не менее многие компании до сих пор не спешат с реконструкцией. Как отмечает Максим Наумов, директор ООО «Север-Сервис», очень многие предприятия, построенные в советское время, до сих пор работают на аммиаке (он обходится дешевле фреона). Сергей Тарасюк, главный инженер компании «Адлант», также считает, что списывать со счетов аммиак пока рано: фреоны наиболее эффективны в небольших установках, тогда как в промышленном холодильном оборудовании традиционно используется именно аммиак. Кроме того, как отмечает Сергей Тарасюк, ограниченное количество аммиака применяется и в чиллерах, на которые сейчас переходит большое количество предприятий небольшого формата.

Возвращаясь к вопросам переоснащения, приходится отметить, что излишнее стремление сэкономить на реконструкции касается не только вопросов модернизации системы хладоснабжения. Даже износившуюся теплоизоляцию некоторые «по старинке» меняют не на современные сэндвич-панели, а на более привычные пенопласт и стекловату. Но это уже совсем малобюджетные варианты, более «продвинутые» компании все же переходят на сэндвич-панели, а также производят замену старых дверей.


Строительство холодильников «с нуля» —
Чем ниже, тем больше


  
Согласно прошлогоднему аналитическому исследованию, проведенному электронным изданием «Холодильщик.ru» на основе данных компании «Ависанко», наибольший процент строительства новых холодильных сооружений приходится на Европейскую часть РФ, в первую очередь, конечно же, на Москву и Московскую область (соответственно 14,55 % и 30,91 % всех объектов в Европейской части страны). На втором месте стоит Дальний Восток, где особенно активен Приморский край. Третью позицию занимают Санкт-Петербург и Краснодарский край (по 7,27 % всех новых холодильников в Европейской части России).

Наиболее востребованы низкотемпературные холодильники. Эту статистику подтверждает и личный опыт специалистов отрасли. Низкие температуры, вплоть до камер шоковой заморозки, востребованы на предприятиях по мясо- или рыбопереработке, производителями мороженого, компаниями, занимающимися выпуском йогуртов (для хранения замороженных ягод), и даже хлебопекарными предприятиями. Например, силами специалистов компании «Криотек» оборудовались такие низкотемпературные холодильники, как холодильный терминал фирмы «Дальневосточный простор» в Благовещенске, холодильный склад производителя мороженого ЗАО «АльтерВест» в Троицке, склад для хранения замороженных продуктов в Долгопрудном, объект для хранения мороженого в Раменском и пр. Много реализованных проектов низкотемпературных холодильников для хранения замороженного мяса и рыбы у компании «Остров» и у других аналогичных фирм.

Причины столь большой популярности низких температур вполне понятны. Во-первых, продукция, требующая среднетемпературного режима, часто хранится на «сухих» складах. А во-вторых, производители мороженого и мясных продуктов, ввиду высокой прибыльности этих видов бизнеса, располагают достаточными средствами для создания холодильников «с нуля». А деньги здесь могут понадобиться немалые. Так, стоимость строительства и оснащения складского терминала компании «Инмарко» для хранения до 4 000 т мороженого составила 14 млн долларов3. Причем использовались не только собственные средства омской компании, но и заемные, полученные путем выпуска облигаций. Естественно, далеко не каждая фирма располагает такими финансовыми возможностями.

Большинство российских компаний сегодня стремится обходиться менее крупными складами емкостью от 300-500 т и площадью от 1 000 кв. м. Хотя встречаются и особо крупные проекты, как например, склад-холодильник ЗАО «Спика» в Нижневартовске, включающий 4 холодильные камеры объемом до 11 000 куб. м каждая и рассчитанный на хранение до 10 000 т замороженного мяса при температуре до –20 °С. Но опять же речь идет о довольно зажиточном регионе России — «крае нефтяников», где, как понятно, проблем с деньгами сейчас по определению нет.


Общий объем работ

  
Общий объем работ по возведению холодильных терминалов «с нуля» включает следующие этапы:
разработка технического задания;
архитектурно-планировочное проектирование объекта;
общестроительные и строительно-монтажные работы;
расчет и проектирование систем холодоснабжения, электроснабжения и автоматизации;
оснащение холодильным оборудованием;
монтаж и пусконаладочные работы холодильной техники;
— гарантийное и постгарантийное техническое обслуживание.


Отдельно стоящие холодильники

  
Возведение «с нуля» отдельно стоящих холодильных складов требует проведения полноценных строительных работ, которые нередко не входят в перечень услуг, предоставляемых компаниями, оснащающими крупные холодильники. Решать этот вопрос можно по-разному. «Зачастую заказчик берет «нулевой уровень» строительства на себя и возводит первоначальные необходимые конструкции по нашим проектам, — говорит Максим Наумов («Север-Сервис»). — Но в основном клиенты все же требуют объекты «под ключ», поэтому нам приходится нанимать субподрядчиков-строителей — по монтажу полов, систем кондиционирования и вентиляции и пр.».

С коллегой солидарен Александр Медведев, инженер по маркетингу компании «Гран»: «Обычно при строительстве холодильников полы изготавливает одна фирма, сэндвич-панели — другая, холодильные установки — третья. Например, мы можем сделать расчет мощности необходимой холодильной техники и осуществить ее поставку, но прочие работы выполняют другие компании. Как правило, есть один генподрядчик, с которым непосредственно общается заказчик, и именно генподрядчик ищет субподрядчиков».

 После того как генподрядчик определен, он получает техзадание от клиента. Прежде всего, необходимо определиться с назначением холодильника, температурным режимом, габаритами, планировкой, количеством загрузки и способом хранения продукции (стеллажное хранение, палетирование, хранение «валом»). Для каждого из этих видов хранения существуют свои нормы полезных площадей загрузки.

Как правило, компании, осуществляющие строительные работы, берут на себя и оформление соответствующих документов. Это важный момент, не зря среди отечественных строителей давно бытует присказка «Не так сложно построить, как согласовать». Для начала строительства холодильного склада необходимы: документы на землю; акт выбора земельного участка; получение технических условий; разрешение на проектирование; проект с согласованиями; экспертиза проекта (ведомственная, экологическая); разрешение на строительство; договор на строительство с организацией, имеющей соответствующую лицензию; разрешение на строительно-монтажные работы от Госстройархнадзора региона. Нередко к этому комплексу работ частные компании привлекают проектные институты, которые способны выполнить проект в полном соответствии с существующими нормативами (см. выше).


Что нам стоит склад построить?

  
Выбор типа фундамента под холодильный терминал зависит от геоподосновы в предполагаемом месте строительства. Здания холодильников с отрицательными температурами в помещениях, возводимые во всех строительно-климатических районах, за исключением зон распространения вечномерзлых грунтов, должны проектироваться с учетом необходимости предотвращения промерзания грунтов, являющихся основанием фундаментов и полов. С этой целью следует применять системы искусственного обогрева грунтов либо устройство проветриваемого подполья.

Здания холодильников с проветриваемыми подпольями проектируются, как правило, отдельно стоящими. Высоту подполья необходимо принимать не менее 0,6 м от поверхности спланированного грунта до низа плит перекрытия. В пределах подполья не должно быть балок высотой более одной трети высоты подполья. Образования конденсата на поверхности перекрытия не допускается. Данный тип фундамента более дорог в изготовлении и имеет определенные ограничения по нагрузке на пол, но в то же время не требует эксплуатационных затрат.

В случае с непродуваемыми фундаментами по периметру здания выполняются столбчатые фундаменты, цоколь устраивается из железобетона либо из кирпичной кладки. Внутренний объем засыпается слоями песка и трамбуется. Этот тип фундамента дешевле в изготовлении и принимает на себя большую нагрузку, так как она распределяется на всю площадь пола. Однако в процессе эксплуатации возрастают затраты на электроэнергию.

В качестве устройства, предотвращающего промерзание грунта под морозильными камерами и складами, обычно используют систему электрообогрева, которая может обеспечивать температуру грунта под холодильной камерой +2…+4 °С. Кабельные системы подобного типа обычно именуются в России «теплыми полами» и получили широкое распространение в коттеджах и квартирах зажиточной части населения нашей страны. Но на самом деле применение «теплых полов» может быть намного шире. «Подобными кабелями можно обогревать как аммиачные, так и фреоновые трубопроводы, а также их можно использовать при оттайке воздухоохладителей в низкотемпературных камерах. В качестве одного из вариантов здесь возможно использование продукции известной в России компании Devi, чей контрольный пакет акций с 2003 года принадлежит датскому концерну Danfoss», — говорит Сергей Тарасюк (компания «Адлант»).

При строительстве собственно здания холодильника обычно используют несущие конструкции в виде каркаса из легких металлических конструкций (ЛМК), создавая на их основе строения ангарного типа. Каркас поставляется в комплекте и собирается на месте установки склада при помощи болтовых и сварных соединений. Опорная плита колонны соединяется с фундаментом посредством анкерных болтов. Колонны связаны в поперечном направлении балками. По верхним поясам балок укладываются прогоны, препятствующие смещению верхних узлов из плоскости фермы. Кровля здания — плоская или одно-, двухскатная, обычно состоит из стального оцинкованного профилированного листа. Крепление листов происходит посредством самоуплотняющихся болтов к прогонам.

Холодильные камеры в помещении

Наиболее адекватным средством теплоизоляции для холодильных камер и складов сегодня являются пенополиуретановые сэндвич-панели (они могут монтироваться к металлоконструкциям при помощи закладных деталей или полиамидных шпилек). Сегодня на рынке почти одинаково часто встречаются как отечественные, так и импортные «сэндвичи». Как правило, при монтаже камер используется тип соединения «шип-паз». Все чаще встречается и такой вид крепежа, как довольно удобный в эксплуатации замок-эксцентрик. «Обычно сборка холодильных камер подразумевает монтаж с их внешней стороны, — говорит Илья Матвеев, начальник отдела промышленного холода компании «Морена». — По этой причине теряется достаточно большая площадь полезного объема.

С помощью же замковых соединений камеру можно собрать изнутри, максимально используя весь объем помещения». Эксцентриковые замки плотно стягивают панели, причем стыки между панелями прокладываются уплотнительной лентой или герметиком, благодаря чему гарантируется надежность конструкции и отсутствие так называемых «мостиков» холода. Модульный принцип, используемый при создании таких камер, позволяет собирать камеры нестандартных размеров, а также по мере необходимости достаточно просто перестраивать или достраивать их.

Толщина сэндвич-панелей подбирается в зависимости от климатических условий района строительства, согласно существующим СНиП, а также с учетом функционального назначения склада и предполагаемой температуры хранения. Обычно в ассортименте производителей сэндвич-панелей присутствует два-три стандартных типоразмера по толщине: 60 (или 80), 100, 120 (либо 130) и 150 мм. В подавляющем большинстве случаев используются панели толщиной 60-80 мм, что объясняется как довольно суровыми климатическими условиями на большей части нашей страны (часто толстые панели просто не нужны), так и стремлением заказчиков сэкономить, купив более тонкие «сэндвичи».

В теории подобной толщины панелей хватает только для складов со среднетемпературным режимом хранения, для низких температур необходим показатель 100-120 мм, а для камер шоковой заморозки — вплоть до 130-150 мм. «Обмануть» теоретические выкладки пытаются, применяя панели толщиной 60-80 мм, залитые пенополиуретаном под высоким давлением. Отдельные специалисты говорят, что камеры из таких панелей, имеющих более высокую плотность ППУ, могут «держать» температуру до -15 °С. Желание заказчиков холодильных складов и камер сэкономить и стремление поставщиков удовлетворить это желание вполне понятны, однако оставим подобные заявления на совести тех, кто их делает.

Смотри под ноги!

Полы в холодильных складах представляют собой единую конструкцию, включающую армобетонную плиту, паро-, тепло- и гидроизоляцию. Толщина армированной железобетонной плиты проектируется в зависимости от нагрузок, передаваемых на пол. Класс бетона принимается не ниже В25 П3 (М350) (ГОСТ 26633-91). Верхний слой плиты упрочняется с помощью сухих упрочняющих смесей (топингов). В завершение с помощью затирочных машин (так называемых «вертолетов») пол покрывается обеспыливающей пропиткой.

Слой пароизоляции выполняется из полиэтиленовой пленки 200 мкм, гидроизоляционный — из направляемого материала в один слой. Теплоизоляционный слой может выполняться из пенополиуретана в два слоя с перехлестом швов (толщина выбирается согласно СНиП и теплоизолирующей способности материала). Но и здесь многие заказчики стараются экономить. «В основном для удешевления утепление пола выполняется не из сэндвич-панелей, а из пенопласта, — отмечает Максим Наумов (Север-Сервис»). — То есть вначале идет бетонная подготовка, затем армированный пенопласт, а следом — опять бетон».

Закройте, дует!

В поставку материалов для холодильных складов и камер входят холодильные ворота и двери, выбираемые в ходе проектных работ из широкого ряда типоразмеров и видов. Холодильники могут оснащаться откатными воротами, двухстворчатыми или одностворчатыми распашными дверьми, которые подбираются с учетом условий погрузо-разгрузочных работ. Откатные двери могут иметь как механическое, так и автоматическое исполнение с использованием электропривода, распашные двери для низкотемпературных камер обычно имеют встроенный ТЭН для предотвращения примерзания к дверному проему. Дверные блоки также могут комплектоваться клапанами выравнивания давления, фиксирующими и блокирующими устройствами, смотровыми окнами и различными индикаторами.

Сейчас на рынке представлено все многообразие названных вариантов, причем в последние годы, наряду с импортными дверьми (скажем, немецкой фирмы EMS), появляется все больше не уступающих им по качеству отечественных аналогов (производства компаний «Ариада», «Север», «Морена» и др.). В зависимости от условий конкретного объекта могут использоваться двери с толщиной теплоизоляции 60, 80, 100, 120, 150 мм. Обычно 60–80 мм достаточно для среднетемпературных камер, 100-120 — для низких температур, 150 мм — для камер шоковой заморозки.

Причем, как и в случае с сэндвич-панелями, многие компании-заказчики стремятся здесь к максимальной экономии. «Исходя из ситуации конкретного заказчика мы рекомендуем, какую дверь лучше взять, — комментирует Дмитрий Садчиков, специалист по маркетингу компании «Север». — Конечно, двери с толщиной теплоизоляции 120 или 150 мм заказывают не так часто. Некоторые обходятся 120 мм даже для камер шоковой заморозки. А для низкотемпературных камер мы разработали экономичный вариант двери толщиной 80 мм, комплектующейся двойным сменным уплотнением и ТЭН-ом для обогрев дверного проема».

Система холодоснабжения
Подбор холодильного оборудования осуществляется по техническому заданию заказчика, с учетом местных климатических условий (об используемых марках техники см. ниже).

Автоматика

Разнообразие современной холодильной автоматики позволяет отслеживать и контролировать практически все параметры работы оборудования. Самой передовой технологией в этой сфере на сегодня считается использование системы дистанционного мониторинга, позволяющей непрерывно контролировать температурный режим хранения и получать информацию о работе холодильного оборудования, а также избегать возможных неполадок. С помощью подобных решений можно осуществлять передачу оперативных данных с объекта на пульт оператора и в круглосуточную сервисную службу.

Предложение систем удаленного доступа на рынке довольно широко, собственные решения такого класса есть у компаний Linde, Arneg, Koxka и т. д. Но на данный момент в России наибольшее распространение получили системы удаленного контроля разработки трех следующих компаний: Alco Controls (Германия), Danfoss (Дания) и Eliwell (Италия). В комплекте с необходимым оборудованием (соленоидные вентили, контроллеры, электронные блоки мониторинга и пр.) этими компаниями поставляется и необходимое программное обеспечение, устанавливаемое на ПК оператора. Так, компания Danfoss предлагает систему управления и мониторинга Adap-Kool и специализированное ПО АКМ 5, а Eliwell — систему Televis NET.

Системы дистанционного мониторинга холодильного оборудования установлены во многих крупных торговых сетях России и стран СНГ. Однако в отечественном промышленном холоде их применение еще весьма ограничено. «Пока большого спроса на системы удаленного доступа нет, — считает Михаил Петков, сотрудник московского представительства итальянской компании Zanotti. — Участвуя в различных тендерах, мы включали подобную возможность в наши предложения, но в конце концов клиенты от нее отказываются». Но не все так плохо. Несколько примеров уже установленных на пищевых предприятиях мониторинговых систем Alco Controls есть в портфолио компании «Криотек», а компания «Остров», работающая с системой Adap-Kool, установила ее, в частности, на упоминавшемся терминале фирмы «Спика» в Нижневартовске.

Поставщики решений

Проектирование холодильных низко- и среднетемпературных складов и камер, поставку материалов для их строительства, а также необходимого холодильного оборудования и его монтаж сегодня осуществляют довольно много компаний. Часть из них уже называлась выше. Это прежде всего фирмы, специализирующиеся на холодильном направлении: компании «Остров», «Феам», «Криотек», «Север», «Промхолод», «БИО Холод-Монтаж», «Норд-СМ», «Хладон-Пром», представительство финской фирмы East Ref и др. Кроме того, подобными проектами занимаются компании, представляющие на рынке широкий спектр услуг. Среди подобных фирм можно назвать «Русский проект», предлагающий большой ассортимент товаров и услуг для предприятий розничной торговли, общепита и пищевой индустрии, а также компанию «Агро-3», позиционирующуюся как инжиниринговый холдинг. Но это только наиболее заметная часть «айсберга». На самом деле практически в каждом российском регионе есть местные поставщики аналогичных решений.

Все названные компании пользуются в своей работе сочетанием отечественных и импортных комплектующих. Скажем, фирма «Промхолод» применяет отечественные сэндвич-панели компании «Ариада» и компрессоры Copeland, «Криотек» использует холодильные станции на базе компрессоров Bitzer и Copeland, а также сэндвич-панели отечественного производства или немецкой фирмы EMS и двери той же компании и т. д.

Как и в рознице, в промышленном холоде сегодня наиболее часто встречаются многокомпрессорные станции, собранные на базе импортных компрессоров силами российских фирм. К таковым относятся компании «Остров», «Термокул», «Промхолод», «Эйркул», RefSyst, выделившаяся в отдельное направление из фирмы «Еврохолод», «Промышленные холодильные системы», «Морена», «Хладон-Пром» и пр. Применение централей полностью зарубежной сборки, скажем, немецких Linde или итальянских Arneg и Zanotti тоже имеет место, но значительно реже.

Что касается автоматики и воздухоохладителей, которые применяются в составе некоторых холодильных складов, здесь чаще всего используется импортная продукция. Воздухоохладители обычно поставляются такими компаниями, как итальянские LU-VE, Zanotti/Uniblock, Technoblock, немецкие Guntner и Thermofin, французская Friga-Bohn и др. Автоматика и запорная арматура обычно представлена уже называвшимися выше марками Alco Controls, Danfoss, Eliwell, а также Siemens и пр. Освоение этой продукции российскими предприятиями происходит относительно медленно. Так, компания «Морена» в течение около полутора лет осуществляет отверточную сборку из импортных комплектующих агрегатов под маркой Zanotti/Uniblock4.

 Однако в России изготавливаются агрегаты для холодильных камер только небольшого объема — моноблоки серии AZ и сплит-системы серии SZ, в то время как у самой фирмы Zanotti в ассортименте есть большая линейка «Би-Блок», в которую входят агрегаты для камер как малого, так и среднего и большого объема. В направлении же переноса в нашу страну производства холодильной автоматики дальше всех продвинулась фирма Danfoss. Вот уже несколько лет завод Danfoss в Москве собирает из датских комплектующих соленоидные вентили и запорную арматуру. Планируется, что в ближайшем будущем производство будет расширено, для чего организуется новое предприятие в Нахабино.


1 В 1990-х годах все эти организации претерпели, мягко говоря, существенную реорганизацию. Однако некоторые из перечисленных институтов, в частности Гипрохолод, действуют до сих пор и активно привлекаются частными компаниями к проектированию вновь возводимых холодильных складов и реконструкции уже имеющихся объектов.

2 СО2 принадлежит к так называемым «естественным» хладагентам, таким как аммиак, пропан, бутан или вода. У каждого из них есть свои недостатки: аммиак токсичен, пропан горюч, у воды ограниченная область применения. СО2 не токсичен и не горюч, но большая концентрация углекислоты в воздухе является одной из причин глобального потепления. Основное ограничение при работе на СО2 – высокое рабочее давление, поэтому в промышленных холодильных установках на углекислом газе нашли широкое применение каскадные циклы.

3 Последняя (третья) очередь этого проекта вводится в строй в ноябре этого года. Общая площадь терминала составляет 8 500 кв. м, площадь хранения — 5 500 кв. м. Аммиачную холодильную установку спроектировала омская организация «Агропромпроект», здание холодильника — омский «Промстройпроект», использовались холодильные агрегаты немецко-голландской фирмы Grasso.

4 Ранее, еще в советские годы, лицензионное производство моноблоков Zanotti освоил завод «Совиталпродмаш», ныне известный на рынке под маркой «Полаир».

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55379/


Материал подготовил Глеб Корнев

Возврат к списку

Рекламный блок

Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике