Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Пожарные поделятся контрольными функциями Яна Михайловская

Пожарные поделятся контрольными функциями Яна Михайловская

Пожарные поделятся контрольными функциями


Представители МЧС утверждают, что внесенный в правительство проект технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности» позволит переложить часть контрольных функций Госпожнадзора на «пожарных аудиторов». Так будет называться новая разновидность организаций, уполномоченных государством на проведение сертификационных и лицензионных процедур. 
Горячую тему открыл руководитель Госпожнадзора Юрий Ненашев, сообщив 12 мая об окончании работы над проектом технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности». 15 мая это сообщение утонуло в потоке новостей о пожаре на складе фармацевтического дистрибьютора ЦВ «ПРОТЕК» в Москве. Возгорание одного из крупнейших европейских складов медикаментов произошло 14 мая в 6.05. утра, потушить пожар удалось к полудню. Выгорела площадь в 13 тыс. кв. м. Вечером того же дня произошло возгорание на рынке ковров на севере Москвы, его потушили к 23.00. В ночь с 15 на 16 мая загорелся склад завода электронной медицинской аппаратуры в Большом Николоборобинском переулке столицы. В двух последних случаях пожары были намного меньших масштабов – площадь выгорания не превысила 300 кв. м . Российские СМИ ежедневно информируют о пожарах в складских помещениях, но обычно они не вызывают широкого общественного резонанса. Майские пожары в Москве привлекли всеобщее внимание исключительными масштабами возгорания на складе «Протек». 
Многочисленные чрезвычайные ситуации прошедшего мая напомнили нам, что за привычным словосочетанием «пожарная безопасность» стоит угроза человеческой жизни и миллиардные убытки.

Пожарные поделятся контрольными функциями 


Яна Михайловская, 
ответственный редактор 

Представители МЧС утверждают, что внесенный в правительство проект технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности» позволит переложить часть контрольных функций Госпожнадзора на «пожарных аудиторов». Так будет называться новая разновидность организаций, уполномоченных государством на проведение сертификационных и лицензионных процедур. 

Горячую тему открыл руководитель Госпожнадзора Юрий Ненашев, сообщив 12 мая об окончании работы над проектом технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности». 15 мая это сообщение утонуло в потоке новостей о пожаре на складе фармацевтического дистрибьютора ЦВ «ПРОТЕК» в Москве. Возгорание одного из крупнейших европейских складов медикаментов произошло 14 мая в 6.05. утра, потушить пожар удалось к полудню. Выгорела площадь в 13 тыс. кв. м. Вечером того же дня произошло возгорание на рынке ковров на севере Москвы, его потушили к 23.00. В ночь с 15 на 16 мая загорелся склад завода электронной медицинской аппаратуры в Большом Николоборобинском переулке столицы. В двух последних случаях пожары были намного меньших масштабов – площадь выгорания не превысила 300 кв. м . Российские СМИ ежедневно информируют о пожарах в складских помещениях, но обычно они не вызывают широкого общественного резонанса. Майские пожары в Москве привлекли всеобщее внимание исключительными масштабами возгорания на складе «Протек». 

Многочисленные чрезвычайные ситуации прошедшего мая напомнили нам, что за привычным словосочетанием «пожарная безопасность» стоит угроза человеческой жизни и миллиардные убытки. 

Проблема или повод для придирок? 

К сожалению, сегодня бытует мнение о пожарном надзоре как о формальном институте, порождающем еще одну разновидность мздоимства. Может быть, но только не в складском бизнесе. Мы уже упоминали о складских пожарах, которыми изобиловал прошедший месяц. Что по этому поводу говорит официальная статистика? По данным МЧС России, за первые 4 месяца 2006 года в сравнении с 2005 годом количество пожаров на складах, базах производственных предприятий уменьшилось на 9,9%, в производственных зданиях на 9,7%, складах, базах и торговых помещениях на 7,0%. Тем не менее проблема остается острой. 

Общая статистика, относящаяся не только к складским объектам, такова. За четыре месяца 2006 года зарегистрировано 74323 пожара (на 0,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года). Погибли 7314 человек (меньше на 3,6%), получили травмы 4928 человек (больше на 6,9%), прямой материальный ущерб составил 2024,4 млн руб. (рост на 11,9%). В 2006 году в Российской Федерации фиксировалось 611 пожаров в день, в результате которых погибли 66 человек и 42 человека получили травмы. Огнем уничтожено 127 строений, 19 единиц автотракторной техники. Материальный ущерб составил 17,2 млн руб./день. 

Вот в таких условиях закончилась разработка проекта техрегламента. 

Новый закон – новая эпоха 

Юрий Ненашев, начальник Управления государственного пожарного надзора МЧС России, 12 мая сообщил о завершении подготовительной работы над проектом Федерального закона \"Об общем техническом регламенте \"Об общих требованиях пожарной безопасности\". По словам главы управления, в начале мая законопроект поступил в правительство. 

Елена Григорьева, руководитель группы отдела сертификации и стандартизации Всероссийского НИИ противопожарной обороны (ФГУ ВНИИПО МЧС России), пояснила, что впервые правительство ознакомилось с законопроектом еще в декабре 2005 года, а весной этого года в правительство отправлен окончательный вариант. Сложно сказать, когда пройдут первые чтения в Госдуме. Но, учитывая, что активная работа над проектом идет три года, внесено около тысячи правок и новых замечаний пока не поступало, весьма вероятно, что правительство одобрит последний вариант без существенных замечаний . Пока отзывы правительственных источников самые благоприятные. Так что оптимистический прогноз по сроку первого чтения законопроекта в Госдуме – декабрь 2006 года. 

Труд проделан огромный. Документ объединяет информацию, которая была распылена по полутора тысячам нормативных актов. Дело в том, что разработкой противопожарной документации приходилось заниматься буквально всем – профильным ведомствам, органам по стандартизации, другим контролирующим и регулирующим структурам. Поэтому массив принятых документов грешил коллизиями и противоречиями. Как заверил общественность Юрий Ненашев, теперь все требования пожарной безопасности переработаны, гармонизированы и учтены в одном документе. Разумеется, подобный документ не может быть кратким. Проект регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности», размещенный на сайте Роспрома, насчитывает более 300 страниц, а вариант, размещенный на сайте ФГУ ВНИИПО МЧС России, - 580 страниц. 

Причем регламент призван не просто объединить разрозненные нормативные акты, он должен открыть новую веху во взаимоотношениях между Госпожнадзором и российским бизнесом. 

На усмотрение владельца склада 

Законопроект отражает намерения государства упорядочить право собственника рисковать своим имуществом. Комментируя новый принцип контроля, Юрий Ненашев привел такой пример. Е сли вы являетесь собственником автоматического склада, работающего без привлечения персонала, то можно рискнуть своим имуществом и не устанавливать на складе автоматическую систему пожаротушения. Но если к этому складу примыкает чужое здание, то вы обязаны построить противопожарную стену, чтобы исключить возможность нанесения ущерба соседям. Руководство Госпожнадзора пояснило, что надзорные органы намерены акцентировать внимание на соблюдении условия обеспечения безопасности людей при пожаре и устранении угрозы пожара и его опасных факторов для третьих лиц. 
Как следует из законопроекта, государство посредством лицензирования определит уполномоченные субъекты хозяйствования, имеющие право оценивать противопожарное состояние объекта защиты и разрабатывать декларацию противопожарной защиты. Эти процедуры уже получили название пожарного аудита. Юрий Ненашев предполагает, что предпринимателю будет предоставлена возможность разработать систему обеспечения пожарной безопасности и подготовить специальную Декларацию , самостоятельно либо с привлечением аудиторской компании.  

Пределы риска 

Декларация гарантирует, что уровень пожарной безопасности соответствует требованиям законодательства. Кроме того, она учитывает индивидуальный подход в применении требований. Например, сейчас минимальное противопожарное расстояние между зданиями в зависимости от их степени огнестойкости должно составлять от 6 до 15 м . Законопроект позволяет ответственному лицу, рассчитав риск пожара и теплового потока, уменьшить это расстояние. Как разъясняют специалисты Госпожнадзора, если Декларация составлена с привлечением аудитора, то проверяющие будут наносить визиты на предприятие и контролировать состояние системы противопожарной защиты на соответствие требованиям Декларации, а не требованиям нормативных актов. Однако не все организации воспользуются данной процедурой. Этой возможности будут лишены те, кто попадет в список объектов повышенной пожарной опасности. Сейчас МЧС занимается его составлением. Попадут ли туда складские объекты, однозначно сказать нельзя. Специалисты считают, что основой для составления списка может быть Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов. Таковыми признаются помещения, где обращаются легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы, а также вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом и друг с другом. 

Мы попросили участников логистического рынка высказать свое мнение о нововведении и оценить последствия его принятия. По мнению Андрея Дуранина, директора по развитию компании Relogix, было бы правильнее не вводить это новшество повсеместно, а ограничиться неким экспериментальным участком и убедиться в его эффективности. Впрочем, не вызывает сомнений необходимость дополнительных расходов для выполнения требований техрегламента. Это связано не столько с вводом нового противопожарного оборудования, сколько с усилением контроля, предусмотренного новым законом. Понадобится подготовка к пожарному аудиту, ввод дополнительных штатных единиц для контроля за исполнением мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. 

Потребуются ли расходы на реконструкцию склада? Андрей Дуранин уверен, что складские комплексы, которые строятся в настоящее время, в основном соответствуют предъявляемым требованиям. Однако многие помещения проходят госприемку по более низкой категории пожароопасности, чем эксплуатируются впоследствии. Поэтому часто приходится вводить дополнительные средства пожарной безопасности непосредственно перед сдачей склада в эксплуатацию. Например, параллельно с имеющейся централизованной системой пожаротушения увеличивается число огнетушителей, эвакуационных выходов и пожарных рукавов. Учитывая наличие дополнительных мероприятий по безопасности и пожаротушению, представитель Relogix утверждает, что современных складских комплексов вряд ли коснутся массовые реконструкции. 

Главная претензия к новому законопроекту заключается в том, что уже на стадии разработки он не учитывает технологические аспекты работы современного склада, заявляет Андрей Дуранин. Нет четкого ответа на главный вопрос: будут ли упрощены процедуры и оптимизировано общение с госорганами? До сих пор все законопроекты создавались на морально устаревшей законодательной базе, не соответствующей высоким темпам роста современной складской логистики. Эффективнее не менять старые законы, а создавать новые с учетом стремительного развития логистической отрасли. 

Обратимся к первоисточнику 

В проекте обсуждаемый документ именуется как Декларация пожарной безопасности. Ее оформление является заключительным этапом расчета пожарного риска. Порядок разработки и оформления Декларации, перечень сведений, содержащихся в ней, методики оценки пожарного риска утверждаются федеральным органом исполнительной власти. 

Данный документ будет основой для осуществления государственного пожарного надзора. Задача предприятия - подтвердить соответствие реальных условий

 

Декларации. 


Является ли Декларация «конкретной формой оценки соответствия»? Можно ли составлять ее и предъявлять органам Госпожнадзора сразу после вступления в силу общего технического регламента, не дожидаясь выхода специальных регламентов? Как разъяснили представители ФГУ ВНИИПО МЧС России, Декларация пожарной безопасности не является формой оценки соответствия. Это документ, содержащий расчет риска и перечень компенсирующих мероприятий, обеспечивающих допустимый уровень риска. По мнению Андрея Косачева, заместителя начальника отдела ФГУ ВНИИПО МЧС России, Декларации пожарной безопасности могут составляться сразу после введения в действие общего технического регламента как основа для проверки соблюдения требований пожарной безопасности. В России сложился стабильный рынок лицензионных услуг в сфере пожарной безопасности, определен круг лицензиатов. Эти организации уже сейчас частично выполняют функции пожарных аудиторов. Порядок разработки и принятия Декларации в проекте противопожарного регламента прописан достаточно четко. В принципе, если принять закон, институт пожарного аудита заработает. 

Напомним читателям, что в соответствии с законом о техническом регулировании, который вступил в силу почти три года назад, около 25000 действующих ГОСТов к середине 2010 г . должны из обязательных превратиться в документы добровольного применения. Обязательные требования будут содержаться только в технических регламентах. Сначала разрабатываются общие, затем специальные технические регламенты, учитывающие отраслевые особенности требований безопасности. Всего необходимо разработать около 300 техрегламентов, к настоящему времени принят только один. Техрегламенты планируется утверждать федеральными законами, то есть они будут обязательны для всех граждан России, поясняют специалисты ВНИИПО . 

Что же делать в переходный период, когда проект общего регламента утвердят, а специальные – еще нет? В обсуждаемом проекте сказано, что со дня его вступления в силу и до принятия специальных техрегламентов ранее принятые нормативные правовые акты подлежат обязательному исполнению только в части, не противоречащей требованиям техрегламента. 

Значит, потребуется огромная работа по сверке вновь принятого и существующих документов, а это априори повлечет негативные последствия для складских операторов. 

Шамиль Айнулов, главный инженер по пожарной безопасности НЛК, резюмирует: «Проект, несомненно, имеет достоинства – четкую классификацию, детально прописанные процедуры, конкретные требования. Он способен значительно упростить работу специалистов по пожарной безопасности внутри компании и общение с сотрудниками госорганов». А вот в оценках расходов на реализацию техрегламента сотрудники НЛК расходятся со специалистами Relogix . Требования более жесткие, говорит Шамиль Айнулов, и чтобы склад им соответствовал, компании придется вложить значительные средства. Однако руководство Госпожнадзора считает, что принципиально новых требований пожарной безопасности данный законопроект не содержит, так что реконструкции и приведения складских помещений в соответствие с требованиями регламента не понадобится. Сотрудники МЧС отмечают, что проект закона позволит привести нормативную базу требований пожарной безопасности в соответствие с ФЗ «О техническом регулировании», сохранив преемственность подходов по обеспечению защиты объектов, проверенных многолетней практикой. Законопроект сыграет позитивную роль в развитии рынка и обеспечении общественной безопасности. 

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55709/

Возврат к списку

Рекламный блок

Бизнес в огне. Почему так часто горят склады В поисках легких путей: как маркетплейсы становятся ловушками для мелких предпринимателей Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел