Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логист: из пункта А в пункт Б

Логист: из пункта А в пункт Б

Логист: из пункта А в пункт Б


Задача логиста – организовать доставку товара в нужное место, к определенному времени и с минимальными затратами.

На работных сайтах много вакансий для логистов – отдел или департамент логистики сегодня есть в любой крупной компании, будь-то сеть закусочных, обувной магазин, типография или молокозавод. Работодатели заинтересованы в специалистах, способных наладить эффективную доставку товара и его складирование. Как показывает практика, грамотные действия логиста могут снизить расходы фирмы в среднем на 30%.

Особенно нуждаются в логистах организации, занимающиеся международной торговлей, а их уже более 90% от общего числа компаний в России.

Логисты нужны и специализированным логистическим фирмам, предлагающим услуги транспортировки и складского хранения сторонним предприятиям. Здесь 90% персонала – логисты разных специализаций.

Логист: из пункта А в пункт Б



Задача логиста – организовать доставку товара в нужное место, к определенному времени и с минимальными затратами.


На работных сайтах много вакансий для логистов – отдел или департамент логистики сегодня есть в любой крупной компании, будь-то сеть закусочных, обувной магазин, типография или молокозавод. Работодатели заинтересованы в специалистах, способных наладить эффективную доставку товара и его складирование. Как показывает практика, грамотные действия логиста могут снизить расходы фирмы в среднем на 30%.

Особенно нуждаются в логистах организации, занимающиеся международной торговлей, а их уже более 90% от общего числа компаний в России.

Логисты нужны и специализированным логистическим фирмам, предлагающим услуги транспортировки и складского хранения сторонним предприятиям. Здесь 90% персонала – логисты разных специализаций.

По воздуху, по рельсам, по воде

Чтобы найти самый выгодный маршрут и способ доставки товара, логисты оценивают рынок транспортных услуг, проводят расчеты, ищут надежных партнеров. Если речь идет о поставке партии товаров, например, из Европы в Россию, логисты координируют действия с производителями, отделом продаж, со складом, готовят документы для таможни, обеспечивают поставку товара в пункт назначения.

Работа эта, как правило, командная. В небольшой торговой компании может трудиться с десяток логистов, а в крупнейшем торгово-производственном холдинге – сотни. К примеру, 639 торговых точек компании «Евросеть», разбросанных по всей Москве, обслуживает около семисот сотрудников отдела логистики. Что уж говорить о таких гигантах, как McDonald`s или IKEA – здесь счет идет на тысячи. Конечно, в работе задействованы кладовщики, перевозчики, экспедиторы, грузчики, но во главе процесса стоят профессиональные логисты.

Логист, еще логист

В ыбирайте профессию логиста, если вы:
– Любите изучать иностранные языки
– Обладаете талантом организатора
– Коммуникабельны

Не выбирайте профессию логиста, если вы:
– Не дружите с математикой
– Часто опаздываете, не пунктуальны
– Не готовы к командировкам


По статистике, сегодня в любой торговой или дистрибьюторской компании численность логистического персонала составляет от 15 до 30%. Но логист логисту рознь.

На высшей ступени иерархии стоит топ-менеджер, логист-стратег. Это главный человек в департаменте или отделе логистики: он разрабатывает корпоративную стратегию, рассчитывает бюджет, принимает важные решения. Это уровень вице-президента компании по логистике, директора, начальника отдела логистики.

В его подчинении находятся руководители структурных подразделений отдела логистики (склад, транспортное хозяйство, управление заказами, поставки и т. д.). Это тоже стратеги и тактики, только на «местном» уровне.

Но большинство сотрудников логистического отдела – рядовые менеджеры по логистике. Они занимаются статистикой и оформлением документов, выполняют решения руководства, являются связующим звеном между руководством и рабочим персоналом.

Каким должен быть логист

Руководителю департамента логистики, как любому топ-менеджеру, необходимы управленческие навыки, лидерские качества, умение анализировать ситуацию, строить эффективную систему управления процессами и персоналом. Для специалиста по логистике важны точность, пунктуальность и надежность.

Игорь Чебунин, зам. директора департамента логистики компании «Евросеть»:

– Логисту приходится иметь дело с материальными ценностями, а его необязательность, подобно ошибке бухгалтера, может привести к неприятным последствиям, например недостаче или отсутствию необходимого ассортимента продукции в магазинах компании.

Логист должен «дружить» с математикой, уметь работать с большими объемами информации, легко находить общий язык со всеми, в том числе с грузчиками, водителями погрузчиков, кладовщиками и пр.

Сергей Гордеев, зам. директора департамента логистики, Группы компаний «СМ Трэйд» (SM Trade Corp.):

– Успеха в сфере логистики могут добиться в первую очередь активные люди. Если вы привыкли сидеть на одном месте, эта работа не для вас. С другой стороны, быть пустоголовым «энерджайзером» – дело бесполезное: свою позицию необходимо уметь отстаивать перед руководством и коллегами.

В большинстве фирм логисту приходится работать с зарубежными партнерами и свободное владение английским – одно из основных требований к соискателям на эту должность.

Перспективы есть!

С учетом катастрофической нехватки квалифицированных кадров молодой и подающий надежды менеджер-логист, особенно с профильным образованием, при удачном стечении обстоятельств уже через год может стать директором отдела логистики. В среднем период, за который можно выйти «в дамки» – 4-6 лет.

Выпускник вуза, получивший квалификацию «специалист по логистике», может рассчитывать на 15-20 тыс. руб. в месяц. Средняя заплата начальника склада зависит от площади склада, его категории (уровня) и технологической сложности работы – разброс от 20 до 80 тыс. руб. Директор по логистике может получать 60-180 тыс. руб. в месяц и более.

Из подполья – в высший свет

В России логистика – молодая наука, и до сих пор начинающим специалистам приходится постигать ее в основном на практике – методом проб и ошибок. Осваивать теорию логистики по иностранным учебникам бессмысленно – российская действительность диктует свои правила.

К счастью, в последние годы начали появляться и отечественные учебные материалы по логистике. А 2000 год стал для этой науки триумфальным – в десяти российских вузах была открыта специальность «Логистика».

Среди столичных вузов первопроходцами стали:
Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА)
Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ)
Государственный университет управления (ГУУ)
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ)
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ)
Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет) (МАДИ)

Сегодня выпускники этих вузов уже работают логистами в ведущих российских компаниях, а сотни абитуриентов, желающих получить перспективную профессию, усиленно готовятся к вступительным экзаменам.

Поступаем в вуз

Планируя доставку товара, хороший логист помимо основного варианта должен придумать и запасной (даже, на первый взгляд, экономически невыгодный) на случай непредвиденных ситуаций – стихийных бедствий, поломки транспорта в пути, проблемах с таможней. Товар должен быть доставлен в срок в любом случае!


Специальность «Логистика» пользуется большим спросом – это подтверждает высокий конкурс. Например, в РХТУ им. Д.И. Менделеева на дневное отделение он составляет 2,3 человека на место, в ГУ-ВШЭ – 4,3, а рекордное число зафиксировано в ГУУ – 15 человек на место. Профильным предметом для специальности является математика: сдавать ее придется в любом случае, какое бы учебное заведение вы ни выбрали.

Дальше, в зависимости от специфики вуза, предстоит экзамен по физике (МГТУ им. Н.Э. Баумана), химии (РХТУ им. Д.И. Менделеева), обществознанию (ГУ-ВШЭ), иностранному языку (РЭА им. Г.В. Плеханова).

Чтобы быть уверенным в своих силах, можно записаться на подготовительные курсы и пройти пробное тестирование, результаты которого в некоторых вузах (например, МГТУ им. Н.Э. Баумана) засчитываются как результаты вступительных испытаний.

Как стать универсалом

Логистика – наука, базирующаяся на таких дисциплинах, как экономика, финансы, маркетинг, менеджмент, информационные технологии, управление человеческими ресурсами. Следовательно, именно эти предметы вы будете изучать в большом объеме. Список спецдисциплин тоже обширен: управление запасами, организация и проектирование логистических систем, таможенное дело, закупки, сбытовая деятельность, лизинг, риски в логистике и т. д.

Квалифицированный логист, независимо от области применения своих знаний, должен разбираться во всех видах и специализациях логистики. Поэтому задача вуза – дать студентам максимум знаний по всем направлениям логистической деятельности. В тоже время детальное изучение логистики позволяет разобраться в менеджменте, экономике, управлении персоналом и т. д.

Виктор Албегов, студент ГУ-ВШЭ:

– По сути, мы знакомимся практически со всеми направлениями деятельности современной компании. И если вдруг кому-то захочется заниматься не только логистикой, он может стать экономистом или менеджером, приложив минимум дополнительных усилий. Так что «логист» – это не узкая специальность, она открывает разные возможности и перспективы.

Курс молодого логиста

Те, у кого уже есть высшее образование, могут записаться на курсы логистики в один из учебных центров Москвы.

В Международном центре логистики (МЦЛ) при ГУ-ВШЭ ежемесячно проводятся курсы, семинары и тренинги по логистике. Причем план и тематика каждого мероприятия (от базовых лекций по основам логистики до узкоспециальных вопросов вроде «таможня и ВЭД») разрабатываются на основе интерактивного голосования посетителей сайта МЦЛ, поэтому можно выбрать темы, которые интересует именно вас.

Пройти курс молодого логиста можно и в Учебном центре при Международной финансовой академии. Полная программа (от истории возникновения логистики до основ таможенного регулирования) рассчитана на 60 ак. ч. Подобные курсы предлагают Учебный центр при Институте информационных технологий и Академия профессионального управления. На последнем занятии слушатели сдают итоговый зачет, после чего получают свидетельство с квалификацией «менеджер по логистике».

Выбирая курсы, обратите внимание не только на список учебных дисциплин, но и на преподавательский состав: это должны быть не столько теоретики, сколько логисты-практики, способные на конкретных примерах объяснить вам сложные и любопытные темы.

Форс мажор – еще не катастрофа!

Ирина Гусева, логист, компания ООО «АПВ Сервис» (поставка оборудования и запчастей)

– Ирина, как вы пришли в эту профессию?
– Случайно. Разместила резюме в Интернете, на одном из сайтов. Каким-то непостижимым образом на него наткнулся директор компании, пригласил на собеседование на должность координатора отдела логистики. Создавать отдел пришлось практически с нуля, при том, что на тот момент логистика была для меня новой сферой…

– В чем, в общих чертах, заключается ваша работа?
– Моя задача – организация и контроль работы отдела логистики: заказ товара у поставщиков, консолидация грузов, выбор способа транспортировки, таможенное оформление (подготовка документов, сертификация), документальное оформление поступивших грузов, отправка клиентам.

– Чем нравится профессия?
– Разнообразием решаемых задач. Логисту приходится разбираться во всем: в транспортировке (особенно интересно заниматься транспортировкой в мультимодальных компаниях, использующих несколько видов транспорта), закупках (в России и за рубежом), складской работе, внешнеэкономической деятельности, дистрибуции, запасах… Нужно хорошо знать финансы и маркетинг.

– Нервная работа?
– Профессиональный логист не воспринимает какие-то форс-мажорные ситуации как катастрофу – это просто задачи, которые нужно решать. Например, пробки на границах, принятие каких-то новых законов (в некоторых контрактах появилась фраза о том, что форс-мажором являются наводнения, землетрясения, войны, действия государственных органов).

– Эта профессия – для гуманитариев или технарей?
– На мой взгляд больше для гуманитариев: работа требует коммуникативной гибкости, знания психологии, умения найти общий язык со всеми – и с клиентом, и с таможней, и с сотрудниками. Здесь важна высокая стрессоустойчивость, внимательность, аккуратность. Возможно, поэтому в логистике много женщин.

– Нужно иметь профильное образование в этой сфере?
– Скорее да, чем нет, но уже после того, как человек приобретет хотя бы начальный опыт работы – тогда можно выбрать именно те курсы и программы обучения, которые действительно нужны. К сожалению, в вузах до сих пор часто преподают те же люди, что и 15-20 лет назад, не очень хорошо знакомые с практикой. А реально действующие специалисты высокого уровня просто не имеют времени на преподавание.

– Каковы перспективы карьерного роста?
– За пять лет реально стать профессиональным специалистом, претендовать, как минимум, на должность заместителя директора по логистике, генерального директора по вопросам логистики. Далее можно заняться преподаванием и консалтингом или организовать собственный бизнес, но это, конечно, в том случае, если человек ставит себе такую цель. Некоторые предпочитают золотую середину – меньше денег, но и меньше проблем.


Мнение эксперта

Михаил Калашников, генеральный директор компании «Ваши люди», специализирующейся на подборе логистического персонала:

– Сегодня в России слишком мало учебных заведений, готовящих профессиональных логистов, поэтому компании предпочитают брать на работу людей с хорошим опытом или перспективных сотрудников (вчерашних студентов), чтобы обучить их «с нуля». Хотя в последнее время работодатели уделяют вопросу о профильном образовании все больше внимания.

Если говорить об альтернативных вариантах обучения, то хорошие логисты получаются из производственных технологов, инженеров, специалистов по информационным технологиям (АСУ, системотехники и др.), военно-инженерных специалистов.

Наталья Илюшина
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55465/

Возврат к списку

Рекламный блок

Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов уходят с сети Грузовладельцы экспедиторами