Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Парадоксы рынка логистики. Панасенко Е.В.

Парадоксы рынка логистики. Панасенко Е.В.

Парадоксы рынка логистики.

Доклад на конференции 25.09.09  Панасенко Е.В.

Данный материал подготовлен без претензии на глобальный обзор рынка складских логистических услуг. Это субъективный опыт моей работы в данном направлении в период кризиса.


Парадоксы рынка логистики.

Доклад на конференции 25.09.09  Панасенко Е.В.
Директор по логистике ГК «Юнитоп»


1. Вступление.

  

 Данный материал подготовлен без претензии на глобальный обзор рынка складских логистических услуг. Это субъективный опыт моей работы в данном направлении в период кризиса.

 

2. Предпосылки принятия решения о переводе складской логистики на аутсорсинг.


Как было. 
В компании было два склада – один оптовый (в МО), второй розничный (в г. Москве). Учёт себестоимости складских операций не вёлся. Системы WMS не было как таковой. Ресурсное планирование осуществлялось по принципу – что выпросил, то и получил… Понятие качества работы склада оценивалось руководством харизматически, на основе эмоциональной перепалки менеджеров склада и департамента продаж. Товарный учёт состояла из выборочных инвентаризаций по претензиям клиентов и из ежегодной инвентаризации в рождественские каникулы. Менеджеры склада подбирались по принципу - лишь бы не пил и не воровал и подешевле стоил. Критерии оценки их профессионального уровня отсутствовали. Транспортный отдел координировал свою деятельность со складами по телефону из центрального офиса… Многие компании - дистрибьютеры работали и продолжают работать именно так.

Как стало. 
Склады объединили в один – паллетно-коробочно-розничного набора. Объединили ТО и склад на одну территорию в один управленческий узел. Была разработана самостоятельно некое подобие WMS на основе 1С. Введено адресное хранение и учёт индивидуальной выработки. Разработана система управления качеством. Разработана система товарного учёта, включающая в себя набор текущих инвентаризаций, технологию сверки финансово-управленческой и складской БД. Эти меры позволили сократить издержки на складские операции на 50%. Повысилось качество – доля выполненного заказа достигла значения 99,85%. Появилась статистика по складским операциям и критерии оценки их эффективности. Правда, для этого, понадобилось поменять всех менеджеров склада… Тем не менее, стало ясно, что большей эффективности с данного склада уже не выжать. А затраты, на мой взгляд, по-прежнему оставались существенными. Причина – нецелесообразность организации круглосуточной и ежедневной работы склада, существенные сезонные колебания спроса, высокая доля накладных расходов в общей структуре затрат по складу.
  Была поставлена задача изучить возможность и целесообразность отказа от собственного склада и перехода на аутсорсинг складской логистики. 
  Замечу, данная работа началась до начала кризиса, продолжается во время кризиса и будет продолжаться, когда он закончится!


3. Работа с Логистическими операторами.

  
 Прежде всего, было сделано подробное технико-экономическое обоснование трёх вариантов дальнейшего развития складской логистики:

- оптимизация работы собственного склада;

- комбинированный вариант – собственный склад + услуги ЛО (Логистический оператор);

- отказ от собственных складов и полный переход на аутсорсинг склада, с дальнейшим включением в эту схему и транспортных операций доставки заказов клиентам.
  
 Расчёты были сделаны исходя из номинального варианта прогнозов продаж на ближайшие 3 года.

  Результаты расчётов показали, что два последних варианта по эффективности близки друг к другу.


Первый вариант был признан бесперспективным.

  

 Далее, было сформулировано техническое задание для тендера на выбор ЛО. Указаны объёмы технологических операций на год, объёмы хранения, виды дополнительных работ, описаны рамочно основные складские операции, подготовлен договор с ЛО. На приглашение в тендере откликнулось около 30 компаний. Мною было выбрано и отработано 24 варианта. Процесс выбора продолжался более 3-х месяцев. В конечном итоге, на финальный этап тендера с участием учредителей было предложено 3 компании, предложивших примерно равные экономические условия и располагающих примерно одинаковыми складскими комплексами и набором услуг. После совместных встреч «на высшем уровне», остановились на одном из претендентов, с которым был заключен соответствующий договор. С ним мы и работаем в настоящее время.

  

  На основе этой огромной работы, позволю себе сделать следующие выводы:


  Плюсы нынешнего рынка складской логистики:


1. Имеется существенный профицит предложения над спросом складских помещений класса В, хорошо технологически оснащённых, в удобных для Клиентов местах;

2. Некоторые ЛО внедрили современные WMS, позволяющие как оптимизировать складские операции, так и предоставлять необходимую информацию и отчёты своим Клиентам.

3. Некоторые ЛО уже имеют складских менеджеров и специалистов, имеющих опыт управления современными складами. 


  Минусы нынешних Логистических опеарторов:


1. Низкий уровень клиентоориентированности складских менеджеров. Клиентоориентированность ощущается на уровне руководства и менеджеров-продажников. А вот на уровне склада, каждое нестандартное обращение Клиента встречает не всегда адекватные реакции по самым несущественным вопросам. Вместо цивилизованного отношения к Клиенту, выражаемого фразой «Чем я могу Вам помочь?», встречаешь до боли знакомое – «Чего надо, не мешайте работать!» в сочетании с «Как бы с Вас ещё чего-нибуть содрать?»

2. Крайне плохо выстроены бизнес-процессы. Очень сложно бывает понять кто и за что отвечает на складе. Нехватка опытных менеджеров, подготовленных к работе на современных складах, опыт работы с WMS. Руководители складов не всегда адекватно планируют ресурс и не могут точно сказать, когда будет выполнено задание Клиента и будет ли оно выполнено вообще. Поэтому, берутся за всё. Обещают. А затем начинается…

3. Недостаточно опыта и желания работать с розничным набором. На большинстве складов отсутствует как таковой участок розничного набора. В большинстве случаев для этих целей приспосабливают паллетные стеллажи, что крайне неэффективно как с точки зрения использования объёма склада, так и по технологии набора и качества. 

4. Я не встретил ни одного ЛО который смог бы ответить конкретно на вопросы уровня качества их услуг. Ответы – прилагательные, сказуемые, но нет цифр… Не оперируют наши ЛО теми показателями качества, которые давно приняты в мире при оценке складской логистики. Нет выстроенных систем управления качеством. На эти цели предпочитают не выделять ресурс.

5. Наблюдается дефицит квалифицированных рабочих и неумение работать с складским персоналом. Отсутствуют современные технологии мотивации персонала на производительность и качественную работу. Часто приходилось видеть современнейшие склады с новеньким оборудованием, и … полуграмотными гастарбайтерами, управляемыми одним «надсмотрщиком». Вот и доверяй такому складу дорогостоящий и хрупкий товар!

6. Цены и ценообразование. Несмотря на существенное снижении цен, они по-прежнему высоки. По-прежнему, нам выгоднее хранить товар на складах за рубежом. Для сравнения могу привести цифры:
  – на складах в Риге и Англии мы храним товар по цене 2 £ за паллетоместо в неделю, что составляет примерно 14 руб/сутки. Это практически средний уровень цен в Москве и МО. При этом, замечу, мы не платим ни за «зарезервированное пространство», ни за стоимость складских операций. Мало того, в Англии практически не ошибаются, и у нас нет необходимости держать там своих представителей. Для решения вопросов не мы едем к ним, а они приезжают к нам. Что называется «all inclusive». Поэтому, российским ЛО не стоит забывать, что Вы конкурируете не только между собой, но и с Вашими коллегами в Прибалтике и др. странах Европы. В настоящее время, наверное, следовало бы поумерить свои аппетиты и сосредоточиться на качестве своей работы.
  Есть и чисто «новорусские» приёмы – объявляется минимальная цена, затем она начинает «подкручиваться» за счёт оплаты за преодоление различных ограничений, без которых нормальная работа не получится…. Этот опыт нам также известен.

7. Учёт стоимости услуг (Billing) ведётся в большей части вручную. Основная причина – услуги измельчены, их не группируют укрупнено. В результате, на каждую «блоху» нужно писать заявки, затем подписывать акты и т.п. Нет клиентоориентированной политики ценообразования. Хорошо если клиент сам специалист в складской логистике. А если нет? А ведь одна из целее аутсорсинга – снижение общеуправленческих затрат. Дистрибьютеру, по определению, не нужен высококвалифицированный складской логист… Нужен логист по управлению цепями поставок!

8. Практически отсутствуют предложения по полному комплексу складских услуг и доставки клиентам. Как правило, предложения ограничиваются доставкой заказа до ворот склада. Далее, следует отдельно договариваться с транспортной компанией по доставке собранного заказа Получателям груза, а затем выстраивать взаимодействие между звеньями «Склад-Доставка».
   

4. Заключение.


Несмотря на все сложности становления рынка логистических услуг, я считаю, что это перспективное направление и его нужно рассматривать всем дистрибьютерам. Нужно регулярно проводить реинжиниринг всех логистических процессов в компании. И отстраивать их не от достигнутого, а из ориентира на лучшие показатели в данном бизнесе. В частности, нам это позволило достичь 30% сокращения издержек на складскую логистику. Не нужно пренебрегать консалтингом – лучше научиться на имеющемся опыте, чем самому наступать на грабли, которые и так уже оттоптали Ваши коллеги. 

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56447/

Возврат к списку

Рекламный блок

Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике