Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Тарифные сюрпризы от РЖД и ФСТ (часть 1) Александр Сухарев

Тарифные сюрпризы от РЖД и ФСТ (часть 1) Александр Сухарев

Тарифные сюрпризы от РЖД и ФСТ


В соответствие с Приказом Федеральной службы по тарифам от 10 июня 2009 года № 116-т/1 «Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки» с 1 июля 2009 года увеличены базовые ставки тарифов, сборов и платы на грузовые перевозки. Индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки произведена в соответствии с запланированными ещё в конце декабря 2008 года параметрами роста, которые предполагали 5% повышение тарифов с 1 января 2009 года и 5,7% повышение с 1 июля 2009 года. Казалось бы, все ясно и понятно…

Однако, ещё на сутки раньше - 30 июня 2009 года вступил в действие Приказ Федеральной службы по тарифам № 120-т/5 «О внесении изменений и дополнений в Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте». Внесенные в Тарифное руководство № 3 изменения и дополнения существенно изменяют порядок расчета ставок сборов за подачу и уборку вагонов. Значимые изменения претерпел пункт 2.7.6. указанного руководства, регламентирующий порядок расчета ставок сбора за подачу и уборку вагонов на подъездные железнодорожные пути, которые частично принадлежат как ветвевладельцу, так и железной дороге.

В результате внесенных изменений затраты многих предприятий на подачу уборку вагонов заметно вырастут. В примере расчета, приведенном в Тарифном руководстве, ежесуточные платежи вырастают почти вдвое, более чем на две с половиной тысячи рублей. Это означает увеличение годовых расходов на подачу и уборку вагонов практически на миллион (!) рублей. 



Тарифные сюрпризы от РЖД и ФСТ (часть 1)

 Александр Сухарев


В соответствие с Приказом Федеральной службы по тарифам от 10 июня 2009 года № 116-т/1 «Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки» с 1 июля 2009 года увеличены базовые ставки тарифов, сборов и платы на грузовые перевозки. Индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки произведена в соответствии с запланированными ещё в конце декабря 2008 года параметрами роста, которые предполагали 5% повышение тарифов с 1января  2009 года и 5,7% повышение с 1 июля 2009 года.


Казалось бы, все ясно и понятно…


Однако, ещё на сутки раньше - 30 июня 2009 года вступил в действие Приказ Федеральной службы по тарифам № 120-т/5 «О внесении изменений и дополнений в Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте». Внесенные в Тарифное руководство № 3 изменения и дополнения существенно изменяют порядок расчета ставок сборов за подачу и уборку вагонов. Значимые изменения претерпел пункт 2.7.6. указанного руководства, регламентирующий порядок расчета ставок сбора за подачу и уборку вагонов на подъездные железнодорожные пути, которые частично принадлежат как ветвевладельцу, так и железной дороге.
В результате внесенных изменений затраты многих предприятий на подачу уборку вагонов заметно вырастут. В примере расчета, приведенном в Тарифном руководстве, ежесуточные платежи вырастают почти вдвое, более чем на две с половиной тысячи рублей. Это означает увеличение годовых расходов на подачу и уборку вагонов практически на миллион (!) рублей.

Конечно, у разных предприятий разные параметры используемых подъездных железнодорожных путей, приведенные цифры не являются одинаковыми для всех. Но в любом случае, увеличение суммы сборов будет чувствительным. 

Кроме того, в новой редакции п. 2.7.6 Тарифного руководства вводится понятие «развернутая длина участка пути, принадлежащего железной дороге, используемого при подаче и уборке», которому не дается четкого определения. Следовательно, это понятие можно трактовать по-разному, что, опять же, может вылиться в заметное увеличение транспортных расходов грузоотправителей и грузополучателей.

Рассмотрим нововведения более подробно. В редакции, действовавшей до 30.06.09, пункт 2.7.6. устанавливал следующий порядок расчета ставки сбора за подачу и уборку вагонов:
«Если одна часть расстояния подачи и уборки вагонов принадлежит железной дороге, а другая часть - грузоотправителю, грузополучателю, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как средневзвешенная величина пропорционально расстояниям подачи и уборки вагонов в оба конца.

 

Пример:

При расстоянии подачи и уборки вагонов в оба конца 11 км, из которых 2 км - принадлежит железной дороге и 9 км - не принадлежит железной дороге, для железнодорожного подъездного пути 5-й группы размер ставки сбора определяется следующим образом:
по таблице № 8 настоящего Тарифного руководства определяется ставка сбора за 9 км, которая составляет 1144,1 руб., по таблице № 9 настоящего Тарифного руководства определяется ставка сбора за 2 км, которая составляет 1320,1 руб. Величина сбора за подачу и уборку вагонов составит: (1144,1 х 9 + 1320,1 х 2) / (9 + 2) = 1176,1 руб./сут».

В новой редакции пункт 2.7.6. предписывает следующее:


«2.7.6. Если одна часть железнодорожного подъездного пути, используемого при подаче и уборке вагонов, принадлежит железной дороге, а другая часть - грузоотправителю, грузополучателю, иному владельцу железнодорожного подъездного пути, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма оплаты за работу локомотива при подаче и уборке вагонов и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем по одному из двух вариантов:

2.7.6.1. Во всех случаях, кроме указанных в подпункте 2.7.6.2. настоящего Тарифного руководства, - как сумма ежесуточной оплаты за работу локомотива при подаче и уборке (определенной за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы № 8) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам части 2 таблицы № 11 настоящего Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге).



Пример:

При расстоянии подачи и уборки вагонов в оба конца 11 км, из которых 2 км - по пути, принадлежащему железной дороге (при развернутой длине пути, принадлежащего железной дороге, 1,3 км) и 9 км - по пути, не принадлежащему железной дороге, для железнодорожного подъездного пути 5 группы размер ежесуточной ставки сбора определяется следующим образом:
по таблице № 8 настоящего Тарифного руководства определяется ставка сбора за 11 км, которая составляет 1300,1 руб./сут., по части 2 таблицы № 11 настоящего Тарифного руководства определяется ставка сбора за расстояние «свыше 1 до 2» км, которая составляет 721,1 руб./сут. Величина сбора за подачу и уборку вагонов составит: 1300,1+721,1 = 2021,2 руб./сут.


2.7.6.2. Если для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути выбран вариант оплаты за каждый выход локомотива, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма оплаты за работу локомотива при подаче и уборке (определённой за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы № 10 за каждый выход локомотива) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам части 2 таблицы № 11 настоящего Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге).
Пример: При расстоянии подачи и уборки вагонов в оба конца 11 км, из которых 2 км - по пути, принадлежащему железной дороге (при развернутой длине пути, принадлежащего железной дороге, 2 км), и 9 км - по пути, не принадлежащему железной дороге, для железнодорожного подъездного пути 2 группы в случае, когда грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути выбран вариант оплаты за каждый выход локомотива, размер ставки сбора определяется следующим образом:
за каждый выход локомотива по таблице № 10 настоящего Тарифного руководства определяется ставка сбора за 11 км, которая составляет 1139,3 руб. - при подаче (уборке) до 5 вагонов, 1302,2 руб. - при подаче (уборке) от 6 до 10 вагонов и 1477 руб. - при подаче (уборке) свыше 10 вагонов, а также по части 2 таблицы № 11 настоящего Тарифного руководства определяется ежесуточная ставка сбора (оплата за пользование железнодорожным подъездным путем) за 2 км, которая составляет 721,1 руб./сутки.


2.7.6.3. Для целей определения сбора за подачу и уборку вагонов в соответствии с подпунктом 2.7.6. настоящего Тарифного руководства принимается развернутая длина участка пути, принадлежащего железной дороге, используемого при подаче и уборке вагонов для грузоотправителя, грузополучателя, иного владельца железнодорожного подъездного пути, за услуги которому производится определение сбора».

Таким образом, смысл внесенных в Тарифное руководство №3 изменений, заключается в том, что на грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного подъездного пути помимо собственно платы за подачу и уборку вагонов дополнительно возлагается ежесуточная плата за пользование участком пути, принадлежащим железной дороге.
Для того чтобы посчитать, как внесенные изменения отразятся на величине платежей владельца подъездного пути, воспользуемся примерами, приведенными в старой и новой редакции Тарифного руководства № 3 для подъездного пути с расстоянием подачи и уборки вагонов – 11 км, из которых 2 км - принадлежности РЖД с развернутой длиной 1,3 км (Табл. 1):  

Таблица № 1

до 30.06.09

с 01.07.09

прирост к 01.07.08

ставка сбора

1176,1 руб.

2021,2 руб., в том числе:

оплата работы локомотива - 1300,1 руб.

71,86%

оплата за пользование жд подъездным путем - 721,1 руб.

коэффициент к ставкам сборов, устанавливаемый ФСТ

до 01.01.09 - 2,376

с 01.01.09 по 30.06.09 - 2, 495

2,637

10,98%

итого ежесуточная сумма сбора

До 01.01.09 - 2794,41 руб.

С 01.01.09 по 29.06.09 – 2934,37 руб.

5329,9 руб.

90,73%

 

 

Элементарный анализ таблицы показывает, что для владельца подъездного пути с приведенными в примере параметрами суммарная величина платы за подачу и уборку вагонов (с учетом вводимой платы за пользование подъездным путем) на 1 июля 2009 года возрастает по сравнению с платой по состоянию 1 июля прошлого года на 90,73%, а в сравнении с платой на 29 июня 2009 года (то есть, за два дня) – на 81,6 %. Реальное увеличение платы за подачу и уборку вагонов конкретного владельца подъездного пути в процентном отношении может быть и более высоким, и будет зависеть от соотношения долей принадлежности подъездного пути соответственно РЖД и ветвевладельцу. 
Очевидно, что внесенные изменения в Тарифное руководство №3 существенно повлияют на транспортные расходы большинства владельцев железнодорожных подъездных путей. Федеральная служба по тарифам, издавая упомянутый приказ № 120-т/5, целей и мотивов принятия такого решения не разъясняет. Более того, ФСТ свои решением вводит в практику такое понятие как развернутая длина участка пути, принадлежащего железной дороге, используемого при подаче и уборке, при этом не устанавливает порядок определения физической величины длины этого участка. Нововведенного понятия нет ни в Уставе железнодорожного транспорта, ни в Правилах эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, каких-либо других правилах, инструкциях, пособиях и учебниках по железнодорожному транспорту. 
Несомненно, что такая формулировка внесена в Тарифное руководство с подачи РЖД и позволит ей трактовать смысл нового понятийного термина в свою пользу. Несогласные с «понятием» железной дорогой нового термина, скорее всего, смогут отстоять свое право мыслить иначе только в судебном порядке. Первые результаты внесенных изменений проявятся уже в первой декаде июля текущего года. Готовьтесь… 


https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56258/

01.07.09 Сухарев А.Ю.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


Возврат к списку

Рекламный блок

Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике 04 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Логистика Будущего»