Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистика в строительном комплексе на фоне кризиса. Николай Лобанов.

Логистика в строительном комплексе на фоне кризиса. Николай Лобанов.

Логистика в строительном комплексе на фоне кризиса. 


Интервью Николая Лобанова журналу «Промышленно-строительное обозрение».

Логистика в строительном комплексе на фоне кризиса. 

Специальное приложение «ИННОВАЦИИ В РОССИИ – ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СТРОИТЕЛЬСТВО»

Опубликовано  в сокращённом варианте под  редакцией:  "Логистике нужна прозрачность бизнеса" №119 август 2009 г. 

- В чем особенности логистических систем предприятий строительного комплекса?

Строительный комплекс России преобразился в 90-е годы из строительной отрасли СССР, которая была частью структуры Государства. Тогда многие «СУ», путём отделения и «почкования» акционировались и приобрели коммерческую независимость. Но полную независимость от Государства строительные компании так и не получили.
Почему же?  
В Российской архитектурно-строительной энциклопедии строительный комплекс определяется как «совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата». 
Так, например ГК СУ-155 имеет 50-летнюю историю и только в 1991 году стала самостоятельным юридическим лицом, но тесная связь с Правительством Москвы и сейчас является мощным административным ресурсом компании. Хотя некоторые могут назвать такие «связи» коррупционными, а не «родительскими». Но это не тема нашего сегодняшнего обсуждения!  
Наша тема – логистика в строительной отрасли. 

Логистика в строительном комплексе на фоне кризиса. 


Интервью Николая Лобанова журналу «Промышленно-строительное обозрение».


Специальное приложение «ИННОВАЦИИ В РОССИИ – ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СТРОИТЕЛЬСТВО»

Опубликовано  в сокращённом варианте под  редакцией:  \"Логистике нужна прозрачность бизнеса\" №119 август 2009 г. 


- В чем особенности логистических систем предприятий строительного комплекса?


Строительный комплекс России преобразился в 90-е годы из строительной отрасли СССР, которая была частью структуры Государства. Тогда многие «СУ», путём отделения и «почкования» акционировались и приобрели коммерческую независимость. Но полную независимость от Государства строительные компании так и не получили.

Почему же?  
В Российской архитектурно-строительной энциклопедии строительный комплекс определяется как «совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата». 
Так, например ГК СУ-155 имеет 50-летнюю историю и только в 1991 году стала самостоятельным юридическим лицом, но тесная связь с Правительством Москвы и сейчас является мощным административным ресурсом компании. Хотя некоторые могут назвать такие «связи» коррупционными, а не «родительскими». Но это не тема нашего сегодняшнего обсуждения!  

Наша тема – логистика в строительной отрасли. Но эти темы имеют непосредственную связь, так как логистика управляет, координирует и оптимизирует все бизнес-процессы предприятия. Сильное «административное управление», оставшееся с былых времён, доминирует над слабыми ростками зародившейся логистической системы.  

Конечный результат организационно связывает строительные организации и производства, а также организации других отраслей в одно целое. Именно с точки зрения конечной продукции необходимо рассматривать комплексное управление в строительстве. Это же входит в концепцию логистического управления, но конечная продукция должна быть заданного (СНиП) качества и с минимальными издержками.

Логистическая система управления эффективна только в «прозрачном» бизнесе. Строительный бизнес прозрачным не назовёшь. Об этом говорит дискуссия в СМИ о цене жилья и из чего она складывается – оценки экспертов весьма приблизительны и сильно разнятся. Какая же здесь может быть логистика, если «откаты» оценивают до 30%, получение разрешений на строительство до 15%? Логистические издержки в такой ситуации не являются определяющими. И всё же! Доля материалов в себестоимости строительства около 50%, где стоимость цемента до 10%. На первый взгляд может показаться, что у логиста по закупкам есть возможность снизить издержки на материалы и их доставку! Но на самом деле выбор не велик и есть «старые проплаченные связи», которые никто не даст порушить. До 20% в себестоимости идёт на зарплату. Этот ресурс активно используется, путём найма дешёвой иностранной рабочей силы. Правда, заданное качество сильно страдает. Уровень брака до 10% -это существенный фактор. И что в результате – те же издержки, только они перераспределились: экономили на зарплате, а получили брак. Это путь в «никуда», так как существенный ресурс снижения издержек на строительство - это повышение производительности труда. Этот ресурс может быть эффективным только с квалифицированным персоналом, который не теряет в простоях до 20% времени. Поэтому при грамотной логистической системе в сфере транспорта, закупок, координации и планировании процессов можно неплохо экономить. Пока же на нашей стройке используется главный административный ресурс –прораб с матерными зычными выражениями, которые понимают все «узбеки», не знающие русского языка! 

- Доставка «точно в срок» - насколько она актуальна и используема строительными предприятиями?


Потери от брака и «простоев» составляют до 12-15 % от себестоимости, поэтому использование логистической технологии «точно в срок» при доставке материалов и оборудования является очень актуальной.  
Строительство, как система, воспринимается в первую очередь через материально-техническое обеспечение стройки. Для того чтобы построить любые здания и сооружения, необходимы в нужном количестве строительные материалы, конструкции и изделия, сырье и технологическое оборудование и др., которые предусмотрены проектом на строительно-монтажные работы. Процесс организации строительного производства предусматривает четкую поставку этих ресурсов в заданном объеме, указанные сроки и соответствующего качества. Опыт работы показывает, что для решения подобных задач эффективно применяется логистика.

В терминологическом словаре имеется следующее определение логистики. Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также о передаче, хранении и обработке соответствующей информации.

Логистические системы строительства следует рассматривать в контексте общей теории логистических систем.
Но не следует преувеличивать значение этой теории для «сегодняшней стройки», так как основные «простои» возникают по причинам недофинансирования. Строительный бизнес, получив самостоятельность от Государства, вынужден был стать инвестиционным, а значит более рискованным. Логистика использует разные инструменты для компенсации этих рисков, такие как страховые запасы материалов, но это в свою очередь повышает себестоимость материалов. Поэтому необходимо всё точно всё просчитывать и управлять процессами в режиме «реального времени». К сожалению, не смотря на актуальность точных поставок на строительные объекты, строительные предприятия не спешат обзаводиться хорошим программным обеспечением, не хотят вкладываться в ИТ. Очевидно руководство и владельцы строительных компаний считают, что более эффективны «административные ресурсы», а делать систему управления предприятием «прозрачной» смертельно опасно для своего бизнеса.  

- Часто ли строительные компании используют аутсорсинг в логистике? Можно ли привести какие-то цифры, подтверждающие это?

АУТСОРСИНГ (от англ. outsourcing - внешний источник) — передача компанией определенных бизнес-процессов или производственных задач на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
Если говорить «по-русски», то аутсорсинг – это тот же «субподряд», который давно широко используется всеми строительными предприятиями. Иначе как бы СУ-155 выполнила в кротчайшие сроки всего указание Президента РФ по восстановлению инфраструктуры Южной Осетии. Безусловно, для такой «вахтовой работы» были в полной мере использованы «местные ресурсы», как людские, так и по поставке необходимых стройматериалов. Кстати, данный факт ещё раз подчёркивает тесную связь между Государством и строительными компаниями. Строительные компании всё ещё сильно сориентированы на «госзаказ» и «государственную кормушку», поэтому незачем быть эффективными и внедрять логистику – война всё спишет.  

Аутсорсинг позволяет компаниям сконцентрировать усилия на основном бизнесе, повысить его эффективность, производительность труда, качество поставляемой продукции и предоставляемых услуг, решать проблемы функционирования и развития сокращая издержки хозяйственной деятельности, снижая эксплуатационные затраты за счет передачи компаниям - аутсорсерам не свойственных для компании функций в управление профессиональной и специализированной организации.

В современных условиях хозяйствования строительным компаниям необходимо перестроить традиционные рельсы логистики с использованием системы аутсорсинга с учетом влияния рынка.  

Передача по контракту работ строительного процесса в системе аутсорсинга осуществляется по следующим направлениям:
- проектные и сметные работы;
- закупка материалов и оборудования;
- складское хранение;
- кадры и рабочая сила; 
- строительный процесс;
- продажа готовых узлов;
- послепродажный сервис.
- транспортные услуги;
- маркетинговые исследования и поиск инвестиций;
- услуги по реализации объектов;
- ИТ–обслуживание и связь;
- охрана объектов;

Опыт показывает, что строительные компании редко имеют возможность качественного обеспечения всех циклов строительного процесса.
Стратегия аутсорсинга подразумевает долгосрочное сотрудничество двух организаций на принципах партнерства. Преимущества стратегического уровня выражены в том, что данная система позволяет сфокусировать внимание на основном бизнесе, уменьшить инвестиционные затраты на основные фонды, гибко реагировать на рыночные перемены. Необходимо еще отметить и сокращение накладных расходов по содержанию дополнительных штатных исполнителей в части их обучения, информационной поддержки, стоимости рабочих мест. Строительным компаниям, аутсорсинг полезен ещё тем, что позволяет использовать значительно меньшие заёмные средства для финансирования своих объектов, с учётом сезонности работ.  

- Из чего складываются логистические затраты в экономике строительной фирмы?

Принято считать, что логистика управляет материальными, документарными и информационными потоками, но хотелось бы добавить, важный для строительного инвестиционного бизнеса, финансовый поток.  
Строительная отрасль обладает высочайшей социальной значимостью на государственном уровне, поэтому «лихорадка» в строительном бизнесе трясёт всю страну и касается каждого человека. Примером могут служить до сих пор нерешённые проблемы со «строительными пирамидами», а подорожание цемента обсуждалось во всех СМИ на всех уровнях. Из чего складывается цена «квадратного метра» до сих пор является «тайной за семью печатями», которая интересует всех «от мала до велика». «Квадратный метр» является основным предметом инвестиций граждан и бизнеса. Так из чего же складываются затраты в экономике строительной компании с точки зрения логиста.  
Материально-техническое снабжение - ведь 50% себестоимости - это материалы. Когда два года назад поднялась цена на цемент, начался «бум» по поиску альтернативных импортных источников снабжения. Многих логистов будоражила новая задача доставки цемента из Китая и Азии. Но при всей дешевизне импортного цемента, его транспортная составляющая оказалась очень существенной. Поэтому строители обратились к «административному государственному рычагу» и цену на цемент производителей заставили снизить.
Таким образом, в экономике строительной фирмы закупочные, складские и транспортные затраты являются традиционно важными и им, как правило уделяют основное внимание в департаментах логистики строительных компаний, если таковые есть. 

Но есть не менее значимые «невидимые» логистические затраты в экономике строительных компаний, которым уделяется мало внимания.  
«Документарные и информационные» потоки находятся в глубокой «тени». Отсутствие автоматизированного управленческого учёта в режиме «реального времени» делает строительный бизнес «непрозрачным», что приводит к огромным издержкам из-за неправильных, несвоевременно принятых управленческих решений, к большим транзакционным издержкам при прохождении информации по сложной многоуровневой структуре строительной компании.
Отдельная тема – это финансовые потоки, которые также лежат в сфере логистического управления. Строительный бизнес является «инвестиционным», а значит эффективность использования заёмных средств является существенной составляющей экономики. «Время=Деньги» - логистика может эффективно управлять временем, а значит и деньгами. Затраты в экономике строительной компании в этой сфере пожалуй самые большие, но логистов в эту сферу не допускаю к великому сожалению.
  

- Как добиться оптимизации процессов и минимизации потерь?

Как известно «рыба гниёт с головы»! Оптимизация и минимизация потерь эффективна только «сверху вниз», т.е. начинать нужно с «головы». До тех пор пока «голова» даёт указание экономистам и бухгалтерам, какую «себестоимость» они должны насчитать, чтобы «оптимизировать налоги», пока бизнес «не прозрачен» и не автоматизирован, не стоит ждать эффективности в управлении затратами. Чтобы управлять затратами в экономике строительной компании, нужно чётко определить каждый бизнес-процесс, каждую операцию и выстроить механизмы автоматического управления ими на основе объективных показателей эффективности. А чтобы «человеческий фактор» не стал «палкой в колесе», следует встроить в логистическую систему эффективную систему мотивации персонала всех уровней. Пока же автоматизация строительных компаний находится на уровне использования программ «1С» и «Смета.ру».  

- Что требует современное и эффективное строительное предприятие от специалиста по логистике?

Структура многих строительных компаний претерпела мало изменений с «советских времён». Если в них по веяниям моды и создан «департамент логистики», то он по сути является отделом материально-технического снабжения со складом плюс транспортный. От специалиста требуются только «исполнительские» и «диспетчерские» функции без какого-либо влияния на экономическую составляющую бизнес-процессов. Поэтому в вакансиях логистов требуется «строительное», а не «логистическое» образование, знание СНиПов, а не основ логистики. Как правило, строительные компании выставляют вакансии: логист по снабжению и закупке, ПТО, складские работники, логист по организации транспорта, а это должности среднего исполнительского звена.  
Эффективной в строительном предприятии логистика будет только тогда, когда займёт должный уровень в его структуре.  

- Как вы оцениваете влияние кризиса на сферу логистики? Что можно посоветовать в этих условиях предприятиям строительного комплекса?

На этот вопрос я пытался дать ответ в своей статье «Логистика в период кризиса» на интернет портале «Лобанов-Логист». Кризис «доверия», который начался с финансовой сферы, безусловно, отразился на сфере логистики. «Мыльные пузыри» в логистике тоже начали лопаться и обнаружилось, что работать эффективно и качественно некому. Реально специалистов по логистике, которые «могут» можно по пальцам пересчитать, надёжных компаний единицы.  
В общем, кризис очистил от «мишуры» и показал истинное лицо и возможности компаний и специалистов, работающих в них. Поэтому влияние кризиса оцениваю скорее как положительное, очистительное, закаляющее. 

Строительный бизнес испытал шок, а многие компании встали на грань банкротства, так как используют заёмные средства. Реагировали все примерно одинаково – вначале выжидали, замерев в стагнации, затем начали сжиматься и просить помощи у Государства. Например, СУ-155 сделала из трёх компаний одну, сократив персонал и посадив на мизерный оклад остальных сотрудников. Получив госзаказ в Южной Осетии, и на строительство жилья для военных от МО немного собралась с духом. Пришлось продать Московскому Правительству по демпинговым ценам значительную долю своих недостроенных квартир. В общем, каждая строительная компания выживает, как может, используя все имеющиеся ресурсы, в том числе и «административные». Что тут посоветуешь?! Пора, господа, становиться эффективными и начать считать деньги.


Время «безумных» инвестиций прошло!

 

Логистика и логистическое управление - это возможность и шанс для всех сделать свой бизнес эффективным и менее затратным. 
 Используйте свой шанс или умрите!
 Да, есть над чем, задуматься и чего бояться, когда каждый день мы слышим «некрологи» о банкротстве «бесспорных брендовых лидеров» капиталистического труда. 
  Эти «лидеры» потому быстро пали, что сильно «раздулись» пиаром, а внутри остались на «допотопном» технологическом и организационном уровне, живя в долг на чужие деньги, не имея ничего «за душой», как «паразиты».
  Так почему бы вам, более достойным, не занять их место? Не повторяйте их ошибок.
Дерзайте, шанс в ваших руках! 
Но помните старую мудрость: «кадры решают всё!», а один в поле не воин!  

 
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56367/

Возврат к списку

Рекламный блок

Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы